Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ НА СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СОЦИУМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗОМБАРТА'

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ НА СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СОЦИУМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗОМБАРТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОМБАРТ / КАПИТАЛИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валишин А. А.

Речь идет о творчестве Зомбарта, его соображения на тему хозяйственно-экономической жизни социума. Объясняет, что такое «капиталистический дух», и то что входит в это понятие (предприниматель, капитализм и т.д.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF RELIGIOUS ETHICS ON THE SOCIO-ECONOMIC LIFE OF THE SOCIUM IN THE CREATIVITY OF THE ZOMBART

It's about Sombart's work, his thoughts on the economic and economic life of society. Explains what the "capitalist spirit" is, and what enters into this concept (entrepreneur, capitalism, etc.)

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ НА СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СОЦИУМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗОМБАРТА»

УДК 330

Валишин А.А. студент 3 курса

Факультет авионики, энергетики и инфокоммуникаций Уфимский государственный авиационный технический

университет

научный руководитель: Бесчастнова Н.В.

доцент

кафедра экономической теории

Россия, г. Уфа

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ НА СОЦИАЛЬНО -

ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СОЦИУМА В ТВОРЧЕСТВЕ

ЗОМБАРТА

Аннотация: Речь идет о творчестве Зомбарта, его соображения на тему хозяйственно-экономической жизни социума. Объясняет, что такое «капиталистический дух», и то что входит в это понятие (предприниматель, капитализм и т.д.)

Ключевые слова: Зомбарт, «капиталистический дух», «дух предпринимательства», капитализм, предприниматель.

Valishin A.A. Student

3 year, Faculty of Avionics, Energy and Infocommunications

Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa Supervisor: Beschastnova N. V.

Associate Professor of the Department of Economic Theory INFLUENCE OF RELIGIOUS ETHICS ON THE SOCIOECONOMIC LIFE OF THE SOCIUM IN THE CREATIVITY OF THE

ZOMBART

Abstract: It's about Sombart's work, his thoughts on the economic and economic life of society. Explains what the "capitalist spirit" is, and what enters into this concept (entrepreneur, capitalism, etc.)

Key words: Sombart, "capitalist spirit", "spirit of entrepreneurship", capitalism, entrepreneur.

Изучение причин нынешнего хозяйственно-экономической жизни социума было бы невозможно без творчества Зомбарта. Основной причиной развития капитализма по мнению Зомбарта является влияние религиозной этики иудаизма. Свои соображения Зомбарт изложил в своих работах «Евреи и хозяйственная жизнь» и «Буржуа: Этюды по истории развития современного экономического человека».

Ученый считал, что именно иудаизм позволил евреям подготовиться к капиталистическому строю еще за тысячу лет до его появления посредством

отбора. В то время иудаизм богатству и рационализму. Этой подготовленности способствовала также особая политика евреев к чужим: к «чужому» нужно относиться с меньшим уважением, чем к соплеменнику. Этика иудаизма согласно Зомбарту гласит: «Бог хочет свободы торговли, Бог хочет промышленной свободы!»

В еврейской религии большую роль играет рациональность и полное отрицание всякого художественного чувства.

Все это позволило иудаизму быть хорошей основой для развития хозяйственных процессов.

В свое работе «Евреи и их участие в образовании современного хозяйства» Зомбарт написал, почему именно евреев (Зомбарт называл так людей, которые исповедуют иудаизм) надо считать теми, кто развивал хозяйственную жизнь и в первую очередь торговлю. Еще в первой половине 17 века в Англии размеры торговли евреев составляли 1/12 все торговли в стране. Так же был и в других странах мира. С 16 до конца 18 века левантинская торговля и торговля с Испанией и Португалией были одними из самых важных отраслей мировой торговли, и они практически полностью принадлежали евреям. Также очень важно обратить внимание на то, какими товарами в основном торговали евреи. Они на долгое время практически монополизировали торговлю предметами роскоши (ювелирными украшениями, драгоценными камнями и шелком), а в 17 - 18 веках они имели большую популярность. К тому же, нужно отметить, что евреи были хороши в торговле товаров массового сбыта, таких как зерновой хлеб, шерсть, кожа и спирт. Евреи активно торговали новыми, иноземными товарами (хлопком, индиго и т.д.).

