Научная статья на тему 'Влияние регионального бюджета на социально- экономическое развитие территории'

Влияние регионального бюджета на социально- экономическое развитие территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2718
616
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СУБЪЕКТ РФ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние регионального бюджета на социально- экономическое развитие территории»

с набирающими силу новыми тенденциями вовлечения в разработку нетрадиционных и трудноизвлекаемых источников и ресурсов нефти и газа (сланцевая нефть и газ, в частности), но и будет приобретать все возрастающее значение. Дальнейшее развитие поисковых исследований и разработок, проводившихся, в частности по газогидратным технологиям Государственным университетом управления (ГУУ) в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы по теме: «Разработка и обоснование нетрадиционных способов и технологий освоения и разработки газовых месторождений» [9-11], доведение их до практического внедрения и широкомасштабного использования может явиться одним из важнейших направлений модернизации и инновационного развития в экономике России в целом.

Библиографический список

1. Чернышев С.Л. Переход на новое авиационное топливо / С.Л. Чернышев, И.Е. Ковалев, В.И. Маврицкий // Авиаглобус. - февраль, 2009.

2. Постоев С.К. «Газовая» авиация: сделано много, осталось чуть-чуть // Авиаглобус. - май, 2009.

3. Дутов А.В. Перевод авиации на газ. Варианты решения транспортной проблемы северных и арктических регионов / А.В. Дутов, В.И. Маврицкий, В.П.Зайцев // АРКТИКА. Экология и экономика. - 2011. - № 3.

4. Вайнберг М.В., Зайцев В.П., Леонов Г.Н. Вертолет. - Патент РФ № 2102285.

5. Рогожкин И. Нетрадиционная авиация / И. Рогожкин // Нефть России. - 2011. - № 8.

6. Брещенко Е.М. Авиационное сконденсированное топливо / Е. М. Брещенко [и др.] -Патент РФ № 2044032.

7. Сарксян В. Комплексное использование СПГ в агропромышленном комплексе - основа подъема сельского хозяйства России. - АГЗК + Альтернативное топливо, 6(60), 2011.

8. Будзуляк Б.В. Малотоннажное производство сжиженного природного газа - самостоятельный вид деятельности / Б.В. Будзуляк, С.Г. Сердюков, Е.Н. Пронин // АГЗК + Альтернативное топливо. - 2011. - № 6 (60).

9. Ильюша А.В., Горюнов П.В. Система газоснабжения с пиковым регулированием газопотребления. - Патент РФ № 2374556.

10. Ильюша А.В., Афанасьев В.Я и др. Комплекс оборудования для отработки газовых месторождений. - Патент РФ № 2443851.

11. Ильюша А.В., Афанасьев В.Я. Система утилизации и использования попутного нефтяного газа. - Патент РФ № 2472923.

Э.Ю. Бамбушева

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, региональный бюджет, субъект РФ, социально-экономическое развитие региона.

В результате экономических и политических реформ в современной России произошли перемены, которые серьезным образом повлияли на бюджетную систему страны

© Бамбушева Э.Ю., 2013

и ее участников, и определили концепцию ее дальнейшего развития. В процессе этих изменений значительная часть полномочий и ответственности в регулировании социально-экономических процессов оказалась возложенной на региональный уровень. Произошло разграничение расходных полномочий и доходных источников региональных бюджетов, но, при этом регионы не были обеспечены достаточными полномочиями и доходными источниками. Вследствие чего степень самостоятельности большинства из них значительно снизилась. Поэтому следует определить, как повлиял региональный бюджет на социально-экономическое развитие территории.

Развитие рыночного механизма хозяйствования в Российской Федерации происходит в настоящее время в посткризисных условиях, и этот процесс непосредственно отражается на параметрах, как федерального бюджета, так и бюджета каждого субъекта нашей страны. При этом возможность достижения существенных прорывов в социально-экономических преобразованиях выдвигает на передний план проблемы совершенствования процесса формирования бюджета на уровне регионов, поэтому региональный уровень управления финансовыми потоками становится несущей конструкцией процесса становления современных рыночных отношений. Важнейшие аспекты бюджетных отношений практически в каждом регионе имеют свою специфику, поскольку они характеризуются не только своеобразием условий социально-экономического развития, но и имеют свои источники нестабильности. В связи с этим, в каждой отдельной ситуации при разработке региональных бюджетов должны учитываться внешние условия развития и специфика конкретных регионов в совокупности с общими закономерностями и стадиями экономического развития страны.

