Научная статья на тему 'Влияние реальных и «Виртуальных» бизнес-процессов на социально-экономическую эффективность дистанционной торговли'

Влияние реальных и «Виртуальных» бизнес-процессов на социально-экономическую эффективность дистанционной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционная торговля / торговая организация / бизнес-процессы в торговых организациях / «виртуальные» и реальные бизнес процессы / инфраструктура / продвижение товаров / системы оплаты товаров / экономическая политика и стратегия / товародвижение / distance trading / trade organization / business processes in trade organizations / “virtual” and real business processes / infrastructure / promotion of goods / payment systems for goods / economic policy and strategy / product distribution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г. Г. Иванов, В. А. Матосян

В современной экономике все большее значение приобретает использование дистанционных технологий. Данное положение полностью относится и к торговле. Часто online торговля рассматривается как дополнение к традиционным формам торговли. Все более широкое распространение получают различные внемагазинные формы организации торгового бизнеса, в частности, торговля посредством сети Интернет. Торговые организации рассматривают online торговлю как возможность увеличить количество каналов сбыта, и, вообще, как постоянно растущий рынок, позволяющий существенно увеличить объемы продаж при одновременной оптимизации затрат. Одним из основных факторов, предопределяющих выгодность online торговли, является наличие «виртуальных» бизнес-процессов, которые существенно сокращают общую сумму затрат торговли, делая удобным эту разновидность торговли для потребителей. Тем самым, через проявление некоторых характеристик социально-экономической результативности достигается экономическая эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF REAL AND "VIRTUAL" BUSINESS PROCESSES ON THE SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF REMOTE TRADE

In the modern economy, the use of distance technologies is becoming increasingly important. This provision fully applies to trade. Often, online trading is seen as an addition to traditional forms of trading. Various out-of-store forms of organizing a trading business, in particular, trading through the Internet, are becoming increasingly widespread. Remote forms of sale are more profitable for buyers and, above all, for a relatively low level of prices, opportunities to make purchases without leaving home, an expanding list of payment options for goods, methods of returning goods, etc. Trading organizations consider online trading as an opportunity to increase the number of distribution channels, and in general as an ever-growing market, which can significantly increase sales volumes while optimizing costs. One of the main factors determining the profitability of online trading is the presence of “virtual” business processes that significantly reduce the total amount of trade costs, making this type of trading convenient for consumers. Thus, through the manifestation of certain characteristics of socio-economic performance, economic efficiency is achieved.

Текст научной работы на тему «Влияние реальных и «Виртуальных» бизнес-процессов на социально-экономическую эффективность дистанционной торговли»

ВЛИЯНИЕ РЕАЛЬНЫХ И «ВИРТУАЛЬНЫХ» БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОЙ

ТОРГОВЛИ

Г.Г. Иванов, д-р экон. наук, профессор В.А. Матосян, экстерн

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

DO1: 10.24411/2411-0450-2019-11327

Аннотация. В современной экономике все большее значение приобретает использование дистанционных технологий. Данное положение полностью относится и к торговле. Часто online торговля рассматривается как дополнение к традиционным формам торговли. Все более широкое распространение получают различные внемагазинные формы организации торгового бизнеса, в частности, торговля посредством сети Интернет. Торговые организации рассматривают online торговлю как возможность увеличить количество каналов сбыта, и, вообще, как постоянно растущий рынок, позволяющий существенно увеличить объемы продаж при одновременной оптимизации затрат. Одним из основных факторов, предопределяющих выгодность online торговли, является наличие «виртуальных» бизнес-процессов, которые существенно сокращают общую сумму затрат торговли, делая удобным эту разновидность торговли для потребителей. Тем самым, через проявление некоторых характеристик социально-экономической результативности достигается экономическая эффективность.

Ключевые слова: дистанционная торговля, торговая организация, бизнес-процессы в торговых организациях, «виртуальные» и реальные бизнес процессы, инфраструктура, продвижение товаров, системы оплаты товаров, экономическая политика и стратегия, товародвижение.

Функционирование дистанционных торговых организаций - это совокупность всех осуществляемых ими бизнес-процессов. Причем все бизнес-процессы в той или иной мере определяют, как эконо-

мическую эффективность, так и социально-экономическую результативность хозяйственной деятельности [1, 2].

Данное положение проиллюстрировано на рисунке 1.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Рис. 1. Бизнес-процессы, формирующие экономическую эффективность и социально-экономическую результативность в дистанционной торговле

Социально-экономический эффект в дистанционной торговле образуется за счет «виртуализации» части бизнес-процессов [3, 4]. Но пока эти «виртуальные» бизнес-процессы не станут рентабельными и выгодными, в конечном итоге, для самих дистанционных торговых организаций, стабильной социально-экономической эффективности, как показывает хозяйственная практика, добиться не удаётся [5, 6].

