Научная статья на тему 'Психологические аспекты взаимоотношений медицинской сестры и пациента. Этический кодекс: авторитетная традиция или профессиональная необходимость?'

Психологические аспекты взаимоотношений медицинской сестры и пациента. Этический кодекс: авторитетная традиция или профессиональная необходимость? Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3360
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты взаимоотношений медицинской сестры и пациента. Этический кодекс: авторитетная традиция или профессиональная необходимость?»

ции у больных с термической травмой и гнойно-септическими инфекциями позволили снизить летальность и предупредить смертельные осложнения у этой категории больных.

Специализированная медицинская помощь в госпитале оказывается военнослужащим и членам их семей по 34 профилям. Внедрение НМТ в каком-либо одном из них влечет за собой мобилизацию смежных служб, особенно диагностических.

Таким образом, внедрение новых медицинских технологий требует комплексного подхода в обеспечении их квалифицированными кадрами, материально-технической базой, современным медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарственными средствами, что на практике доказывает реализация действующих целевых программ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Онищенко Н.А. Клеточные технологии и современная медицина. // http://www.mfo.rusmed.ru//mfo/ 1/stemcells-471.htm

2. Потапов И.В., Крашенинников М.Е., Онищенко

Н.А. Клеточная кардиомиопластика. (аналитический обзор) http://www.mfo.msmed.m//mfo/1/stemcells-765.htm

3. Vanderson Rocha, Eliane Gluckman et al. Clinical bone marrow and blood stem cell transplantation, http:// www.info.rusmed.ru//info/1/stemcells-701.htm

4. Таронишвили Э.Ю. Освоение технологий. Инновационные медицинские технологии невозможны без инновационного подхода // Экономика и медицина сегодня. 2006. №7. С. 24-27.

5. Фрегетова Л.М. Современные тенденции заготовки клеточных концентратов от доноров в службе крови // CorVasaSanguis. Современные медицинские технологии. 2007. №1. С. 25-29.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ

© С.Б. Андрюкова, 2008 УДК 614.253

С.Б. Андрюкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ И ПАЦИЕНТА. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС: АВТОРИТЕТНАЯ ТРАДИЦИЯ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Военно-морской клинический госпиталь ТОФ, г.Владивосток

На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Поборники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению.

Однако медицина и общество не противостоят друг другу, находясь в сложном взаимодействии. Медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересовано их учитывать.

Однако и общество диктует медицине свои требования. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах - ведь результат любого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Под давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к внедрению в лечеб-

ную практику новых лекарственных препаратов. В результате появились законы "медицины доказательств", которым теперь следуют медики всего мира. Повышение ценности человеческой жизни повлияло на современную медицинскую этику и деонтологию, привело к законодательному закреплению прав пациента.

Медицинская деонтология и профессиональная этика особенно важны в медицине, юриспруденции, педагогике, журналистике, т.е. там, где исполнение профессиональных обязанностей затрагивает высшие человеческие ценности - жизнь, здоровье, свободу, достоинство, личную неприкосновенность. Наиболее выраженная и авторитетная традиция профессиональной этики сложилась в медицине. Во всем мире остается значимой медицинская этика древнегреческого врача Гиппократа; безусловное уважение к человеческой жизни; как минимум, непричинение ему вреда; конфиденциальность; осторожность при информировании пациента. Медицинская этика требует от специалиста не только непричинения зла, но и свер-

шения благодеяний. "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного" - говорится в Клятве Гиппократа.

"Врач - служитель искусства и больной должен бороться с болезнью с самого ее начала на стороне врача" - считал Гиппократ. Очевидно, что и медсестра вправе ожидать, чтобы больной видел в ней своего союзника в борьбе за здоровье.

В наши дни медицинская сестра олицетворяет собой самую массовую медицинскую профессию. Существующий с 1899 г. Международный совет медсестер (МСМ) принял в 1973 г. Этический кодекс медсестер, который, в частности, предписывает: "На медсестру возложены четыре основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания". МСМ включает в себя более 100 национальных медсестринских ассоциаций, многие из которых разработали свои этические кодексы.

Современная реформа сестринского дела в России происходит в русле тенденций эволюции сестринской профессии во всем мире. В отечественном здравоохранении реформа развернулась в нескольких направлениях.

1. Сестринское образование. Введена многоуровневая система подготовки медсестер, в медицинских вузах открыто более 20 факультетов высшего сестринского образования, и в качестве учебной дисциплины введена "медицинская этика" (биоэтика).

