УДК 34
Лямин Иван Владимирович
соискатель Санкт-Петербургскогогуманитарного университетапрофсоюзов ivan_liamin@mail. ru Lyamin Ivan Vladimirovich
competitor of the St. Petersburg humanities university of labor unions ivan [email protected]
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ НА БОЕГОТОВНОСТЬ РККА К ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
INFLUENCE OF DEVELOPMENT OF PENAL SYSTEM ON FIGHTING CAPACITY
OF RKKA TO THE GREAT PATRIOTIC WAR
АннотацияВ статье, с историко-правовых позиций, анализируются причины неудач Красной армии в Великой Отечественной войне. Исследуются основные характеристики уголовно-исполнительного права в период 1920-1950-х годов, а также вопросы формирования его организационной структуры.
Ключевые слова: пенитенциарная система, РККА, СССР, ГУЛАГ
Summary In article, from historical and legal positions, the reasons of failures of Red army in the Great Patriotic War are analyzed. The main characteristics of the criminal and executive right during the 1920-1950th years, and also questions of formation of its organizational structure are investigated.
Keywords: Penitentiary system of the USSR, the GULAG, the RKKA
Причины военных неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны всегда были в центре внимания историков.
Вступление Советского союза в июне 1941 г. в войну с фашистской Германией потребовало быстрой мобилизации материальных и людских ресурсов страны. С одной стороны, руководство СССР осознавало неизбежность Второй мировой войны, с этой целью в довоенный период был проведён ряд государственно-правовых и экономических изменений направленных на подготовку к войне. В праве это нашло отражение в принятии законов, закрепляющих увеличение рабочего дня и продолжительность трудовой недели, ужесточение наказаний за нарушение трудовой дисциплины и выпуск недоброкачественной продукции, запрете на переход рабочих и служащих с одного предприятия на другое.
С другой стороны, как свидетельствуют исторические факты, к вступлению в войну именно в июне 1941 г. руководство страны готово не было. Крупномасштабное отступление, катастрофические людские и военные потери в начале войны, порождали панические настроения в армии, обществе. В докладной записке Особого Отдела Юго-Западного фронта в адрес Л. П. Берии от 5 июля 1942 года сообщалось «о пораженческих настроениях и изменнических высказываниях со стороны некоторых военнослужа-щих»[13; с 75]. К примеру, младший сержант Багатиков Иван Матвеевич в беседе с бой-
цами говорил: «...70 тысяч бойцов и командиров, о которых идёт речь в газете (имеется в виду Харьковская катастрофа летом 1942 г.), не пропали без вести, а перешли к противнику. Я тоже возьму автомат, перестреляю командиров и с автоматом перейду к немцам.». Командир орудия Прокопенко среди красноармейцев орудийного расчёта прочитал немецкую листовку, а затем заявил: «.Немцы делают совершенно правильно, что сбрасывают листовки. То, что они пишут в своих листовках - всё правильно. Единоличное распределение земли крестьянам верно... Моя мать на оккупированной территории живёт хорошо и ожидает меня.». Естественным было со стороны государства пресечение подобных настроений карательными методами[10; с. 74].
В рамках первого направления, распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержавших её документов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет[7; с. 8].Приказ № 227 от 28 июля 1942 года «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии» (более известный в литературе как приказ Сталина «Ни шагу назад!») был подготовлен и подписан в тот период, когда страна и Вооруженные силы прилагали все усилия для достижения решительного перелома в ходе боевых действий на советско-германском фронте, в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. В состав заградотрядов иногда входили и сотрудники уголовно-исполнительной системы[6; с. 313].
Репрессивные методы для укрепления дисциплины и на фронте, и в тылу использовались на протяжении всей войны.Одной из особенностейвоенного времени сталона-правлениезначительного числа заключённых в Красную Армию.
В годы Великой Отечественной войны в сети массово-технического обучения подготовлено 629 777 специалистов массовых профессий из числа заключённых. За период с 1941 по 1945 год от заключённых поступило добровольных взносов в фонд обороны страны только в денежном исчислении 40 млн. рублей[5; с. 8].
Большой вклад внесли и сами сотрудники УИС. В 1941 году из 134 480 человек военизированной охраны было передано в Красную Армию 64 763, а всего за годы войны 93 500. Еще 15 000 сотрудников приграничных районов вступили в первые дни войны[1; с. 75].
