Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студентки / физическое воспитание / физические нагрузки / кардиореспираторная система / адаптационные возможности организма / физическая подготовка / female students / physical education / physical activity / cardiorespiratory system / adaptive capabilities of the body / physical training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Большев Андрей Сергеевич, Силкин Юрий Рафаилович, Агаев Натиг Фарман-Оглы

Изучена роль регулярных и систематических физических нагрузок на адаптационный потенциал организма, кардиореспираторную систему и уровень физической подготовленности девушек в период обучения в вузе. Проведен корреляционный анализ, позволяющий констатировать, что увеличение физических нагрузок в течение года оказывает достоверно положительное влияние на функционально-адаптационные возможности организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Большев Андрей Сергеевич, Силкин Юрий Рафаилович, Агаев Натиг Фарман-Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF REGULAR PHYSICAL ACTIVITY ON THE FUNCTIONAL AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

The role of regular and systematic physical activity on the adaptive potential of the body, the cardiorespiratory system and the level of physical fitness of girls during their studies at the university was studied. A correlation analysis was carried out, which allows us to state that an increase in physical activity during the year has a significantly positive effect on the functional and adaptive capabilities of the body.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-10-16

ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ

А.С. Большев, Ю.Р. Силкин, Н.Ф. Агаев

Изучена роль регулярных и систематических физических нагрузок на адаптационный потенциал организма, кардиореспираторную систему и уровень физической подготовленности девушек в период обучения в вузе. Проведен корреляционный анализ, позволяющий констатировать, что увеличение физических нагрузок в течение года оказывает достоверно положительное влияние на функционально-адаптационные возможности организма.

Ключевые слова: студентки, физическое воспитание, физические нагрузки, кардиореспираторная система, адаптационные возможности организма, физическая подготовка.

THE INFL UENCE OF REGULAR PHYSICAL ACTIVITY ON THE FUNCTIONAL AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

Bolshev A.S., candidate of medical sciences, associate professor, abolshev@gmail.com, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering,

Silkin Y.R., doctor of medical sciences professor, yurisilkin@mail.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Privolzhsky Research Medical University,

Agaev N.F., candidate of of pedagogic sciences, associate professor, natigagaev@yan-dex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

The role of regular and systematic physical activity on the adaptive potential of the body, the cardiorespiratory system and the level of physical fitness of girls during their studies at the university was studied. A correlation analysis was carried out, which allows us to state that an increase in physical activity during the year has a significantly positive effect on the functional and adaptive capabilities of the body.

Key words: female students, physical education, physical activity, cardiorespiratory system, adaptive capabilities of the body, physical training.

Большев Андрей Сергеевич, канд. мед. наук, доц., abolshev@gmail.com, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,

Силкин Юрий Рафаилович, д-р мед. наук, проф., yш^isilkш@,mail.га, Россия, Нижний Новгород, Приволжский исследовательский медицинский университет,

Агаев Натиг Фарман-оглы, канд. пед. наук, доц., natigagaev@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

«Физическая культура и спорт» является одним немногих учебных предметов в вузе, направленных на обеспечение гармоничного физического развития, компенсирование психофизиологических перегрузок организма студентов в процессе обучения, развитие профессионально значимых физических качеств и оптимизацию работы функциональных систем организма, обеспечивающих профессионально-прикладную адаптацию организма к будущей профессии [5]. Базовой целью занятий физической культурой и спортом в вузе является воспитание у студентов потребности в систематических и регулярных занятиях физическими упражнениями [1].

На основе рекомендации ВОЗ физиологически обоснованной суточной двигательной нагрузкой (СДН) студентов в неделю рассматривается физическая активность среднего уровня интенсивности в аэробной зоне не менее 150-300 минут, высокой интенсивности в аэробной зоне кардиорежима - 75-150 минут [4, 7, 14]. Гигиеническим требованием функционально-морфологического обеспечения вегетативной сферы орга -низма, актуализации и адаптации моторно-висцеральных и гемодинамиче-ских факторов, по утверждению В.Р. Кучмы, является СДН от 18-30 тысяч шагов в сутки [4].

Необходимо учитывать, что физические качества и психофизиологические способности студентов зависят от исходного уровня морфофунк-циональных возможностей организма, отражающих его адаптационный потенциал [9]. В ряде исследований дано обоснование эффективности от четырехразовых занятий в неделю с общим недельным объемом физической активности не менее 2,3±1,0 часа при частоте сердечных сокращений в пределах 60-90 % от максимума. Результатом эксперимента являлось следующее: достоверно значимое снижение массы тела и жировых отложений, уменьшение частоты сердечных сокращений в покое, увеличение VO2max, снижение уровня триглицеридов и увеличение уровня липопротеи-нов высокой плотности.

