Научная статья на тему 'Сеанс релаксации как направление работы психологической службы со студентами вуза'

Сеанс релаксации как направление работы психологической службы со студентами вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
703
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛАКСАЦИЯ / СЕАНС РЕЛАКСАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / RELAXATION / RELAXATION SESSION / THE PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Елена Геннадьевна, Борисенко Валерия Игоревна

В статье рассматривается роль сеансов релаксации как направление работы психологической службы в вузе в студенческой среде. Выделяются направления деятельности психологической службы (на примере направлений деятельности психологической службы ИСО и П (филиал) ДГТУ в г. Шахты), где одним из ключевых аспектов является проведение сеансов релаксации. Определена цель дальнейшей работы по исследованию влияния сеансов релаксации на психоэмоциональное состояние личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зайцева Елена Геннадьевна, Борисенко Валерия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relaxation session as the direction of psychological service to students of the university

The article deals role of relaxation sessions as the direction of psychological service in high school in the student's environment. Stand psychological service activities (for example, the activities of the psychological service Don State Technical University Institute of service and business (branch) DSTU in Shakhty), where one of the key aspects is conducting the sessions of relaxation. Determine the purpose of further work on the effect of the relaxation sessions on emotional state of the individual.

Текст научной работы на тему «Сеанс релаксации как направление работы психологической службы со студентами вуза»

УДК 159.99

RELAXATION SESSION AS THE DIRECTION OF PSYCHOLOGICAL SERVICE TO STUDENTS OF THE

UNIVERSITY

Zaytseva Elena Gennadyevna, master’s degree in psychology, assistant lecturer,

see_glanse@mail.ru

Borisenko Valeriya Igorevna, student of Don State Technical University Institute of service and business (branch) DSTU in Shakhty, borisenko_valeria@mail.ru

Abstract. The article deals role of relaxation sessions as the direction of psychological service in high school in the student's environment. Stand psychological service activities (for example, the activities of the psychological service Don State Technical University Institute of service and business (branch) DSTU in Shakhty), where one of the key aspects is conducting the sessions of relaxation. Determine the purpose of further work on the effect of the relaxation sessions on emotional state of the individual.

Keywords: relaxation, relaxation session, the psychological service of the university, university students.

СЕАНС РЕЛАКСАЦИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Зайцева Елена Геннадьевна, магистр психологии, ассистент, see_glanse@mail.ru

Борисенко Валерия Игоревна, студент Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в городе Шахты, borisenko_valeria@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль сеансов релаксации как направление работы психологической службы в вузе в студенческой среде. Выделяются направления деятельности психологической службы (на примере направлений деятельности психологической службы ИСО и П (филиал) ДГТУ в г. Шахты), где одним из ключевых аспектов является проведение сеансов релаксации. Определена цель дальнейшей работы по исследованию влияния сеансов релаксации на психоэмоциональное состояние личности.

Ключевые слова: релаксация, сеанс релаксации, психологическая служба вуза, студенты вузов.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что период обучения в вузе для молодого человека выступает переходным периодом, часто проявляющийся в непривычности к условиям обучения, неуспеваемости, конфликтности в учебных группах, снижении физического и психологического здоровья.

В связи с этим, особую роль в организации охраны и укрепления психологического здоровья обучающихся и работников института выполняет психологическая служба.

Основываясь на вышесказанном авторы ставят цель изучить практический опыт деятельности психологической службы кафедры «Психология и педагогика» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в городе Шахты Ростовской области, статистику обращений студентов в психологическую службу, проанализировать эффективность релаксации как психологической технологии и положить начало разработке методики аутогенной тренировки, позволяющей повысить адаптационные возможности студентов и снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Основными направлениями деятельности службы выступают:

- социально-психологическая адаптация студентов - первокурсников;

- информационно-просветительская работа;

- психологическая диагностика, направленная на изучение индивидуальных психологических особенностей студентов и выявление студентов, нуждающихся в психологической помощи;

- психологическое консультирование;

- коррекционно-развивающая работа, направленная на профилактику неблагополучия в психическом и личностном развитии студентов.

Чернов А.В. в статье «Влияние рефлексии и регуляторных процессов на интенсивность психических состояний студентов в ситуации экзамена» выделяет типичные состояния студентов на экзамене - это тревога, волнение, беспокойство, нервозность и в таких ситуациях особое значение приобретают регуляторные способности студентов, уровень их рефлексивности [2].

