Научная статья на тему 'Влияние реформы содержания общего математического образования 1970-х годов на результаты вступительных экзаменов в педагогических вузах'

Влияние реформы содержания общего математического образования 1970-х годов на результаты вступительных экзаменов в педагогических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформа основного общего математического образования / вступительные испытания / МГПИ им. В.И. Ленина / история педагогики и образования / reform of the basic general mathematical education / entrance examinations / V.I. Lenin Moscow State Pedagogical Institute / history of pedagogy and education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Садовников Евгений Юрьевич

В данной статье рассматривается влияние реформы содержания школьного общего математического образования 1970‑х на результаты вступительных испытаний в педагогические вузы в 1977–1978 гг. Проанализированы результаты вступительных испытаний МГПИ им. В.И. Ленина на математический факультет очного отделения за период конца 1960-х – начала 1980-х, а также установлена связь полученных результатов с реформированием образования. Также рассматривались сведения о результатах вступительных испытаний в других педагогических вузах за период 1977–1978 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Садовников Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the reform of the content of general mathematical education in the 1970s on the results of entrance exams in pedagogical universities

This article examines the impact of the reform of the content of school general mathematical education in the 1970s on the results of entrance examinations to pedagogical universities in 1977–1978. The results of the entrance tests to the full-time department of the Faculty of Mathematics of V.I. Lenin Moscow State Pedagogical Institute for the period of the late 1960s – early 1980s have been analyzed, and the connection of the results obtained with the reform of education has been also revealed. Information on the results of entrance examinations from other pedagogical universities for the period 1977–1978 is also considered.

Текст научной работы на тему «Влияние реформы содержания общего математического образования 1970-х годов на результаты вступительных экзаменов в педагогических вузах»

УДК 37.01 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-117-125

ББК 74.03(2)

ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1970-Х ГОДОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

THE IMPACT OF THE REFORM OF THE CONTENT OF GENERAL MATHEMATICAL EDUCATION IN THE 1970S ON THE RESULTS OF ENTRANCE EXAMS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Богуславский Михаил Викторович

Главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО E-mail: hist2001@mail.ru

Boguslavsky Mikhal V.

Chief Research Fellow at the Laboratory of Comparative Education and History of Pedagogy, the Institute for Strategy of Education Development, ScD in Education, Full Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education E-mail: hist2001@mail.ru

Садовников Евгений Юрьевич

Аспирант института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет E-mail: evgenysadovnikov@mail.ru

Sadovnikov Evgeny Y.

PhD postgraduate student at the Institute for Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University E-mail: evgenysadovnikov@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние реформы содержания школьного общего математического образования 1970-х на результаты вступительных испытаний в педагогические вузы в 1977-1978 гг.

Abstract. This article examines the impact of the reform of the content of school general mathematical education in the 1970s on the results of entrance examinations to pedagogical universities

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Богуславский М. В., Садовников Е. Ю., 2023

Проанализированы результаты вступительных испытаний МГПИ им. В. И. Ленина на математический факультет очного отделения за период конца 1960-х - начала 1980-х, а также установлена связь полученных результатов с реформированием образования. Также рассматривались сведения о результатах вступительных испытаний в других педагогических вузах за период 1977-1978 гг.

in 1977-1978. The results of the entrance tests to the full-time department of the Faculty of Mathematics of V. I. Lenin Moscow State Pedagogical Institute for the period of the late 1960s - early 1980s have been analyzed, and the connection of the results obtained with the reform of education has been also revealed. Information on the results of entrance examinations from other pedagogical universities for the period 1977-1978 is also considered.

Ключевые слова: реформа основного общего математического образования, вступительные испытания, МГПИ им. В. И. Ленина, история педагогики и образования.

Keywords: reform of the basic general mathematical education, entrance examinations, V. I. Lenin Moscow State Pedagogical Institute, history of pedagogy and education.

