Научная статья на тему 'Системный анализ различных теорий происхождения терминов: «Предпринимательство» и «Предприниматель»'

Системный анализ различных теорий происхождения терминов: «Предпринимательство» и «Предприниматель» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
947
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ФУНКЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДУХ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паевская С.Л.

Данная статья посвящена основным концепциям теории предпринимательства. В ней рассматриваются различные точки зрения ученых-экономистов касающиеся понятия термина «предпринимательство» и «предприниматель». На основе проведенного анализа выделяются несколько самостоятельных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный анализ различных теорий происхождения терминов: «Предпринимательство» и «Предприниматель»»

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕРМИНОВ: «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» И «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

© Паевская С.Л.1

Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург

Данная статья посвящена основным концепциям теории предпринимательства. В ней рассматриваются различные точки зрения ученых-экономистов касающиеся понятия термина «предпринимательство» и «предприниматель». На основе проведенного анализа выделяются несколько самостоятельных направлений.

Ключевые слова предприниматель, функция предпринимателя, предпринимательский дух, предпринимательская деятельность.

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Рассмотрим эволюцию теоретических взглядов на роль предпринимательства в общественном развитии. Впервые экономическое определение слова «предприниматель» - человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта», - появилось во Всеобщем словаре коммерции (Dictionnaire universel de commerce), - изданном в Париже в 1723 г. Зарождение же теории предпринимательства обычно связывают с именем Ричарда Кантильона, который выделил предпринимательство в качестве особой экономической функции.

Ему принадлежит заслуга формулирования тезиса, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже, т.е., говоря современным языком, осуществлять арбитражные сделки. Именно субъектов этих отношений он назвал предпринимателями (предприниматель - в переводе с французского «посредник»). По Кантильону, предприниматель - это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.п., но нерабочий и государственный чиновник с постоянным жалованием и не земельный собственник, получающий ренту [4, с. 4]. Риск и неопределенность - вот главные отличительные черты деятельности такого предпринимателя.

Следующий этап развития идеи о том, что сутью предпринимательской функции является несение бремени риска, связан с именем И. Тюнена - не-

1 Старший преподаватель кафедры Административного права и процесса.

мецкого сельскохозяйственного предпринимателя. Во втором томе своей книги «Изолированное государство» (1850) И. Тюнен определяет прибыль предпринимателя как остаточный доход, получающийся после вычета из валовой прибыли процента на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос [3, с. 301-302].

Взгляды И. Тюнена были развиты Ф. Найтом (1885-1972) - основателем Чикагской школы экономической теории. Он основательно исследовал такие категории, как риск и неопределенность, проведя между ними различия; показал, что, несмотря на неопределенность будущего, предприниматель может «угадать» основные параметры развития производства и обмена и потому получить дополнительный коммерческий эффект. Предпринимательский доход по Ф. Найту - это остаточная часть совокупной прибыли за вычетом из нее так называемых «контрактных доходов» - платы собственникам факторов производства. При этом и сам предприниматель получает «контрактный доход» на свои предпринимательские способности как на фактор производства. И только после этого вычета, если у него что-то останется, то образуется его предпринимательская прибыль. Говоря современным языком, речь идет о формировании так называемой в экономической теории - экономической прибыли.

Хотя историки экономической мысли пишут, что в результате теоретических поисков Тюнена-Найта экономическая наука основательно продвинулась в познании сущности предпринимательства, однако, на наш взгляд, в сущности образования прибыли вообще и экономической прибыли в частности, они не сумели достигнуть достаточно ясных, теоретически обоснованных объяснений. И основная причина этого то, что не только они в те времена, но и современные специалисты в области экономической теории не могут, во-первых, выйти за шоры равновесного восприятия экономики вообще и предпринимательства в частности; во-вторых, никак не могут в необходимой мере осознать дифференцированный характер экономики вследствие той же неравновесной ситуации с ценами на рынке даже на один и тот же товар вследствие чего, и возникает основание для образования экономической прибыли. Только восприятие экономики как неравновесной системы с дифференцированными значениями стоимостных параметров, характеризующих экономические субъекты, в частности предпринимателей, может дать единственно правильный ответ на проблему образования экономической прибыли в экономике.

