DOI: 10.37930/1990-9780-2023-1-75-140-148
К. В. Шевченко1
ВЛИЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРИОРИТЕТА «КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ» НА РАЗВИТИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ
На развитие регионов влияет множество различных факторов: социальных, экономических, демографических и др. Главная задача органов власти - улучшение качества и уровня жизни населения. Данному критерию соответствует конечная цель разработки и реализации стратегии по методологии В. Л. Квинта, следовательно перспективным является развитие занятости населения в регионе посредством стратегирования. Теория ноономики С. Д. Бодрунова основывается на экономике знаний, где она рассматривается как высшая ступень цивилизации высокоразвитых стран, в которую перерастает этап постиндустриального общества. А следовательно, качественное образование принимает стратегическую направленность. На основе стратегического анализа тренда «качественное образование на протяжении всей жизни» и статистического анализа динамики численности населения по уровню образования в Амурской области выявлены возможности, угрозы, сильные и слабые стороны (OTSW-анализ) стратегического направления. Обосновываются эффективность и перспективность реализации стратегического приоритета «качественное образование на протяжении всей жизни». Ключевые слова: занятость населения, регион, региональная экономика, стратегический приоритет, социально-экономическое развитие, улучшение качества жизни населения, качественное образование, экономика знаний.
УДК 330.352
Социально-экономическое развитие регионов, ориентированное на повышение уровня жизни населения, - неотъемлемая часть роста национальной экономики. Оно охватывает образовательные, культурные, технологические, трудовые и другие сферы.
По мнению нобелевского лауреата по экономике (1975) Л. В. Кантаровича, согласованность «.. .в управлении экономикой на всех уровнях приведет к увеличению национального дохода и уровня жизни» [1, с. 18]. Другой нобелевский лауреат по экономике (1987) - Роберт М. Солоу отметил: «.технический прогресс, в широком смысле включающий улучшение человеческого фактора, был необходим для обеспечения долгосрочного роста реальной заработной платы и уровня жизни» [2, с. 94].
И. В. Новикова считает, что «.только создание условий для стабильно высокого качества жизни всего населения позволит сдержать отток и привлечь на постоянное
1 Кристина Владиславовна Шевченко, аспирант кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119234, РФ, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 61), e-mail: [email protected]
место жительства людей из других регионов, в том числе с высоким уровнем образования и культуры» [3, с. 310].
В современном мире в рамках развития региона широкое распространение получила экономика знаний. Ей посвящены исследования академиков РАН А. Г. Аганбегяна [4],
B. Л. Квинта [5], В. Л. Макарова [6], В. В. Окрепилова [7], членов-корреспондентов РАН С. Д. Бодрунова [8, 9], А. Р. Бахтизина [6], академика НАН Республики Армения А. А. Айвазян [6], члена-корреспондента НАН Беларуси А. А. Афанасьева [6] и А. М. На-навян [6]. Именно она «.. .формирует способность к труду, знания, навыки и умения, а также во многом определяет длительность жизни человека и его способности к труду» [4, с. 15], «.высшая ступень цивилизации высокоразвитых стран, в которую перерастает этап постиндустриального развития» [4, с.16]. Экономика знаний основывается на знаниях, значит, образование играет важную роль в развитии не только человека, но и региона, страны и мира в целом.
Проведём стратегический анализ возможностей развития занятости населения в регионе, используя теорию стратегии и методологию стратегирования В. Л. Квинта, где конечной целью реализации любой стратегии является повышение качества и уровня жизни человека [10]. Амурская область - важный геостратегический объект Российской Федерации, крупный регион Дальнего Востока.
Теория ноономики члена-корреспондента РАН, д-ра экон. наук, профессора
C. Д. Бодрунова «...опирается на процессы и тенденции, которые закономерно выводят на новую ступень устройства общества, изучая их как исходный материал для понимания того, как эти тенденции приведут к закономерным качественным сдвигам, формируя будущую реальность» [11, с. 8; 12].
В соответствии с методологией В. Л. Квинта стратегический тренд - это объективная реальность, результат взаимодействия множества зависимостей, влияющих на развитие объекта исследования [13].