В финансовой системе субъекта Российской Федерации основным звеном, обеспечивающим устойчивое его финансовое состояние как самостоятельного государственного образования, является бюджетная система региона. Бюджет субъекта Российской Федерации в соответствие с Бюджетным кодексом РФ выступает формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач, функций и исполнения расходных обязательств субъекта РФ [1, статья 14].

Региональный бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из него происходит финансирование территориальных потребностей, в нем проявляется бюджетная политика, проводимая на данной территории [3, с. 384]. Параметрами регионального бюджета на самом общем уровне являются бюджетные доходы, бюджетные расходы и бюджетный дефицит. Рациональное соотношение объемов данных параметров регионального бюджета дает возможность определять не только качество самого бюджета, но и его действенность как регулятора развития субъекта Федерации.

Для него характерны те же принципы формирования и исполнения, что и для федерального бюджета, они закреплены в Бюджетном кодексе РФ [1, статья 28]. Особо стоит выделить принципы единства бюджета, самостоятельности и сбалансированности бюджета.

Как экономический инструмент региональный бюджет способен количественно и качественно влиять на социально-экономические процессы территории. Количественное влияние на экономическое положение региона выражается в выделении средств на содержание действующих учреждений и характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Определяя объем средств, поступающих в распоряжение региона, а также размер финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении хозяйствующих субъектов, устанавливая направления наиболее эффективного использования бюджетных средств, территориальные органы власти мо-

гут воздействовать на развитие региона в желаемом направлении. Качественная сторона воздействия связана с превращением бюджета в стимул развития экономики. Подобное возможно, если условия, принципы и методы образования бюджетов регионов, направления использования бюджетных средств удается органически увязать с экономическими интересами различных субъектов хозяйствования, отдельных граждан и территорий. Качественная сторона воздействия бюджета на развитие региона предполагает активное влияние системы доходов бюджета и форм финансирования на интересы различных субъектов хозяйствования. Таким образом, количественная сторона воздействия регионального бюджета на уровень социально-экономического развития территории позволяет рассматривать его в качестве экономического регулятора, а возможности качественного влияния дают основания говорить о нем, как об инструменте стимулирования.

В ходе функционирования регионального бюджета возникают экономические отношения между органами исполнительной власти региона (государством) и экономическими субъектами; государственными структурами и населением; государственными ведомствами (региональный уровень) и непроизводственной сферой. В большинстве случаев эти взаимоотношения количественно измеримы в стоимостном масштабе [2]. Активное участие бюджетных средств в расширенном общественном воспроизводстве и удовлетворении социальных потребностей обусловливает определенное влияние экономических законов на бюджет субфедерального уровня. Аккумулирование денежных средств в региональный бюджет и их последующее использование определяют уровень самостоятельности бюджета региона, проявляющейся через обеспечение общественных и гражданских потребностей, стабилизацию, восстановление и развитие экономического потенциала, выполнение социальных задач в сфере здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Самостоятельность также предусматривает и глубокую ответственность органов государственной власти за рациональное и эффективное расходование бюджетных средств. Органы представительной и исполнительной власти регионов, мобилизуя денежные средства в бюджетном фонде, имеют возможность осуществлять развитие приоритетных отраслей промышленности, агрокомплекса, экологии, транспорта и связи.

Региональный бюджет неразрывно связан с движением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода, создаваемого в секторе материального производства. Совокупный объем бюджета (без участия федеральных ресурсов) взаимосвязан и взаимозависим от уровня развития общественного производства в регионе. Также размер бюджета региона зависит от совокупности социальных потребностей населения, необходимость удовлетворения которых регламентируется за счет бюджетных средств.

Бюджет региона играет первостепенную роль в финансировании экономических и социальных целевых программ, инвестиционных проектов. Важной функцией бюджета региона является размещение на местных предприятиях заказов для обеспечения общерегиональных нужд, а также предоставление субвенций отдельным предприятиям. Финансовая поддержка отраслей, экономически значимых для региона, региональные программы развития малых и средних предприятий и индивидуального предпринимательства способствуют развитию общественного производства, занятости населения, следовательно, укрепляется доходная база бюджета. Расходы бюджета на воспроизводство рабочей силы и поддержка социально незащищенных слоев населения региона служат удовлетворению личностных интересов граждан. Бюджет служит своего рода мультипликатором поступления на территорию других (небюджетных) ресурсов - долевое

финансирование, вложения в территориальную инфраструктуру влекут за собой увеличение притока финансовых ресурсов на территорию.