2. Сестринская практика. Начинают внедряться новые организационные формы и технологии сестринской помощи. В органах управления здравоохранением вводятся должности главных специалистов по сестринскому делу. Вопросы профессиональной этики играют все большую роль в профессиональной деятельности современных медиков, а в деятельности главной сестры как руководителя учреждения здравоохранения из числа среднего медперсонала в особенности.

3. Научные исследования в сестринском деле. Хотя прогресс в этом направлении реформы менее заметен, выпуск в последние годы специальных сестринских научно-практических журналов создает необходимые предпосылки для преодоления указанной "асимметрии реформы". Расширение поля сестринских исследований с вовлечением человека в качестве объекта предъявляет строгие требования к подготовке сестер-исследователей в вопросах биоэтики. За рубежом медсестры нередко входят в состав этических комитетов, осуществляющих консультативные функции, общественный кон-

троль за проведением биомедицинских исследований.

Значительным и важным этапом в профессиональной этике стало создание Этического кодекса медицинской сестры, который был принят на III Всероссийской конференции по сестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрен Этическим комитетом России и одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Минздрава РФ. Этический кодекс медицинской сестры России составлен с учетом международных документов по медицинской этике, в особенности упоминавшегося Кодекса медсестер МСМ. Отечественный кодекс сестринской этики отразил моральные аспекты отношения медсестры к пациенту, обществу и своей профессии. В кодексе нашли отражение новые идеи, сформировавшиеся в русле биоэтики, и прежде всего, современное представление о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей, определяют формулы морального долга медсестры. В самом начале Этический кодекс медицинской сестры России предписывает (часть I, общие положения): "Важнейшими задачами профессиональной деятельности медсестры являются - комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий, восстановление здоровья и реабилитация, содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний". Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медсестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.

Согласно принятому Этическому кодексу, медсестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом (ст. 2, часть II). Основное условие сестринской деятельности - профессиональная компетентность, непрерывное совершенствование знание и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медсестры (ст. 1, часть II). Медсестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Обязана уважать право пациента на облегчение страданий в полной мере, в какой позволяет существующий уровень медицинских знаний (ст. 3, часть II).

Гарантии обеспечения прав пациентов при оказании им медицинской помощи невозможны, если медицинский персонал не проникнется новыми эстетическими установками современной медицины. Прежде всего, следует по-

мнить об этическом запрете дискриминации пациентов (ст. 4, часть II).

В современной медицине дискриминация отдельных групп пациентов нередко встречается в зависимости от возраста, материального положения, сексуальной ориентации, нозологии (например, ВИЧ-инфицированные) и т.д. Медсестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины "Прежде всего - не навредить!" (ст. 5, часть II).

Из всех других прав пациентов наибольшее психологическое сопротивление основной массы отечественных медиков встречает право на информацию. Согласно Кодексу "Медицинская сестра обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемого лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказаться от информации вообще" (ст. 6, часть II).

Учитывая, что функции информирования пациента и его близких по преимуществу принадлежат врачу, медсестра имеет право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей пациента. Логически связано с правом пациента на информацию его право соглашаться на медицинское вмешательство или отказаться от него (ст. 7, часть II). Особую остроту проблема отказа пациента от медицинского вмешательства приобретает, например, в случаях вакцинации и др. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников.

Требование не разглашать конфиденциальную информацию о пациентах относится к наиболее известным этическим нормам медицинской профессии.

Однако в советское время среди значительной части отечественных врачей и медсестер укоренялось нигилистическое отношение к профессиональной тайне (в течение десятилетий они в большинстве своем даже не отдавали себе отчета, что запись без согласия пациента в листке нетрудоспособности - грубое нарушение конфидециальности в медицине).

Этический кодекс медицинской сестры предписывает: "Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфидециальной информации о пациентах, в каком бы виде она не хранилась" (ст. 8, часть II).

Существенное место отводится роли медсестры в паллиативной медицине.

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное обращение и достойную смерть.

Эвтаназия, т.е. преднамеренные действия медсестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима (ст. 9, часть II).

В III части Этического кодекса "Медицинская сестра и ее профессия" большое внимание отводится уважению к своей профессии и коллегам. Медсестра должна поддерживать авторитет и репутацию своей профессии (ст. 11, часть III). Медсестра должна отдавать дань заслуженного уважения своим учителям. Во взаимотно-шениях с коллегами медсестра должна быть честной, справедливой. Высокий профессионализм - важнейший моральный фактор товарищеских коллегиальных взаимоотношений медсестры и врача (ст. 12, часть III).

