УДК
ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ МЕТОДИК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
А. Е. Нартова, Н.К. Зиналиева
В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт практики свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методами сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно, что означает - научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.
Ключевые слова: релаксация, тексты, психологическое состояние, лексический состав, мышечная релаксация, ментальная релаксация.
В настоящее время остро стоит проблема так называемых стрессовых реакций организма. Сегодняшний естественный образ жизни с его привычным дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция «ухода от ситуации». И это сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.
Как известно, за последние годы чрезмерно возрос темп жизни, наряду с которым возросла и психоэмоциональная нагрузка на нервную систему человека. С другой стороны, человек не испытывает достаточного объема обязательной физической нагрузки, которая бы уравновешивала психоэмоциональную. Человеку нужны дополнительные стимулы для преодоления возникающих у него неблагоприятных психологических состояний. Одним из таких методов снятия напряжения является релаксация.
Релаксация (от латинского слова «ге1ахайо» - «расслабление») - специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. [1, 1, с. 84]
Методы мышечной релаксации исторически являются наиболее ранними техниками телесно-ориентированной психотерапии и до сих пор остаются ее основными методами. В основе возникновения релаксационных методик лежат восточные духовно-религиозные практики, выработавшие свои техники психорегуляции.
И.М. Кондаков в «Психологическом словаре» указывает, что «в целом ряде случаев релаксация оказывается необходимой, и разрабатываются специальные приемы ее обеспечения». Так, частичная или периодическая релаксация — непременное условие всякой спортивной тренировки; релаксация мышц речевого аппарата необходима для логопедических корректирующих упражнений; общая релаксация — обязательная стадия самогипноза и т. д. В последние годы для обеспечения наступления релаксации широко применяются разнообразные варианты биологической обратной связи. [2, 1, с. 127]
Г. Бенсон писал о том, что менее описана в литературе эта «обратная сторона медали» — противоположная по направленности совокупность закономерных регуляторных сдвигов, призванных нейтрализовать, уравновесить изменения в организме, вызванные острым стрессом. Основой для ее выделения в качестве самостоятельного адаптационного процесса послужило изучение функционального состояния людей во время медитации. [3, с. 56]
Способность к регуляции психических процессов и состояний отмечалась ещё в работах Аристотеля. Впервые идея регуляции как особого самостоятельного процесса была сформулирована в работах И.М. Сеченова. И.М. Сеченов искал конкретные механизмы, которые лежат в основе способности человека управлять собственными действиями: побуждать или тормозить их. С его точки зрения, чувственные возбуждения, мысли и моральные чувства придают действиям человека определенный смысл, тем самым осуществляют их регуляцию. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблем психической саморегуляции принадлежит В.М.Бехтереву. Согласно его исследованиям, психическая саморегуляция - это сознательное воздействие человека на собственную сферу психических явлений (психических процессов, состояний, свойств) с целью поддержания или изменения характера их функционирования.
Научиться расслаблению (релаксации) — это возможность качественно изменить свою жизнь, войти в гармонию с природой. Во все времена люди стремились найти мир и покой внутри себя.
Существует достаточно методов и приемов регуляции психологического состояния организма. При всех формах медитации, равно как и при аутотренинге наступает глубокая мышечная релаксация, которая в случае прогрессивной релаксации, АТ и гипноза является непосредственной целью (посредством внушения), а при медитации достигается автоматически.
Поэтому нередко эти методики объединяются понятием «техники расслабления», что, однако, является поверхностным термином, так как по другим признакам эти техники имеют существенные отличия.
Для того чтобы практиковать технику релаксации, недостаточно просто иметь желание - хотя и это немаловажно. Но самостоятельно осваивать технику релаксации достаточно сложно, во-первых, все мы склонны отвлекаться на посторонние дела, зачастую не можем самостоятельно сконцентрироваться. Чтобы эффективно и продуктивно использовать технику релаксации, необходимо делать это под руководством опытного тренера, который покажет наиболее доступный и легкий способ их освоения. И сами техники релаксации отличаются по степени своей результативности, необходимости изначальной физической подготовки, уровню влияния на организм, наличию противопоказаний и т.д. Только лишь оптимальное сочетание всех вышеперечисленных факторов поможет достичь наилучших результатов в овладении техникой релаксации. [4, с. 37]
Профессиональная деятельность психолога предполагает хорошее знание техники и технологии психотерапевтического человеческого общения, проведения бесед, интервью, способность привлекать к себе внимание людей, располагать и убеждать их. Для этого психолог должен правильно воспринимать и хорошо понимать людей, вызвать к себе доверие и быть убедительным в психологических воздействиях на людей. [5, с. 148]
В нашем исследовании мы использовали ментальные техники релаксации, основанные на создании внутренних образов; рассмотрели различные тексты релаксации, способствующие достижению спокойного состояния организма и уменьшению тревоги у студентов вуза.
Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования, мы попытались рассмотреть влияние текстов релаксации на психоэмоциональное состояние человека и обозначить возможность создания собственных техник, помогающих справиться человеку со стрессовыми ситуациями. Данные тексты будут апеллировать к филологическому аспекту рассмотрения проблемы, тем самым позволяя выявить особенности нашей методики и ее действенность на психологическое состояние человека.
Целью исследования является раскрытие влияния релаксационных текстов на психологическое состояние студентов вуза с точки зрения филологического анализа.
Объектом нашего исследования являются релаксационные тексты и их влияние на психологическое состояние студентов вуза.
Предмет исследования — филологический аспект технологии создания релаксационных текстов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о продуктивном влиянии техники релаксации на психологическое состояние человека, разработанной с учетом филологического анализа лексического состава релаксационных текстов.
В задачи исследования входит:
1. Проанализировать проблему исследования релаксации в психологической теории.
2. Рассмотреть различные техники и методики релаксации.
3. Выявить влияние существующих методик релаксации на психологическое состояние человека.
4. Определить технологию создания релаксационных текстов с точки зрения филологического анализа; разработать технику релаксационных текстов.
5. Оценить действенность разработанной методики на психологическое состояние человека; апробировать результаты исследования.
Для исследования нами были использованы следующие методики:
1) Личностный опросник EPI (Методика Г.Айзенка).
2) Шкала личностной тревожности (ЛТ).
3) Релаксация.
4) Ассоциативный цепочный тест.
5) Самооценка эмоциональных состояний. А. Уэссман и Д. Рикс.
6) Шкала реактивной (ситуативной) тревожности (РТ).
В результате проведения исследования с использованием отобранных методик мы получили
следующие данные.
_Личностный опросник ЕР1 (Методика Г.Айзенка)
Значение Соотношение (%)
Яркий экстраверт 0
Экстраверт 37,5
Среднее значение 50
Интроверт 12,5
Глубокий интроверт 0
Шкала нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность)
Значение Соотношение (%)
Очень высокий уровень 31,3
Высокий уровень 50
Среднее значение 18,7
Низкий уровень 0
«Шкала лжи»
Значение Соотношение (%)
Больше 4 6,3
Меньше 4 93,7
Шкала личностной тревожности ( ЛТ)
Значение Соотношение (%)
Низкая 0
Умеренная 12,5
Высокая 87,5
Шкала реактивной (ситуативной' тревожности (РТ)
Значение Соотношение (%)
Низкая 43,75
Умеренная 31,25
Высокая 25
Самооценка эмоциональных состояний. А. Уэссман и Д. Рикс
Значение Соотношение (%)
Выше 5-6 баллов 25
5-6 баллов 56,3
1-4 балла 18,7
Шкала «Энергичность - усталость»
Значение Соотношение (%)
Выше 5-6 баллов 6,3
5-6 баллов 62,5
1-4 балла 31,2
Шкала «Приподнятость - подавленность»
Значение Соотношение (%)
Выше 5-6 баллов 18,7
5-6 баллов 75
1-4 балла 6,3
Шкала «Уверенность в себе - чувство беспомощности»
Значение Соотношение (%)
Выше 5-6 баллов 12,5
5-6 баллов 43,75
1-4 балла 43,75
Шкала «Суммарная оценка состояния»
Значение Соотношение (%)
Высокая 18,7
Средняя 75
Низкая 6,3
Исходя из полученных данных, мы пришли к следующим выводам:
1. По шкале экстраверсия - интроверсия преобладает среднее значение, что свидетельствует о неявном преобладании одного из полюсов, по степени эмоциональной стабильности - эмоц. нестабильности преобладает высокий уровень нейротизма, что говорит об
эмоциональной нестабильности испытуемых. По "шкале лжи" результаты соответствуют норме. (Личностный опросник EPI (Методика Г.Айзенка)).
