Теоретическая значимость полученных научных результатов заключается в том, что впервые с применением методологии центральной геополитической парадигмы разработан алгоритм оценки политических рисков с учетом геополитических аспектов, когда имеет место неполнота информации о цели развития страны и облике цели развития страны. Тем самым дополнено существующее политологическое знание в части необходимости учета геополитических аспектов при функционировании политической подсистемы страны.
1. Кузнецов, Ю. Введение в теорию национальной безопасности [Текст]: монография / Ю. Кузнецов [и др.]. — Алма-Ата, 1999.
2. Мешков, О.К. Теория геополитики [Текст]: монография / О.К. Мешков; ВМА им. М.Г. Кузнецова. - СПб., 2005.
Разработанный алгоритм оценки политических рисков с учетом геополитических аспектов позволяет осуществлять оценку даже в условиях, когда имеет место неполнота информации о цели развития страны (субъекта, округа) и облика цели развития.
Полученные научные результаты могут быть реализованы в органах законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, федеральных округов и субъектов Российской Федерации.
3. Обретение будущего: стратегия 2012 [Текст]: конспект. — М.: Экон-информ, 2011. — 95 с.
4. Урманцев, Ю.Н. Общая теория систем [Текст]: монография / Ю.Н. Урманцев; Новосиб. фил. АН СССР. - М.: Наука, 1987.
5. Шакин, Д.Н. Информационная безопасность [Текст]: монография / Д.Н. Шакин. — М., 2008.
УДК 327.7
С.Г. Митрофанова
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА
Согласно Олимпийской хартии, одной из задач Международного олимпийского комитета (МОК) является противодействие любой форме дискриминации, наносящей ущерб Олимпийскому движению [3]. МОК призван объединять молодых людей разных стран вопреки расовым, этническим, религиозным и политическим противоречиям ради их дружбы, блага и процветания. Актуальность исследования данного вопроса обусловлена тем, что в последнее время такие острые проблемы, как апартеид в спорте или расовая дискриминация, отходят на второй план, а на смену им приходят новые, не менее острые и болезненные. Например, проблемы, возникающие из-за активизации мусульманских государств и исламистских организаций, стремящихся заставить учитывать их принципы, связанные с религиозными особенностями
ислама. Эта ситуация ставит Олимпийское движение и его органы в сложную ситуацию, так как они вынуждены пересматривать фундаментальные правила своего функционирования.
Прежде религиозные мотивы не влияли на спортивные состязания, не говоря уже о проведении Олимпийских игр, но прецеденты, когда спорт «подстраивался» под религию, уже были. Например, в Ирландии и Шотландии, где сильно влияние двух христианских общин — католической и протестантской. Особый характер противостояния двух спортивных клубов — «Рейнджерса» и «Селтика» объясняется, видимо, религиозной подоплекой. «Рейн-джерс» — протестантский клуб, а «Селтик» — католический, так что разделение болельщиков на два лагеря в данном случае определяется не просто спортивными пристрастиями, а со-
I
Проблемы XXI века
ответствует разделению всего общества [2, с. 7].
Не менее показательным в этом плане может служить пример с Олимпиадой в Пекине в 2008 году, сопровождавшейся политическими и религиозными скандалами. Например, была предпринята попытка саботировать проведение этих Олимпийских игр: появились сообщения, что китайские власти якобы запретили использование Библии и других религиозных атрибутов во время игр. На деле же, наоборот, в Олимпийской деревне была построена временная католическая церковь, в которой богослужение велось на разных языках.
На современном этапе МОК столкнулся с проблемой «исламского участия» в Международном олимпийском движении (МОД), что требует поиска решений в краткосрочной перспективе. Исламисты утверждают, что во время Олимпиады-2012 будут ущемлены права спортсменов-мусульман. Ислам — религия, которую исповедует почти 1 млрд жителей Земли, — распространился на все континенты и породил одну из мировых цивилизаций [4, с. 33]. Выяснилось, что сроки проведения Олимпиады в Лондоне в 2012 году совпадают со священным для мусульман месяцем Рамадан: он наступит 21 июля и завершится 20 августа, а Олимпиада начнется 27 июля. Председатель лондонской Исламской комиссии по правам человека М. Садарех опасается, что это «повлияет не только на выступление атлетов, но и на зрителей» [1, с. 13]. Проявление внимания МОКа к этому вопросу чрезвычайно важно, поскольку если не произойдет должных изменений, то мусульманские страны скорее всего объявят Олимпиаде бойкот, что, безусловно, не может негативно не сказаться на имидже МОКа, ведь до сих пор религиозные мотивы не ставили под угрозу срыва ни одно спортивное состязание подобного уровня. Нужно учитывать, однако, что спортсмены из мусульманских стран, хотя и составляют обычно где-то треть от всего количества участников игр, в борьбе за медали участвуют редко. Поэтому их отсутствие будет неприятно только с политической точки зрения, со спортивной же уровень соревнований даже повысится. МОК вынужден предоставлять
определенные квоты развивающимся странам в целях широкого представительства и популяризации олимпизма.