Английский экономист Адам Смит ввел доктрину свободного предпринимательства, ставшую на долгие годы основой экономической науки. Смит охарактеризовал предпринимателей с позиции так называемого экономического человека, т.е. человека рационального, эгоистичного, строящего свои планы из принципа получения максимальной выгоды. Он сам планирует, организует производство, распоряжается результатами производства.

Именно эти свойства, по мнению Смита, отличают предпринимателей от других людей - наемных рабочих и землевладельцев.

Центральная идея Смита - экономика функционирует лучше, если исключить ее регулирование государством. В таких условиях «экономический эгоизм» заставляет производителей выпускать продукты, нужные потребителям, по максимально низкой цене. Причем делать это, думая не о благоденствии общества, а пытаясь превзойти конкурентов и получить максимум прибыли. Но этот эгоизм принесет пользу всему обществу тем, что обеспечит больше товаров и услуг лучшего качества по более низким ценам. Подход Смита получил название «принципа невидимой руки» [5, с. 19].

Другой классик теории предпринимательства Жан Батист Сэй определял предпринимателя как лицо, которое берется за свой счет (или за счет заемных средств) и на свой риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт, годный для употребления.

При этом предприниматель должен обладать таким набором нравственных качеств, которые нечасто соединяются в одном лице: «тут требуются здравый ум, постоянство, знание людей и понимание окружающих обстоятельств, умение верно оценить важность продукта, потребность, которую он должен удовлетворять, средства производства; часто тут потребуется еще привлечь к делу очень большое число людей, закупить самому или поручить закупить сырые материалы, собрать рабочих, привлечь потребителей, обнаружить стремление к порядку и бережливости - одним словом, обладать талантом управления. Кроме того, предприниматель должен, верно, сводить свои счеты и вычислять издержки производства сравнительно с ценностью, какую будет иметь его продукт в продаже. Во время самого производства придется преодолевать много препятствий, переживать много беспокойств, исправлять много неудач, изобретать новые приемы производства и пр. Если люди, начиная свои предприятия, не обладают всеми этими качествами, то обыкновенно имеют мало успеха: такие предприятия держатся недолго и труд их скоро вытесняется из обращения» [6, с. 56-57].

Таким образом, важнейшими функциями предпринимателя, с точки зрения Сэя, являются:

а) соединение факторов производства (капитала и труда);

б) сбор информации и накопление необходимого опыта;

в) принятие решения и организация производственного процесса. Здесь также особенно настойчиво выделяются такие качества, как творческий, экспериментальный, рискованный характер деятельности предпринимателя, ее отличие от рутинных повседневных операций по управлению производством.

Сэй Ж.-Б. вводит такой термин, как умелость, имея в виду, что эффективно работают только те предприятия, которые ведутся умело. В этом

смысле умелость ограничивает число людей, предлагающих свой труд в качестве предпринимателей. В то же время не все виды предпринимательской деятельности требуют одинакового уровня умелости, т.е. одинаковых способностей и знаний. Например, фермеру, занимающемуся сельским хозяйством, нет надобности в познаниях, которые, безусловно, необходимы купцу, ведущему торговлю с дальними странами. Если фермер знаком с рутинными приемами возделывания каких-нибудь двух-трех видов сельскохозяйственных культур, дающих доход его ферме, то он еще может справиться с делом. Знания же, необходимые чтобы вести торговлю с дальними странами, гораздо сложнее. Тут требуется не только знать свойства товаров, которыми ведется торговля, но и уметь составить понятие о размере потребностей и об объеме сбыта в тех местах, где предлагается продать эти товары [6, с. 57].

Своеобразен подход к проблеме предпринимательства у немецкого экономиста и социолога Вернера Зомбарта, который понимал под предприятием (в самом широком смысле) «существование дальновидного плана, для проведения которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц, подчиненных единой воле» [2, с. 66]. При этом область предприятия (предпринимательской деятельности) вовсе не ограничивается только хозяйственной областью, а включает самые различные функции.

