Научная статья на тему 'Влияние религиозного фактора на социальные идентификации китайцев'

Влияние религиозного фактора на социальные идентификации китайцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1270
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние религиозного фактора на социальные идентификации китайцев»

УДК 316.4 П-55

Помозова Наталья Борисовна

e-mail: npomozova@mail.ru

Влияние религиозного фактора на социальные идентификации китайцев

Сложно переоценить значение анализа исследований, направленных на выявление социальных идентификаций индивидов, который помогает как решать многие частные задачи, так и прогнозировать тенденции развития общества в целом. В период глобальных перемен особенно важно определить уровень социальной идентичности граждан той или иной страны, чтобы понять, члены каких общественных групп смогли адаптироваться к текущим трансформациям, а какая категория людей так и не смогла приспособиться к изменениям в окружающем мире. Естественно, что люди, недовольные окружающей их действительностью, то есть индивиды, которые не смогли идентифицировать себя с новыми обстоятельствами не только не способны к полноценной жизни в обществе, но и могут иметь склонность к девиантному поведению.

В процессе изучения общественного сознания необходимо учитывать не только рациональные факторы, применяя комплексный анализ эмпирических данных, но и иррациональные тенденции, также в значительной степени влияющие на характер сознания индивидов и общества в целом.

Общественное сознание современного Китая представляет собой весьма интересное явление с точки зрения социологии. В нем удивительным образом уживаются 2 начала — капиталистическое и социалистическое. Естественно, что такое явление связано с историческими особенностями развития страны. Когда стало очевидно, что социалистические методы, применявшиеся в Китае в течение длительного периода, исчерпали себя, правительство страны оказалось перед необходимостью реформ.

В процессе политической трансформации, в отличие от России, где был выбран ускоренный путь резкого перехода от одного строя к другому, от диктатуры к ориентации на демократическое управление, Китай старался сохранить правительственные организации на существующей основе, изменив при этом функции правительства и характер государственного регулирования. В Китае было также решено официально не отказываться от прежней идеологии, не менять прежние установки и идеалы на кардинально противоположные с тем, чтобы избежать образования идеологического вакуума в стране, с одной стороны, и не «ломать» сознание целого поколения людей. Такое решение несомненно имело ряд положительных результатов. Современное поколение китайцев, естественно, уже не верит в коммунистическое будущее своего государства, его сознание адекватно современным реалиям не только в стране, но и в мире в целом (в отличие, например, от общественного сознания Северной Кореи), однако при этом удалось избежать глобальных проблем в области идентификации старшего поколения китайцев, выросшего при режиме Мао Цзедуна, искренне верившего коммунистической идеологии и культивировавшего личность «великого кормчего».

Очевидно, что политическая идеология оказывает существенное влияние на сознание и поведение индивидов, а также общества в целом. Однако это далеко не единственный фактор, влияющий на социальные идентификации людей. Возрастные, этнические, профессиональные, образовательные характеристики, материальное положение также оказывают влияние на самоощущение индивидов в социальной реальности. Однако в этой связи одним из наиболее существенных компонентов формирования как индивидуального, так и общественного сознания является религиозный фактор, который на протяжении мировой истории всегда играл важную роль. Суждение Макса Вебера о том, что поведение людей в различных обществах может быть понято лишь в рамках общего концептуального представления о своем существовании, что религиозные догмы и толкования — составная часть видения мира индивидов, что необходимо понять эти догмы, чтобы понять поведение индивидов и групп, не напрасно получило признание в мировой социологической среде [1].

Религия изучается рядом общественных наук, при этом каждая наука использует свой инструментарий для анализа тех элементов религии, которые коррелируют с областью научных интересов исследователя.

Социология рассматривает религию, прежде всего, как социальное явление, как один из значимых компонентов структуры общества. Религиозное сознание изучается социологией как социальный факт, как одна из реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором социального поведения личности, группы, больших масс людей [2, с. 324, 640].

Религия оказывает влияние на сознание людей, их идентификации, а следовательно, на жизнь и развитие общества в целом, являясь при этом специфической формой культуры со своей системой ценностей, которая в значительной степени коррелирует с нравственными установками, с общепринятыми нормами и правилами, одновременно распространяя определенные эталоны поведения [2, с. 492].

