Научная статья на тему 'Влияние регионального аспекта на эффективность деятельности торговых предприятий'

Влияние регионального аспекта на эффективность деятельности торговых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марковина Виктория Николаевна

В статье анализируется влияние расположения торговых предприятий на эффективность их деятельности. Приводятся конкретный пример компании, а также средства, благодаря которым процветает данное предприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние регионального аспекта на эффективность деятельности торговых предприятий»

3. Левачев П. А. Особенности функционирования организации в информационной экономике // Актуальные проблемы экономики России в инновационном периоде развити: монография / науч. Ред. П. А. Левачев). Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2009. 160 с.

4. Маркарьян Э. А. Финансовый анализ: учеб. пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. 3-е изд. перераб. и доп. М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2013. 224 с.

5. ПласковаН. С. Экономический анализ: учебник. М.: Эксмо, 2012. 704 с.

6. Роль финансов для стратегического развития предприятия / В. В. Кудрявцева, И. А. Сидоровнина // Научные исследования и разработки молодых ученых: сб. матер. 5 междунар. молодеж. науч.-практ. конф., Новосибирск, 19 июня 2015 г. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. С. 245-249.

Influence of regional aspect on efficiency of activity of trade enterprises

Markovina V. (Russian Federation) Влияние регионального аспекта на эффективность деятельности торговых предприятий Марковина В. Н. (Российская Федерация)

Марковича Виктория Николаевна /Markovina Victoria — студент, факультет управления, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется влияние расположения торговых предприятий на эффективность их деятельности. Приводятся конкретный пример компании, а также средства, благодаря которым процветает данное предприятие.

Abstract: the article analyzes the impact of the location of commercial enterprises on the effectiveness of their activities. A concrete example of the company, as well as the means by which the enterprise is thriving.

Ключевые слова: эффективность, предприятие, стратегия. Keywords: efficiency, enterprise, strategy.

Эффективное планирование деятельности торгового предприятия - это важнейший аспект для долгосрочного функционирования, стабильного роста и развития предприятия, а также для увеличения его прибыли. Планирование дает возможность наилучшим образом реализовать такой ресурс как человеческий капитал и другие.

Главной целью выбора стратегии является обеспечение устойчивого роста и развития предприятия и повышение его конкурентоспособности на рынке. Стратегическому планированию деятельности торговых организаций, а также аспектам их эффективности функционирования посвящены некоторые научные труды, авторами которых являются Л. А. Брагин [1], Г. Г. Иванов [2,3], В. М. Тимирьянова [4] и др.

В данный момент для формирования стратегии и планирования хозяйственной деятельности организации предлагается установить, в каком финансово-экономическом состоянии предприятие находится в настоящее время, какое состояние нужно достичь и предопределить возможные сценарии развития. После проведенного анализа подбирается план, который определяет, какими средствами и методами можно реализовать выбранную стратегию. Также нужно учитывать, что невозможно составить 100-процентный план реализации, поскольку внутренняя среда и, в особенности, внешняя обладают высокой степенью неточности. У планирования любой стратегии имеются свои специфические особенности: стратегические решения ориентируются на будущее и учитывают непрерывно меняющуюся внешнюю и внутреннюю среду; они связаны с привлечением и мобилизацией всех материальных и трудовых ресурсов; способны адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям рынка; обладают высокой степенью неопределенности, т.к. невозможно с точностью предсказать все обстоятельства внутренней и внешней среды, что является значительным минусом. При планировании деятельности предприятий необходимо брать во внимание такой аспект как отсутствие единой стратегии для всех предприятий, даже находящихся в одной подотрасли. Каждая организация по-своему уникальна, именно поэтому стратегия для каждой организации разрабатывается соответствующая. Разработка стратегии зависит от различных

факторов. Например, позиция торговой организации на рынке, поведение ее конкурентов, динамика роста и развития, возможностей и угроз данной организации - все эти составляющие играют значительную роль при разработке стратегии.

Одной из наиболее перспективных стратегий является применение потенциала региональных рынков. Развитие региональных рынков - это важная социальная задача [5].

В качестве примера возьмем сеть магазинов «SPAR». Данное торговое предприятие было основано в 1932 году в Голландии Адрианом ван Веллом как добровольная сеть бакалейщиков под названием «DESPAR». В течение 1950-х годов SPAR быстро распространялся по Европе и в 2000-ом году начал работу в России. Эта компания предпочла выйти на региональные рынки России, в то время как большинство торговых организаций работали исключительно на высокодоходных рынках в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Следует учесть, что причиной отказа от рассмотрения московскими торговыми сетями для себя данных рынков стала низкая возможность продажи товаров, в особенности премиум класса, поскольку доходы жителей других регионов меньше, чем в Москве. Именно это позволило предприятию «SPAR» работать в условиях более низкой конкуренции.

Согласно статистике, в районах с активным развитием данной сети наблюдается динамика роста среднего уровня доходов жителей региона, по сравнению с периодами до появления данной сети.

Последние несколько лет предприятие развивается особенно энергично, осваиваются новые регионы, расширяется присутствие в уже освоенных районах. Сеть «SPAR» охватывает Тульскую, Челябинскую, Иркутскую, Томскую, Калининградскую, Кемеровскую, Оренбургскую и многие другие области, Удмуртскую республику, а также северо-западные и восточные регионы Российской Федерации. Недавнее присоединение партнеров из Калининграда, Башкортостана, Оренбургской области, Удмуртии, Кемерово, стало важной вехой в развитии SPAR в России. Факт того, что присутствие компании активно расширяется и в уже освоенных районах, подтверждает открытие 11 магазинов в Калининграде, Ижевске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Туле, Иркутской и Нижегородской областях в период с 03.06.2016 по 22.09.2016.