Поэтому Зомбарт вводит такое понятие, как предпринимательский дух, под которым он понимает «совокупность всех душевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия» [4, с. 66].

С точки зрения Зомбарта, «предприниматель должен быть, если хочет иметь успех, трояким: завоевателем - организатором - торговцем».

Как завоеватель, предприниматель должен обладать решимостью и силой побороть все препятствия, возникающие на его пути. Завоевателем он должен быть также в смысле человека, который имеет силу на многое, отважиться, который жертвует всем, чтобы достичь великого для своего предприятия. Для всего этого, в частности, необходимы духовная эластичность, духовная энергия, постоянство воли.

Для того чтобы окружающие действовали совместно с ним, предприниматель должен быть также хорошим организатором. «Организовывать», по Зомбарту, это значит «соединять много людей в счастливой, успешной, совместной деятельности». Следовательно, предприниматель должен обладать способностью оценивать людей в отношении их продуктивности, иметь талант заставить их работать вместо себя с максимальной отдачей и т.д.

В качестве торговца предприниматель должен уметь также «хорошо вести переговоры, договариваться, сговариваться», т.е. уметь вести торг [4, с. 67-69].

Главная цель предпринимателя - стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненная цель - рост прибыли. Тот, кто стремится, прежде всего, к прибыли, по утверждению Зомбарта, никогда не станет настоящим предпринимателем.

Зомбарт указал на основные формы организации предприятия (предпринимательства), которые имели решающее значение для развития европейской истории, и описал основные типы предпринимателей, сформировавшиеся на заре капиталистической эпохи. Помимо купцов и промышленников, предпринимателями, по его мнению, выступали разбойники, феодалы, государственные чиновники.

Надо отметить, что термин «разбойники» Зомбарт понимал в широком смысле слова и связывал его с морскими экспедициями, которые получили большое распространение в ХУ!-ХУП вв. Согласно Зомбарту, сам по себе военный поход не есть предприятие для наживы, но есть военные походы, которые с самого начала только и направлены на добычу золота и денег и которые теряют всякий смысл, если у них отнять стремление к наживе. Такими очагами наживы в рассматриваемый период выступали итальянские торговые города: Генуя, Пиза, Венеция и др., которые добрую долю своего богатства добывали посредством морского разбоя; и первыми формами капиталистического предприятия являлись эти разбойничьи походы. В результате этих походов нарождались торговые компании, которые были не, чем иным, как полувоенными, наделенными верховными правами и средствами государственного имущества завоевательными обществами.

Таким образом, вести торговлю в эти века означало снаряжать и вооружать корабли, вербовать бойцов, завоевывать страны, усмирять туземцев, отнимать у них добро, нагружать его на корабли и на родине путем публичных аукционов продавать его тому, кто больше даст. Итак, дух, двигавший торговлю и все колониальные предприятия, был, по выражению В. Зомбар-та, разбойничий дух [4, с. 94].

Следующим типом предпринимателя раннекапиталистической эпохи становится феодал-землевладелец, хозяйство которого все более обнаруживает приобретательские черты и постепенно формируется в капиталистическое хозяйство. Это происходит следующим образом: землевладелец с целью наживы соединяет в собственных приобретательских предприятиях находящиеся во власти его производительные силы. В его распоряжении:

1) земля как производительница растений;

2) полезные ископаемые, которые находятся в земле;

3) продукты земли, прежде всего лес и т.д.;

4) подчиненные его землевладельческой власти рабочие силы.

В ходе использования им этих производительных сил с целью наживы возникают различного рода капиталистические предприятия, которые все проникнуты духом своего создателя, т.е. носят полуфеодальный отпечаток.

Таким образом, мы видим феодала участвующим в построении капитализма, так что уже на основе этого опыта правомерно оценивать и рассматривать его как особенный тип раннекапиталистического предпринимателя.

Что касается участия в предпринимательской деятельности государственных служащих, то, по мысли Зомбарта, следовало бы рассматривать все

современное государство как гигантское капиталистическое предприятие, с тех пор как его стремление все более и более обращается на «приобретение», т.е. на добывание золота и денег.

