ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕСТРИНРСКОГО ДЕЛА НА ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР
Мамедова Гузаля Бакировна
Ассистент кафедры Общественного здоровья, организации и управления здравоохранением, Ташкентского педиатрического медицинского института
Маматова Дильрабо М Магистрант кафедры Общественного здоровья, организации и управления здравоохранением, Ташкентского педиатрического медицинского института
Максудова Наргиз Адиловна Ассистент кафедры Общественного здоровья, организации и управления здравоохранением, Ташкентского педиатрического медицинского института
Шерова Зебо Норбобаевна ассистент кафедры Воп терапия, клиническая фармакология, Ташкентского педиатрического медицинского института
АННОТАЦИЯ
В статье приводится анализ литературной базы данных по актуальности и эффективности применения принципов этики и деонтологии в практической деятельности медицинских сестер. Ключевые слова: медицинская этика, деонтология, медицинская сестра
Медицинская сестра на современном этапе развития здравоохранения рассматривается государством и обществом как уникальная личность, способная самостоятельно выполнять круг определенных обязанностей на высоком профессиональном уровне[3,12]. В связи с этим, к деятельности среднего медицинского персонала предъявляются повышенные требования, с учетом которых осуществляется поиск новых подходов к повышению качества и оптимизации их труда[6]. Профессиональные функции и организационные формы деятельности среднего медицинского персонала меняются в соответствии с задачами, стоящими перед здравоохранением. Расширяется участие в новых формах: дневных стационарах, службе общей врачебной практики, медико-социальной помощи. На сестринский персонал возлагаются функции обучению пациентов самоконтролю за состоянием здоровья, методам профилактики заболеваний, правилам приема медикаментов, основам диетотерапии и т.д. [16]. Огромный пласт нерешенных до сих пор проблем связан с такой сферой как этика деятельности медицинского персонала. Ключевые характеристики сестринского дела - милосердие, служение, сострадание, духовность - рассмотрены в контексте биоэтики и этики медсестры такими учеными и практиками как Г.М. Перфильева, Я.А. Иванюшкин, А.К. Хетагуровой, Г.П. Котельниковым, С.И. Двойниковым и др. [5,7]. Этические принципы определяют Этический Кодекс медсестры в каждой из стран и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры. Этот кодекс определяет также ответственность медицинских сестер перед обществом и коллегами. Медицинские сестры трудятся в самых разнообразных социально-экономических и прочих условиях в обществах с разным культурным укладом. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что некоторые этические принципы сестринского дела нашли признание,
если не везде, то в большинстве стран. Справедливо было заметить, что в международном масштабе сестринская помощь сейчас придерживается общей системой ценностей и этических принципов. ЮНЕСКО и ВОЗ в 90-х годах изучали вопрос о том, как обучают этике в медицинских учебных заведениях: в Европе такое обучение считалось необязательным, несколько иначе к нему относились в Соединенных Штатах Америки, а развивающие страны, как правило, подражали европейским. По словам 7. Вапкс^зЫ, студентов медицинских учебных заведений необходимо серьезно знакомить со всеми вопросами, касающимися этики[18]. Это необходимо потому, что анкетирование среди пациентов, проведенное в США, показало недовольство их медицинским обслуживанием. Отмечены, невнимательность к больным и заносчивость среди среднего медицинского персонала[14]. В Германии опрос 2131 пациентов также показал неудовлетворительный результат медицинского обслуживания. 63% пациентов считают, что им уделяется недостаточно времени и внимания, 44% отметили нежелание медицинских работников объяснять медицинские назначения и др. [8]. С целью повышения качества медицинской помощи, в частности, сестринской, в зарубежном здравоохранении большое внимание стали уделять вопросам стандартизации[11,17,23]. В зарубежной практике вопросы стандартизации сестринских услуг всегда находились в центре внимания, как профессиональных сестринских организаций, так и органов государственной власти, отвечающих за гарантированный уровень доступной и качественной медицинской помощи. Стандарты позволяют организовывать сестринскую помощь, поддерживать ее высокий уровень и эффективно управлять ее качеством[13,21]. Где одним из важных рассматриваемых проблем является этическое поведение медицинских сестер. Главным координирующим органом в области международного сестринского дела в настоящее
-W-
