Влияние религии на общество The influence of religion on society
Рузанова Виктория Михайловна
Студент 1 курса Институт цифровых технологий и экономики ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»,
Россия, г.Казань e-mail: ruzanova-v@mail.ru
Ruzanova Viktoria Michailovna
1 st year student Institute of digital technology and economics Kazan State Power Engineering University
Russia, Kazan e-mail: ruzanova-v@mail.ru
Научный руководитель Миннуллина Элина Борисовна
Доктор философских наук, доцент, Зав.кафедрой философии и медиакоммуникаций
Россия, г.Казань e-mail: elinafil@mail.ru
Scientific adviser Minnullina Elina Borisovna
Doctor of philosophical science, assistant professor, Head department of philosophy and media communications,
Russia, Kazan e-mail: elinafil@mail.ru
Аннотация.
Религия всегда находится в центре внимания, потому что духовное просвещение человека является одним из важных факторов в становлении личности. В данной статье рассматривается как зарождалась и формировалась религия. Автор рассматривает каждый исторический период на предмет содержания в себе изменений сознания человека относительно вероисповедания или же отрицания веры в Бога в целом. Сделан вывод, касающийся влияния религии на общество в XXI веке.
Annotation.
Religion is always in the spotlight, because the spiritual enlightenment of man is one of the important factors in the formation of a person. This article discusses how religion was born and formed. The author examines each historical period with a view to the content of a person's changes of consciousness regarding religion or the denial of faith in God as a whole. The conclusion is made concerning the influence of religion on society in the 21st century.
Ключевые слова: Религия, Бог, вероисповедание, общество, философия, человек.
Key words: Religion, God, religion, society, philosophy, human.
В контексте межрелигиозных конфликтов сегодня важно осмыслить влияние религии на общество. На разных этапах формирования вероучений складывались различные религиозно-культурные традиции, от диктуемых верой идей. Свобода выбора для человека является одним из главных критериев его существования. Совершать обдуманные поступки, решать по какому пути идти - все это описывает человека как «хозяина» собственной жизни. Кто-то видит цель своего жизненного пути в соблюдении религиозных норм, а кто-то скептически относится ко всему сверхъестественному.
Тема религии актуальна для обсуждения в современном мире, так как фигурирует во многих сферах жизни общества. На данный момент самым распространенным вероисповеданием считается христианство. Вторая по численности верующих религия - ислам. Также активно исповедуются: буддизм, иудаизм и
протестантизм. Если рассматривать христианство и Россию вместе, то можно заметить факт, что это единое целое, которое берет свое начало еще в далеком X веке. Несмотря на различные исторические события, данное верование является примером сплоченности людей уже на протяжении тысячи лет. Ислам на территории России утвердился также в X, тем самым представляя собой не только религию, способную убедить жителей следовать предписаниям шариата, но и целый образ жизни. Первые же упоминания о буддизме в нашей стране появились в VIII веке. Главными центрами данной религиозной традиции являются: Бурятия, Тува, Калмыкия, Алтайский край и Забайкальский край.
Перед тем как начать подробно разбирать данную тему, дадим точное определение, что же такое «религия». Религия (лат. religion - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах в качестве Бога, божества. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней) [1, 1013].
Религия не всегда была такой, как ее понимают сейчас. Когда-то она еще была только на стадии зарождения. Середина первого тысячелетия до нашей эры послужила своеобразным толчком для формирования той мощной базы, ставшей тем из-за чего развязывались споры и конфликты, ставшая тем, что пережило века и оставшейся таким же популярным объектом. Взаимоотношения с Богом были перенесены на природный аспект. Под воздействием мифологии одушевлялись земля и небо, а также вся природа как сфера существования человека. Ощущалась власть Бога, все его могущество над земными существами. В восточной философии он обладал множеством различных качеств: милосердие, мстительность, любвеобильность и злорадство, в то время как герои мифов наделены фантастическими способностями в преодолении зла, в борьбе с врагами [2, 8]. В этот период философии зародилась первая мировая религия: Буддизм. Целью человека определялось бегство от бесконечного круговорота рождения и смертей. Со временем категория брахман стала центральной в буддизме.