Бойцы ОМСБОН защищали наиболее важные объекты во время осады столицы, принимали активное участие в организации партизанского движения, воевали в глубоком тылу противника. За четыре года было подготовлено и переправлено на вражескую территорию 212 спецгрупп. Их силами уничтожено 87 крупных фашистских руководителей, более 2 тыс. шпионов, снято около 27 тыс. мин,заложено около 50 тыс. минных полей, взорвано 335 мостов, 1415 железнодорожных эшелонов и т. д.[5; с. 63].
Так, например, НКВД СССР из своих сотрудников и военнослужащих,имевших военное образование или просто физически годных к службе в действующейармии, сформировал достаточно много частей, соединений и даже Отдельную армию войскНКВД СССР (приказ НКВД СССР от 26 октября 1942 г.), переданную в состав КраснойАрмии 1 февраля 1943 г.
Гор. Брест был оставлен частями Красной Армии в 8.00 22.6.41 после боя с пехо-той,переправившейся на лодках через Буг»[7; с. 67].
Враг натолкнулся на непреодолимое упорство оборонявшихся войск. Это вынужден-был зафиксировать противник в своих донесениях. Так, в оперативной сводке группы армий«Центр» по состоянию на 25 июня говорилось: «В Брестской крепости гарнизон продолжаетдержаться, оказывая исключительно упорное сопротивлением. .> У железно-дорожногомоста в Семятиче в дотах остаются части противника, которые подвергаются сильномуобстрелу нашей артиллерии»[4; с. 26].
Вместе с воинами Красной Армии оборонялись до последнего патрона, не жалеяжиз-ни, пограничники и бойцы внутренних войск. Многие из них погибли, но и те, кто,будучи ранеными и обессиленными, оказались в плену, не покорились врагу, продолжая бороться в фашистских лагерях, став участниками антифашистского сопротивления. Срединих были и бывшие воины 132 отдельного конвойного батальона войск НКВД Н. А. Токареви А. П. Чубаров. Попав в плен, они бежали из концлагеря. Первый воевал в рядах СоветскойАрмии, участвовал в освобождении Праги, второй примкнул к партизанам Югославии,участвовал в освобождении Любляны. Оба награждены орденами Славы. Военфельдшер 132батальона В. Ф. Севрук стала партизанкой отряда им. В. И. Чапаева. Один из героевБрестской крепости красноармеец 132 батальона Ф. В. Рябов посмертно награждён орденомОтечественной войны I степени[4; с. 65].
В 1941 г. рядом постановлений правительства и приказов НКВД были объявлены ударные стройки НКВД, вырабатывающие оборонную продукцию. В их число входили: Актюбинский комбинат, Норильскстрой, Джезказганский медеплавильный комбинат, Богословский алюминиевый завод, Тырны-Аузский вольфрамово-молибденовый комбинат, Умальтинский молибденовый рудник, Джидинский вольфрамово-молибденовый комбинат.
Кроме этих строек и производства военной продукции на основании Постановления ГКО от 22 августа и приказа НКВД № 001127 от 23 августа 1941 г., ГУЛАГ выделял рабочую силу и ресурсы для организованного в НКВД Главного управления оборонительных работ (ГУОБР), на которое было возложено строительство оборонительных сооружений. В феврале 1942 г. в составе ГУЛАГа был создан Отдел военной продукции[9; с.
31].
Одновременное снижение на 25-30 % норм довольствия, при увеличении рабочего дня до 12 часов, плохие жилищно-бытовые условия, неудовлетворительное медицинское обслуживание не могли не сказаться на увеличении заболеваемости и смертности заключённых. Борьба с указанными негативными факторами стала основной задачей руководства ГУЛАГа и НКВД. Приказом от 2 марта 1942 г. в ИТЛ и ИТК создавались оздоровительные пункты для «восстановления физического состояния и сохранения работоспособности заключённых, ослабевших на производстве, в пути следования и после перенесённых заболеваний»; 10 марта того же года на места была направлена директива, в которой в категорической форме предписывалось предоставлять заключённым не менее 8 часов непрерывного сна.
