Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ОБЩЕСТВО'

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ОБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
662
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Религия / функция / бог / атеизм / деизм / патология / христианство / ислам / Religion / function / god / atheism / deism / pathology / Christianity / Islam

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Райхон Улугбековна Бобожонова

Религия всегда находилась и находится в центре внимания, ибо духовное просвещение человека является одним из важных условий в становлении личности. В данной статье рассматривается влияние и функции религии на развитие общества, рассматривает отдельный исторический период на предмет содержания в себе изменений сознания человека относительно вероисповедания или же отрицания веры в Бога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF RELIGION ON SOCIETY

Religion has always been and is in the center of attention, for the spiritual enlightenment of a person is one of the important conditions in the formation of a personality. This article examines the influence and functions of religion on the development of society, examines a separate historical period for the content of changes in human consciousness regarding religion or denial of faith in God.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ОБЩЕСТВО»

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ОБЩЕСТВО

Райхон Улугбековна Бобожонова

Ургенчский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Религия всегда находилась и находится в центре внимания, ибо духовное просвещение человека является одним из важных условий в становлении личности. В данной статье рассматривается влияние и функции религии на развитие общества, рассматривает отдельный исторический период на предмет содержания в себе изменений

сознания человека относительно вероисповедания или же отрицания веры в Бога.

Ключевые слова: Религия, функция, бог, атеизм, деизм, патология, христианство, ислам

INFLUENCE OF RELIGION ON SOCIETY ABSTRACT

Religion has always been and is in the center of attention, for the spiritual enlightenment of a person is one of the important conditions in the formation of a personality. This article examines the influence and functions of religion on the development of society, examines a separate historical period for the content of changes in human consciousness regarding religion or denial of faith in God.

Keywords: Religion, function, god, atheism, deism, pathology, Christianity,

Islam

ВВЕДЕНИЕ

Религия представляется особенной разновидностью социального сознания, свободы и бытия. Как социальное сознание она выступает в облике общественного верования, вера в сверхъестественное, прежде всего, в Бога. Как общественное право она выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, отчасти моральных, отчасти правовых, отчасти исключительно религиозных. Как форма социального бытия она выступает в виде системы обычаев и религиозных деяний (молитв, крестного знамения, поста и т.д) Религия — первоначальный, синкретический вид культуры, присущая детству человечества. Начиная с древней эпохи, она постепенно утрачивала монополию на истину, красоту, добро, мудрость. На смену религии пришла специальная форма культуры — наука, искусство, философия... теперь религия в значительной мере потеряла свои позиции в обществе, невзирая на

отдельные всплески заинтересованности к ней. Так как общество волей-неволей взрослеет, мудреет.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

трудно недооценить важность религии в жизни человечества. Более того, историю нашего с вами вида возможно анализировать как историю религии и отношения к ним людей, неспроста же существует определение человека как «существа, поклоняющегося богам». И хотя в «моменты бури» такое определение подвергается значимому сомнению, именно с экой позиции я попытаюсь раскрыть всю тематику.

Сразу хотелось бы ограничить рассмотрение вопроса. В данной работе бог исключительно вопрос веры, будет осмотрен очень слабо, а религия, «реальный объект» нашего социума, будет основной темой. Несмотря на кажущуюся неправильность отрыва религии от бога, я попробую доказать подобное сепарирование. В самом элементарном смысле возможно пояснить мою позицию так: Бог как абсолют не может эволюционировать, меняются только взгляды людей на него, что и представляется полем религии. нельзя однозначно оценить воздействие веры на формирование общества, ибо в любой момент поры возможно выделить как положительные, так и отрицательные стороны религии как феномена и религии как института. К сожалению, в истории человечества религия запомнилась не только позитивными, правильными веяниями и деяниями, но и множеством преступлений. следовательно главным для понимания места религии в истории человечества будет рассмотрено этакое явление, как религиозная патология.

РЕЛИГИОЗНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Греческое «патос» обозначает «болезнь». Под патологией подразумевается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри жизненных организмов и общественных явлений. Религиозная патология - это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Представление значимости религии охватывает в себя и понимание характера воздействия религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в каком они живут. Религиозная патология находит свое изображение в религиозном фанатизме, религиозном экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления обоюдно соединены и взаимно переходят друг в друга. Особенно религиозная патология во всех имеющихся проявлениях и стала фундаментальным фактором потери религией своей роли, разумеется образование науки также явилось значительным моментом смещения религии. Но сосуществование религии и науки было вероятно и без тех потрясений, какие испытало человечество. Так что я склонна находить именно внутренние трудности религии первопричиной