Еще одним специальным типом капиталистического предпринимателя выступает спекулянт как основатель и руководитель спекулятивных предприятий, возникающих в тот момент, когда прожектерство соединяется с предпринимательством. Характерным примером такого предпринимательства является грюндерство.

Таким образом, по мнению Зомбарта, осуществление предпринимательских функций требует определенных душевных качеств и способностей, которыми могут обладать не только купцы и промышленники, но и феодалы, государственные чиновники, а также разбойники и пираты.

С рассмотренными типами предпринимателей неразрывно связаны основные формы организации предприятия (предпринимательства). По Зом-барту, это военный поход, землевладение, государство, а также церковь.

Военное предприятие, по Зомбарту, имеет место только тогда, когда отдельное лицо (или группа лиц) по хорошо продуманному плану выполняет военный поход, выбирая себе для этой цели необходимое число бойцов и управляя ими сообразно цели.

Военному предприятию противостоит земельное владение, которое наравне с ним вырастает в организации. С точки зрения предпринимательства землевладение есть, прежде всего, хозяйство, которое вел класс крупных землевладельцев, чтобы покрывать свою потребность во благах трудом других людей. Однако поскольку для выполнения хозяйственного плана в распоряжении землевладельца не было в достаточном количестве свободной рабочей силы, хозяйственный организм представлял собой пеструю мозаику различных взаимоотношений между руководителем хозяйства и работниками. При этом важным является то, что в земельных владениях были планомерно соединены большие массы людей для правильной работы над общим делом сообразно воле высшего руководителя. Именно эти предприятия стали зародышем разложения старых, докапиталистических отношений.

Современное государство, с точки зрения Зомбарта, также является предприятием, причем существующим для войны и для мира в одном лице. Его вещественный феномен основан на том факте, что большее число людей по воле одного человека становятся подчиненными интересам этого носителя власти. И для того чтобы заставить население большого пространства земли служить интересам властителя, «создается система средств, которые сами начинают оказывать сильнейшее влияние на образование человеческой судьбы: силы должны быть собираемы, люди должны быть побуждаемы к совершению и несовершению известных действий; возникает аппарат управления крупнейшего масштаба, наиболее широкообъемлющая, наиболее глубоко проникающая организация общества» [2, с. 79].

Что касается участия церкви в предпринимательской деятельности, то эти вопросы разобраны Зомбартом достаточно схематично. По его мнению, рассматривать церковь в целом как предприятие вряд ли правомерно, однако в ее структуре возникли многочисленные предприятия в самом узком смысле. В этой связи «всякое основание нового монастыря или епископства есть, в сущности, такое же событие, что и основание бумагопрядильни или банкирского дома» [2, с. 80].

Роль религии в предпринимательстве более подробно рассмотрел другой немецкий социолог - Макс Вебер, который полагал, что религия оказывала гораздо большее влияние на формирование предпринимательского духа. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он обосновал мысль о том, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантизму как религиозно-этическому комплексу, обеспечивающему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость, т.е. набор неких буржуазных добродетелей, которые можно объяснить единым понятием «бюргерский (или гражданский») дух. По мнению М. Вебера, «вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма не сводится к вопросу об источнике используемых капиталистом денежных ресурсов. Это в первую очередь вопрос о развитии капиталистического духа. Там, где он возникает и оказывает свое воздействие, он добывает необходимые ему денежные ресурсы, но не наоборот» [1, с. 38].

С точки зрения М. Вебера, современный капитализм - это «чудовищный космос», втягивающий в орбиту всех людей, независимо от их желаний и устремлений, воспитывающий и создающий необходимые ему хозяйственные субъекты. «Индивид в той мере, в какой он входит в сложное переплетение рыночных отношений, вынужден подчиняться нормам капиталистического хозяйственного поведения...» [1, с. 29-30].

Эта целостность сформирована из совокупности религиозных, культурных, экономических и политических факторов.