Однако все эти меры не принесли результатов. Сложное положение с обеспечением рабочей силой оборонных строек и предприятий, выпускавших военную продукцию, побудило руководство ГУЛАГа принять дополнительные меры к улучшению положения
заключённых. Дефицит продовольствия старались восполнить за счёт подсобных хозяйств и децентрализованных закупок. Приказом от 21 января 1943 г. были введены в действие новые, повышенные нормы питания заключённых. Больше всего продовольствия выделялось для тех, кто работал стахановскими методами и давал особо высокие показатели в работе. Заключённым предоставлялось три выходных в месяц, а нормы выработки устанавливались аналогичные соответствующим отраслям производства. Были введены оплата за простой вследствие неблагоприятных погодных условий, перерывы для обогрева, время, затрачиваемое на движение к объектам труда сверх трёх километров, включалось в рабочий день[12; с. 3].
Производственно-хозяйственная деятельность ГУЛАГа в годы войны была подчине-наинтересам обороны. Учеными-пенитенциаристами отмечается, что в те годы на НКВДрешением Государственного комитета обороны была возложена обязанность обес-печить640 предприятий и строительных объектов рабочей силой из числа заключён-ных.На ГУЛАГ возлагалось также производство сельскохозяйственной продукции идру-гих продуктов питания для нужд фронта и тыла. Общая площадь пахотной землисель-скохозяйственных предприятий ГУЛАГа составляло в годы войны 440 тыс. гектаров.
Перед исправительно-трудовыми учреждениями была выдвинута задача по развитию-рыбного хозяйства, сбору дикорастущих ягод, грибов, трав. С этой целью выявлялись-подходящие водоёмы, создавались постоянные рыболовецкие бригады, велись поиски местпроизрастания грибов и ягод[3; с. 74].
Научные источники подчёркивают исключительный трудовой энтузиазмзаключён-ных: производительность их труда в 1944 году превысила довоенную в два раза, впять раз сократилось число отказчиков от работы.
Поэтому важной задачей было сохранение осуждённых в качестве рабочей силы.
В 1942 г. в СССР насчитывалось 10 315 промышленных строек, в 1943 г. - 10 418, в1944 г. - 20 647. За годы войны в тыловых районах было восстановлено 1 523 перебазированных туда крупных предприятия и вновь построено 3,5 тыс. крупных промышлен-ныхобъектов.
Одним из важнейших направлений строительства было развитие железнодорожнойсе-ти. С 1 июля 1941 г. до 1 января 1946 г. построено 9 тыс. километров железнодорожных-путей. Ежегодно во время войны вводилось в действие железных дорог больше, чем в годыдовоенных пятилеток[8; с. 121].
В этой грандиозной стройке одно из главных ролей принадлежало уголовно-исполнительной системе страны.
Начало 1944 г. ознаменовалось тем, что в условиях очевидного приближения окончания войны началась переориентация части ресурсов на нужды послевоенного развития. Так, 26 февраля вновь открывается Волжский ИТЛ для завершения строительства Угличской и Рыбинской электростанций, которое было приостановлено в 1941 году.
В 1945 г. перед ГУЛАГом поставили ещё одну задачу - обеспечить развитие атомной промышленности в СССР. Для руководства разведками, добычами и переработкой урановых руд создали управление по урану - «Спецметуправление НКВД СССР». Завершение Великой Отечественной войны значительно повлияло на состояние исправительно-трудовой системы. Хотя многие производства и стройки продолжали выполнять прежние
задания, большинство производственных мощностей ГУЛАГа стало перестраиваться на выпуск «мирной» продукции[6; с. 314].
Таким образом, с первых дней войны сотрудники уголовно-исполнительной системы оказались на переднем крае борьбы с врагом, участвуя как в непосредственной защите городов, так и в обеспечении тыла действующей армии. Деятельность всей системы государственного аппарата, войск и органов УИС была подчинена единой цели - обеспечить необходимый режим для действующей армии и тыла. Сотрудники исправительно-трудовых учреждений, восстанавливая и развивая промышленный потенциал страны, обеспечивая правопорядок, предотвратив тысячи диверсий и аварий, были в числе тех, кто в тылу и на фронте наиболее активно способствовал приближению сокрушительной победы.
Также не следует забывать, что в такое трудное время для страны многие заключён-ныедобровольновыражали желание пойти на фронт и после освобождения из исправительно-трудовых учреждений направлялись в действующую армию. Большинство из них мужественно и стойкосражались. Кроме того в эти годы в фонд обороны страны от осуждённых поступилодобровольныхвзносов более 40 млн. рублей, значительноеколичест-возолотых и серебряных предметов.