Стратегический тренд «Качественное образование на протяжении всей жизни» определён Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 г. в качестве четвёртой цели в области устойчивого развития (ЦУР 4), он «закладывает основу для улучшения социально-экономических условий жизни людей и играет ключевую роль в обеспечении занятости населения»2. По данным ООН, «617 миллионов молодежи во всем мире не знают основ математики и грамоты»3. Предполагается обеспечить к 2030 г. бесплатным, равноправным и качественным начальным и средним образованием, доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию, увеличить количество людей, обладающих востребованными навыками, и квалифицированных учителей.4 В докладе «Работать ради лучшего будущего» Международной организации труда (МОТ)5 в качестве одного из направлений выделяется обучение в течение всей жизни для всех [14], что подкрепляет обоснованность учёта данного тренда при стратегировании занятости населения региона.
2 Take Action for the Sustainable Development Goals // United Nations. URL: https://www. un.org/sustainabledevelopment/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 17.02.2022).
3 Там же.
4 Там же.
5 Work for a Brighter Future // Global Commission on the Future of Work, International Labour Organization. - Geneva: ILO, 2019. URL: https://www.ilo.org/infostories/en-GB/Campaigns/future-work/global-commission#intro (дата обращения: 17.02.2022).
Развитие в Амурской области качественного образования, образовательной инфраструктуры и др. может стать конкурентным преимуществом и позволит улучшить качество и уровень жизни населения.
На 1 января 2021 г. численность занятого населения Амурской области (по сравнению с 1 января 2017 г.) уменьшилась на 2,6 % (10 тыс. человек) и составила 379,4 тыс. человек (табл. 1). Отрицательная динамика численности населения региона отмечена среди занятых, имеющих:
• высшее профессиональное образование - минус 7,5 % (9,2 тыс. человек) и 29,9 % от общей численности занятого населения в 2021 г.;
• среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена - минус 2,9 % (3,0 тыс. чел.) и 26,6 % от общей численности занятого населения в 2021 г.;
среднее (полное) общее - минус 8,1 % (5,0 тыс. чел.) и 15 % от общей численности занятого населения в 2021 г.
Таблица 1
Динамика распределения численности занятых по уровню образования в Амурской области на начало 2017-2021 гг., тыс. чел.6
Год Всего В том числе имеют образование
высшее профессиональное среднее профессиональное по программам подготовки среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего
специалистов среднего звена квалифицированных рабочих (служащих)
2017 389,4 122,7 104,0 79,8 61,9 19,1 1,9
2018 390,4 120,6 96,4 84,3 65,6 21,1 2,3
2019 386,9 121,9 103,7 79,3 61,5 18,6 1,9
2020 385,9 105,7 88,4 90,7 69,1 30,5 1,5
2021 379,4 113,4 100,9 84,6 56,9 22,4 1,1
Среди факторов, влияющих на данный процесс, назовём отток населения из региона, пандемию COVID-19 или сокращение потребностей (материальной возможности) населения в получении образования. Следовательно, необходимо мотивировать жителей региона, способствуя улучшению качества и уровня жизни населения.
При этом наблюдается увеличение численности населения Амурской области среди имеющих:
• среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) - плюс 6,0 % (4,8 тыс. человек) и 22,3 % от общей численности занятого населения в 2021 г.;
• основное общее - плюс 17,3 % (3,3 тыс. человек) и 5,9 % от общей численности занятого населения в 2021 г.
6 Составлено автором на основе данных: Амурский статистический Ежегодник-2021; Амурский статистический Ежегодник-2019; Амурский статистический Ежегодник-2017 // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области. URL: https://amurstat.gks.ru/infuslugi_katalog_publications (дата обращения: 14.l2.2022).
Численность людей, не имеющих основного общего образования, сократилась на 41,5 % (0,8 тыс. человек) и 0,3 % от общей численности занятого населения в 2021 г., что является положительной тенденцией для устойчивого развития региона.
При разработке стратегии развития занятости населения Амурской области важным этапом является проведение OTSW-анализа, включая поиск стратегических возможностей, оценку угроз, выявление сильных и слабых сторон объекта исследования [13, 15, 16] (см. рисунок).