Для цитирования: Богуславский М. В., Садовников Е. Ю. Влияние реформы содержания общего математического образования 1970-х годов на результаты вступительных экзаменов в педагогических вузах // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 117-125. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4117-125.

Cite as: Boguslavsky M. V., Sadovnikov E. Yu. The impact of the reform of the content of general mathematical education in the 1970s on the results of entrance exams in pedagogical universities. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 4, pp. 117-125. DOI: 10.31862/2218-8711-20234-117-125.

Математическое образование всегда занимало центральное место в подготовке студентов и школьников. В школе предмет «Математика» являлся обязательным для сдачи и получения аттестата. Стоит также отметить, что во многих вузах, в том числе и гуманитарного направления, присутствовали элементы математической статистики. Иными словами, математика в разной степени присутствовала в любой учебной деятельности.

В период конца 1960-х - начало 1970-х гг. перед страной стояла важная задача, связанная с увеличением количества высококвалифицированных специалистов разного профиля и направления [1]. Для достижения данной цели в 1968 г. Министерство просвещения СССР осуществило реформу содержания общего математического образования. Данная реформа должна была улучшить математическую подготовку школьников путем модернизации действующего учебного курса. А вследствие этого подготовить большее число абитуриентов с более прочными знаниями и умениями по математике.

Реформа включала в себя полную переработку действующего курса математики: изменение структуры и содержания учебной программы, увеличение срока обучения, разработка новых учебных материалов. В результате были произведены масштабные изменения в образовании, которые вызывали большое количество дискуссий в научно-педагогическом сообществе.

Для качественного обучения школьников в будущем, а также для дальнейшего развития математического образования в школах требовались абитуриенты в педагогические вузы, которые владели прочными математическими знаниями и навыками по новой программе. Как отмечали представители МГПИ им. В. И. Ленина: «На математический факультет, как правило, поступают выпускники школ, имеющие в аттестате по математике оценки "5" и "4" и считающие, что они математику знают и любят» [2, с. 30]. Соответственно предполагалось, что абитуриенты педагогических вузов должны были прочно усвоить новые понятия, вводимые реформой, а также владеть материалом и всеми вычислительными навыками на высоком уровне.

Обучение по новой учебной программе начиналось с 4-го класса (19701971 уч. г.). Первые результаты реформы были получены в 1977 г. вместе с первыми выпускниками школ, обучающихся по новой программе. Одним из главных показателей уровня математической подготовки абитуриентов являлись результаты вступительных испытаний по математике в вузах. Из-за неудовлетворительных результатов вступительных испытаний в 1978 г. программа реформы содержания общего математического образования 1970-х гг. была признана неудавшейся [3, с. 88].

Чтобы оценить степень влияния реформы на математическую подготовку абитуриентов, мы рассмотрели результаты вступительных испытаний в педагогические вузы в 1977-1978 гг. Следует отметить, что в публикациях того времени достоверных данных о результатах вступительных экзаменов, отражающих состояние и качество знаний абитуриентов, было чрезвычайно мало. Более того, отмечалось, что «данных для того, чтобы оценить степень падения качества знаний в 1978 г., нет совершенно» [4, с. 248]. Помимо результатов вступительных испытаний, полученных в 1977-1978 гг., для анализа динамики развития качества сдачи экзаменов мы рассмотрели период 1968-1976 гг., а также 1979-1983 гг.

Наиболее полные сведения о результатах вступительных испытаний в рассматриваемый период были представлены в журнале «Математика в школе» на примере Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина.

На математических факультетах экзамен проходил в два этапа: первый - письменный, а второй - устный. На письменном этапе абитуриентам необходимо было решить письменную экзаменационную работу, которая оценивалась по 5-балльной шкале. Получив оценку выше «2», абитуриенты допускались до следующего этапа, на котором они отвечали на ряд теоретических вопросов. Конкурс формировался из оценок, полученных за прохождение двух этапов экзамена.