2. Шкала оценки уровня тревожности показала, что высокий уровень тревожности испытуемых - по шкале личностной тревожности, "обычно" - снижается после релаксации и составляет 43,75% - по шкале ситуативной тревожности - а показатели высокого уровня составляют 25%.
3. Для определения уровня восприятия релаксационных текстов студентами была использована методика "Самооценка эмоциональных состояний. А. Уэссман и Д. Рикс", которая показала, что после прочтения текста релаксации студенты не испытывают явного преобладания спокойствия, энергичности, приподнятости и уверенности в себе. Об этом свидетельствуют средние показатели по 3 шкалам. Результаты по шкале "Уверенность в себе - чувство беспомощности" показали равное значение между полюсами: средний и низкий.
4. Методика "Ассоциативный цепочный тест" будет анализироваться в дальнейшем нашем исследовании при составлении и сопоставлении ассоциативных рядов со словами-стимулами различных релаксационных текстов. С учетом гипотезы исследования будет проводиться сравнительный анализ ассоциативных взаимосвязей между словами; с точки зрения филологического анализа будут разрабатываться релаксационные тексты.
Таким образом, реакция релаксации представляется универсальным механизмом снятия психической напряженности (и решения множества психологических проблем). Именно с этим связана широкая популярность релаксационных процедур в самых различных методах психокоррекции, и в первую очередь, конечно, телесно-ориентированных. Активация парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, лежащая в основе реакции релаксации, полезна в борьбе не только с психосоматическими, но и собственно душевными заболеваниями (в частности, она лежит в основе лечения депрессии с помощью метода стимуляции блуждающего нерва).
Все вышеперечисленные функции релаксации в своей совокупности приводят к тому, что организм избавляется от хронического напряжения и получает доступ к новым ресурсам для выживания и самовосстановления. Кроме того, сам процесс глубокого мышечного и ментального расслабления благотворно влияет на вегетативную нервную систему, регулирующую деятельность внутренних органов.
Over time, the view was that alarm reaction is unpredictable and unsafe in another person can't respond to stress. But long experience practice shows much more useful, using the reserves of the body, master the methods of self-conscious and active. This will respond to stress more calmly, that means - learn how to manage stress in spite of the natural and automatic reaction autoregulationalrespond to it or as doctors say, relax.
The key words: relaxation, texts, psychological state, lexical composition, muscle relaxation, mental relaxation.
Список литературы.
1. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС»., 1998.
2. Кондаков И.М. Психологический словарь / И.М. Кондаков. - М., 2000.
3. Бенсон Г. Чудо релаксации / Г. Бенсон . - М., 2004.
4. Зиналиева Н.К., Тайсаева С.Б. Релаксационные упражнения как условие снижения тревожности у студентов-психологов / Н.К. Зиналиева., С.Б. Тайсаева. - //Проблемы и инновации современного общества III Международная научно-практическая конференция. - г. Астрахань, 2011.
5. Зиналиева Н.К. Профессиональная подготовка будущих психологов и ее роль в развитии межличностной коммуникации / Н.К. Зиналиева. - // Вестник Астраханского государственного технического университета., 2007. № 5. С. 147-151.
Зиналиева Н. К. - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, Астраханский государственный университет
Нартова А. Е. - магистрант психологического факультета Астраханского государственного университета
Почтовый адрес - 414056 г. Астрахань, ул. Татищева корп.33 кв. 62.
Тел.: 8(8512)25-43-53
Эл. почта: [email protected]
Zinalieva Nurija Kojshvaevna
Scientific degree - the candidate of psychological sciences
Post - the senior lecturer of chair of the general psychology and development psychology Work place - the Astrakhan state university
The mailing address - 414056 Astrakhan, Tatischev's street of a building 33 sq. 62. Ph.: 8(8512) 25-43-53 e-mail: [email protected]
Почтовый адрес - 414021 г. Астрахань, ул. Боевая 75, кв. 9.
Тел.: 89678260618
Эл. почта: [email protected]
Nartova Arina Evgenievna - undergraduate Psychology Department of Astrakhan State University
Mailing Address - 414 021 Astrakhan, street Boyevaya 75, flat 9.
Ph.: 89678260618
e-mail: [email protected]
Relaxation techniqueas an essentialmeans to influencethe psychological state ofthe person.