Научная статья на тему 'Влияние религии на общество'

Влияние религии на общество Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9296
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / БОГ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК / RELIGION / GOD / SOCIETY / PHILOSOPHY / HUMAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рузанова Виктория Михайловна,

Религия всегда находится в центре внимания, потому что духовное просвещение человека является одним из важных факторов в становлении личности. В данной статье рассматривается как зарождалась и формировалась религия. Автор рассматривает каждый исторический период на предмет содержания в себе изменений сознания человека относительно вероисповедания или же отрицания веры в Бога в целом. Сделан вывод, касающийся влияния религии на общество в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of religion on society

Religion is always in the spotlight, because the spiritual enlightenment of man is one of the important factors in the formation of a person. This article discusses how religion was born and formed. The author examines each historical period with a view to the content of a person's changes of consciousness regarding religion or the denial of faith in God as a whole. The conclusion is made concerning the influence of religion on society in the 21st century.

Текст научной работы на тему «Влияние религии на общество»

Влияние религии на общество The influence of religion on society

Рузанова Виктория Михайловна

Студент 1 курса Институт цифровых технологий и экономики ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»,

Россия, г.Казань e-mail: ruzanova-v@mail.ru

Ruzanova Viktoria Michailovna

1 st year student Institute of digital technology and economics Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan e-mail: ruzanova-v@mail.ru

Научный руководитель Миннуллина Элина Борисовна

Доктор философских наук, доцент, Зав.кафедрой философии и медиакоммуникаций

Россия, г.Казань e-mail: elinafil@mail.ru

Scientific adviser Minnullina Elina Borisovna

Doctor of philosophical science, assistant professor, Head department of philosophy and media communications,

Russia, Kazan e-mail: elinafil@mail.ru

Аннотация.

Религия всегда находится в центре внимания, потому что духовное просвещение человека является одним из важных факторов в становлении личности. В данной статье рассматривается как зарождалась и формировалась религия. Автор рассматривает каждый исторический период на предмет содержания в себе изменений сознания человека относительно вероисповедания или же отрицания веры в Бога в целом. Сделан вывод, касающийся влияния религии на общество в XXI веке.

Annotation.

Religion is always in the spotlight, because the spiritual enlightenment of man is one of the important factors in the formation of a person. This article discusses how religion was born and formed. The author examines each historical period with a view to the content of a person's changes of consciousness regarding religion or the denial of faith in God as a whole. The conclusion is made concerning the influence of religion on society in the 21st century.

Ключевые слова: Религия, Бог, вероисповедание, общество, философия, человек.

Key words: Religion, God, religion, society, philosophy, human.

В контексте межрелигиозных конфликтов сегодня важно осмыслить влияние религии на общество. На разных этапах формирования вероучений складывались различные религиозно-культурные традиции, от диктуемых верой идей. Свобода выбора для человека является одним из главных критериев его существования. Совершать обдуманные поступки, решать по какому пути идти - все это описывает человека как «хозяина» собственной жизни. Кто-то видит цель своего жизненного пути в соблюдении религиозных норм, а кто-то скептически относится ко всему сверхъестественному.

Тема религии актуальна для обсуждения в современном мире, так как фигурирует во многих сферах жизни общества. На данный момент самым распространенным вероисповеданием считается христианство. Вторая по численности верующих религия - ислам. Также активно исповедуются: буддизм, иудаизм и

протестантизм. Если рассматривать христианство и Россию вместе, то можно заметить факт, что это единое целое, которое берет свое начало еще в далеком X веке. Несмотря на различные исторические события, данное верование является примером сплоченности людей уже на протяжении тысячи лет. Ислам на территории России утвердился также в X, тем самым представляя собой не только религию, способную убедить жителей следовать предписаниям шариата, но и целый образ жизни. Первые же упоминания о буддизме в нашей стране появились в VIII веке. Главными центрами данной религиозной традиции являются: Бурятия, Тува, Калмыкия, Алтайский край и Забайкальский край.

Перед тем как начать подробно разбирать данную тему, дадим точное определение, что же такое «религия». Религия (лат. religion - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах в качестве Бога, божества. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней) [1, 1013].

Религия не всегда была такой, как ее понимают сейчас. Когда-то она еще была только на стадии зарождения. Середина первого тысячелетия до нашей эры послужила своеобразным толчком для формирования той мощной базы, ставшей тем из-за чего развязывались споры и конфликты, ставшая тем, что пережило века и оставшейся таким же популярным объектом. Взаимоотношения с Богом были перенесены на природный аспект. Под воздействием мифологии одушевлялись земля и небо, а также вся природа как сфера существования человека. Ощущалась власть Бога, все его могущество над земными существами. В восточной философии он обладал множеством различных качеств: милосердие, мстительность, любвеобильность и злорадство, в то время как герои мифов наделены фантастическими способностями в преодолении зла, в борьбе с врагами [2, 8]. В этот период философии зародилась первая мировая религия: Буддизм. Целью человека определялось бегство от бесконечного круговорота рождения и смертей. Со временем категория брахман стала центральной в буддизме.