время является Международный совет медицинских сестер (The International Council of Nursing, ICN), организованный в 1899 г. Он объединяет национальные сестринские ассоциации из более чем 128 стран[21]. Наряду со стандартизацией медицинских услуг и процедур, которые являются универсальными для большинства стран мира, так как потребности в сестринских услугах во всех странах одинаковы, ICN уделяет большое внимание вопросам многоаспектной деятельности сестринского персонала. В частности, это нормы общения с пациентом и его представителями, соблюдение конфиденциальности, безопасности и прав пациента, следование принципам работы с представителями других профессиональных групп и др. Для стандартизации этих норм Международный совет разработал «Кодекс медицинских сестер» (ICN Code for Nurses), который является основополагающим документом по этическим вопросам сестринской практики во всем мире, и на основе которого другие страны разрабатывают собственные этические кодексы медицинских сестер[20]. В частности, Американская ассоциация медицинских сестер также разработала свой Этический кодекс (American Nurses Association Code of Ethics for nurses) в котором оговорены положения о профессиональной ответственности, конфиденциальности и соблюдении принципов безопасности и прав пациента; принципы взаимодействия с пациентами, врачами и другими членами медицинской бригады в целях достижения высокого уровня медицинской помощи[9]. Совет медицинских сестер и акушерок Великобритании разработал «Свод правил в работе медицинских сестер и акушерок: стандарты и этический кодекс» [15]. Он регламентирует: Уважение к пациенту; Получение согласия от пациента перед медицинским вмешательством; Эффективные навыки работы с другими членами медицинской бригады; Конфиденциальность информации о пациенте; Умение вовремя предотвращать и максимально снижать вероятные риски для пациентов. С зарождением биоэтики, в целом ряде стран Европы и Америки были созданы этические комитеты различных уровней для решения ряда этических проблем и вопросов, связанных с защитой людей при проведении биомедицинских и поведенческих исследований[22]. Также созданы этические комитеты при лечебных медицинских учреждениях - больницах, поскольку именно здесь ежедневно возникают ситуации, решение которых должно быть только в компетенции этических комитетов больниц[24]. Сегодня большая часть профессиональной деятельности руководителя сестринским персоналом связана и с разрешением конфликтов в трудовом коллективе из-за недостаточно чёткого определения сферы компетенции, дублирования функции, отсутствия системных знаний у персонала по коммуникации, конфликтологии, низкого уровня психологической устойчивости против стрессов, недостаточной общей культуры[2]. Анализируя деятельность медицинских организаций, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности организатора. Согласно мнению специалистов, современный руководитель должен быть интеллектуальным, уверенным в себе, эмо-
ционально уравновешенным и стрессоустойчивым, креативным, предприимчивым, ответственным и надежным и др. [4]. Это установлено и по результатам исследования ВОЗ (1999) с использованием метода «Дельфи» [9,19]. В настоящее время, учитывая перемены, происходящие в здравоохранении и обществе, сестре-руководителю приходится быть и педагогом-воспитателем [5]. Под ее руководством находится не только разная возрастная категория медицинского персонала, но и люди с разным воспитанием, разной культурой и разными взглядами на жизнь, разной профессиональной подготовкой, и разным отношением к своей деятельности, большую часть которых составляет молодежь. Поэтому зачастую сестре-руководителю приходится воспитывать своих подчиненных с морально-нравственных позиций, с этических и эстетических, приходится помогать им в решении вопросов, связанных с оказанием и организацией сестринской помощи на местах, помогать получить дополнительную медицинскую информацию по интересующим вопросам[16]. Таким образом, очень важно, чтобы сестра-руководитель обладала педагогическими способностями, культурой общения, высоким творческим потенциалом и знала основы психологии личности. Поскольку медсестры обеспечивают большой объем лечебно-диагностической, профилактической и социальной помощи, преобразования в системе здравоохранения начались с изменений в системе их профессиональной подготовки[1,3]. В Узбекистане в 1995 году на состоявшемся в Ташкенте первом совещании главных медицинских сестер с представителями ВОЗ приоритетными признаны разработка нормативно-законодательной базы сестринского дела, пересмотр профессиональных структур персонала среднего звена, уточнения роли и функции на каждом уровне реформирования образования. В результате реформы сестринского дела создана законодательная база многоступенчатой системы подготов-ки[10].
