ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЮ СЕАНСОВ РЕЛАКСАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГОВ
TECHNOLOGY FOR TRAINING ТО CONDUCT RELAXATION SESSIONS IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PSYCHOLOGISTS
И.Е. Марина
I.E. Marina
Сеанс релаксации, технология, профессиональные компетенции психологов, дополнительные профессиональные образовательные программы. В статье актуализируется необходимость разработки программ дополнительного профессионального образования для развития базовых компетенций психолога. Предлагается технология авторской программы при подготовке психологов для проведения сеансов релаксации. Представляется опыт Центра социально-психологической помощи Сибирского государственного технологического университета по развитию профессиональных компетенций психологов. Впервые дается аргументация технологии обучения психологов проведению сеансов релаксации в рамках дополнительных профессиональных образовательных программ с целью расширения их профессиональных возможностей.
Прогрессивное развитие общества невозможно без подготовки высококвалифицированных специалистов, при этом требования к их характеристикам на рынке труда повышаются и на первый план выходят составляющие профессиональной компетентности.
Высшее образование способствует профессиональному становлению через развитие базовых компетенций, которыми должен владеть психолог. При этом, выполняя основные виды деятельности, практикующий психолог, не имея специальной подготовки по психотерапевтическим направлениям и соответствующим методам работы, сталкивается с дефицитом применяемых им навыков [Марина, 2012, с. 35]. В свою очередь, профессиональная компетентность состоит из профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и характеризуется диапазоном профессиональных возможностей [Карандашев, 2008].
Relaxation session, technology, professional competences of psychologists, further vocational educational programs.
The article actualizes the need for the development of further vocational educational programs for the formation of basic competencies of a psychologist. The technology of the author's program for the preparation of psychologists to conduct relaxation sessions is proposed. Besides, the article describes the experience of the Center of social and psychological assistance on the development of professional competences of psychologists in Siberian State Technological University. For the first time the article gives reasons for the technology of the training of psychologists to conduct relaxation sessions within the framework of further vocational educational programs to enhance their professional capabilities.
По статистическим данным обращений за профессиональной психологической помощью в индивидуальной форме на базе Центра социально-психологической помощи (ЦСПП) СибГТУ (Красноярск), с момента его образования (2007) 86 % запросов индивидуальных обращений реализуются либо через сеансы релаксации и другие методы саморегуляции, либо нуждаются в групповой форме работы методами саморегуляции.
Так, в связи с высокой потребностью в оказании данных услуг и необходимостью готовить психологов как тренеров для проведения сеансов релаксации разрабатываются программы профессионального дополнительного образования. Смысл и назначение таких программ - непрерывное повышение квалификации тех, кто ощущает необходимость в пополнении или обновлении своих знаний [Татур, 2002, с. 31].
Курс «Сеанс релаксации» предоставляет методическую возможность психологам применять алгоритм сеанса релаксации и использовать в нем релаксационные техники в рамках своей работы с клиентами.
Цель программь! - предоставить теоретические знания и практические умения и навыки, позволяющие психологам более эффективно организовывать свою деятельность по организации и проведению сеанса релаксации.
Задачи программы:
1) познакомиться с алгоритмом сеанса релаксации;
2) выделить условия организации и проведения, а также средства сеанса релаксации;
3) рассмотреть навыки, необходимые тренеру при реализации сеанса релаксации;
4) сформировать психологические знания и умения, необходимые для организации и проведения сеанса релаксации.
Учебно-тематический план профессиональной дополнительной образовательной программы «Сеанс релаксации» представлен в табл. 1
Таблица 1
Учебно-тематический план профессиональной дополнительной образовательной программы «Сеанс релаксации»
№ п/п Наименование модулей и тем Всего часов В том числе Формы контроля
лекции практические занятия
1 Алгоритм сеанса релаксации 36 11 25 -
1.1 Сеанс релаксации как метод саморегуляции 7 2 5 -
1.2 Назначение сеанса релаксации 7 2 5 -
1.3 Условия реализации сеанса релаксации 7 2 5 -
1.4 Средства реализации сеанса релаксации 7 2 5 -
1.5 Составляющие алгоритма сеанса релаксации 8 3 5 -
2 Навыки тренера, реализующего сеанс релаксации 36 6 30 -
2.1 Навыки организации сеанса релаксации 3 15 -
2.2 Навыки проведения сеанса релаксации 3 15 -
Итоговый контроль знаний Контрольное задание
Итоги 72 17 55
Количество слушателей Центра социально-психологической помощи СибГТУ (Красноярск) за период с 2007 по 2013 год по программам дополнительного профессионального образования представлено на рис. 1, который демонстрирует востребованность подготовки специалистов по авторскому алгоритму организации и проведения сеанса релаксации.
■ 12%
О Психологическое консультирование:
тренинг консультанта О Психология суицида
□ Социально-психологические аспекты управления группой
□ Сеанс релаксации
П Тренинг тренеров личностного роста
Рис. 1. Соотношение количества слушателей программ дополнительного профессионального образования ЦСПП СибГТУ
Особенность данной программы заключает- что раскрывается в содержании практических за-ся в практико-ориентированной направленности, нятий (табл. 2).