Отрицательно отреагировав на обращение исламистских организаций, МОК отказался перенести дату проведения Олимпийских игр. Подобное решение мотивировалось экономическими факторами, но в данном вопросе на первый план выходит все же политический аспект. Уже отмечалась важность соблюдения принципа широкого представительства, когда к членству в МОКе и участию в самих играх допускаются все государства, согласные следовать основополагающим принципам Олимпийской хартии вне зависимости от их религиозных предпочтений: «Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства» [3]. Олимпийское движение призвано сплачивать народы, а не разделять их. При анализе политической составляющей проблемы нужно учитывать следующее: Олимпийские игры 2012 года были запланированы за несколько лет до появившихся в 2006 году требований и большая часть экономических мероприятий по их организации уже была начата. Поэтому требования отдельных мусульманских стран и организаций не являются конструктивными и носят преимущественно декларативный протестный характер. В связи с этим важно подчеркнуть, что Олимпийские игры имеют сугубо светский характер.
Еще один вопрос, который поднимается мусульманскими странами, касается участия женщин в Олимпийских играх. В принципах МОДа указана важность соблюдения прав человека, в том числе и равного участия в спортивных соревнованиях мужчин и женщин. Однако не все мусульманские государства солидарны с этим принципом и готовы ему следовать. Вопрос является сложным, и консенсус по нему все еще не найден.
В 2008 году в европейской («International Herald Tribune») и американской («The New York Times») газетах была опубликована статья директора Института Персидского залива Али ах-Ахмеда, в которой он выступил с осуждением
позиции мусульманских стран, не допускающих своих женщин-спортсменок к участию в международных соревнованиях, особенно в Олимпийских играх. Статья вышла под названием «Преградить путь странам, запрещающим женщинам заниматься спортом!» [1, с. 14]. Вопросу ущемления прав мусульманских женщин не уделяется достаточного внимания, однако он остается очень актуальным и требует своего решения. Как указано в принципах Олимпийской хартии, «любая форма дискриминации по отношению к стране или личности на почве расы, религии, политики или пола несовместима с членством в Олимпийском движении» [3].
Некоторые спортсмены из мусульманских стран Африки предпочитают переехать в Европу и выступать за европейские государства. Подобное явление аналогично «утечке мозгов», так как лишает африканские государства потенциальных победителей на Олимпийских соревнованиях. Несмотря на то что МОД должно бороться с дискриминацией, существующей в мусульманских странах, на практике оно оказывается подвержено политическому фактору. Основным направлением усилий по нейтрализации «исламского фактора» как препятствия развитию МОДа должно стать искоренение политического фактора, а именно возможности следования политическим интересам национальных государств. Также надо разрабатывать комплекс мероприятий, которые будут закреплены на правовой основе (в частности, в Олимпийской хартии или другом документе
МОДа) и исключат случаи политического протеста, что имело место во время проведения Олимпиады в Пекине. Скандал, связанный с совпадением сроков Олимпийских игр и месяца Рамадан, также является политическим фактором, поэтому МОКу необходимо заниматься пропагандисткой работой в мусульманских странах с целью распространения своих основополагающих принципов, один из которых искоренение дискриминации на почве расы, религии, политики или пола. Но в данном контексте было бы правильнее говорить о вовлечении методов спортивной дипломатии, а не о вмешательстве во внутренние дела государств.
Подводя итог, отметим, что на сложившуюся ситуацию, когда государства заявляют о своих особых правах и претензиях, имеются две точки зрения: первая — принципы МОДа не удовлетворяют современной действительности и их необходимо менять; вторая — проблема заключается не в принципах, разработанных МОКом, а именно в религиозном факторе, в частности исламском, когда мусульманские страны и исламистские организации хотят использовать свои религиозные и культурные устои в политических целях. На основе проведенного анализа можно констатировать, что имеет место вторая ситуация. Это означает, что необходимы серия мероприятий по «деполитизации» МОДа и внесение ряда уточняющих положений в Олимпийскую хартию с целью исключить пагубные последствия влияния религиозного фактора на работу МОКа и проведение Олимпийских игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Манской, М.И. Рамадан не терпит рекордов [Текст] / М.И. Манской // Время новостей. — 2006. — № 1. - C. 13-15.
2. Мельников, А.А. Уйгурский ответ Олимпиаде [Текст] / А.А. Мельников // Независимая газ. религии. - 2008.
3. Олимпийская хартия Международного олим-
пийского комитета от 11 февраля 2010 года [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Олимпийского комитета Российской Федерации. — Режим доступа: ЫХр:// www.olympic.ru/ru/OlympChart.asp
4. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. Модель грядущего конфликта [Текст] / С. Хантингтон // Полис. - 1994. - № 1. - С. 33-38.