Развитие стратегического направления «Качественное образование на протяжении всей жизни» обеспечит регион необходимым количеством кадров с востребованными профессиями и специальностями [17]. Обоснованность выбора указанного направления в качестве стратегического приоритета подтверждается наличием возможностей для его реализации, подкреплённых сильными сторонами. Существующие угрозы необходимо минимизировать, а наличие слабых сторон не исключает возможности реализации данного направления.
Цели реализации стратегического приоритета «Качественное образование на протяжении всей жизни»:
1. Создание и развитие школ юных стратегов В. Квинта «.открывает большие возможности для молодых людей, позволяя им раскрыть и развить свои таланты и лидерские качества, переориентировать свое мышление на стратегическое, реализовать свой творческий потенциал и использовать его, как в интересах общества, так и при формировании и осуществлении своих личностных стратегий стратегического мышления»7.
2. Развитие системы непрерывного образования, способствовующей устойчивому развитию «.человеческого потенциала как важнейшего элемента в структуре национального богатства» [18, с. 2].
3. Развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для обеспечения занятости населения в сферах, связанных с наукоёмкими и высокотехнологичными отраслями при устойчивом развитии региона [19].
4. Развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для сферы образования, обеспечивающих конкурентоспособность образовательных учреждений региона [20].
5. Развитие системы дистанционного образования, которая даёт возможность получить востребованные для экономики региона навыки [21].
Конкурентными преимуществами реализации указанного стратегического приоритета в Амурской области являются: численность населения - 772,5 тыс. человек (на 1 января 2022 г.)8; число общеобразовательных организаций - 340 единиц (на 1 января 2022 г.)9; число профессиональных образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным про-
7 Открытие первой в Москве «Школы юных стратегов Владимира Квинта» / МГУ МШЭ. URL: https://mse.msu.ru/otkrytie-pervoj-v-moskve-shkoly-junyh-strategov-vladimira-kvinta/ (дата обращения: 14.12.2022).
8 Оценка численности населения по городским округам, муниципальным районам, городским и сельским поселениям Амурской области на 1 января 2022 года // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области. URL: https:// amurstat.gks.ru/storage/mediabank/07_1_4.htm (дата обращения: 15.12.2022).
9 Амурский статистический ежегодник-2021 // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области. URL: https://amurstat.gks.ru/infuslugi_ katalog_publications (дата обращения: 15.12.2022).
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ»
Возможности
качественное образование на протяжении всей жизни
сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, в том числе при получении ими профессионального образования
поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения
Угрозы
отставание по уровню технологического развития от других регионов
неполное соответствие кадрового потенциала потребностям цифровой экономики региона
отток населения
технические сбои в функционировании сайтов, программ, приложений и других средств, обеспечивающих развитие приоритетных сфер развития региона
Сильные стороны
наличие трудового потенциала
снижение численности безработных
реализация региональных программ и проектов по развитию региона, поддерживаемых государством
реализация региональных программ и проектов по развитию образования
Слабые стороны
невыполнение в полном объёме программ и стратегий развития региона
низкая мотивация населения в проживании на территории региона
отток высококвалифицированных кадров в другие регионы
недостаточно высокий уровень взаимодействия предприятий и компаний с образовательными организациями для переподготовки и повышении квалификации кадров <—
Результаты OTSW-анализа влияния стратегического направления «Качественное образование на протяжении всей жизни» на развитие занятости населения Амурской области (составлено автором)
граммам среднего профессионального образования, - 21 единица10; осуществляют деятельность ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж»11, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет»12 и др.
Выводы
При развитии региона необходимо учитывать основные принципы экономики знаний, в которой образование играет важную роль.
Занятость относится к социально-экономическим факторам развития территории. При этом одним из инструментов управления развитием региона является разработка и реализация стратегии (стратегирование).
Возможность получения качественного образования - ключевая предпосылка развития региона. Она способствует экономическому росту, развитию занятости, достижению гендерного равенства, ликвидации бедности и сокращению неравенства.
На основе стратегического и статистического анализа занятости населения в Амурской области выявлены возможности, угрозы, сильные и слабые стороны (OTSW-анализ) объекта исследования. В рамках OTSW-анализа стратегического направления «Качественное образование на протяжении всей жизни» развития занятости населения Амурской области обосновывается важность и перспективность выбора указанного направления в качестве стратегического приоритета при разработке концепции стратегии развития занятости населения Амурской области.
