© Г.И. Гиенко, Е.В. Пальчук, 2011
ОПТИМИЗАЦИЯ ТРУДА МЕДСЕСТЕР: ОПЫТ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА
Г.И. Гиенко, Е.В. Пальчук
Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа E-mail: [email protected]
Рассматриваются возможности оптимизации труда медсестер больницы, внедрение здоровьесбере-гающих технологий, осуществление наставничества.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, инновации, анкетирование пациентов.
Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа - одна из лучших в Белгородской области. Учреждение входит в число ведущих больниц России. Сегодня больница стабильно занимает позицию лидера среди медицинских учреждений, оказывающих высококвалифицированную специализированную, высокотехнологичную медицинскую помощь. Учреждение оснащено новейшей лечебно-диагностической аппаратурой, оказывает широкий спектр медицинских услуг, располагается в современных корпусах. Здесь пациенты получают качественную диагностику и квалифицированное лечение. В 2004 г. на территории больницы открыт храм святой Матроны Московской.
Больница имеет консультативную поликлинику на 600 посещений в смену, где ведется прием по 33 специальностям, и стационар на 1005 коек с оборудованными на современном уровне палатами. Стационар обеспечивает оказание высококвалифицированной хирургической и терапевтической помощи по разным направлениям. По результатам аттестации и лицензирования больнице присвоена I квалификационная категория.
Качество сестринской деятельности в лечебном учреждении находится в прямой зависимости от компетентности медсестер: их знаний, умений, навыков. Сегодня сертификат специалиста имеют 96% медсестер, квалификационную категорию - 59%, высшее сестринское образование (ВСО) - 18 человек, обучаются на факультете ВСО НИУ «БелГУ» 27 медсестер, повышенный уровень среднего образования имеют 40 человек. Деятельность сестринской службы больницы основана на принципах гуманизма, уважения к паци-
енту, милосердия, сострадания. Обеспечение высокого качества помощи пациентам во многом зависит от:
• выполнения медсестрой профессиональных функций;
• степени развития сестринского дела в лечебном учреждении;
• снижения риска для пациента в результате сестринской помощи;
• стиля отношений в коллективе;
• уровня требований, предъявляемых к медсестре.
В больнице приняты меры по организации системы управления качеством работы медсестер. Так, разработаны новые должностные инструкции для среднего и младшего медицинского персонала. В каждом отделении созданы информационные документальные рабочие папки по учету деятельности медсестер, в которых содержатся требования к технологиям выполнения манипуляций. Разработано Положение о наставничестве. Главные задачи наставничества -ускорение процесса обучения основным навыкам; развитие способности самостоятельно и качественно решать задачи в рамках занимаемой должности; помощь в адаптации к корпоративной культуре; усвоении традиций и правил поведения в данном подразделении. Наставничество распространяется на молодых специалистов (не более 3 лет после окончания среднего специального учебного заведения) и специалистов, пришедших из других лечебных учреждений (срок - не более 1 года). Разработан и утвержден «Кодекс деловой этики», в котором отражены основные принципы поведения, форма одежды и внешний вид, правила общения с пациентом, соблюдение субординации на рабочем месте. Данный документ дает медсестрам конкретные рекомендации по соблюдению делового этикета и принципов деонтологии. Кроме того, разработаны и применяются алгоритмы действий и стандарты выполнения манипуляций при неотложных состояниях. Определены критерии качества медсестринской помощи: строгое соблюдение техники безопасности; правильность ведения те-
кущей и учетно-отчетнои документации; своевременное и качественное выполнение врачебных назначений и процедур; организация рабочего места в соответствии с требованиями СанПиН; соблюдение санитарно-эпидемиологического и лечебно-охранительного режима, принципов этики и деонтологии; участие во внутрибольничных мероприятиях; соответствие квалификационного уровня выполняемой работе.