Также следует отметить роль регулярных физических нагрузок в повышении уровня физической работоспособности [10, 13]. Несмотря на более низкие исходные функционально-адаптационные показатели кар-диореспираторной системы у женщин, ряд исследователей отмечают, что не смогли выявить статистически значимых гендерных отличий при адаптации кардиореспираторной системы к аэробным физическим нагрузкам [3, 6, 12]. Кроме того, многие авторы утверждают, что у женщин при пониженной величине УО^ж, проявляются механизмы адаптации, позволяющие переносить более высокие нагрузки по сравнению с мужчи -нами [11, 12].

По данным ВЦИОМ за 2019 год в РФ 63 % населения занимались спортом или иной физической активностью, из них в возрасте от 16 до 23 лет 38 % делали это систематически, то есть не менее 125 минут в неделю. Поэтому на современном этапе развития физической культуры одной из важных задач является вовлечение в регулярные, систематические занятия физической активностью различные слои населения, включая студентов, вне зависимости от места проживания, доступности спортивных сооруже -ний и пр. В государственной программе РФ «Развитие физической культуры и спорта» (постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2022 № 1405) обозначены приоритеты и цели в сфере ее реализации, отдельно приоритетной задачей выделено увеличение к 2030 году доли людей, ведущих активный образ жизни и систематически занимающихся спортом в РФ, до 70 % [2].

Целью исследования являлось изучение роли регулярных и систематических физических нагрузок на адаптационный потенциал организма, кардиореспираторную систему и уровни физической подготовленности девушек в период обучения в вузе.

Задачи исследования:

1) изучить исходные показатели физического развития, адаптационного потенциала, состояния кардиореспираторной системы и уровня физической подготовленности студенток;

2) выявить значимые и статистически достоверные взаимосвязи среди изучаемых показателей;

3) оценить влияние регулярных физических нагрузок в повышении адаптационных возможностей кардиореспираторной системы и улучшении показателей физической подготовленности девушек.

Методика и организация исследований. В исследовании приняли участие 58 девушек, обучающихся в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете на втором и третьем курсах. Средний возраст девушек составил 19,25±0,12 года.

Исследовались следующие показатели: физическое развитие - рост, масса тела, динамометрия кисти; состояние кардиореспираторной системы (КРС) организма - частота сердечных сокращений в покое (ЧССп), систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД), проба Штанге (задержка дыхания на вдохе, как показатель тренированности дыхательных центров), адаптационный потенциал по Р.М. Баевскому (отражающий общие адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы организма).

Результат тест Купера (12-минутный бег) использовался для расчетного определения показателя VO2max, максимального потребления кислорода, а также в качестве показателя уровня выносливости. Бельгийский тест (БГ) использовали в качестве функционального тестирования, экспресс-оценки реакции на тренированность сердечно-сосудистой системы на наклоны туловища.

Также исследовались показатели физической подготовленности (ФП) студентов: бег на 100 метров, поднимание туловища из положения лежа на спине, прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Регуляр -ность физической нагрузки (РФН) изучали с помощью специально разработанного опросника, где под разовой физической нагрузкой принималась аэробная нагрузка в объеме не менее 45 минут.

Для статистической обработки результатов использовалась программа Statistica 6.0, проводился дисперсионный и корреляционный анализы для решения поставленных задач исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Средние показатели девушек, принявших участие в исследовании, составили: рост -166,22±0,82 см (о=6,26), масса тела - 53,86±0,84 кг (о=6,40), динамометрия кисти - 20,00±0,68 кг (о=5,04).

Показатель кардиореспираторной системы ЧССп находился на уровне 81,60±0,87 уд/мин (о=6,5) и соответствовал значению выше среднего по центильным таблицам [4]. Другие показатели КРС также соответствовали средним значениям: САД - 114,54±1,46 мм рт.ст. (о=10,85) и ДАД - 74,09±0,92 мм рт.ст. (о=6,87), проба Штанге - 44,09±1,32 с (о=9,81), тест Купера - 1990,00±35,40 м (о=262,53). Адаптационный потенциал (АП) в исследуемой группе оказался достаточно высоким и составил 1,30±0,02 (о=0,18). Показатель бельгийского теста был равен 1,44±0,06 (о=0,47). Для девушек были характерны следующие показатели ФП: в беге на 100 м -16,62±0,10 с (о=0,81), в поднимании туловища - 41,32±0,83 раза (о=6,20), в прыжке в длину с места - 177,58±2,21 см (о= 16,44).