Одной из успешных практик, проводимых службой, являются сеансы релаксации, которые позволяют добиться следующих положительных результатов:

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

- активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

- развитие двигательных функций;

- создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к учебной деятельности.

Рассмотрим релаксацию как психологическую практику.

«Релаксация (от латинского слова «ге1аха1;ю» - «расслабление») - специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник» [3]. Первыми западными специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими свои техники мышечной релаксации, являются американский психолог Э. Джекобсона и немецкий врач-невропатолог И. Шульц [3]. Марина И.Е. отмечает: «сеанс релаксации предполагает построение антистрессовой стратегии, для чего применяется использование алгоритма сеанса релаксации, где релаксация рассматривается как произвольное расслабление, осуществляемое путем взаимодействия «психолог - клиент», направленное как на профилактику, так и на снятие стресса» [1]. Помимо этого релаксации является технологией, «представляющей собой комплекс релаксационных мер и приемов, направленных на управление собственным психоэмоциональным состоянием, как следствие, физическим (саморегуляцию)» [1].

Проведение сеансов релаксации предполагает следующие компоненты: вводная часть (расслабление), основная часть (визуализация, мышечная работа), завершение (активизация) и консультация (обсуждение).

Во многом успешный сеанс релаксации зависит от мастерства и опыта ведущего его: постановки голоса, применения разных приемов (например, использование периодичных пауз, протяженность гласных в ударном слоге) при чтении текста, четкость произнесения слов, в некоторых вариантах, сопоставлении тона голоса и сопровождающей музыки и др.

Анализ статистики обращений в психологическую службу показал, что проведение сеансов релаксации в студенческой среде возрастает и является востребованным направлением деятельности психологической службы в вузе.

Если взять во внимание количественные данные мониторинга сеансов релаксации, проведенных специалистами психологической службы Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, за первое полугодие 2013-2014 учебного года, то общее число обратившихся студентов за год составляет 750 человек, сотрудников - 250 (Рис. 1).

Возрастание обращений с целью проведения сеанса релаксации связано, прежде всего, с психоэмоциональными нагрузками, которые студенты получают, например, в период сессии, сдачи

государственных экзаменов, защиты курсовых и выпускных квалификационных работ и др.

Основываясь на положительных результатах использования релаксации и возрастании роли сеансов релаксации в студенческой среде, мы ставим своей целью разработку методики аутогенной тренировки, позволяющей повысить адаптационные возможности студентов и снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

800 п

750

700 -600 -500

400 -1 400

300 -200 -100 -

Первое полугодие 2013-2014 уч.гг Первое полугодие 2012-2013 уч.гг

0

Сотрудники Студенты

Рисунок 1 - Количество обратившихся студентов и сотрудников института по запросу проведения сеансов релаксации за первое полугодие 2013-2014 уч.гг. и

первое полугодие 2012-2013 уч.гг.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, которые распределены на несколько этапов.

Первый этап - это сбор и обработка информации, полученной в ходе опроса. Здесь предстоит выяснить, что для каждого студента представляет собой «релаксация», какие способы саморегуляции эмоциональных состояний в трудных для них ситуациях они используют, насколько успешно они могут справляться с различными неблагоприятными психическими состояниями (эмоциональный стресс, тревога, беспокойство и т.д.).

В настоящее время нами разрабатывается опросник, позволяющий собрать необходимые данные по поставленным вопросам.

Второй этап - разработка и апробация методики аутогенной тренировки позволяющей повысить адаптационные возможности студентов и снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Данный этап предполагает разработку текста сеанса релаксации, его апробация среди студентов, фиксирование необходимых

данных для определения эффективности методики, установление взаимосвязи.

Таким образом, нами отмечена возрастающая тенденция проведения сеансов релаксации среди студенческой молодежи, а также поставлены цель и задачи для дальнейшего исследования роли сеансов релаксации как направления психолого-педагогического сопровождения студента в рамках обучения в вузе.

Библиографический указатель:

1. Марина И. Е. Сеанс релаксации как технология оказания профессиональной психологической помощи // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. № 6. С. 116-122.

2. Чернов А. И. Влияние рефлексии и регуляторных процессов на интенсивность психических состояний студентов в ситуации экзамена // Ученые записки Казанского университета, 2011. Т. 153. Кн. 5. С. 121-127.

3. Шмигель Н. Е. Релаксация - не просто расслабление, а путь к здоровью! // «РиТМ Психология для всех». - 2011. иКЬ: http://www.b17.ru/article/relaxation (дата обращения 3.02.2014).

Статья поступила в редакцию 03.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.