В Белгородской областной клинической больнице Святителя Иоасафа приказом главного врача реорганизован и действует консультативно-координационный орган - Совет медицинских сестер и акушерок. В состав Совета избраны старшие медсестры, старшие акушерки и старшие операционные медсестры. Основная цель Совета - повышение профессионального, культурного уровня сестринского персонала и его роли в оказании медицинской помощи. Председатели секторов решают следующие задачи:
• обеспечение методической и информационной поддержки сестринских кадров;
• обучение медсестер современным сестринским технологиям;
• внедрение в практику стандартов и инновационных технологий;
• оказание медсестрам методической помощи в выполнении научно-исследовательской работы в процессе их обучения на рабочем месте;
• обеспечение мероприятий по совершенствованию профессиональных навыков и осуществление контроля за деятельностью сестринского персонала.
В лечебном учреждении внедрены инновации, позволяющие повысить качество сестринской помощи. Проведена компьютеризация рабочих мест руководителей сестринских служб всех уровней, для чего используются следующие программы: электронная история болезни; электронная амбулаторная карта; контроль статистических показателей; учет лекарственных средств и т.д. Медсестра по электронным листам врачебных назначений регистрирует их выполнение согласно разработанной программе персонифицированного учета использования медикаментов пациентами. Это существенно экономит рабочее время, необходимое для ведения сестринской документации.
В консультативной поликлинике функционирует электронная регистратура; записаться на прием к врачу можно несколькими способами - по единому городскому номеру, через регистратуру поликлиники по месту жительства, через интернет. Кроме того, в поликлинике существует электронное табло, на котором размещена вся необходимая для посети-
телей информация (где, в какое время и в каком кабинете врач ведет прием).
С учетом повышения роли медсестер в консультировании и обучении пациентов созданы сестринские рекомендации для пациентов: на рабочем месте медсестры установлен электронный вариант сестринских рекомендаций при различных видах патологии, что позволяет информировать пациента о заболевании, состоянии, реабилитации, профилактике возможных обострений.
Используя внутреннюю локальную сеть больницы, медсестры имеют возможность обмениваться опытом, необходимой информацией, документацией. Вся сестринская документация хранится в компьютере в специальной папке - «Главная медицинская сестра», что облегчает получение информации и избавляет от рутинной бумажной работы.
Условия труда медсестер оптимизированы. Применение элементов медицинской эргономики -одной из инновационных здоровьесберегающих технологий сестринского дела - гарантирует снижение или отсутствие риска профессиональных заболеваний, т.е. способствует сохранению здоровья. В каждом отделении для подъема и передвижения пациентов используются разнообразные средства: функциональные кровати, лифтинг-каталки, регулируемые упоры для ног, пояса с фиксаторами и ручками для облегчения подъема пациента из сидячего положения и пересаживания, приспособления для профилактики пролежней, облегченные тележки для перевозки грузов, подставки для длительных инфузий с телескопическим устройством для удлинения и возможностью крепления на кровати сбоку. Успешно используются также передвижные манипуляционные столики, передвижные процедурные стойки, инфузо-маты, что обеспечивает пациенту возможность свободно передвигаться при проведении внутривенных капельных вливаний.
Несмотря на достижения в области профилактики внутрибольничной инфекции, эта проблема по-прежнему актуальна. В подчинении главной медсестры и старших медсестер отделений находится сестринский и младший медицинский персонал,
Оценка основных аспектов деятельности сестринского персонала
Оценка (% ответов)
Вопросы отлично хорошо удовлетворительно
Этика и деонтология: преобладание доброжелательного стиля общения, заинтересованность в каждом пациенте, проявление сострадания,сочувствия. 90 8 2
Уход, консультативная помощь, психологическая поддержка 90 9,3 0,7
Материально-техническое обеспечение больницы 4 4 2
в обязанности которого входит проведение комплекса санитарно-гигиенических, противоэпидемических и дезинфекционно-стерилизационных мероприятий. В учреждении работает комплексная система нового стерилизационного оборудования. Централизованная обработка использованных инструментов экономит время, затрачиваемое ранее медсестрами на проведение всего комплекса дезинфек-ционно-стерилизационных мероприятий, в том числе на дезинфекцию инструментов, оптимизирует работу среднего медицинского персонала, повышает качество обработки изделий медицинского назначения. В центральном стерилизационном отделении, операционных блоках и родильных залах при проведении генеральной уборки используются аэрозольные генераторы. Их применение обеспечивает высокое качество обработки поверхностей и воздуха, в 4 раза снижает трудозатраты персонала и расход дезинфицирующих средств. Медсестры процедурных кабинетов для забора проб венозной крови используют вакуумсодержащие системы; под действием вакуума кровь втягивается через иглу напрямую из вены в пробирку и сразу же смешивается с химическим реактивом. Тщательно дозированный объем вакуума обеспечивает точное соотношение кровь/реагент в пробирке. Метод взятия проб крови с помощью закрытой системы имеет ряд преимуществ: стандартизация условий взятия крови; снижение риска профессионального инфицирования; экономия времени; простота конструкции вакуум-содержащих систем и их надежность; сокращение затрат на приобретение центрифужных пробирок, на мойку, дезинфекцию и стерилизацию пробирок; упрощение и обеспечение безопасности процесса транспортировки и центрифугирования проб крови благодаря герметичным небьющимся пробиркам; четкая идентификация пробирок, используемых для различных типов анализов, с помощью цветной кодировки крышек.