Наилучшим образом сеть могла бы расширить своё географическое присутствие за счет освоения новых рынков сбыта в Республике Крым, поскольку покупателями станут как местные жители, так и туристы, которых особенно много в летний сезон.

Турист, пребывая в новом для него городе, с большей вероятностью выберет магазин, который ему уже известен, так как он знает качество, ценовой диапазон и приблизительный ассортимент. В настоящее время в Крыму существенно малое количество подобных предприятий, благодаря этому конкуренция будет значительно ниже, чем в других регионах.

Политика стимулирования продаж предприятия «SPAR» довольно эластичная и для того, чтобы добиться увеличения коммерческой выгоды в условиях рынка, данная компания приспосабливается к своей целевой аудитории. Примером приспособления является график работы магазина, расположение в нем товаров, а также их разнообразие. В разных регионах компании изменяется расположение продукции в зависимости от покупателей, различается ассортимент товаров. В регионах более предпочтительна продукция местного производства (например, молочная продукция «Латона», продается только в Мурманской области, так как именно там находится Североморский молочный завод). В центральных торговых точках ассортимент продукции питания существенно ниже, нежели в жилых районах. Также, стоит отметить высокую эффективность использования компанией собственных торговых марок [6].

Ценовой диапазон товаров определяется средним уровнем доходов жителей, он значительно отличается в крупных городах и небольших населенных пунктах. В мелких городах наибольшее преимущество имеет продукция собственного и местного производства. В крупных городах развита продукция популярных брендов.

График работы магазинов различен в зависимости от расположения. Например, в Санкт-Петербурге в разных районах график работы магазинов компании «SPAR» отличается. Некоторые магазины работают круглосуточно, в основном они находятся в центральной части города, где развита инфраструктура, в отдаленных районах, где практически отсутствует конкуренция, открытие происходит с 7:00 до 12:30, а заканчивается работа в период с 20:45 до 00:30.

Различаются и форматы магазинов. Существуют «SPAR Express» - магазины быстрого обслуживания с расширенным ассортиментом продуктов для употребления на месте и на вынос, торговой площадью 100-200 кв. м., чаще всего располагаемые на АЗС, вокзалах, в аэропортах, центральных улицах, на пересечении транспортных и пешеходных потоков. Такие магазины сети приносят дополнительный доход за счет большого количества возможных покупателей. Главными плюсами для потребителя являются: экономия времени, наличие

69

товаров первой необходимости, быстрота покупки, доступность цен и возможность круглосуточно пользоваться услугами данного магазина. В крупных городах располагаются торговые точки под названием «EUROSPAR» - супермаркеты торговой площадью от 1000 до 3000 кв. м., нацеленные на удовлетворение еженедельных семейных потребностей. Супермаркеты EUROSPAR оснащены многопрофильным кулинарным производством, собственной пекарней и кондитерской. Определенной «изюминкой» супермаркета является наличие шоу-зоны, в которой на регулярной основе проводятся кулинарные мастер-классы. Это в свою очередь привлекает покупателей.

Таким образом, следуя примеру и всем вышеуказанным действиям предприятия «SPAR», можно увеличить эффективность деятельности торговых сетей и повысить прибыль компаний.

Литература

1. Брагин Л. А., Иванов Г. Г., Стукалова И. Б. Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.

2. Иванов Г. Г. Экономика торгового предприятия. М.: Академия, 2010.

3. Иванов Г. Г., Майорова Е. А. Деловая репутация и эффективность торговли // Економiчний часопис-XXI, 2014. Т. 1. № 1-2. С. 54-57.

4. Тимирьянова В. М., Красильникова Е. А., Рузанкин С. О., Каримова А. И. Оценка эффективности товародвижения в экономике регионов // Экономика и управление: научно-практический журнал, 2014. № 1 (117). С. 65-70.

5. Магомедов Г. Д., Магомедова Д. Г. Формирование программы реструктуризации экономики региона // Вестник Дагестанского государственного университета, 2006. № 5. С. 21-23.

6. Майорова Е. А. Нематериальные активы как конкурентные преимущества организаций розничной торговли // Сервис в России и за рубежом, 2014. Т. 8. № 5 (52). С. 3-17.

The impact of digital marketing on the traditional marketing-mix

Matveev A. (Russian Federation) Влияние цифрового маркетинга на традиционный комплекс

продвижения Матвеев А. К. (Российская Федерация)

Матвеев Анатолий Константинович /Matveev Anatoliy - студент, факультет маркетинга рекламы и сервиса, Институт отраслевого менеджмента Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: данная статья рассматривает различные изменения, которые появились благодаря совершенно новому виду маркетинга. Статья будет включать самые основные элементы маркетинга, которые изменились в процессе применения новых стратегий, с приведением примеров на основе различных иностранных компаний.

Abstract: this entry observes different alterations in marketing that has been influenced by new digital promotion methods. The article includes the most basic elements of marketing that has been changed due to the process of adapting new strategies with providing examples offoreign companies.

Ключевые слова: цифровой маркетинг, новый ритейлер, подлинность. Keywords: digital marketing, new retailer, co-creating, authenticity.

При усиливающейся конкуренции на рынке ритейла торговым компаниям все сложнее сохранять свою индивидуальность и уникальность предложения. Конкуренты с легкостью копируют товарное предложение, дополнительные услуги, сервис, предлагаемый клиенту. Легкость копирования компаний порождает перенасыщенность рынка аналогичными предложениями, что снижает конкурентные преимущества компании до минимума [3].

В прошлом специалисты только использовали традиционные методы маркетинга. В настоящее время мы наблюдаем растущий переход к цифровому маркетингу, который полностью изменил традиционный маркетинг-микс. Надо отметить, что подход, где фирма

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.