Мы в своей статье остановились лишь на некоторых составляющих моментах Этического кодекса медицинской сестры России. В целом кодекс состоит из 5 частей и 19 статей. Необходимо отметить, что Этический кодекс может остаться теоретическим произведением специалистов, практическое значение которого будет близким к нулю. Дальнейшая его жизнь должна развиваться в нескольких направлениях. Изучение идейного, этиконормативного содержания кодекса в сестринских коллективах - эта реальная возможность каждой медсестры ознакомиться с основами современной этики.

Поскольку отраженные в Кодексе этические стандарты являются частью профессиональных стандартов в сестринском деле, содержание кодекса должно учитываться при аттестациях специалистов сестринского дела.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко Ю.П. Элементы психотерапии в общесоматической поликлинике//Мед. сестра. 2000. №2. С. 23-26.

2. Горелова Л.Е., Молчанова С.И. Вклад выдающегося русского юриста А.Ф.Кони в развитие медицинской этики// Мед. сестра. 1989. №1. С.20-21.

3. Деонтология в медицине/ под ред. Б. В. Петровского. М., 1988. Т. 2. 390 с.

4. Корвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998. 238 с.

5. Куприянова Г.Г. Этика медсестры психиатрического учреждения. // Мед. сестра. 2000. №3. С. 41-43.

6. Клименко Е.А. Моральный облик и культура

медсестры// Мед. сестра. 1965. №12. С. 16-17.

7. Международный кодекс медицинской этики // Врач. 1994.№ 4. С. 47.

8. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М., 1984. 92 с.

9. Медицинская биоэтика/ под ред. А.Н. Орлова. Красноярск, 1996. 138 с.

10. Остапенко А.Л. Деонтология медицинской сестры при проведении некоторых диагностических манипуляций// Медицинская сестра. 1994. №1.

11. Островская И.В. Вербальный способ обще-

ния// Медицинская сестра. 2001. №7. С. 16-18.

12. Островская И.В. Медсестра и пациент: общение для обмена полезной информацией// Мед. сестра. 2000. №4. С. 15-18.

13. Этика и сестринское дело. М., 1994.

14. Харди И. Врач, сестра, больной/ под ред. М.В. Коркиной. М., 1981. 214 с.

15. Этический кодекс медицинской сестры России/ СПб. 1997. 84 с.

16. Яровинский М.Я. Медицинский работник и пациент// Мед. помощь. 1996. №3. С. 31-34.

© А.Г. Бронский, 2008 УДК 614.253

А.Г. Бронский

БИОЭТИКА В СВЕТЕ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОКИ, РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Дальневосточный государственный медицинский университет, г.Хабаровск

Биоэтика представляет собой важную точку роста философского знания, формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.

Технический прогресс, а вместе с ним феноменальные темпы развития биологии и медицины "на обратной стороне медали" создают новые сложнейшие нравственные и этические проблемы. Это диалектическое единство противоположностей привело к выделению биоэтики.

Развитие биоэтики в России может способствовать гуманизации отечественной биомедицины, этическому самосознанию профессионального сообщества медиков. Развитие биоэтики в России конечно не может вывести отечественное здравоохранение из того кризиса, в котором оно оказалось. Но оно поможет сформировать новые этические регулятивы перед профессиональным сообществом медиков, осознать моральные коллизии и дилеммы, с которыми сталкиваются в своей работе биологи, медики, психиатры. Развитие биоэтики в России идет по разным направлениям. Среди них основным должно быть законодательное регулирование биомедицинских исследований и практики здравоохранения в таких областях как трансплантология, определение момента смер-

ти, пределы жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных и т. д. Важную роль в развитии биоэтики должно сыграть создание этических комитетов и комиссий в научно-исследовательских и лечебных учреждениях. В формировании этического самосознания медицинского сообщества громадное значение имеет введение курсов биоэтики в медицинских учебных заведениях всех уровней. И, наконец, поддержка исследовательской работы по биоэтике.

После того как 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека, мировое сообщество возвращалось к этому вопросу 7 или 8 раз. Последним документом явилась "Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины", принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы в ноябре 1996 г. в Страсбурге.

В преамбуле Конвенции подчеркнуто, что прогресс в области биологии и медицины должен быть использован во благо нынешнего и будущих поколений людей, а неправильное использование достижений биологии и медицины может повлечь угрозу достоинству человека.

Основные положения Конвенции (привожу их в сокращении) гласят:

1. Стороны обязуются совершенствовать внутреннее законодательство с тем, чтобы оно отражало положение данной Конвенции.

2. Интересы и благо человека должны превалировать над интересами общества и науки.

3. Обеспечить равную доступность каче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.