Мы проанализировали данные о вступительных экзаменах в разные годы поступления, в рамках изучаемого периода, в МГПИ им. В. И. Ленина на математический факультет очного отделения (табл. 1).

Таблица 1

Результаты вступительных экзаменов МГПИ

Год Результаты экзаменов

Вид экзамена Кол-во работ «5» «4» «3» «2»

1968 Письменный 473 53 95 167 158

Устный 315 81 104 97 33

1969 Письменный 475 17 47 187 224

Устный 249 62 97 64 26

1970 Письменный 508 353 155

1976 Письменный 307 23 81 138 65

Устный 239 58 85 80 15

1977 Письменный 276 19 97 116 44

1978 Письменный 343 44 130 125 44

Устный 299 76 113 102 8

1979 Письменный 334 90 104 123 17

Устный 317 110 126 78 10

1980 Письменный 328 30 128 137 34

Устный 294 125 101 56 12

1981 Письменный 301 52 93 128 28

Устный 265 91 100 71 3

1982 Письменный 315 42 141 108 24

Устный 291 140 85 66 0

1983 Письменный 276 38 75 144 19

Устный 254 81 83 84 6

Представленные данные можно разделить на три группы: «до реформы» (1968, 1969, 1970, 1976), «результат реформы» (1977, 1978), «после реформы» (1979, 1980, 1981, 1982, 1983).

Для оптимизации восприятия данных мы составили график (рис. 1), на котором представлено процентное соотношение количества абитуриентов, сдавших экзамен, от их общего количества.

До реформы Результат реформы После реформы

■ Письменный ■ Устный

Рис. 1. Процент абитуриентов, сдавших экзамены, от общего их числа

Завершив проведение сравнительно-сопоставительного анализа данных, можно зафиксировать определенные закономерности. Доля абитуриентов в период «до реформы», которые не сдали письменный экзамен, в среднем составил 35%. Период, именуемый «результат реформы», показал, что число абитуриентов, успешно сдавших письменный экзамен, вырос в среднем на 20%. В периоде «после реформы» фиксировался уровень данного показателя с небольшой положительной динамикой.

Стоит отметить, что в 1976 г. закончили школу выпускники, которые обучались по новой программе по математике с 9-го класса. Если сравнивать результаты вступительных экзаменов по математике в МГПИ с результатами в 1970 г., то можно сделать вывод, что в 1976 г. количество абитуриентов, успешно сдавших письменный экзамен по математике, выросло на 15%. При этом, по сравнению с 1970 г., был замечен значительный прирост качества сдачи письменного экзамена по математике.

Данный качественный прирост был обеспечен не столько переходом на новую программу по математике, а сколько завершением перехода к обязательному среднему образованию. Ведь в 1972 г. вышло в свет постановление Совета министров СССР о завершении перехода системы образования на обязательное среднее образование. Вследствие этого количество выпускников средних образовательных учреждений увеличилось.

Сравнивая количество абитуриентов, сдавших письменный экзамен по математике в 1970 и 1976 гг., можно заметить, что наблюдалось их резкое снижение при поступлении в высшее учреждение. Укрепление роли средних профессионально-технических учреждений позволило растущему количеству школьников, закончивших восемь классов, поступить в соответствующие учреждения и по окончанию их приступить к трудовой деятельности. Таким образом, с 1976 г. на письменных экзаменах МГПИ снизился «отсев» абитуриентов, неспособных

выполнить минимальное количества заданий по математике для получения удовлетворительной оценки.

Сравнивая данные периода «до реформы» и «результат реформы», можно было утверждать, что качество математической подготовки улучшилось. Показатели сдавших письменный и устный экзамен указывали на повышение числа абитуриентов, успешно сдавших вступительные испытания.

