ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ОБЩЕСТВО
Райхон Улугбековна Бобожонова
Ургенчский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Религия всегда находилась и находится в центре внимания, ибо духовное просвещение человека является одним из важных условий в становлении личности. В данной статье рассматривается влияние и функции религии на развитие общества, рассматривает отдельный исторический период на предмет содержания в себе изменений
сознания человека относительно вероисповедания или же отрицания веры в Бога.
Ключевые слова: Религия, функция, бог, атеизм, деизм, патология, христианство, ислам
INFLUENCE OF RELIGION ON SOCIETY ABSTRACT
Religion has always been and is in the center of attention, for the spiritual enlightenment of a person is one of the important conditions in the formation of a personality. This article examines the influence and functions of religion on the development of society, examines a separate historical period for the content of changes in human consciousness regarding religion or denial of faith in God.
Keywords: Religion, function, god, atheism, deism, pathology, Christianity,
Islam
ВВЕДЕНИЕ
Религия представляется особенной разновидностью социального сознания, свободы и бытия. Как социальное сознание она выступает в облике общественного верования, вера в сверхъестественное, прежде всего, в Бога. Как общественное право она выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, отчасти моральных, отчасти правовых, отчасти исключительно религиозных. Как форма социального бытия она выступает в виде системы обычаев и религиозных деяний (молитв, крестного знамения, поста и т.д) Религия — первоначальный, синкретический вид культуры, присущая детству человечества. Начиная с древней эпохи, она постепенно утрачивала монополию на истину, красоту, добро, мудрость. На смену религии пришла специальная форма культуры — наука, искусство, философия... теперь религия в значительной мере потеряла свои позиции в обществе, невзирая на
отдельные всплески заинтересованности к ней. Так как общество волей-неволей взрослеет, мудреет.
РОЛЬ РЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
трудно недооценить важность религии в жизни человечества. Более того, историю нашего с вами вида возможно анализировать как историю религии и отношения к ним людей, неспроста же существует определение человека как «существа, поклоняющегося богам». И хотя в «моменты бури» такое определение подвергается значимому сомнению, именно с экой позиции я попытаюсь раскрыть всю тематику.
Сразу хотелось бы ограничить рассмотрение вопроса. В данной работе бог исключительно вопрос веры, будет осмотрен очень слабо, а религия, «реальный объект» нашего социума, будет основной темой. Несмотря на кажущуюся неправильность отрыва религии от бога, я попробую доказать подобное сепарирование. В самом элементарном смысле возможно пояснить мою позицию так: Бог как абсолют не может эволюционировать, меняются только взгляды людей на него, что и представляется полем религии. нельзя однозначно оценить воздействие веры на формирование общества, ибо в любой момент поры возможно выделить как положительные, так и отрицательные стороны религии как феномена и религии как института. К сожалению, в истории человечества религия запомнилась не только позитивными, правильными веяниями и деяниями, но и множеством преступлений. следовательно главным для понимания места религии в истории человечества будет рассмотрено этакое явление, как религиозная патология.
РЕЛИГИОЗНАЯ ПАТОЛОГИЯ
Греческое «патос» обозначает «болезнь». Под патологией подразумевается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри жизненных организмов и общественных явлений. Религиозная патология - это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Представление значимости религии охватывает в себя и понимание характера воздействия религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в каком они живут. Религиозная патология находит свое изображение в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления обоюдно соединены и взаимно переходят друг в друга. Особенно религиозная патология во всех имеющихся проявлениях и стала фундаментальным фактором потери религией своей роли, разумеется образование науки также явилось значительным моментом смещения религии. Но сосуществование религии и науки было вероятно и без тех потрясений, какие испытало человечество. Так что я склонна находить именно внутренние трудности религии первопричиной
падения религии в глазах общества. Притом падение не только в прошлом, непризнание теперешним западным сообществом ислама происходит в различных аспектах благодаря религиозным преступлениям, совершаемых его приверженцами. Религиозный экстремизм, как уже отмечалось, есть последняя форма религиозного фанатизма. Сущность всякого экстремизма, в том числе и религиозного, - в применении принуждения к инакомыслящим. Материалы фанатизма обладают место во многих религиях. Притом невозможно понимать будто фанатизм поведение, какое не разъяснимо с разумных точек зрения, пускай аж такое действие и воспринимает причудливые формы. Фанатизм начинается там, если к такому же поведению пытаются вынудить инакомыслящих. Самым Ярким примером фанатизма собственно в такой трактовке являются возмущения исламистского круга по поводу карикатур на пророка Мохаммеда. Жалобы сближались не к тому, что Мохаммеда оскорбили, а к тому, что его вообще говоря нарисовали, что запрещается в исламе, однако данный запрет стараются передавать на весь остальной мир. Степень давления также возможен быть различной: от перегораживания дороги пред нанесения побоев инакомыслящим и даже пред их физического уничтожения. И здесь религиозный экстремизм переходит в религиозную преступность. Религиозная противозаконность возможно проявляется и в сравнительно болезненной мере, и в очень сильной степени. Религиозные правонарушения могут выполнять раздельные лица, раздельные благочестивые компании и аж целостные государства. Причина после таковые правонарушения соответственна покоиться на непосредственных заказчиках и исполнителях, однако не на рядовых адептах конфессии. При обвинении общество с характерной ему инерцией сознания приступает недолюбливать всех, тем чистоплотнее вынужден существовать всякий агент конфессии в собственном тяготенье предохранить веру, и домой и к своим собратьям в вере.