Еще дальше в этом направлении пошел американский экономист Йозеф Шумпетер, по мнению которого предпринимательская деятельность вообще не может рассматриваться как профессия. В отличие от многих представителей экономической науки, он указывал на наличие особой предпринимательской функции, которая состоит главным образом в революционизировании производства путем использования изобретений или, шире, разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т.д. Содержанием предпринимательской деятельности выступает, таким образом, «осуществление новых комбинаций» факторов производства и обращения или разнообразные нововведения.

В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:

1. Создание новых благ или новых их качеств.

2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.

3. Освоение новых рынков.

4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.

5. Осуществление соответственной реорганизации производства.

Предпринимательство, по Шумпетеру, - универсальная общеэкономическая функция любой общественной формации. Оно обычно сочетается с выполнением иных видов деятельности (управлением, научными разработками, маркетингом и др.) и не является раз и навсегда данным качеством.

Особое значение для предпринимательства имеет состояние хозяйственно-политической среды, поскольку она предопределяет не только способы использования возможностей «новых комбинаций», но и основные типы мотиваций предпринимательской деятельности.

В этой связи Шумпетер делает парадоксальный, на первый взгляд, вывод: «Не только крестьяне, ремесленники, представители свободных профессий, порой причисляемые к предпринимателям, но и фабриканты, промышленники и коммерсанты, всегда попадающие в эту группу, с нашей точки зрения, вовсе не обязательно являются предпринимателями». По его мнению, «то или иное лицо в принципе является предпринимателем, только если оно осуществляет новую комбинацию - оно перестает быть таковым, когда учрежденное им дело начнет дальше функционировать в рамках кругооборота» [7, с. 143-146].

При этом надо понимать, что предприниматель не должен непременно сам создавать новые возможности, его дело - суметь осуществлять или использовать их.

Шумпетер, по сути, соглашается с подходом, отождествляющим предпринимательскую функцию с менеджментом в самом широком смысле слова. Однако попытка Шумпетера применить свои познания в области предпринимательства на посту президента частного Австрийского банка закончилась плачевно. Банк в 1924 г. обанкротился, а его президент потерял все свое личное состояние и еще в течение нескольких лет должен был выплачивать долги.

Таким образом, в развитии основных концепций теории предпринимательства в западной историографии можно выделить несколько самостоятельных направлений.

1. Если на первом этапе западные исследователи определяют предпринимательство в качестве деятельности, осуществляемой в условиях риска и неопределенности (Р. Кантильон), то по мере развития самого явления доминирующим становится понимание предпри-

нимателя как собственника капитала, зачастую личным трудом участвующего в деле и подвергающегося экономическому риску, во многом обусловливающему получение прибыли (А. Смит).

2. На следующем этапе ключевой характеристикой предпринимательства выступает уже не собственность на капитал, а организация и управление предприятием. Поэтому на первое место выходит такая характерная черта предпринимателя, как «умелость» (Ж.-Б. Сэй).

3. Представители следующего направления считают, что сущностью предпринимательской функции является создание новых рыночных возможностей и творческая, инновационная комбинация факторов производства, и только в рамках этой деятельности предприниматель может соответствовать своему качеству (Й. Шумпетер).

4. Наконец, специфичным образом проблема предпринимательства и предпринимательской функции раскрывается в работах М. Вебера и В. Зомбарта, взгляды которых сложно отнести к какому-либо из перечисленных выше направлений, так как эти мыслители рассматривали общество и рынок с позиций истории и социологии, а самое важное - изучали экономические отношения сквозь призму культурных, экономических и политических факторов, а также религии. В основании концепций обоих авторов лежит понятие «капиталистический дух».

Список литературы:

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. - М.: РОСС-ПЭН, 2006.

2. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт. - Буржуа. - М.: ТЕРРА, 2006.

3. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В. Автоно-мова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Старцев А.В., Гончаров Ю.М. История предпринимательства Сибири (XVII - начало XX вв.). - Барнаул: Из-во Алт. ун-та, 1999.

5. Сорвина Г.Н. История экономической мысли двадцатого столетия: курс лекций. - М.: РАГС, 2003.

6. Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии / Ж.Б. Сэй // Трактат по политической экономии; Бастиа Ф. Экономические софизмы; Экономические гармонии. - М.: Дело, 2000.

7. Штумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.