Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕСТРИНРСКОГО ДЕЛА НА ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР'

ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕСТРИНРСКОГО ДЕЛА НА ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мамедова Гузаля Бакировна, Маматова Дильрабо М, Максудова Наргиз Адиловна, Шерова Зебо Норбобаевна

В статье приводится анализ литературной базы данных по актуальности и эффективности применения принци- пов этики и деонтологии в практической деятельности медицинских сестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕСТРИНРСКОГО ДЕЛА НА ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР»

ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕСТРИНРСКОГО ДЕЛА НА ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР

Мамедова Гузаля Бакировна

Ассистент кафедры Общественного здоровья, организации и управления здравоохранением, Ташкентского педиатрического медицинского института

Маматова Дильрабо М Магистрант кафедры Общественного здоровья, организации и управления здравоохранением, Ташкентского педиатрического медицинского института

Максудова Наргиз Адиловна Ассистент кафедры Общественного здоровья, организации и управления здравоохранением, Ташкентского педиатрического медицинского института

Шерова Зебо Норбобаевна ассистент кафедры Воп терапия, клиническая фармакология, Ташкентского педиатрического медицинского института

АННОТАЦИЯ

В статье приводится анализ литературной базы данных по актуальности и эффективности применения принципов этики и деонтологии в практической деятельности медицинских сестер. Ключевые слова: медицинская этика, деонтология, медицинская сестра

Медицинская сестра на современном этапе развития здравоохранения рассматривается государством и обществом как уникальная личность, способная самостоятельно выполнять круг определенных обязанностей на высоком профессиональном уровне[3,12]. В связи с этим, к деятельности среднего медицинского персонала предъявляются повышенные требования, с учетом которых осуществляется поиск новых подходов к повышению качества и оптимизации их труда[6]. Профессиональные функции и организационные формы деятельности среднего медицинского персонала меняются в соответствии с задачами, стоящими перед здравоохранением. Расширяется участие в новых формах: дневных стационарах, службе общей врачебной практики, медико-социальной помощи. На сестринский персонал возлагаются функции обучению пациентов самоконтролю за состоянием здоровья, методам профилактики заболеваний, правилам приема медикаментов, основам диетотерапии и т.д. [16]. Огромный пласт нерешенных до сих пор проблем связан с такой сферой как этика деятельности медицинского персонала. Ключевые характеристики сестринского дела - милосердие, служение, сострадание, духовность - рассмотрены в контексте биоэтики и этики медсестры такими учеными и практиками как Г.М. Перфильева, Я.А. Иванюшкин, А.К. Хетагуровой, Г.П. Котельниковым, С.И. Двойниковым и др. [5,7]. Этические принципы определяют Этический Кодекс медсестры в каждой из стран и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры. Этот кодекс определяет также ответственность медицинских сестер перед обществом и коллегами. Медицинские сестры трудятся в самых разнообразных социально-экономических и прочих условиях в обществах с разным культурным укладом. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что некоторые этические принципы сестринского дела нашли признание,

если не везде, то в большинстве стран. Справедливо было заметить, что в международном масштабе сестринская помощь сейчас придерживается общей системой ценностей и этических принципов. ЮНЕСКО и ВОЗ в 90-х годах изучали вопрос о том, как обучают этике в медицинских учебных заведениях: в Европе такое обучение считалось необязательным, несколько иначе к нему относились в Соединенных Штатах Америки, а развивающие страны, как правило, подражали европейским. По словам 7. Вапкс^зЫ, студентов медицинских учебных заведений необходимо серьезно знакомить со всеми вопросами, касающимися этики[18]. Это необходимо потому, что анкетирование среди пациентов, проведенное в США, показало недовольство их медицинским обслуживанием. Отмечены, невнимательность к больным и заносчивость среди среднего медицинского персонала[14]. В Германии опрос 2131 пациентов также показал неудовлетворительный результат медицинского обслуживания. 63% пациентов считают, что им уделяется недостаточно времени и внимания, 44% отметили нежелание медицинских работников объяснять медицинские назначения и др. [8]. С целью повышения качества медицинской помощи, в частности, сестринской, в зарубежном здравоохранении большое внимание стали уделять вопросам стандартизации[11,17,23]. В зарубежной практике вопросы стандартизации сестринских услуг всегда находились в центре внимания, как профессиональных сестринских организаций, так и органов государственной власти, отвечающих за гарантированный уровень доступной и качественной медицинской помощи. Стандарты позволяют организовывать сестринскую помощь, поддерживать ее высокий уровень и эффективно управлять ее качеством[13,21]. Где одним из важных рассматриваемых проблем является этическое поведение медицинских сестер. Главным координирующим органом в области международного сестринского дела в настоящее