Религиозные идеи, существовавшие в виде мифической формы, перенеслись в Грецию с Востока. Они очень сильно повлияли на дальнейшее развитие культуры и искусства всего мира. Многочисленные религиозные представление о человеке, героях и богах начали образовываться еще в XXX веке до нашей эры . Впервые именно Милетская школа отменила мифологическое воззрение, основанное на противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому). После чего милетцы ввели всеобщность физических законов. У философов Древней Греции были свои трактовки понятия «Бог». В философии Аристотеля Бог подразумевается как перводвигатель, сверхчувственная субстанция. В понимании Платона выделяются различные интерпретации: то Бог - творец идей, то - Демиург (греч. demiurgos - ремесленник) [3, 346], уже с заданными установками на сотворение мира по образцам, идеям. Он может оказаться живым существом, совершенной личностью, или же умом, которому противостоит не сотворенная им материя.

Целое тысячелетие: именно столько занимает история Средневековой философии. Она преодолела большой путь, в который вошли два этапа: патристика ((лат. patres - отцы) - направление философско-теологической мысли II-VIII вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви) [1, 887] и схоластика (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholaslica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения) [1, 1184]. Патристика в основном опирается на взгляды Платона, а схоластика - Аристотеля.

Единобожие - главная суть развития философии Средних веков. Бог является реальностью, которая определяет все сущее.

Христианство и ислам, в отличие от буддизма, возникли сначала в качестве религии, приобретая статус философского учения лишь со временем. Период средневековой философии и вера развивались тождественно. Для человека стало важно думать о жизни, смерти и о суде Божием. Считалось, что на протяжении всей жизни накапливаются грехи, которые он не искупил, не раскаялся. Можно также заметить различия между христианским и античным отношением к Богу. Если первое верование возвышает Божество над природой, то античность равняется ей. Арабо-мусульманская философия, в свою очередь, оказала большое влияние на формирование западноевропейской схоластики и развивалась в контексте той культуры, в которой доминировал ислам. Он преподнес идею единого человечества как идею единого для всех них Бога. В основании теологической этики находится идея зависимости мира от Аллаха.

Философия Нового времени (период с конца XVI века и до середины XIX) меняет взгляды людей. На этой ступени активно развивается естествознание, а также происходит отказ от религиозного контроля в пользу человеческого разума. Религия перестала быть основным источником знаний. Она стала тем, что хотелось изучать, а не чему придерживаться. В связи с тем, что религия утратила свое влияние на философское и научное мировоззрение, формируются новые понятия, характеризующиеся отрицанием Бога. Деизм (лат. deus - бог) -философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно деизму, Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креационный акт как исходное чудо начала (причинения) мира (семантическая фигура акта Божественного «первотолчка»), не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам [1, 375]. Атеизм (греч. а - отрицание и theos - Бог; буквально - безбожие) - философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения [1, 125].

Рассмотрев этапы формирования вероисповеданий, можно сделать вывод, что религия меняла свой статус из основного источника знания в изучаемый предмет. Первые верования отражали представления людей о природных явлениях. Позднее объекты внешней среды стали принимать образы различных богов, таких как: Зевс, Посейдон и Аид в Греции. С появлением философской рационально-теоретической формы мировоззрения и присущего ей стремления выделить единую первооснову возникает и идея единого Бога как живой сущности с совершенной личностью и разумом. Средневековый этап развития религии характеризовался формированием мысли о жизни и смерти, свободе воли, духовности. Нововременная наука обусловила секуляризацию общества и распространение атеистических идей.

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - научно-технический прогресс и политика. Их эволюция в современном обществе ведет к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные устои, они подчас и открывают для нее и новые возможности. Религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на

жизнь, убеждения, а зачастую и гражданскую позицию людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что за многовековую историю развития религии ее влияние на общество эволюционировало. Задача объяснения природных явлений трансформировалась в задачу познания человека. Главный «соперник» религии - наука - не вытеснила её, но вызвала глубокие перемены в религиозном сознании, в понимании Бога, мира и человека.

Список используемой литературы:

1.Грицанов А.А. Новейший философский словарь Минск - 1999 г. Научное издание

2. М.Т.Степанянц ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ м.: ифран, 1998

3.Древнегреческо-русский словарь составил И.Х. Дворецкий Государственное издательство иностранных словарей Москва - 1958

4.О.Д. Маслобоева Философия для студентов экономических вузов - СПБ.: Питер,2006.( Серия краткий

курс)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.