Таким образом, полученные результаты девушек по показателям физического развития, функционального состояния КРС и показателей физической подготовленности соответствовали возрастным нормам и удовлетворительному состоянию КРС, кроме показателя ЧСС в покое (выше среднего уровня) [4]. Для показателя АП был свойственен высокий уровень функциональных возможностей организма, показатель БГ характеризовался отличным уровнем реакции сердечно-сосудистой системы на тестовую нагрузку. Средний уровень показателей ФП студентов наблюдался по всем показателям и соответствовал нормативным требованиям комплекса ГТО.

Регулярность физической нагрузки (РФН) составила 2,89±0,1 раза в неделю (о=0,8). Из 58 девушек на долю нерегулярно выполнявших физическую нагрузку (до двух часов в неделю в течение года) приходилось 37,93 %. Физическая нагрузка была регулярной и систематической (от четырех часов и более в неделю) у 62,07 % девушек, из них 5 раз в неделю занимались 6,9 %.

Корреляционный анализ выявил значимые и достоверные (р<0,05) взаимосвязи между показателями РФН и ПШ (г=0,35) и САД (г=0,27). Выявленная достоверная прямая корреляционная связь между показате -лями регулярности физической активности с пробой Штанге и САД свидетельствовала о влиянии регулярных физических нагрузок на КРС организма студенток.

По-разному проявляется реакция ССС в покое на регулярность физической активности. Так, если физическая активность два раза в не -делю способствуют повышению ЧСС в покое (г=0,32), то более четырех раз в неделю, наоборот, приводит к снижению ЧСС в покое (г= -0,28), тем самым повышая адаптационные возможности КРС организма к физической нагрузке. На повышение адаптационных возможностей организма

указывает выявленная корреляция между показателями адаптационного потенциала (АП) и РФН (г=-0,29).

Установлена достоверная прямая корреляционная связь между показателями регулярности физической активностью более четырех раз в неделю и теста Купера (г=0,76), что свидетельствует об увеличении величины максимального потребления кислорода (VO2max) и повышении уровня выносливости и, следовательно, работоспособности. В этой группе девушек также была выявлена значимая корреляционная связь между показателями регулярности физических нагрузок и бега на 100 м (г=-0,50) и показателями силы мышц брюшного пресса (г = 0,28). Экспериментальные данные подтверждают эффективность систематичности и регулярности выполнения физической нагрузки на повышение уровня физической подготовленности девушек-студенток.

Выводы. Полученные результаты исследования свидетельствуют о соответствии изучаемых показателей физического развития, состояния кардиореспираторной системы, адаптационного потенциала организма и физической подготовленности девушек средним величинам в переделах возрастных норм и нормативов.

Корреляционный анализ экспериментальных данных позволил выявить положительное влияние регулярных физических нагрузок на улучшение показателей кардиореспираторной системы, на повышение адаптационных возможностей организма и показатели физической подготовленности студенток.

Выявлена высокая эффективность регулярных систематических физических нагрузок на организм девушек, обучающихся в вузе. Регуляр -ные физические нагрузки (не менее четырех раз в неделю) способствуют улучшению функционального состояния кардиореспираторной системы, повышению адаптационных возможностей организма и показателей физической подготовленности студенток.

Список литературы

1. Аникиенко Ж.Г. Физическая подготовка студенток с преимущественным использованием средств фитнеса на основе учета индивидуаль -ного профиля развития физических качеств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2013. 25 с.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (в ред. постановлений Правительства РФ от 24.12.2021 № 2440, от 20.05.2022 № 924, от 11.08.2022 № 1405) // Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/docs/all/136852/ (дата обращения: 21.11.2022).

3. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физиологические особенности ор -ганизации учебно-тренировочного процесса девушек в силовых видах спорта // Исследования в области естественных наук. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://science.snauka.ru/2014/08/8264 (дата обращения: 29.03.2021).

4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 480 с.

5. Николаев П. П., Николаева И. В. Интегральный анализ модельных морфофункциональных характеристик девушек - представительниц массовых разрядов в силовом троеборье // Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 104.

6. Рахматуллин Р.Р., Крылов В.М. Особенности занятий физкультурой и спортом у женщин // Молодой ученый. 2019. № 19 (257). С. 384-386.

7. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор [WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: ata glance]. Женева: ВОЗ, 2020.

8. Физическое развитие студентов высших учебных заведений г. Нижнего Новгорода / Н.А. Матвеева [и др.] // Медицинский альманах. 2015. № 5 (40). С. 78-82.

9. Шамардин А.А., Солопов И.Н. Функциональные аспекты тренировки спортсменов // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С.2996-3000.