-W-

время является Международный совет медицинских сестер (The International Council of Nursing, ICN), организованный в 1899 г. Он объединяет национальные сестринские ассоциации из более чем 128 стран[21]. Наряду со стандартизацией медицинских услуг и процедур, которые являются универсальными для большинства стран мира, так как потребности в сестринских услугах во всех странах одинаковы, ICN уделяет большое внимание вопросам многоаспектной деятельности сестринского персонала. В частности, это нормы общения с пациентом и его представителями, соблюдение конфиденциальности, безопасности и прав пациента, следование принципам работы с представителями других профессиональных групп и др. Для стандартизации этих норм Международный совет разработал «Кодекс медицинских сестер» (ICN Code for Nurses), который является основополагающим документом по этическим вопросам сестринской практики во всем мире, и на основе которого другие страны разрабатывают собственные этические кодексы медицинских сестер[20]. В частности, Американская ассоциация медицинских сестер также разработала свой Этический кодекс (American Nurses Association Code of Ethics for nurses) в котором оговорены положения о профессиональной ответственности, конфиденциальности и соблюдении принципов безопасности и прав пациента; принципы взаимодействия с пациентами, врачами и другими членами медицинской бригады в целях достижения высокого уровня медицинской помощи[9]. Совет медицинских сестер и акушерок Великобритании разработал «Свод правил в работе медицинских сестер и акушерок: стандарты и этический кодекс» [15]. Он регламентирует: Уважение к пациенту; Получение согласия от пациента перед медицинским вмешательством; Эффективные навыки работы с другими членами медицинской бригады; Конфиденциальность информации о пациенте; Умение вовремя предотвращать и максимально снижать вероятные риски для пациентов. С зарождением биоэтики, в целом ряде стран Европы и Америки были созданы этические комитеты различных уровней для решения ряда этических проблем и вопросов, связанных с защитой людей при проведении биомедицинских и поведенческих исследований[22]. Также созданы этические комитеты при лечебных медицинских учреждениях - больницах, поскольку именно здесь ежедневно возникают ситуации, решение которых должно быть только в компетенции этических комитетов больниц[24]. Сегодня большая часть профессиональной деятельности руководителя сестринским персоналом связана и с разрешением конфликтов в трудовом коллективе из-за недостаточно чёткого определения сферы компетенции, дублирования функции, отсутствия системных знаний у персонала по коммуникации, конфликтологии, низкого уровня психологической устойчивости против стрессов, недостаточной общей культуры[2]. Анализируя деятельность медицинских организаций, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности организатора. Согласно мнению специалистов, современный руководитель должен быть интеллектуальным, уверенным в себе, эмо-

ционально уравновешенным и стрессоустойчивым, креативным, предприимчивым, ответственным и надежным и др. [4]. Это установлено и по результатам исследования ВОЗ (1999) с использованием метода «Дельфи» [9,19]. В настоящее время, учитывая перемены, происходящие в здравоохранении и обществе, сестре-руководителю приходится быть и педагогом-воспитателем [5]. Под ее руководством находится не только разная возрастная категория медицинского персонала, но и люди с разным воспитанием, разной культурой и разными взглядами на жизнь, разной профессиональной подготовкой, и разным отношением к своей деятельности, большую часть которых составляет молодежь. Поэтому зачастую сестре-руководителю приходится воспитывать своих подчиненных с морально-нравственных позиций, с этических и эстетических, приходится помогать им в решении вопросов, связанных с оказанием и организацией сестринской помощи на местах, помогать получить дополнительную медицинскую информацию по интересующим вопросам[16]. Таким образом, очень важно, чтобы сестра-руководитель обладала педагогическими способностями, культурой общения, высоким творческим потенциалом и знала основы психологии личности. Поскольку медсестры обеспечивают большой объем лечебно-диагностической, профилактической и социальной помощи, преобразования в системе здравоохранения начались с изменений в системе их профессиональной подготовки[1,3]. В Узбекистане в 1995 году на состоявшемся в Ташкенте первом совещании главных медицинских сестер с представителями ВОЗ приоритетными признаны разработка нормативно-законодательной базы сестринского дела, пересмотр профессиональных структур персонала среднего звена, уточнения роли и функции на каждом уровне реформирования образования. В результате реформы сестринского дела создана законодательная база многоступенчатой системы подготов-ки[10].