Охарактеризуем более подробно основные бизнес-процессы дистанционной торговли через построение схем используемых бизнес-моделей, выделив те вопросы, которые особенно влияют на социально-экономическую эффективность [7, 8].

Интерпретация модели бизнес-процесса в обобщенном виде дистанционной продажи выглядит следующим образом:

Презентация и демонстрация

товаров (каталог, сайт, автомат и пр.)

Рис. 2. Обобщенная модель бизнес-процесса дистанционной продажи товара *Штриховка отдельных элементов рисунка означает возможную «виртуализацию»

выполняемых функций - Прим. авт.

Большинство хозяйствующих субъектов, реализующих дистанционный способ, используют подобную модель. Некоторые из выполняемых функций носят в дистанционной торговле виртуальный характер (например, презентация и демонстрация товаров), который в значительной мере позволяет нивелировать наличие разрывов временного и пространственного характе-

ра в рамках бизнес-процесса, тем самым, обеспечивая результативность всей дистанционной торговой деятельности [9, 10].

Ключевые этапы бизнес-процесса в рамках формирования ассортимента - которые присущи большинству торговых организаций дистанционной торговли приведены на следующем рисунке.

Поиск и анализ предложений поставщиков

Решение о закупке акупка товаров Приёмка товаров

> >

Рис. 3. Обобщенная бизнес модель формирования ассортимента в дистанционной торговой организации

Как показывают результаты исследований, виртуальные стадии в значительной степени присущи тем технологическим этапам дистанционной торговли, которые преимущественно связаны с обслуживанием потребителей. То есть, «виртуальность» может использоваться на тех стадиях бизнес-процесса, которые связаны с покупателями, а в тех торговых цепочках, которые связаны преимущественно с логистикой или товароснабжением, но практически не связаны с обслуживанием покупателей, каждой стадии бизнес процесса присущ «реальный» характер [11, 12].

Кроме того, можно выявить закономерность, что чем больше вариантов реализа-

ции одной и той же функции в рамках бизнес-процесса связано с обслуживанием потребителя, тем в большей степени возрастают возможности их трансформации в цифровую среду [13, 14].

Иначе говоря, «виртуализация» выполняемых дистанционными торговыми организациями бизнес-функций тесно связана с количеством покупателей, и с возможными вариантами выбора реализации конкретной бизнес-функции [15, 16].

Рассмотрим ниже схему оплаты товаров, как одного из важнейших из бизнес-процессов организации.

Возможности оплаты

решение об оплате

банковский платеж

эквайринг

наличная оплата

платежная система

интернет-кошелек

почтовый перевод

СЧЕТ

СЧЕТ

ОРДЕР, ЧЕК

СЧЕТ

ОРДЕР-СЧЕТ

КВИТАНЦИЯ, ЧЕК

Проверка платежных документов

Возможности оплаты :

Рис. 4. Обобщенная модель бизнес-процесса оплаты товаров в дистанционной торговле

Трансформация многих бизнес-процессов в цифровое поле, как правило сопряжена со значительными издержками предприятия. В свою очередь, значительные суммы расходов влияют на показатели экономической эффективности. Предприятия, реализующие схему дистанционной торговли, стремятся снизить расходы, тем самым, увеличивая эффективность своей деятельности [17, 18]. С этой целью ряд «затратных» функций передаются на аутсорсинг. Другим способом, позволяющим

перераспределить расходы между участниками экономических взаимоотношений является применение инструментов франчайзинга. Это оправдано, например, для создания и поддержания функционала пунктов выдачи товаров. С другой стороны, сторонние организации, в активе которых есть недвижимое имущество и большой филиальной сети по стране, учитывая высокую оборачиваемость, присущую дистанционной торговле, сами предлагают сотрудничество в рамках выполнения ка-

кой-либо функции на условиях франчай- торговли присущи свои временные и тер-зинга. Кроме того, практически все дис- риториальные что определяет потребность танционные торговые организации совме- в оборотных средствах. стно используют инфраструктуру товаро- В тех же случаях, когда торговые орга-

движения, получая серьезную экономию низации, реализующие дистанционную затрат и повышая тем самым свои показа- модель, в силу разных причин не имеют тели экономической эффективности и со- возможности развивать соответствующие циально-экономической результативно- бизнес-процессы, тогда для сохранения сти [19]. имеющихся объемов реализации (доходов,

Подведем итог исследованию. Разным прибыли) и дальнейшего развития им невидам дистанционной торговли присущи обходимо или становиться дополнением бизнес-процессы, варьирующиеся в зави- оff-line торговых структур, или ограничи-симости от структуры, Отличительные вать масштабы бизнеса. То есть условие особенности технологических процессов, поддержания социально-экономической параметры качества обслуживания, связа- результативности выступает своеобразным ны со спецификой и целевыми ориентира- ограничителем необоснованно высоких ми. Это ярко выражено, например, в посы- темпов развития в дистанционной торгов-лочной торговле и вендинге. Иначе говоря, ле. каждой разновидности дистанционной

Библиографический список

1. Дыганова Р.Р. Система факторов, определяющих направления развития дистанционной торговли // Сборник научных статей: Современная наука: теоретический и практический взгляд. - Научный редактор Д.В. Фурсова. - М., 2018. - С. 120-124.