Региональный бюджет занимает определенное промежуточное место в бюджетной системе: получая финансовую помощь из федерального бюджета, он сам оказывает аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причиной такого положения является тот факт, что регионы и находящиеся в их пределах муниципальные образования существенно отличаются друг от друга по своему социально-экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в бюджетных ресурсах. В последнее время социально-экономическое назначение регионального бюджета в Российской Федерации стало широко представляться с помощью средств массовой информации, в частности периодических печатных изданий, где регулярно издаются подробные и разнообразные отчеты об исполнении бюджета. Они выпускаются в разных формах с комментариями аналитиков, специалистов бюджетных учреждений о результативности расходования бюджетных средств с указанием источников финансирования, и ориентированы на различные категории потребителей информации.

Главной особенностью современного регионального бюджета является целенаправленное воздействие органов власти субъекта на его структуру и объемы доходов и расходов. Органы государственной власти субъекта получают возможность радикального влияния на положение субъектов хозяйствования, действующих на территории субъекта Федерации через реализацию определенной фискальной политики, формируя, тем самым, экономическую среду региона в целом и отраслевую региональную структуру в частности. Помимо этого, возможность установления обоснованного размера допустимого и необходимого дефицита (профицита) регионального бюджета в сочетании с принятием комплекса мер его финансирования (использования профицита) формирует важную составляющую монетарного макроэкономического стимулирования направления и темпов регионального социально-экономического развития. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Формирование региональных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения. Имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти региона могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы. Кроме того, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также организацию новых местных производств, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Таким образом, региональный бюджет является крупнейшим денежным фондом, находящимся, в соответствии с принципом бюджетного федерализма, в прямом распоряжении государственных органов власти субъекта Российской Федерации. Из этого следует широкий спектр возможностей самостоятельного принятия достаточно действенных

решений органами государственной власти субъектов, нацеленных на изменение состояния всех сторон жизни региона. От эффективности решения задач, стоящих перед органами власти региона зависит успех в управлении регионом и уровень его развития.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2012. - 217 с.

2. Кара-оол Ш.В. Бюджет субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона // Финансы. - М.: Книжная редакция «Финансы», 2009. - № 2. - С.9-17.

3. Лушин С.И. Финансы / С.И. Лушин, В.А. Слепова. - М.: Изд-во Рос. эк. акад., 2009. - 569 с.

4. Уянова Е.Е. Региональный бюджет как инструмент государственного воздействия на экономику территорий // Вестник института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». - Ставрополь: ИДНК. - 2007. - № 4. - С. 87-90.

М.В. Богданова Л.С. Пантелина

КЛАСТЕРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НОРМЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ И КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ

Ключевые слова: норма управляемости, кластерный анализ, компоненты.

В связи с неравномерностью развития как регионов, так и их муниципальных образований возникает необходимость кластеризации субъектов РФ по основным демографическим и социально-экономическим показателям. Численность работников исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на 10 тыс. человек постоянного населения формируется в результате влияния множества факторов. Это обстоятельство вызывает необходимость отбирать наиболее существенные из них, на основе которых можно выделить в составе регионов РФ однородные по уровню социально-экономического развития кластеры.

К показателям, формирующим численность работников исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на 10 тыс. человек постоянного населения (норме управляемости), следует отнести следующие:

- экономические (Х1 - объем валового регионального продукта (ВРП) в расчете на душу населения субъекта РФ, руб.; Х2 - инвестиции в основной капитал (на 1000 занятых), Х3 - число предприятий и организаций на 10 тыс. человек населения, Х4 - объем доходов консолидированного бюджета субъекта РФ в расчете на 1 жителя, тыс. руб., Х5 - доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП, %, Х6 -уровень занятости, %);

- демографический (Х7 - коэффициент прибытия, %о);

- социальный (Х8 - доля детей, оставшихся без попечения родителей, %) [4].

В результате проверки совокупности на нормальность распределения из совокупности (по правилу трех сигм) были исключены выделяющиеся наблюдения, анализ проводился по 72 наблюдениям.

© Богданова М.В., Пантелина Л.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.