Определённые в данной работе цели, реализующие стратегический приоритет «Качественное образование на протяжении всей жизни», подкреплены конкурентными преимуществами, что обосновывает эффективность и перспективность его реализации.
Список литературы
1. Кантарович, Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов / Л. В. Кантарович. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. - 344 с.
2. Solow, R. A (1956) Contribution to the Theory of Economic Growth. The Quarterly Journal of Economics, 70 (1), pp. 65-94. DOI: 10.2307/1884513.
3. Новикова, И. В. Стратегические приоритеты формирования достойной жизни в Кузбассе / И. В. Новикова, К. В. Бойко, Ю. В. Дудовцева, В. А. Овчинников // Экономика в промышленности. - 2020. - Т. 13, № 3. - С. 308-317. DOI: 10.17073/2072-1633-2020-3-308-317.
4. Аганбегян, А. Г. О приоритетном развитии сферы экономики знаний / А. Г. Аганбегян // Экономическое возрождение России. - 2021. - № 1(67). - С. 15-22. DOI: 10.37930/1990-97802021-1-67-15-22.
5. Квинт, В. Л. Стратегирование в России и мире: ставка на человека / В. Л. Квинт // Экономика и управление. - 2014. - № 11(109). - С. 15-17.
6. Макаров, В. Л. Моделирование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций / В. Л. Макаров, А. А. Айвазян, А. А. Афанасьев, А. Р. Бахтизин, А. М. На-навян // Форсайт. - 2016. - Т. 10, № 3. - С. 79-90. DOI: 10.17323/1995-459X.2016.3.76.90.
10 Там же (сноска 9).
11 Амурский педагогический колледж. URL: https://apk28.ru/ (дата обращения: 15.12.2022).
12 Благовещенский государственный педагогический университет. URL: https://bgpu.ru/ index.jsp (дата обращения: 15.12.2022).
7. Окрепилов, В. В. Устойчивое развитие наукоёмких предприятий в экономике знаний /
B. В. Окрепилов // Экономическое возрождение России. - 2022. - № 3 (73). - С. 18-23. DOI: 10.37930/1990-9780-2022-3-73-18-23.
8. Бодрунов, С. Д. Ноономика: концептуальные основы новой парадигмы развития /
C. Д. Бодрунов // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2019. -Т. 20, № 1. - С. 5-12. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-1.
9. Бодрунов, С. Д. Ноономика: траектория глобальной трансформации / под ред. д-ра экон. наук С. Д. Бодрунова. - СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2019. - 240 с.
10. Новикова, И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов: основные элементы и этапы / И. В. Новикова // Стратегирование: теория и практика. - 2021. - № 1. - С. 57-65. DOI: 21603/2782-2435-2021-1-1-57-65.
11. Квинт, В. Л. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика / В. Л. Квинт, С. Д. Бодрунов. - СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. - 351 с.
12. Kvint V., Bodrunov S. (2023) Strategizing societal transformation: knowledge, technologies, and Noonomy. Palm Bay: Apple Academic Press. 228 p.
13. Квинт, В. Л. Концепция стратегирования / В. Л. Квинт. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2020. - 170 с. DOI: 10.21603/978-5-8353-2562-7.
14. Шабаева, С. В. Настоящее и будущее рынка труда регионов арктической зоны России: востребованные профессии / С. В. Шабаева, И. С. Степусь // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - Т. 3. - С. 98-111.
15. Сасаев, Н. И. Теоретические основы и методология разработки стратегии развития газовой отрасли России / Н. И. Сасаев. - СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. - 176 с.
16. Новикова, И. В. Стратегическое управление трудовыми ресурсами: учебник / И. В. Новикова. - М.: КНОРУС, 2022. - 178 с.
17. Шабаева, С. В. Оценка потенциала системы профессионального образования Дальнего Востока как приоритетной территории России / С. В. Шабаева, Е. А. Питухин, А. Л. Кекконен // Перспективы науки и образования. - 2019. - Т. 1. - С. 20-36. DOI: 10.32744/pse.2019.1.2.
18. Шацкая, И. В. Стратегирование развития непрерывного образования / И. В. Шацкая // Стратегирование: теория и практика. - 2022. - Т. 2, № 1. - С. 1-11. DOI: 10.21603/2782-24352022-2-1-1-11.