падения религии в глазах общества. Притом падение не только в прошлом, непризнание теперешним западным сообществом ислама происходит в различных аспектах благодаря религиозным преступлениям, совершаемых его приверженцами. Религиозный экстремизм, как уже отмечалось, есть последняя форма религиозного фанатизма. Сущность всякого экстремизма, в том числе и религиозного, - в применении принуждения к инакомыслящим. Материалы фанатизма обладают место во многих религиях. Притом невозможно понимать будто фанатизм поведение, какое не разъяснимо с разумных точек зрения, пускай аж такое действие и воспринимает причудливые формы. Фанатизм начинается там, если к такому же поведению пытаются вынудить инакомыслящих. Самым Ярким примером фанатизма собственно в такой трактовке являются возмущения исламистского круга по поводу карикатур на пророка Мохаммеда. Жалобы сближались не к тому, что Мохаммеда оскорбили, а к тому, что его вообще говоря нарисовали, что запрещается в исламе, однако данный запрет стараются передавать на весь остальной мир. Степень давления также возможен быть различной: от перегораживания дороги пред нанесения побоев инакомыслящим и даже пред их физического уничтожения. И здесь религиозный экстремизм переходит в религиозную преступность. Религиозная противозаконность возможно проявляется и в сравнительно болезненной мере, и в очень сильной степени. Религиозные правонарушения могут выполнять раздельные лица, раздельные благочестивые компании и аж целостные государства. Причина после таковые правонарушения соответственна покоиться на непосредственных заказчиках и исполнителях, однако не на рядовых адептах конфессии. При обвинении общество с характерной ему инерцией сознания приступает недолюбливать всех, тем чистоплотнее вынужден существовать всякий агент конфессии в собственном тяготенье предохранить веру, и домой и к своим собратьям в вере.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

Мировоззренческая функция - способ воздействия религии на жизнь людей посредством мировоззренческой идеи, которая входит в содержимое религии.

Политическая функция - способ воздействия религии на людей посредством политической мысли и политических поступков религиозных организаций.

Культуротранслирующая - метод воздействия на жизнь людей посредством обращения религиозных организаций к культуре.

Нравственная - это метод воздействия религии на людей посредством пропаганду нравственных норм.

Честно говоря, это деление достаточно условно, так как одно и тоже разделение или идея возможно трактовать как отражающее две, а то и все

функции религии. Особенно непросто различить в предоставленном контексте мировоззренческую и нравственную функции религии, однако попытка будет сделана.

Стоит отметить что мировоззренческая функция отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни,

Единобожие - развитие философии Средних веков. Бог является реальностью, которая определяет сущее. Христианство и ислам, в отличие от буддизма, появились первоначально в качестве религии, приобретая статус общефилософского учения только со временем. Период средневековой философии и вероисповедание развивались тождественно. Для человека стало интересно думать о жизни, смерти и о суде Божием. Можно отметить несходства между христианским и античным отношением к Богу. В то время когда первое верование возвышает Божество над природой, то античность приравнивается ей. Арабо-мусульманская философия, в свою очередь, проявила большое воздействие на формирование западноевропейской схоластики и развивалась в контексте той культуры, в которой преобладал ислам. Он преподнес мысль единого человечества как мысль единого для всех них Бога. В основании находится идея зависимости мира от Аллаха. Философия Нового времени (XVI - XIX) меняет взгляды людей. На этом этапе стремительно развивается естествознание, а также происходит отказ от религиозного контроля в выгоду человеческого разума. Религия перестала являться главным источником знаний. Она стала тем, что хотелось изучать, а не тем чему нужно придерживаться. В связи с этим , что религия потеряла свое воздействие на общефилософское и научное мировоззрение, стали формироваться новые понятия, характеризующиеся отречением от Бога. Деизм не отрицал существование бога, но отрицал его воздействие на мир. Атеизм (греч. буквально - безбожие) - философско-материалистическое учение. Атеизм, отвергает веру существования всего сверхъестественного, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, так же отрицает возможность сотворения мира и всего из ничего, но признает вечность, развитие природы и общества по своим собственным законам иотрицания сверхъестественные силы, способствует формированию у людей материалистического мировоззрения

ВЫВОД

В целом религия постоянно играла и играет главную роль в попытках обнаружить опору, с помощью которого возможно если не перевернуть мир, то хотя бы не выпасть из него самого. Со своей собственной позиции мне сложно судить, необходима ли религия в дальнейшем, ведь чтобы творить добро, не

обязателен Бог. Конечно, несомненно, на современное определение доброты сильно воздействовала идея Бога, но стоит понимать что всего лишь идея. И наше нынешнее добро и зло, то, что человек принимает как добро и зло не что иное, как фундаментальный вклад религии в наш мир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов, Л. Учебник / Л. - М. : Идея-пресс, 2006 . - 664 с

2. Смирнов, И. , Титов, В. Учебник для студентов высших учебных заведений / И. Смирнов, В. - М. , 1998. - 288 с.

3. Вероучения религий мира. - Санкт Петербург: Химиздат, 2001. - 238 с.

4. Учебник для высших учебных заведений / В. Миронов [и др. - М. : Норма, 2005 . - 928 с

5. Грачев, В. История философии / В. - Мн. : Интерпрессервис, 2002 . - 564

с Алексеев, П. , Панин, А. учебник / П. Алексеев, А. - М. : Проспект, 2005 . - 608 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.