Так же Зомбарт отметил огромную роль евреев в формировании капиталистического строя в Америке. Он писал, что время открытия Америки совпадает со временем изгнания евреев из Испании и других стран Европы. Именно они в основном занимались там торговлей и владели первыми промышленными предприятиями. К тому же, Зомбарт так же процитировал американских президентов Рузвельта и Кливленда о том, что евреи внесли непосильный вклад в развитии Америки.

При изучении социально-экономической жизни общества Зомбарт особое внимание такому понятию как «капиталистический дух». Он считал, что именно от духа капитализма развился и сам капитализм, а не наоборот. Именно капиталистический дух формирует экономическое и социальное развитие нашего мира. Также он отмечал, что в определенную эпоху исторического развития главенствовал определенный дух, который определял жизнь общества. Не существует чего-то выше капитализма, так как все эпохи равны между собой. Когда капитализм перестанет существовать, на его место придет новый общественный строй, который будет равен предыдущему.

Зомбарт выделил этапы развития капитализма:

1) рождение;

2) молодость;

3) зрелость;

4) старость;

Капитализм по Зомбарту формировался постепенно, органически, без насильственных переворотов. По мнению Зомбарта, современный для его времени капитализм характеризовали высочайший рационализм, тяга к безграничной наживе, рыночная механика, современная техника, бюрократизация, упадок религиозной веры и морали, уменьшение рождаемости и вытеснение живого человека с его счастьем и горем. Носителями капиталистического духа Зомбарт видел евреев. Им больше, чем другим народам, свойственны такие качества, как бережливость, расчетливость и стремление к деньгам. У них было разное отношение к своим и чужим. Именно их ценностные ориентиры и повлияли на становления капитализма. Они распространяли капиталистический дух по странам Европы и в Америке, мигрируя из страны в страну. Это подтверждает тот факт, что страны, в которых жили евреи, с развитием капиталистической эпохи начали процветать экономически, а те страны, из которых евреи были выселены, отставали в экономическом развитии.

Так что же Зомбарт понимал под «капиталистическим духом»? Он считал, что дух капитализма - это все психическое, проявляющееся в области хозяйственной жизни: интеллект, черты характера, суждения о ценностях, которыми управляется поведение человека. Капиталистический дух представляет собой смешение предпринимательского духа и мещанского духа. Предпринимательский дух связан с богатством идей, жаждой денег, авантюризмом и героизмом, а мещанских дух олицетворяет бережливость, скромность, умение экономить и трудолюбие.

Он так же выделял условия, необходимые для развития и проявления того или иного экономического духа.

Первый вид этих условий делится на гомогенные и гетерогенные условия. Гомогенные значит благоприятные для развития того или иного духа, а гетерогенные значит неблагоприятные условия, препятствующие осуществлению целей хозяйствующих субъектов.

Так же он выделил естественные (природные) и культурные (искусственные) условия.

Первые складываются внутри стран (географическое положение, климат и так далее) и в народах (биологические черты, плотность населения, возраст и так далее). Культурные же условия Зомбарт также делил на объективную культуру (культурные блага являются общественным достоянием), индивидуальную культуру (культурные блага являются личным достоянием) и культурный стиль (совокупность культурных явлений присущих той или иной стране, эпохе или народу).

Выражением «духа капитализма» по мнению Зомбарта является «дух предпринимательства». Под ним он понимал «совокупность всех душевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия»

Зомбарт выделил три типа качеств, которые обязан включать в себя предприниматель:

1) завоеватель;

2) организатор;

3) торговец.

Предприниматель - завоеватель должен уметь генерировать новые идеи, составлять планы. У него должно быть желание к осуществлению этих планов. Именно это отличает предпринимателя от простого изобретателя. Для второго важен только факт создания чего-то нового, а для предпринимателя самое главное - это использовать свое или чужое изобретение для получения прибыли. Он должен быть упорным и уметь преодолевать все препятствия на своем пути. Он должен быть смелым и уметь рисковать.

Предприниматель - организатор должен уметь управлять людьми и координировать их деятельность. Он никогда не работает один, поэтому чтобы стать успешным, ему нужно научиться располагать предметы и людей так, чтобы они успешно взаимодействовали. Организатор должен уметь выбирать из большинства людей тех, кто будет ему полезен. Ему также нужно уметь заставлять этих отобранных им людей подчиняться его приказам и полностью выкладываться в своей деятельности. Одним из самых важных является то, что организатор должен уметь распределять и сгруппировывать людей так, чтобы они хорошо согласовывались друг с другом и приносили максимум пользы.