Выводы. Анализ изученной научно-медицинской литературы показывает, что традиционно сложившееся представление о медицинской сестре как о помощнице врача, выполняющей вспомогательные функции, недооценка научного анализа в управлении и организации работы среднего медицинского персонала, недостаточность в изучении и постановке дел по этическому воспитанию среднего медицинского персонала, роли в этом руководителя сестринского дела и влияние этики и деонтологии на качество медицинской помощи, могут повлиять на качество деятельности медицинских сестер. Поэтому сегодня наиболее адекватным поставленным организационно-управленческим и административным задачам развития сестринского дела представляется этико-деонтологиче-ский подход, позволяющий дополнить узконаправленные медицинские исследования более широким социальным контекстом и выявить латентные факторы, процессы и явления, тормозящие его развитие. Исходя из вышесказанного, в поисках путей повышения качества медицинской помощи перспективным представляется изучение постановки дел по этическому воспитанию среднего медицинского персонала, роли в этом руководителя сестринского дела, разработка новых подходов к повышению культуры

медицинского обслуживания населения, что позволит поднять научный потенциал в деятельности лечебно-профилактических учреждений, роли в этом медицинских сестер, тем самым улучшить здоровье населения, своевременную и эффективную диагностику, лечение, профилактику пациентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллаев А.А. Этические, психологические и профессиональные требования к медсестре общей врачебной практики семейной медицины. //Медицинская се-стра.-М.,2006.-№1.-С.6-7.

2. Глотова И.Г. Профессиональное поведение медсестры и его этическое регулирование.- Белгород: кооперативное образование,2000.-56 с.

3. Глотова И.Г. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров и пути реформирования сестринского дела и образования в Белгородской области: Автореф. дис. канд. мед. Наук.-М.. 2008.-29 с.

4. Гончарова Г.Н., Горбачев Н.А., Упатов В.В. Медико-социальный и психологический портрет организатора здравоохранения.// Здравоохранение Российской Федера-ции.-М., 2002.-№ 6.-С.27-31.

5. Двойников С.И., Карасева Л.А. Философские и нравственно-этические аспекты деятельности медицинской сестры.// Медицинская помощь.-М., 1997. - №3.-С.51-53.

6. Двойников С.И., Лапик С.В. Инновационные обучающие технологии в системе многоуровнего образования медицинских сестер: метод конкретных ситуаций.// Главная медицинская сестра. -М., 2005.-№5.-С. 65-76.

7. Димов А.С. Кризис деонтологии: методологические аспекты.// Клиническая медицина. - М., 2008. - №12.-С. 4-7.

8. Дружинина Т. Руководитель сестринской службы как лидер.//Сестринское дело.-М., 2006.-№2.-С.33-34

9. Идеальные качества главных медицинских сестер в Европе: исследование «Дельфи» для ЕРБ ВОЗ: сборник.-Копенгаген, 2001.-26 с.

10. Исмаилова Б.Х. Состояние сестринского дела в странах Центральной Азии//Педиатрия (узб.).-Т., 2003.-

№1.-С.7-10.

11. Папук Е.М. Стандартизация в сестринском деле.// Клиническая геронтология.-М., 2005.-№7.-С.47-49.

12. Перфильева Г.М. Роль сестринского дела в реформе здравоохранения России.//Медицинская помощь.-М., 2006.-№6.-С.37.

13. Попова Н.М., Данилова К.А.. Макарова М.В. и др. Стандартизация сестринских технологий - механизм повышения качества медицинской помощи.//

14. Реформа здравоохранения США и перемены в сестринском деле.//Сестринское дело.-М., 2007.-№5.-С.26-27.

15. Савельева И. Здравоохранение в Великобритании: время перемен.// Сестринское дело. - М., 2008.- №1.-С.7.

16. Свирдова И.А. Управление качеством сестринских услуг в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.//Главная медицинская сестра.-М., 2003.-№9.- С. 33-38.

17. Стандарты Европейского союза для сестринского дела и акушерства: информация для стран-кандидатов для вступления.- Копенгаген, 2000.-19с.-200с.

18. Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./Под общ. Ред. Профессора Г.М. Перфильевой. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005- 56 с.

19. Хеннеси Д., Хикс С.Идеальные качества главных медицинских сестер в Европе.//Медицинские знания.М., 2003.-№2.-С. 31-32.

20. Хохлов А. Международный кодекс медицинской этики.//Врач.-М., 2008.-8-15с.

21. Чельцова А.А., Камынина Н.Н. Зарубежный опыт стандартизации сестринской деятельности.//Медицин-ская сестра. - М., 2007.-№8.-С. 20-22.

22. Шамов И.А. От деонтологии к биомедицинской этике.//Медицинская сестра.- М., 2006.- №1.-С. 2-5.

23. Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры//Про-изводственный стандарт.-Минск:БелМАПО, 2002.-29с.

24. Bein T. Ethical conflicts in the surgical intensive care setting - impact of ethics consultations.\\Zentralbl.Chir.-2011.-Vol.136.№ 2.-P.113-117.

-1(9-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.