Выводы. Анализ изученной научно-медицинской литературы показывает, что традиционно сложившееся представление о медицинской сестре как о помощнице врача, выполняющей вспомогательные функции, недооценка научного анализа в управлении и организации работы среднего медицинского персонала, недостаточность в изучении и постановке дел по этическому воспитанию среднего медицинского персонала, роли в этом руководителя сестринского дела и влияние этики и деонтологии на качество медицинской помощи, могут повлиять на качество деятельности медицинских сестер. Поэтому сегодня наиболее адекватным поставленным организационно-управленческим и административным задачам развития сестринского дела представляется этико-деонтологиче-ский подход, позволяющий дополнить узконаправленные медицинские исследования более широким социальным контекстом и выявить латентные факторы, процессы и явления, тормозящие его развитие. Исходя из вышесказанного, в поисках путей повышения качества медицинской помощи перспективным представляется изучение постановки дел по этическому воспитанию среднего медицинского персонала, роли в этом руководителя сестринского дела, разработка новых подходов к повышению культуры
медицинского обслуживания населения, что позволит поднять научный потенциал в деятельности лечебно-профилактических учреждений, роли в этом медицинских сестер, тем самым улучшить здоровье населения, своевременную и эффективную диагностику, лечение, профилактику пациентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллаев А.А. Этические, психологические и профессиональные требования к медсестре общей врачебной практики семейной медицины. //Медицинская се-стра.-М.,2006.-№1.-С.6-7.
2. Глотова И.Г. Профессиональное поведение медсестры и его этическое регулирование.- Белгород: кооперативное образование,2000.-56 с.
3. Глотова И.Г. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров и пути реформирования сестринского дела и образования в Белгородской области: Автореф. дис. канд. мед. Наук.-М.. 2008.-29 с.
4. Гончарова Г.Н., Горбачев Н.А., Упатов В.В. Медико-социальный и психологический портрет организатора здравоохранения.// Здравоохранение Российской Федера-ции.-М., 2002.-№ 6.-С.27-31.
5. Двойников С.И., Карасева Л.А. Философские и нравственно-этические аспекты деятельности медицинской сестры.// Медицинская помощь.-М., 1997. - №3.-С.51-53.
6. Двойников С.И., Лапик С.В. Инновационные обучающие технологии в системе многоуровнего образования медицинских сестер: метод конкретных ситуаций.// Главная медицинская сестра. -М., 2005.-№5.-С. 65-76.
7. Димов А.С. Кризис деонтологии: методологические аспекты.// Клиническая медицина. - М., 2008. - №12.-С. 4-7.
8. Дружинина Т. Руководитель сестринской службы как лидер.//Сестринское дело.-М., 2006.-№2.-С.33-34
9. Идеальные качества главных медицинских сестер в Европе: исследование «Дельфи» для ЕРБ ВОЗ: сборник.-Копенгаген, 2001.-26 с.
10. Исмаилова Б.Х. Состояние сестринского дела в странах Центральной Азии//Педиатрия (узб.).-Т., 2003.-
№1.-С.7-10.
11. Папук Е.М. Стандартизация в сестринском деле.// Клиническая геронтология.-М., 2005.-№7.-С.47-49.
12. Перфильева Г.М. Роль сестринского дела в реформе здравоохранения России.//Медицинская помощь.-М., 2006.-№6.-С.37.
13. Попова Н.М., Данилова К.А.. Макарова М.В. и др. Стандартизация сестринских технологий - механизм повышения качества медицинской помощи.//
14. Реформа здравоохранения США и перемены в сестринском деле.//Сестринское дело.-М., 2007.-№5.-С.26-27.
15. Савельева И. Здравоохранение в Великобритании: время перемен.// Сестринское дело. - М., 2008.- №1.-С.7.
16. Свирдова И.А. Управление качеством сестринских услуг в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.//Главная медицинская сестра.-М., 2003.-№9.- С. 33-38.
17. Стандарты Европейского союза для сестринского дела и акушерства: информация для стран-кандидатов для вступления.- Копенгаген, 2000.-19с.-200с.
18. Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./Под общ. Ред. Профессора Г.М. Перфильевой. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005- 56 с.
19. Хеннеси Д., Хикс С.Идеальные качества главных медицинских сестер в Европе.//Медицинские знания.М., 2003.-№2.-С. 31-32.
20. Хохлов А. Международный кодекс медицинской этики.//Врач.-М., 2008.-8-15с.
21. Чельцова А.А., Камынина Н.Н. Зарубежный опыт стандартизации сестринской деятельности.//Медицин-ская сестра. - М., 2007.-№8.-С. 20-22.
22. Шамов И.А. От деонтологии к биомедицинской этике.//Медицинская сестра.- М., 2006.- №1.-С. 2-5.
23. Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры//Про-изводственный стандарт.-Минск:БелМАПО, 2002.-29с.
24. Bein T. Ethical conflicts in the surgical intensive care setting - impact of ethics consultations.\\Zentralbl.Chir.-2011.-Vol.136.№ 2.-P.113-117.
-1(9-