19. Бодрунов, С. Д. Научно-технический прогресс и трансформация общества: ноономика и ноообщество: Ч. 1 / С. Д. Бодрунов // Ноономика и ноообщество: альманах трудов ИНИР им. С. Ю. Витте. - 2022. - Т. 1, № 1. - С. 24-42. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-1-24-42.
20. Кашепов, А. В. Методология и проблемы прогнозирования занятости населения экономике и сфере образования на долгосрочную перспективу / А. В. Кашепов // Вестник РосНОУ. -Серия «Человек и общество». - 2017. - № 4. - С. 9-16.
21. Новикова, И. В. Концепция стратегии занятости населения в цифровой экономике / И. В. Новикова. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2020. - 254 с.
References
1. Kantarovich L. V. (1959) Ekonomicheskij raschet nailuchshego ispolzovaniya resursov [Economic Calculation of the Best Use of Resources]. Moskva: Izdatelstvo akademii nauk SSSR. 344 p.
2. Solow R. A. (1956) Contribution to the Theory of Economic Growth. The Quarterly Journal of Economics, 70(1), pp. 65-94. DOI: 10.2307/1884513.113
3. Novikova I. V., Bojko K. V., Dudovceva Y. V., Ovchinnikov V. A. (2020) Strategicheskie prioritety' formirovaniya dostojnoj zhizni v Kuzbasse [Strategic Priorities for Shaping a Decent Life in Kuzbass]. Russian Journal of Industrial Economics, 13(3), pp. 308-317. DOI: 10.17073/20721633-2020-3-308-317.
4. Aganbegyan A. G. (2021) O prioritetnom razvitii sfery' e'konomiki znanij [On the Priority Development of the Knowledge Economy]. Economic Revival of Russia, 1(67), pp. 15-22. DOI: 10.37930/1990-9780-2021-1-67-15-22.
5. Kvint V. L. (2014) Strategirovanie v Rossii i mire: stavka na cheloveka [Strategy in Russia and in the World: Betting on a Person]. Economics and Management, 11(109), pp. 15-17.
6. Makarov V. L., Ajvazyan A. A., Afanas'ev A. A., Bakhtizin A. R., Nanavyan A. M. (2016) Modelirovanie razvitiya e'konomiki regiona i e'ffektivnost' prostranstva innovacij [Modeling the Development of the Regional Economy and the Efficiency of the Innovation Space]. Foresight, 10(3), pp. 79-90. DOI: 10.17323/1995-459X.2016.3.76.90.
7. Okrepilov V. V. (2022) Ustojchivoe razvitie naukoemkix predpriyatij v e'konomike znanij [Sustainable Development of Knowledge-Intensive Enterprises in the Knowledge Economy]. Economic Revival of Russia, 3(73), pp. 18-23. DOI: 10.37930/1990-9780-2022-3-73-18-23.
8. Bodrunov S. D. (2019) Noonomika: konceptual'ny'e osnovy' novoj paradigmy' razvitiya [Noonomy: Conceptual Foundations of the New Development Paradigm]. Proceedings of the Ural State University of Economics, 20(1), pp. 5-12. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-1.
9. Bodrunov S. D. (2019) Noonomika: traektoriya global'noj transformacii [Noonomy: Trajectory of Global Transformation]. Sankt-Peterburg: S. Y. Witte INID. 240 p.
10. Novikova I. V. (2021) Strategirovanie razvitiya trudovy'x resursov: osnovny'e e'lementy' i e'tapy' [Workforce Development Strategy: Key Elements and Steps]. Strategizing: Theory and Practice, 1, pp. 57-65. DOI: 10.21603/2782-2435-2021-1-1-57-65.
11. Kvint V. L., Bodrunov S. D. (2021) Strategirovanie transformacii obshhestva: znanie, texnologii, noonomika [Strategizing Societal Transformation Knowledge, Technologies, and Noonomy]. Sankt-Peterburg: S. Y. Witte INID. 351 p.
12. Kvint V., Bodrunov S. (2023) Strategizing Societal Transformation Knowledge, Technologies, and Noonomy. Palm Bay: Apple Academic Press. 228 p.