Процедурные медсестры используют кольчужные перчатки, медицинскую одноразовую одежду, одноразовые полотенца, дозаторы, современные технологии гигиенической обработки рук. Лаборатория оснащена автоматическими биохимическими анализаторами, анализатором кислотно-щелочного равновесия. Работа на таких современных аппаратах гарантирует безопасность медперсонала при работе с кровью, повышает точность лабораторной диагностики, сокращает затраты на расходные материалы.
Администрация больницы заинтересована во внедрении оптимальной модели сестринского дела, поэтому прилагает усилия к созданию условий для стимулирования персонала и его мотивации к повышению профессионализма. Так, регулярно проводятся конкурсы на лучшего по профессии. В областном конкурсе профессионального мастерства, который про-
ходил под девизом «Соревнуясь, растем профессионально», участвовали 15 человек из B6 медсестер больницы. По итогам конкурса наши медсестры вышли победителями в номинациях «Лучшая медицинская сестра стационара», «Лучшая акушерка».
Инновационные методы внутрибольничного обучения среднего медицинского персонала разнообразны: техническая учеба (обучающиеся получают нормативную и инструктивную информацию и затем сдают зачет); семинары-презентации для специалистов конкретной категории; мастер-классы по практическим навыкам; повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом; создание видеороликов или просмотр созданных ранее. Для обучения молодых специалистов используются разные формы занятий; одна из них - решение ситуационных задач с дискуссиями по спорным вопросам. Успешно используются также научно-исследовательские работы (например, защита реферата); деловые игры; тестирование по соответствующим специальностям. Подобные занятия способствуют профессиональному росту, развитию сестринского дела в больнице, повышению качества медицинской помощи.
О качестве медицинской помощи можно судить по результатам анкетирования пациентов, которое регулярно проводит администрация. В анкеты входят и вопросы о питании, выполнении сестринских манипуляций. Нами проанализированы 120 анкет пациентов отделения челюстно-лицевой хирургии (см. таблицу). В возрасте от 1B до 25 лет было 11% респондентов; от 26 до 45 лет - 39%; старше 45 лет - 29%.
Работа медсестер больницы отмечена благодарственными письмами пациентов и их родственников и пожеланиями нашему лечебному учреждению дальнейшего процветания. Медсестры И.М. Ежова, В.В. Иванчихина, А.М. Логачева, В.Н. Потапова награждены почетным званием «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации», Н.Н. Бой-кова, В.М. Клева, Т.В. Медченко, В.Н. Потапова -значком «Отличнику здравоохранения», многие медсестры - грамотами областной администрации и духовенства.
Опыт сестринской службы областной клинической больницы Святителя Иоасафа заслуживает изучения и распространения.
OPTIMIZATION OF NURSES' WORKING CONDITIONS: EXPERIENCE OF THE SAINT JOASAPH BELGOROD REGIONAL CLINICAL HOSPITAL
G.I. Giyenko, E.V. Palchuk
The paper reports measures to optimize the working conditions of the hospital's nurses, to introduce health-saving technologies, and to tutor.
Key words: medical care quality, innovations, patient questioning.