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Мировоззренческая функция - способ воздействия религии на жизнь людей посредством мировоззренческой идеи, которая входит в содержимое религии.
Политическая функция - способ воздействия религии на людей посредством политической мысли и политических поступков религиозных организаций.
Культуротранслирующая - метод воздействия на жизнь людей посредством обращения религиозных организаций к культуре.
Нравственная - это метод воздействия религии на людей посредством пропаганду нравственных норм.
Честно говоря, это деление достаточно условно, так как одно и тоже разделение или идея возможно трактовать как отражающее две, а то и все
функции религии. Особенно непросто различить в предоставленном контексте мировоззренческую и нравственную функции религии, однако попытка будет сделана.
Стоит отметить что мировоззренческая функция отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни,
Единобожие - развитие философии Средних веков. Бог является реальностью, которая определяет сущее. Христианство и ислам, в отличие от буддизма, появились первоначально в качестве религии, приобретая статус общефилософского учения только со временем. Период средневековой философии и вероисповедание развивались тождественно. Для человека стало интересно думать о жизни, смерти и о суде Божием. Можно отметить несходства между христианским и античным отношением к Богу. В то время когда первое верование возвышает Божество над природой, то античность приравнивается ей. Арабо-мусульманская философия, в свою очередь, проявила большое воздействие на формирование западноевропейской схоластики и развивалась в контексте той культуры, в которой преобладал ислам. Он преподнес мысль единого человечества как мысль единого для всех них Бога. В основании находится идея зависимости мира от Аллаха. Философия Нового времени (XVI - XIX) меняет взгляды людей. На этом этапе стремительно развивается естествознание, а также происходит отказ от религиозного контроля в выгоду человеческого разума. Религия перестала являться главным источником знаний. Она стала тем, что хотелось изучать, а не тем чему нужно придерживаться. В связи с этим , что религия потеряла свое воздействие на общефилософское и научное мировоззрение, стали формироваться новые понятия, характеризующиеся отречением от Бога. Деизм не отрицал существование бога, но отрицал его воздействие на мир. Атеизм (греч. буквально - безбожие) - философско-материалистическое учение. Атеизм, отвергает веру существования всего сверхъестественного, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, так же отрицает возможность сотворения мира и всего из ничего, но признает вечность, развитие природы и общества по своим собственным законам иотрицания сверхъестественные силы, способствует формированию у людей материалистического мировоззрения
ВЫВОД
В целом религия постоянно играла и играет главную роль в попытках обнаружить опору, с помощью которого возможно если не перевернуть мир, то хотя бы не выпасть из него самого. Со своей собственной позиции мне сложно судить, необходима ли религия в дальнейшем, ведь чтобы творить добро, не
обязателен Бог. Конечно, несомненно, на современное определение доброты сильно воздействовала идея Бога, но стоит понимать что всего лишь идея. И наше нынешнее добро и зло, то, что человек принимает как добро и зло не что иное, как фундаментальный вклад религии в наш мир.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашов, Л. Учебник / Л. - М. : Идея-пресс, 2006 . - 664 с
2. Смирнов, И. , Титов, В. Учебник для студентов высших учебных заведений / И. Смирнов, В. - М. , 1998. - 288 с.
3. Вероучения религий мира. - Санкт Петербург: Химиздат, 2001. - 238 с.
4. Учебник для высших учебных заведений / В. Миронов [и др. - М. : Норма, 2005 . - 928 с
5. Грачев, В. История философии / В. - Мн. : Интерпрессервис, 2002 . - 564
с Алексеев, П. , Панин, А. учебник / П. Алексеев, А. - М. : Проспект, 2005 . - 608 с