10. Catecholamines and the effects of exercise, training and gender / H. Zouhal [et al.] // Sports medicine. 2008. № 38 (5). P. 401-423.

11. Kicman A.T., Cowan D.A. Subject-based profiling for the detection of testosterone administration in sport // Drug Test Anal. 2009. №1 (1). P. 2224.

12. Lewis D. A., Kamon E., Hodgson J. L. Physiological differences between genders. Implications for sports conditioning // Sports medicine. 1986. № 3 (5). P. 357-369.

13. Meta-analyses of the effects of habitual running on indices of health in physically inactive adults / L.C. Hespanhol Junior [et al.] // Sports medicine. 2015. № 45 (10). P. 1455-68.

14. Parry-Williams G., Sharma S. The effects of endurance exercise on the heart: panacea or poison? // Nature Reviews Cardiology. 2020. № 17 (7). P. 402-412.

References

1. Anikienko Zh.G. Fizicheskaya podgotovka studentok s preimushchestvennym ispol'zovaniem sredstv fitnesa na osnove ucheta individual'nogo profilya razvitiya fizicheskih kachestv [Physical training of female students with the predominant use of fitness means based on the consideration of an individual profile of the development of physical qualities]: abstract. dis. ... cand. ped. sciences. Krasnodar, 2013. 25 p.

2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta» (v red. postanovlenij Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24.12.2021 № 2440, ot 20.05.2022 № 924, ot 11.08.2022 № 1405) [The State Program of the Russian Federation "Development of Physical Culture and Sports" (as amended by the Decrees of the Government of the Russian Federation of December 24, 2021 No. 2440, of May 20, 2022 No. 924, of August 11, 2022 No. 1405)] // Official website of the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/all/136852/ (date of access: 11/21/2022).

3. Kochetkova E.F., Oparina O.N. Fiziologicheskie osobennosti organizacii uchebno-trenirovochnogo processa devushek v silovyh vidah sporta [Physiological features of the organization of the educational and training process of girls in power sports] // Issledovaniya v oblasti estestvennyh nauk [Research in the field of natural sciences]. 2014. No. 8 [Electronic resource]. URL: https://science.snauka.ru/2014/08/8264 (date of access: 03/29/2021).

4. Kuchma V.R. Gigiena detej i podrostkov [Hygiene of children and adolescents]: a textbook for universities. M.: GEOTAR-Media, 2007. 480 p.

5. Nikolaev P. P., Nikolaeva I. V. Integral'nyj analiz model'nyh morfofunkcional'nyh harakteristik devushek - predstavitel'nic massovyh razryadov v silovom troebor'e [Integral analysis of model morphological and functional characteristics of girls - representatives of mass discharges in power triathlon] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2017. No. 9. P. 104.

6. Rahmatullin R.R., Krylov V.M. Osobennosti zanyatij fizkul'turoj i sportom u zhenshchin [Features of physical culture and sports in women] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2019. No. 19 (257). P. 384-386.

7. Rekomendacii VOZ po voprosam fizicheskoj aktivnosti i malopodvizhnogo obraza zhizni: kratkij obzor [WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: ata glance]. Geneva: WHO, 2020.

8. Fizicheskoe razvitie studentov vysshih uchebnyh zavedenij g. Nizhnego Novgoroda [Physical development of students of higher educational institutions in Nizhny Novgorod] / N.A. Matveeva [et al.] // Medicinskij al'manah [Medical almanac]. 2015. No. 5 (40). P. 78-82.

9. Shamardin A.A., Solopov I.N. Funkcional'nye aspekty trenirovki sportsmenov [Functional aspects of athletes' training] // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2013. No. 10-13. P. 2996-3000.

10. Catecholamines and the effects of exercise, training and gender / H. Zouhal [et al.] // Sports medicine. 2008. № 38 (5). P. 401-423.

11. Kicman A.T., Cowan D.A. Subject-based profiling for the detection of testosterone administration in sport // Drug Test Anal. 2009. №1 (1). P. 22-24.

12. Lewis D. A., Kamon E., Hodgson J. L. Physiological differences between genders. Implications for sports conditioning // Sports medicine. 1986. № 3 (5). P. 357-369.

13. Meta-analyses of the effects of habitual running on indices of health in physically inactive adults / L.C. Hespanhol Junior [et al.] // Sports medicine. 2015. № 45 (10). P. 145568.

14. Parry-Williams G., Sharma S. The effects of endurance exercise on the heart: panacea or poison? // Nature Reviews Cardiology. 2020. № 17 (7). P. 402-412.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.