Сравнивая показатели за период «после реформы» с самым высоким показателем в период «до реформы» в 1976 г., можно отметить, что реформа общего математического образования задала уровень его качества. В период «после реформы» не было установлено показателей ниже заданного уровня качества, который устанавливает реформа. Данная тенденция прослеживалась при анализе результатов письменного и устного экзамена. С 1977 г. число абитуриентов, не сдавших письменный экзамен, не превышало 20%. В период «после реформы» доля сдавших письменный экзамен составляла в среднем около 92% от общего числа поступающих.

Результаты устных экзаменов, а также заключения экзаменационных комиссий также являлись важным показателем успешности реформы общего математического образования. На устном экзамене по математике производилась проверка общего теоретического уровня знаний. В силу того, что главным тезисом внедрения данной реформы являлось повышение теоретического уровня знаний школьников, мы рассмотрели общие выводы о результатах вступительных испытаний педагогических вузов.

В приемной кампании 1977 г. экзаменационная комиссия МГПИ им. В. И. Ленина отмечала: «Абитуриенты удовлетворительно овладели операцией дифференцирования, умели применять производную к исследованию функций. Вместе с тем у значительной части поступавших знания по этой теме носят формальный характер» [5, с. 50].

Также был отмечен низкий уровень знания тригонометрических формул и функций. Геометрические преобразования, на которых был построен курс геометрии по новой программе, были усвоены на «оперативном уровне» [5, с. 50]. Кроме этого, сравнивая оценки в школьном аттестате с оценками за экзамен, экзаменационная комиссия зафиксировала, что у 24% поступавших расхождения между школьной и экзаменационной оценками были в 2-3 балла.

В Ярославском педагогическом институте им. К. Д. Ушинского сравнивались результаты письменного экзамена абитуриентов, окончивших школу до 1977 г., и выпускников 1977 г. Положительную оценку за письменную экзаменационную работу получили 80,4% обучавшихся по старым учебным программам, 86,7% обучавшихся по новым учебным программам. На оценку «5» и «4» выполнили работу 43,2% абитуриентов, окончивших школу до 1977 г., 50,3% выпускников 1977 г. Устный экзамен прошли 93% абитуриентов, из которых сдали экзамен на «4» и «5» около 60%. Из полученных результатов экзаменационная комиссия сделала следующий вывод: «Уровень знаний абитуриентов вполне удовлетворительный. Вместе с тем необходимо отметить, что еще недостаточны осмысленность, глубина и прочность усвоения отдельных основных понятий; в нужной мере еще не формируются практические умения и навыки» [6, с. 53].

Математический факультет Свердловского педагогического института свидетельствовал о низком уровне подготовки абитуриентов: «Качественный уровень результатов письменного

и устного экзаменов довольно низок: 23,4% отличных и хороших оценок на письменном экзамене, 39,8% - на устном» [7, с. 45]. Экзаменационная комиссия, так же как и комиссия МГПИ, отмечала трудности в решении тригонометрических уравнений, а также в построении графиков. Кроме того, абитуриенты плохо отвечали на вопросы из раздела комбинаторики, но при этом были успехи в области геометрии: «Абитуриенты достаточно хорошо отвечали на вопросы, относящиеся к планиметрии» [7, с. 46].

Прием 1978 г. показал иные результаты абитуриентов. Так, в отчете экзаменационная комиссия МГПИ им. В. И. Ленина констатировала следующее: «Анализ письменных работ показал, что наиболее успешно абитуриенты справились с заданиями на доказательство тригонометрических тождеств, на нахождение области определения функции, на исследование функции и построенное ее графика» [8, с. 39]. Положительная динамика прослеживалась в новом приеме абитуриентов по сравнению с приемом 1977 г., трудность с тригонометрическими уравнениями и функциями удалось решить. Устный экзамен показал, что абитуриентами усвоены новые понятия на удовлетворительном уровне, также сохранились трудности при решении стереометрических задач.