Являясь порождением человечества, религия взаимодействует с различными сферами общественной жизни, такими, как экономика, культура, политика и многими другими. Так, например, Макс Вебер рассматривал религию как важнейший фактор, влияющий на экономическое развитие общества [3, р. 304, 520]. Вряд ли религиозное сознание, его влияние на идентификации индивидов и, соответственно, их поведение можно считать основным «двигателем» или «тормозом» экономического прогресса, тем не менее определенная зависимость, несомненно, присутствует. Взаимодействие религии и политики может протекать как бы в двух параллельных плоскостях, что обеспечивает, на наш взгляд, более гармоничный уклад общества, чем замещение политической идеологией религиозных компонентов социальной жизни. Так, например, коммунистическая идеология в Советском Союзе заменила религиозную. Церкви было запрещено вести самостоятельную деятельность, а людям не разрешалось причислять себя к какой-либо из религиозных конфессий. Тем не менее, многие индивиды так и не смогли отказаться от религиозной составляющей своей жизни, совершали такие обряды, как молитвы, крещение детей, благословление на брак и многие другие тайно, что естественным образом порождало дисгармонию их самоидентификации, ощущение себя как личности. Подобная ситуация также имела место в Китае, когда во время «культурной революции» [4] уничтожались

храмы, священные книги, а монахи подвергались репрессиям. Религиозная составляющая жизни общества должна была подвергнуться абсолютному вымещению из сознания индивидов и замене на идеологию маоизма. Однако в конце 1970-х годов наступил переломный момент в жизни китайского общества, и началось возрождение религиозной сферы. Дэн Сяопин и его последователи осудили курс и методы «культурной революции», создавая тем самым предпосылки для возрождения религиозного компонента социальной жизни Китая. При этом политика в области вероисповеданий должна была соответствовать интересам коммунистической партии Китая. Вместе с тем около десяти лет реформ в рамках «культурной революции» были направлены на абсолютное вытеснение религиозного фактора из сознания людей, а вероисповедание было объявлено несовместимым с идеалами социалистического общества. Однако в коне 1970-х годов, на третьем пленуме ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.) [5] был поставлен вопрос о выработке новой политики в религиозной сфере. Осознавая необходимость либерализации этой политики, китайское правительство столкнулось с проблемой плавного перехода от резко отрицательных суждений в отношении вероисповеданий к внедрению религиозного компонента в сознание индивидов в контексте социалистической идеологии. Именно на третьем пленуме ЦК КПК 11-го созыва была выдвинута стратегия экономического развития страны, внимание к проблеме новой политики в сфере религий усилилось, так как эта проблема тесно ассоциировалась с уровнем общественной стабильности и сплоченности нации.

Однако на протяжении 1980-х годов религия, главным образом завися от решений партии, не была автономной. Только во второй половине 90-х годов религиозные институты Китая стали оформляться как обособленные структуры, что подкреплялось серьезной научно-теоретической и исследовательской базой.

Во многом благодаря этому постепенно наметилась тенденция освобождения мышления людей от зашоренности коммунистической, маоистской идеологией. Представители различных конфессий стали относиться друг к другу более толерантно, что подкреплялось нормативноправовой базой в КНР. Таким образом, постепенно правительство Китая пришло к выводу о возможности соответствия религии и социалистического общества. Впоследствии ученые КНР разрабатывали вопрос о форме и смысле существования религии в условиях социализма периода открытости и реформ, превратив выдвинутую руководством КПК формулу взаимного соответствия как приоритетной идеологемы вероисповедной политики в обоснованную концепцию [5]. Эта концепция явилась совершенно новой, разработанной с учетом специфики сложившихся в Китае обстоятельств. С одной стороны, не отрицался идеализм, присущий религиозной вере, а с другой - последняя должна была соответствовать политике, экономике и культуре социалистического китайского общества.

Таким образом, правительство Китая планировало, что религиозные догмы и принципы социализма будут выступать единым фронтом в укреплении патриотизма, а также адаптации к новому, модернизированному политическому строю. Китайскими учеными подчеркивалось, что любовь к родине и концепции религиозной любви имеют одинаковую сущность. Следовательно, религия не только не препятствовала строительству социалистической культуры, но также

способствовала ее лучшему, более гармоничному восприятию народными массами.

Очевидно, что в процессе трансформации экономического строя изменяется и идеология, и социальные реалии, а вместе с ними и самоощущение индивидов в новом обществе, их идентификации. В этих условиях религия остается неизменной отдушиной значительной части населения страны. К тому же новый политический курс Китая, ориентированный на соблюдение демократических свобод, естественным образом предполагает и свободу вероисповедания как одну из основных составляющих демократического общества. Модернизация социалистического строя в Китае пошла по пути демократизации некоторых составляющих общественной жизни.

В настоящее время законы и конституция КНР гарантируют охрану свободы вероисповедания граждан.

В Конституции КНР записано, что «никаким государственным органам, общественным организациям и отдельным лицам не разрешается принуждать граждан исповедовать или не исповедовать какую-либо религию, не разрешается также дискриминировать их за исповедание и не исповедание какой-либо религии». В ней также сказано, что «нормальная религиозная деятельность пользуется законной поддержкой государства». Вместе с тем, Конституция указывает, что «никто не может использовать религию в ущерб общественному порядку, причинять вред здоровью граждан и вмешиваться в просветительскую деятельность государства» [6].