2. Кузнецов Н.В. Концепция управления финансовым обеспечением предприятий электроэнергетики // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №8. - С. 466-471.

3. Каращук О.С., Зверева А.О. Социальные инвестиции и их развитие в современной торговле России // Вестник Академии. - 2016. - № 4. - С. 26-31.

4. Перельман М.А. Аспекты качества и культуры торгового обслуживания покупателей в розничных торговых предприятиях. - Сборник всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2019. - С. 216-225.

5. Салихова Р.Р., Дыганова Р.Р. Особенности предоставления услуг в дистанционной торговле в России // Финансовая экономика. - 2019. - № 3. - С. 194-198.

6. Ващекин А. Н., Ващекина И. В. О развитии моделей непрямой государственной поддержки сельхозпроизводителей в Российской Федерации // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. - 2017. - № 6 (18). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aeconomy.ru/science/economy/o-razvitii-modeley-nepryamoy-gosuda/.

7. Кузнецов Н.В. Управление финансовым обеспечением предприятия в условиях экономического кризиса. - М.: Дашков и К, 2009. - 118 с.

8. Абдикеев Н.М., Гринева Н.В., Кузнецов Н.В. Аналитическая система оценки рисков при создании малых инновационных предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - №42. - С. 2-12.

9. Ващенко Т.В., Иванова Я.Я., Сокольникова И.В. Финансовая грамотность населения: проблемы оценки и анализа // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 9-3 (56). - С. 18-21.

10. Иванова Я.Я. Торговля в России: состояние и перспективы развития // The Financial Centres: Travelling Around the World: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., октябрь 2015 г. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015.

11. Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 358 с.

12. Калачева О.Н. Лизинговые отношения как важный источник финансирования деятельности организаций малого и среднего бизнеса // Аудитор. - 2017. - №11. - С. 49-55.

13. Сидорова Э.И., Глубокова Н.Ю. Анализ финансовой отчетности на предмет налоговых рисков // Экономика. Бизнес. Финансы. - 2019. - №4. - С. 13-16.

14. Агеева А.С., Тимонова А.И. Влияние изменений в системе налогов и сборов на экономику Российской Федерации // Экономика. Бизнес. Финансы. - 2019. - №3. - С. 7-10.

15. Кузнецов Н.В. Комплекс финансовых моделей для информационной поддержки принятия управленческих решений на предприятии // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №40. - С. 22-32.

16. Быканова О.А., Павлова А.К. Виды профориентационной работы в экономическом вузе и ее эффективность // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2017. - Т. 6. №4 (21). - С. 39-41.

17. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Дмитриева И.М., Малицкая В.Б., Чиркова МБ. и др. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 539 с.

18. Крайнова Е.М. Сущность корпоративного налогового планирования и характеристика его компонентов // Опыт инновационной деятельности экономики развитых стран // Экономика. Бизнес. Финансы. - 2019. - № 4. - С. 7-9.

19. Леонова Ю.Г., Перельман М.А. Современные управленческие решения менеджмента торговых организаций в условиях цифровой экономики // Материалы II Международного научного форума: Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин. Под общей редакцией П.В. Терелянского. - М.: 2018. - С. 90-94.

INFLUENCE OF REAL AND "VIRTUAL" BUSINESS PROCESSES ON THE SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF REMOTE TRADE

G.G. Ivanov, Doctor of Economic Sciences, Professor V.A. Matosyan, External Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)

Abstract. In the modern economy, the use of distance technologies is becoming increasingly important. This provision fully applies to trade. Often, online trading is seen as an addition to traditional forms of trading. Various out-of-store forms of organizing a trading business, in particular, trading through the Internet, are becoming increasingly widespread. Remote forms of sale are more profitable for buyers and, above all, for a relatively low level of prices, opportunities to make purchases without leaving home, an expanding list of payment options for goods, methods of returning goods, etc. Trading organizations consider online trading as an opportunity to increase the number of distribution channels, and in general as an ever-growing market, which can significantly increase sales volumes while optimizing costs. One of the main factors determining the profitability of online trading is the presence of "virtual" business processes that significantly reduce the total amount of trade costs, making this type of trading convenient for consumers. Thus, through the manifestation of certain characteristics of socio-economic performance, economic efficiency is achieved.

Keywords: distance trading, trade organization, business processes in trade organizations, "virtual" and real business processes, infrastructure, promotion of goods, payment systems for goods, economic policy and strategy, product distribution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.