Разница между экзаменационной оценкой и оценкой в аттестате в 2-3 балла составила около 21% среди всех абитуриентов. Комиссия отмечала: «Более половины абитуриентов "отстояли" оценку своего школьного аттестата» [5, с. 41]. По сравнению с предыдущим приемом данный показатель сократился, но на небольшое значение.

К сожалению, нет полных данных о разнице оценок в аттестате и за экзамен в период «до реформы». Но при этом приемной комиссией МГПИ 1968 г. также отмечается, что разрывы в 3 балла присутствовали: «Самым неприятным фактом является получение неудовлетворительной оценки на первом же экзамене по математике абитуриентами, которые окончили школу с медалью. Из 81 медалиста это случилось с 12» [2, с. 30]. Данный разрыв в оценивании на 3 балла был и в приеме 1978 г., на 88 медалистов приходилось 3 человека, получивших неудовлетворительную оценку. Таким образом, данный серьезный разрыв в оценивании был сокращен в 4 раза.

Обобщая представленные данные МГПИ и отчетов о приемах в других педагогических вузах, можно было установить, что данная реформа смогла повысить уровень качества математической подготовки абитуриентов. Но реформа была рассчитана на более качественные изменения, чем полученные результаты.

Мнение многих педагогических вузов сводилось к тому, что новая реформа обеспечила абитуриентов удовлетворительным уровнем знаний. Удовлетворительный уровень знаний учащихся абсолютно не соответствовал планируемым результатам реформы. Решение о том, что реформа содержания общего математического образования 1970-х гг. стала неудавшейся, было принято Министерством просвещения СССР в 1978 г.

Тем не менее данная реформа задала уровень качества математического образования, которому соответствовали абитуриенты, сдавшие вступительные испытания в период «после реформы». Реформа содержания общего математического образования 1970-х гг. смогла внедрить в школьный курс новые темы, которые «модернизировали» школьную программу [9]. Кроме того, программа 1980-х гг. основывалась на программе 1970-х гг., некоторые понятия и материал перешли уже в последующие рабочие программы.

Список литературы

1. Богуславский М.В., Куликова С. В. Исторический контекст модернизационных процессов в российском и зарубежном образовании // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 128-133.

2. Кошкина М. Д., Чернецов М. М. Итоги Приемных экзаменов по математике на математическом факультете им. В. И. Леннна // Математика в школе. 1969. № 2. С. 27-30.

3. Колягин Ю. М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. М.: Просвещение, 2001. 318 с.

4. Копылов В. С., Редозубова О. С. Московский государственный педагогический институт им В. И. Ленина // Математика в школе. 1984. № 2. С. 31-33.

5. Елизаветина H. В., Чернецов М. М. МГПИ им. В. И. Ленина // Математика в школе. 1982. № 1. С. 51-53.

6. Комов Н. П., Шендеровская О. И. Ярославский педагогический институт им. К. Д. Ушин-ского // Математика в школе. 1978. № 1. С. 51-54.

7. Силин В. А. Математический факультет свердловского педагогического института // Математика в школе. 1978. № 1. C. 44-47.

8. Карасев Г. А. Кузнецов Э. И. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина // Математика в школе. 1979. № 1. С. 38-41.

9. Основные направления развития отечественного образования и педагогики первой половины ХХ века / М. В. Богуславский, Т. Н. Богуславская, К. Ю. Милованов [и др.] // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 107-117. URL: http:// www.pmedu.ru/images/2019-2/11.pdf (дата обращения: 20.03.2023).

10. Веретенникова Е. В. МГПИ им. В. И. Ленина // Математика в школе. 1981. № 2. С. 47-49.

11. Дорофеев Г. В, Куликов Л. Я. Математический факультет МГПИ имени В. И. Ленина // Математика в школе. 1970. № 2. С. 66-71.

12. Дуничев К. И. Московский государственный педагогический институт им. B. И. Ленина // Математика в школе. 1980. № 3. С. 39-41.

13. Елизаветина Н. В. МГПИ им. В. И. Ленина // Математика в школе. 1978. № 1. С. 47-50.