Религиозные идеи, существовавшие в виде мифической формы, перенеслись в Грецию с Востока. Они очень сильно повлияли на дальнейшее развитие культуры и искусства всего мира. Многочисленные религиозные представление о человеке, героях и богах начали образовываться еще в XXX веке до нашей эры . Впервые именно Милетская школа отменила мифологическое воззрение, основанное на противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому). После чего милетцы ввели всеобщность физических законов. У философов Древней Греции были свои трактовки понятия «Бог». В философии Аристотеля Бог подразумевается как перводвигатель, сверхчувственная субстанция. В понимании Платона выделяются различные интерпретации: то Бог - творец идей, то - Демиург (греч. demiurgos - ремесленник) [3, 346], уже с заданными установками на сотворение мира по образцам, идеям. Он может оказаться живым существом, совершенной личностью, или же умом, которому противостоит не сотворенная им материя.
Целое тысячелетие: именно столько занимает история Средневековой философии. Она преодолела большой путь, в который вошли два этапа: патристика ((лат. patres - отцы) - направление философско-теологической мысли II-VIII вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви) [1, 887] и схоластика (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholaslica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения) [1, 1184]. Патристика в основном опирается на взгляды Платона, а схоластика - Аристотеля.
Единобожие - главная суть развития философии Средних веков. Бог является реальностью, которая определяет все сущее.
Христианство и ислам, в отличие от буддизма, возникли сначала в качестве религии, приобретая статус философского учения лишь со временем. Период средневековой философии и вера развивались тождественно. Для человека стало важно думать о жизни, смерти и о суде Божием. Считалось, что на протяжении всей жизни накапливаются грехи, которые он не искупил, не раскаялся. Можно также заметить различия между христианским и античным отношением к Богу. Если первое верование возвышает Божество над природой, то античность равняется ей. Арабо-мусульманская философия, в свою очередь, оказала большое влияние на формирование западноевропейской схоластики и развивалась в контексте той культуры, в которой доминировал ислам. Он преподнес идею единого человечества как идею единого для всех них Бога. В основании теологической этики находится идея зависимости мира от Аллаха.
Философия Нового времени (период с конца XVI века и до середины XIX) меняет взгляды людей. На этой ступени активно развивается естествознание, а также происходит отказ от религиозного контроля в пользу человеческого разума. Религия перестала быть основным источником знаний. Она стала тем, что хотелось изучать, а не чему придерживаться. В связи с тем, что религия утратила свое влияние на философское и научное мировоззрение, формируются новые понятия, характеризующиеся отрицанием Бога. Деизм (лат. deus - бог) -философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно деизму, Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креационный акт как исходное чудо начала (причинения) мира (семантическая фигура акта Божественного «первотолчка»), не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам [1, 375]. Атеизм (греч. а - отрицание и theos - Бог; буквально - безбожие) - философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения [1, 125].
Рассмотрев этапы формирования вероисповеданий, можно сделать вывод, что религия меняла свой статус из основного источника знания в изучаемый предмет. Первые верования отражали представления людей о природных явлениях. Позднее объекты внешней среды стали принимать образы различных богов, таких как: Зевс, Посейдон и Аид в Греции. С появлением философской рационально-теоретической формы мировоззрения и присущего ей стремления выделить единую первооснову возникает и идея единого Бога как живой сущности с совершенной личностью и разумом. Средневековый этап развития религии характеризовался формированием мысли о жизни и смерти, свободе воли, духовности. Нововременная наука обусловила секуляризацию общества и распространение атеистических идей.
На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - научно-технический прогресс и политика. Их эволюция в современном обществе ведет к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные устои, они подчас и открывают для нее и новые возможности. Религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на
жизнь, убеждения, а зачастую и гражданскую позицию людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что за многовековую историю развития религии ее влияние на общество эволюционировало. Задача объяснения природных явлений трансформировалась в задачу познания человека. Главный «соперник» религии - наука - не вытеснила её, но вызвала глубокие перемены в религиозном сознании, в понимании Бога, мира и человека.
Список используемой литературы:
1.Грицанов А.А. Новейший философский словарь Минск - 1999 г. Научное издание
2. М.Т.Степанянц ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ м.: ифран, 1998
3.Древнегреческо-русский словарь составил И.Х. Дворецкий Государственное издательство иностранных словарей Москва - 1958
4.О.Д. Маслобоева Философия для студентов экономических вузов - СПБ.: Питер,2006.( Серия краткий
курс)