13. Kvint V. L. (2020) Koncepciya strategirovaniya [The Concept of Strategizing]. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvenny'j universitet. 170 p. DOI: 10.21603/978-5-8353-2562-7.
14. Shabaeva S. V., Stepus' I. S. (2019) Nastoyashhee i budushhee ry'nka truda regionov arkticheskoj zony' Rossii: vostrebovanny'e professii [The Present and Future of the Labor Market in the Regions of the Arctic Zone of Russia: Jobs in Demand]. Continuing Education: The XXI Century, 3, pp. 98-111.
15. Sasaev N. I. (2019) Teoreticheskie osnovy' i metodologiya razrabotki strategii razvitiya gazovoj otrasli Rossii [Theoretical Foundations and Methodology for Developing a Development Strategy for the Russian Gas Industry]. Sankt-Peterburg: SZIU RANXiGS. 176 p.
16. Novikova I.V. (2022) Strategicheskoe upravlenie trudovy'mi resursami: uchebnik [Strategic Human Resources Management: A Textbook]. Moskva: KNORUS. 178 p.
17. Shabaeva S. V., Pituxin, E. A., Kekkonen, A. L. (2019) Ocenka potenciala sistemy' professional'nogo obrazovaniya Dal'nego Vostoka kak prioritetnoj territorii Rossii [Assessment of the Potential of the Vocational Education System of the Far East as a Priority Territory of Russia]. Prospects of Science and Education, 1, pp. 20-36. DOI: 10.32744/pse.2019.1.2.
18. Shatskaya I. V. (2022) Strategirovaniye razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya [Strategizing and Lifelong Education Development]. Strategizing: Theory and Practice, 2(1), pp. 1-11. DOI: 10.21603/2782-2435-2022-2-1-1-11.
19. Bodrunov S. D. (2022) Nauchno-texnicheskij progress i transformaciya obshhestva: noonomika i nooobshhestvo. Chast' 1 [Scientific and Technological Progress and Transformation of Society: Noonomy and Noosociety. Part 1]. Noonomy and Noosociety. Almanac of Scientific Works of the S.Y. Witte INID, 1 (1), pp. 24-42. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-1-24-42.
20. Kashepov A. V. (2017) Metodologiya i problemy' prognozirovaniya zanyatosti naseleniya v e'konomike i sfere obrazovaniya na dolgosrochnuyu perspektivu [Methodology and Problems of Employment Forecast in the Economy and Education for a Long Term]. Bulletin of RosNOU. Series: Human and Society, 4, pp. 9-16.
21. Novikova I. V. (2020) Koncepciya strategii zanyatosti naseleniya v cifrovoj e'konomike [The Concept of Employment Strategy in the Digital Economy]. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvenny'j universitet. 254 p.
K.V. Shevchenko13. The impact of the implementation of the strategic priority «quality education throughout life» on the development of employment in the region. The regional economy includes many different (social, economic, demographic, etc.) relationships and factors affecting the development of regions. At the same time, the main guideline for the actions of the authorities is to improve the quality and standard of living of the population. This criterion corresponds to the ultimate goal of the development and implementation of the strategy, according to the methodology of V. L. Kvint, therefore, the development of employment in the region through strategizing is promising. Theory of noonomy S. D. Bodrunova is based on the knowledge economy, where it is considered as the highest stage of civilization in highly developed countries, into which the stage of post-industrial society is developing. And consequently, high-quality education takes a strategic orientation. Strategic analysis of the trend "Quality education throughout life" and statistical analysis of the population dynamics by the level of education in the Amur region, allowed us to identify opportunities, threats, strengths and weaknesses (OTSW-analysis) of the strategic direction. In addition, this paper substantiates the effectiveness and prospects of the implementation of the strategic priority "Quality education throughout life", highlighting the goals and reinforcing with competitive advantages, which will lead to sustainable development of the region.
Keywords: employment of the population, region, regional economy, strategic priority, socioeconomic development, improvement of the quality and standard of living of the population, quality education, knowledge economy.
13 Kristina V. Shevchenko, PhD student, Department of Economic and Financial Strategy, Moscow School of Economics, Lomonosov Moscow State University (1, building 61, Leninskiye Gory, Moscow, 119234, Russia), e-mail: boikokv6@gmail .com