На сегодняшний день правительство Китая, с одной стороны, охраняет права и свободы граждан в отношении вероисповедания, а с другой -рассматривает религию как один из инструментов сплочения нации и взращивания и укрепления чувства патриотизма в сознании китайцев.

КНР - многонациональное государство, в котором сосуществуют различные религии. Основными религиозными течениями в Китае являются буддизм, ламаизм как его ответвление, христианство и ислам. Кроме того, нельзя недооценивать влияние на общественное сознание китайцев оригинального философско-религиозного течения «даосизм» и, конечно, конфуцианства, оставившего столь огромный след в истории и культуре Китая. При этом если ламаисты проявляют высокий уровень религиозной активности, то представители других конфессий обладают весьма умеренным ее уровнем.

Согласно официальным статистическим данным, представленным Управлением по религиозным делам при Государственном Совете КНР, в настоящее время в стране насчитывается примерно 100 млн буддистов, 17 млн мусульман, 12 млн протестантов и 4 млн католиков.

В 2007 году в Китае группой исследователей был проведен социологический опрос, в котором приняли участие около 4,5 тысяч человек. Он показал, что 31,4 % респондентов являются приверженцами какой-либо религии. Остальные опрошенные, соответственно, не причисляют себя ни к какой вере и являются атеистами. Исходя из численности населения страны, социологи предположили, что около 300 млн китайцев могут оказаться верующими людьми и что официальные данные сильно преуменьшают действительность.

Социологические опросы, проведенные исследователями Шанхайского института в 2005 и 2007 году, в которых приняли участие 4500 респондентов, позволили ученым сделать выводы о примерном количестве верующих в современном Китае. Их число составляет около 31,4 % от общего населения

Китая. При этом последователи буддизма, даосской религии или их синтеза составляют около 66 % от общего числа верующих. 24,1 % из 1,361 опрошенных высказали мнение о том, что «религия является главным путем познания жизни», а 28 % отметили, что «она помогает вылечиться от болезней, избавиться от недугов и помогает понять, что жизнь прекрасна». Исследователи опровергли гипотезу о том, что распространение религиозных верований происходит в основном среди бедного населения. Напротив, оказалось, что появилось много новых верующих именно в экономически развитых регионах Китая. Что касается возрастного ценза, 62 % опрошенных находятся в возрасте от 16 до 39 лет и только 9,6 % находятся в возрасте старше 55 лет. Около 72 % респондентов, которые в период правления Мао Цзедуна были атеистами, заявили, что они ощущают себя гораздо более счастливыми с тех пор, как стали верующими людьми, и что вера им помогает правильно понимать жизнь.

Правительство КНР, придерживающееся достаточно лояльной религиозной политики и предоставляющее населению Китая свободу вероисповедания, обеспокоено тенденцией к увеличению протестантов и католиков, что свидетельствует о значительном влиянии западной культуры на китайское общество. С другой стороны, правительство также понимает положительные эффекты своей политики, например, уменьшение преступности в последнее время, которое многие исследователи связывают именно с распространением религиозности в стране. Кроме того, правящими кругами Китая религия рассматривается как средство построения гармоничного социалистического общества, что положительно скажется и на дальнейшем экономическом развитии страны.

Религия оказывает большое влияние на самоопределение и социальные идентификации людей. Предельно наглядно это можно проследить на примере китайского общества. После сложного периода практически полной изоляции, периода, когда религиозное начало насильственно вытеснялось из общественного сознания путем замены на политическую идеологию, не способную удовлетворить религиозные потребности населения Китая, наступил период толерантной политики, обеспечивающей свободу вероисповедания. Как результат такой политики, число верующих в Китае постоянно увеличивается. Причем принадлежность к той или иной религии благоприятно сказывается на самоидентификациях китайцев, о чем свидетельствуют социологические исследования. Люди ощущают себя более счастливыми, они в большей степени живут в гармонии с окружающим миром, что естественным образом положительно сказывается на всех социальных процессах.

Ссылки и примечания:

1. Вебер М. Избранные произведения. М.: «Прогресс», 1990.

2. Тощенко Ж. Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Weber Max The Sociology of Religion // Beacon Press, 1993.

4. Вэньхуа Да Гэмин — термин, обозначающий десятилетие в истории КНР, 1966-1976 гг., которое характеризовалось крайней политизацией всех сфер общественной жизни (прим. автора).

5. Горбунова С. А. Историография КНР о трансформации вероисповедной политики в период реформ. М. : Изд-во Института Дальнего Востока РАН, 2007.

6. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/about/zgxz/xajk/t1999.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.