14. Костенко И. П. Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы / Рос. гос. ун-т путей сообщения. 2-е изд., доп. М., 2013. 502 с.

15. Крупич В. И., Щегольков Е. А. Математический факультет МГПИ имени В. И. Ленина // Математика в школе. 1971. № 2. С. 61-68.

16. Пчелинцев С. В., Силаев Е. В. Московский государственный педагогический институт им В. И. Ленина // Математика в школе. 1983. № 2. С. 33-36.

17. Редозубова О. С. Математический факультет МГПИ имени В. И. Ленина // Математика в школе. 1977. № 1. С. 51-54.

References

1. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V. Istoricheskiy kontekst modernizatsionnykh protsessov v rossiyskom i zarubezhnom obrazovanii. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2014, No. 3 (31), pp. 128-133.

2. Koshkina M. D., Chernetsov M. M. Itogi Priemnykh ekzamenov po matematike na matematicheskom fakultete im. V. I. Lennna. Matematika v shkole. 1969, No. 2, pp. 27-30.

3. Kolyagin Yu. M. Russkaya shkola i matematicheskoe obrazovanie: Nashagordost i nasha bol. Moscow: Prosveshchenie, 2001. 318 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kopylov V. S., Redozubova O. S. Moskovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut im V. I. Lenina. Matematika v shkole. 1984, No. 2, pp. 31-33.

5. Elizavetina N. V., Chernetsov M. M. MGPI im. V. I. Lenina. Matematika v shkole. 1982, No. 1, pp. 51-53.

6. Komov N. P., Shenderovskaya O. I. Yaroslavskiy pedagogicheskiy institut im. K. D. Ushinskogo. Matematika v shkole. 1978, No. 1, pp. 51-54.

7. Silin V. A. Matematicheskiy fakultet sverdlovskogo pedagogicheskogo instituta. Matematika v shkole. 1978, No. 1, pp. 44-47. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2019-2/11.pdf (accessed: 20.03.2023).

8. Karasev G. A. Kuznetsov E. I. Moskovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut im. V. I. Lenina. Matematika v shkole. 1979, No. 1, pp. 38-41.

9. Boguslavskiy M. V., Boguslavskaya T. N., Milovanov K. Yu. et al. Osnovnye napravleniya razvitiya otechestvennogo obrazovaniya i pedagogiki pervoy poloviny XX veka. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019, No. 2, pp. 107-117. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2019-2/11.pdf (accessed: 20.03.2023).

10. Veretennikova E. V. MGPI im. V. I. Lenina. Matematika v shkole. 1981, No. 2, pp. 47-49.

11. Dorofeev G. V, Kulikov L. Ya. Matematicheskiy fakultet MGPI imeni V. I. Lenina. Matematika v shkole. 1970, No. 2, pp. 66-71.

12. Dunichev K. I. Moskovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut im. B. I. Lenina. Matematika v shkole. 1980, No. 3, pp. 39-41.

13. Elizavetina N. V. MGPI im. V. I. Lenina. Matematika v shkole. 1978, No. 1, pp. 47-50.

14. Kostenko I. P. Problema kachestva matematicheskogo obrazovaniya v svete istoricheskoy retrospektivy. Moscow, 2013. 502 p.

15. Krupich V. I., Shchegolkov E. A. Matematicheskiy fakultet MGPI imeni V. I. Lenina. Matematika v shkole. 1971, No. 2, pp. 61-68.

16. Pchelintsev S. V., Silaev E. V. Moskovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut im V. I. Lenina. Matematika v shkole. 1983, No. 2, pp. 33-36.

17. Redozubova O. S. Matematicheskiy fakultet MGPI imeni V. I. Lenina. Matematika v shkole. 1977, No. 1, pp. 51-54.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 4

Статья поступила в редакцию 27.03.2023 The article was received on 27.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.