Многие сотрудники УИС и заключённые награждены орденами и медалями за героизм и отвагу, многие из них стали Героями Советского Союза. Деятельность уголовно-исполнительной системы в годы суровых для Родины испытаний яркая и героическая страница в её истории.
Литература:
1. Алексеенков А. Е. Внутренние войска в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.). - СПб., 1995. - 211 с.
2. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. - М.-СПб., 2004. - 96 с.
3. Балахонов Ю. Л., Детков М. Г., Жуков В. М., Скрипников П. М. Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы, конвоирования осуждённых и розыска бежавших : учеб.пособие. - М.: ГУИН; ВНИИ МВД России, 1996. 256 с.
4. Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. -М.: Юрид. лит., 1975. - 289 с.
5. Земсков Ю. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологическиеиссле-дования. - 1991. - № 6-7. 215 с.
6. Зефиров М. В., Дёгтев Д. М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа». - М, 2009. - 455 с.
7. Земсков В. Н. и Нохотович Д. Н. Статистика осуждённых за контрреволюционные преступления в 1921-1953 гг.//Аргументы и факты. - 1990. - № 5. 199 с.
8. История государства и права России : учебник / под ред. Ю. П. Титова - М, 2009. 356 с.
9. Комаров Н. Я. Куманёв Г. А. Битва под Москвой. Пролог к Великой Побе-де:Исторический дневник. - М., 2005. 195 с.
10.Киличенков А. Краткий курс Великой Отечественной войны. М., 2008.
11.Реент Ю. А. Историяуголовно-исполнительной системы России. Рязань, 2006.
12.Реент Ю.А. Забыть такое не дано // Ведомости уголовно-исполнительной системы.- 2010. - № 5.
13.Яковлева О. Уголовно-исполнительная система в годы Великой Отечественной-войны (1941-1945 гг.) // Преступление и наказание. - 2010. - № 5. Literature:
1. Alekseenkov A. E. Vnutrennievojska v godyVelikojOtechestvennojvojny (1941-1945 gg.). - SPb., 1995. - 211 s.
2. BlokadaLeningrada v dokumentahrassekrechennyharhivov. - M.-SPb., 2004. - 96 s.
3. BalahonovJu. L., Detkov M. G., Zhukov V. M., Skripnikov P. M. Organizacijaohran-yobektovugolovno-ispolnitel'nojsistemy, konvoirovanijaosuzhdjonnyhirozyskabezhavshih :ucheb. posobie. - M.: GUIN; VNIIMVD Rossii, 1996. 256 s.
4. Vnutrennievojska v VelikojOtechestvennojvojne 1941-1945 gg. Dokumentyimaterialy. -M.: Jurid. lit., 1975. - 289 s.
5. ZemskovJu. GULAG (istoriko-sociologicheskijaspekt) //Sociologicheskieissledovanija. -1991. - № 6-7. 215 s.
6. ZefirovM. V., Djogtev D. M. «Vsjodljafronta? Kaknasamom dele kovalas'pobeda». -M., 2009. - 455 s.
7. Zemskov V. N. iNohotovich D. N. Statistikaosuzhdjonnyhzakontrrevoljucionnyeprestu-plenija v 1921-1953 gg.//Argumenty i fakty. - 1990. - № 5. 199 s.
8. IstorijagosudarstvaipravaRossii :uchebnik /pod red. Ju. P. Titova - M, 2009. 356 s.
9. Komarov N. Ja. Kumanjov G. A. Bitva podMoskvoj. Prolog k VelikojPo-bede:Istoricheskijdnevnik. - M., 2005. 195 s.
10.Kilichenkov A. KratkijkursVelikojOtechestvennojvojny. M., 2008.
11.ReentJu. A. Istorijaugolovno-ispolnitel'nojsistemyRossii. Rjazan', 2006.
12.ReentJu.A. Zabyt' takoe ne dano // Vedomostiugolovno-ispolnitel'nojsistemy. - 2010. - №
5.
13.Jakovleva O. Ugolovno-ispolnitel'najasistema v godyVelikojOtechestvennojvojny (19411945 gg.) // Prestuplenieinakazanie. - 2010. - №5.