Последний тип характеризует предпринимателя - торговца. Он должен уметь во время беседы переманивать людей на свою сторону, договариваться с ними и подталкивать к решению, которое было бы выгодно предпринимателю. Он должен уметь «сговариваться и договариваться».Он должен уметь уговаривать людей покупать у него те или иные вещи. Торговец должен «возбуждать интерес, приобретать доверие, побуждать желание купить».

Зомбарт выделил шесть исторических типов предпринимателей:

1) разбойники;

2) феодалы;

3) государственные чиновники;

4) спекулянты;

5) купцы;

6) ремесленники.

Чтобы подробнее рассмотреть предпринимателей-разбойников нужно обратиться к истории. В 16 - 17 веках в странах Европы было широко распространено такое явление как пиратство. Моряки грабили корабли, забирали все деньги. Зомбарт назвал эти грабежи предпринимательством. Их поддерживали многие высокопоставленные лица европейских стран. «В 17 столетии почти каждая колония оказывала морскому разбою в той или иной форме содействие». Одной из разновидностей морского разбоя является

путешествие с целью открытия. Какой бы благой целью не руководствовались открыватели, Движущей силой всегда оставалась страсть к наживе. Именно тех людей, которые возглавляли эти разбои Зомбарт, и называл предпринимателями. Это были люди авантюристы, люди, которые искали богатства и писали историю, люди со способностью к организации. Зомбарт считал: «... дух, двигавший торговлю и все колониальные предприятия, «...», был, полагаю я, разбойничий дух».

Второй тип предпринимателей - это феодалы. Их Зомбарт выделил потому, что владея землей, полезными ископаемыми, продуктами земли и работниками феодалы начинали создавать прообраз капиталистических предприятий. На эти предприятия был наложен полуфеодальный отпечаток: они наполовину были направлены на удовлетворения потребностей и наполовину направлены на стремление к наживе. Феодальные хозяйства играют огромную роль в формировании капиталистического строя.

Третий тип - государственные чиновники. Именно государи и чиновники давали толчок к расцвету предпринимательской деятельности. Без их вмешательства некоторые отрасли хозяйства не смогли бы расцвести. Но роль государственных чиновников в развитии капиталистического духа велика еще и потому, что их взор был устремлен в далекое будущее, в отличие от обычных предпринимателей. Так же среди чиновников было много талантливых и умных людей, что естественно влияло на развитие государства.

Четвертым типов предпринимателя является спекулянт. Спекулянт -это особый тип предпринимателя. В отличие от трех выше описанных, он не использует какие-то внешние силы давления на людей, спекулянты используют внушение и убеждение. Они убеждают людей в выгодности и ценности каких- либо обычных изобретений, и люди начинают заражаться идеей, высказанной предпринимателем. Люди начинают вкладывать свои средства в развитии данной идеи, открывают банковские счета и так далее и в один момент все рушится и повезет тому, что успеет продать свои акции. Спекулянт должен уметь убеждать и заражать окружающих своими идеями и интересами. Для него главное - это создать настроение. Он дает людям надежду на большую прибыль и хорошую жизнь в дальнейшем. Ему присущ особенный спекулятивный дух.

Предпоследним историческим типом предпринимательства является купец. Купцами Зомбарт назвал тех, кто «развил капиталистические предприятия из торговли товарами или деньгами, вначале в области самой товарной и денежной торговли, в которой они расширили мелкие ремесленные промыслы за их первоначальные пределы и превратили их в капиталистические предприятия». Также купцы становились предпринимателями, давая в долг крестьянам и рабочим деньги на реализацию их идей. Потом он просто присваивали это предприятие себе.

Последним типов предпринимательства является ремесленник. Это владельцы средних предприятий. Такой тип предпринимателя разбросан по

всем областям производства.

Конечно, нельзя со сто процентной уверенностью сказать, что именно из- за религиозной этики иудаизма сложилась современная социально-экономическая жизнь социума, однако, нельзя полностью опровергнуть идеи Зомбарта, она несомненно внесла свою лепту в ее становлении.

Использованные источники:

1. Зомбарт В. «Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека», М.: Директ - Медиа, 2007

2. Зомбарт В. «Избранные работы», М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 244 с.

3. Капитонов Э.А. «Социология экономических систем В. Зомбарта и современность» (статья) Журнал социологии и социальной антропологии -2001. - Том 4. - № 1

4. Базилевич «История Экономических учений». - М.: ЮРАЙТ, 2005 - 319с.

5. Учение о капитализме В. Зомбарта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://osvita-plaza.in.ua/publ/452-1-0-44748

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.