Таблица 2
Содержание практических занятий профессиональной дополнительной образовательной программы «Сеанс релаксации»
№ п/п Модули и темы дисциплины Наименование практических занятий
Модуль 1. Алгоритм сеанса релаксации
1 1.1. Сеанс релаксации как метод саморегуляции Антистрессовая стратегия личности
2 1.2. Назначение сеанса релаксации Индивидуальные и групповые обращения на сеанс релаксации
3 1.3. Условия реализации сеанса релаксации Условия организации и проведения сеанса релаксации
4 1.4. Средства реализации сеанса релаксации Релаксационные техники
5 1.5. Составляющие алгоритма сеанса релаксации Способы саморегуляции в основной части алгоритма
Модуль 2. Навыки тренера, реализующего сеанс релаксации
6 2.1. Навыки организации сеанса релаксации Умения, необходимые для организации сеанса релаксации и формирования соответствующих навыков
7 2.2. Навыки проведения сеанса релаксации Умения, необходимые для проведения сеанса релаксации и формирования соответствующих навыков
Слушатели, окончившие курс «Сеанс релаксации», знают: сущность основных понятий; условия проведения и средства реализации сеанса релаксации; составляющие алгоритма сеанса релаксации; основные навыки, необходимые тренеру, реализующему сеанс релаксации. Психологи, прошедшие обучение, умеют: самостоятельно применять релаксационные техники, организовывать и проводить сеанс релаксации, а также владеют: системой составления алгоритма сеанса релаксации; социально-психологическими и психолого-педагогическими технологиями работы с клиентом / группой клиентов; техникой психологического анализа проведенного сеанса.
Исторически и объективно сложились четыре типа методов обучения: информация передавалась устно и воспринималась на слух-аудиальные; информация была представлена визуально и воспринималась с помощью зрения - визуальные; информация фиксировалась и воспринималась посредством мышечных усилий - кинестетические; информация шла по нескольким сенсорным каналам одновременно - полимодальные (смешанные) [Садовская, 2007, с. 58]. Курс «Сеанс релаксации» использует полимодальный метод изучен и;
Технология процесса обучения отражена в следующей схеме: методическая подготовка (слушатель осваивает алгоритм проведения сеансов ре-
лаксации) - личностная проработка (слушатель является клиентом: потребителем релаксационных услуг) - тренировка профессионального навыка (развитие компетенций, необходимых для проведения сеансов релаксации: собственное проведение слушателями сеансов релаксации).
В процессе обучения по программе «Сеанс релаксации» у слушателей формируются следующие основные профессиональные возможности, складывающиеся в компетенции практикующих психологов:
1) создавать условия организации сеанса релаксации;
2) создавать условия проведения сеанса релаксации;
3) применять релаксационные техники в ходе сеанса релаксации как технологичного процесса;
4) составлять алгоритм сеанса релаксации в зависимости от цели.
По технологии обучения, описанной выше, определение уровня развития данных профессиональных возможностей осуществляется дважды: перед началом обучения и в конце обучения самооценочным методом и методом экспертной оценки.
Анализ усредненной динамики развития навыков всех слушателей программы дополнительного профессионального образования «Сеанс релаксации» представлен на рис. 2.
9585
начало обучения
окончание обучения
организация сеансов релаксации
■ проведение сеансов релаксации
■ применение релаксационных техник
■ составление алгоритма сеанса релаксации
Рис. 2. Динамика развития профессиональных возможностей слушателей программы
«Сеанс релаксации»
Примечание. Недостаточный уровень распределяется в промежутке между 0-40 %, достаточный — в промежутке между 41-75 %, успешный в промежутке между 76-100 %.
Профессиональная компетентность, сформированная у слушателей программы «Сеанс релаксации» посредством технологического процесса обучения, расширяет диапазон профессиональных возможностей практикующих психологов и позволяет решать следующие цели в процессе оказания психологической помощи методом проведения сеанса релаксации:
- профилактика синдрома эмоционального выгорания;
- коррекция симптомов эмоционального выгорания;
- построение собственной антистрессовой стратегии;
- развитие навыков саморегуляции;
- овладение навыками самостоятельной релаксации;
-усвоение позитивных установок;
-снятие синдрома усталости;
- снижение тревожности;
-отдых и восстановление сил за короткий промежуток времени;
- решение психотерапевтических задач (например, работа со страхами; с чувствами злости, обиды, вины, стыда; преодоление неуверенности в себе; построение стратегии по достижению собственной цели и многое другое);
- снятие мышечных зажимов / физического напряжения;
- выход негативных эмоций общественно-приемлемым способом.
Дополнительное профессиональное образование играет значимую роль в непрерывном образовании, развивая профессиональные компетентности и способствуя расширению «репертуара» психолога, что позволяет эффективнее работать с клиентом (клиентами) при обращении как индивидуально, так и в группе.
Технология обучения при подготовке психологов по программе «Сеанс релаксации» способствует развитию навыков применения релаксационных техник, организации и проведения сеансов релаксации, расширяя их базовые компетентности, что позволяет решать специфический ряд профессиональных задач.
Библиографический список
1. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. М.: Смысл, 2008. 512 с.
2. Марина И.Е. Роль дополнительных образовательных программ в расширении «репертуара» психологов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: в 5 ч. М.: ЧИППКРО, 2012. 4.5. 322 с.
3. Татур Ю.Г, Система высшего образования России. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. 272 с.
4. Садовская И.Л. Методы обучения: новая концепция // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2007. № 1.