Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-269-273
Влияние развития координационных способностей на уровневые показатели психических процессов лыжников-гонщиков 10-13 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы
Санникова Анна Витальевна, преподаватель
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: установлено, что учёт индивидуальных показателей физической и психической подготовленности юных спортсменов способствует максимальному проявлению потенциала спортсменов. Опираясь на принцип дифференциации и индивидуализации и принцип сопряженного педагогического воздействия, а также на основании результатов проведенного ранее корреляционного анализа взаимосвязей показателей координационных способностей с показателями кондиционных способностей, работоспособности функциональных систем организма и психических процессов была разработана экспериментальная методика дифференцированного развития координационных способностей лыжников-гонщиков 10-13 лет, имеющих различные типологические свойств нервной системы. В статье представлены сопряженные прогрессивные изменения уров-невых показателей развития психических процессов лыжников-гонщиков со «слабой» и «сильной» нервной системой произошедшие в результате применения экспериментальной методики дифференцированного развития координационных способностей лыжников-гонщиков 10-13 лет.
Ключевые слова: координационные способности, психические процессы, лыжники-гонщики, типологические свойства нервной системы.
В настоящее время установлено, что учёт индивидуальных показателей физической и психической подготовленности юных спортсменов способствует максимальному проявлению потенциала спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности [2].
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Именно поэтому, опираясь на принцип дифференциации и индивидуализации средств спортивной подготовки и принцип сопряженного педагогического воздействия, а также на основании результатов проведенного ранее корреляционного анализа взаимосвязей показателей координационных способностей с показателями кондиционных способностей, работоспособности функциональных систем организма и психических процессов лыжников-гонщиков со «слабой» и «сильной» (по процессу возбуждения) нервной системой была разработана экспериментальная методика дифференцированного развития координационных способностей («основных» и «вспомогательных») лыжников-гонщиков 10-13 лет, имеющих различные типологические свойств нервной системы [1].
В исследованиях, опубликованных нами ранее, доказано, что применение экспериментальной методики дифференцированного развития «основных» и «вспомогательных» координационных способностей лыжников-гонщиков 10-13 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы, способствовало сопряженному и одновременно прогрессивному развитию координационных и кондиционных способностей юных спортсменов [3, 4].
На ряду с вышеизложенным, предполагается, что применение экспериментальной методики дифференцированного развития координационных способностей лыжников-гонщиков 10-13 лет обеспечит улучшение уровневых показателей работоспособности психических процессов юных спортсменов-лыжников с различными топологическими свойствами нервной системы.
Изменения среднегрупповых показателей развития психических процессов лыжников-гонщиков 10-13лет со «слабой» по процессу возбуждения нервной системой экспериментальной (ЭГ-1) и контрольной (КГ-1) групп от начала к концу педагогического эксперимента представлены в таблице 1.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Таблица 1
Изменение среднегрупповых показателей психических процессов лыжников-гонщиков 10-13 лет со «слабой» нервной системой ЭГ-1 и КГ-1 от начала к концу педагогического эксперимента
ЭГ-1 ЭГ-1 КГ-1 КГ-1 Сравнение данных по Ькри- Измене-
Показатели психических (М±т) (М±т) (М±т) (М±т) терию Стьюдента ния в %
процессов и виды тести- начало конец начало конец
рования п=15 п=15 п=15 п=15
1 2 3 4 1-3 2-4 1-2 3-4
Точность восприятия времени (с) 4,0±0,3 2,9±0,21 4,2±0,2 3,6±0,13 1=0,6 (Р>0,05) 1=2,78 (Р<0,01)
1=2,98 (Р<0,01) 1=2,49(Р<0,05) 28 14
48,1± 31,4± 48± 41,8±
Объем внимания по таб- 0,8 0,78 0,9 1,07 1=0,8 1=7,88 35 13
лицам Шульте (с) 1=14,99(Р<0,01) 1=4,44(Р<0,01) (Р>0,05) (Р<0,01)
Объем двигательной памяти (балл) 6,4± 0,2 9,1± 0,11 5,8± 0,2 7,9± 0,27 1=2,04 (Р>0,05) 1=5,21 (Р<0,01) 47 36
1=12,35(Р<0,01) 1=6,29(Р<0,01)
Сравнительный анализ данных, представленных в таблице 1, свидетельствует о том, что от начала к концу педагогического эксперимента показатели всех психических процессов достоверно изменились в ЭГ-1 и КГ-1 (Р<0,05; Р<0,01). Однако изменения исследуемых показателей в процентном отношении являются более выраженными в ЭГ-1. В то же время, на конец педагогического эксперимента различия уровневых показателей восприятия, объема внимания и памяти в ЭГ-1 в сравнении с КГ-1 существенны и достоверны (Р<0,05; Р<0,01).
Так, у лыжников-гонщиков со «слабой» (по процессу возбуждения) нервной системой в экспериментальной и контрольной группах уровневые показатели развития психических процессов от начала к концу педагогического эксперимента изменились следующим образом:
• уровневые показатели развития восприятия (точность восприятия времени, с) в ЭГ-1 улучшились на 28%, в КГ-1 - на 14%;
• уровневые показатели развития объема внимания (отыскивание чисел по таблицам Шульте, с) в ЭГ-1 улучшились на 35%, в КГ-1 - на 13%;
• уровневые показатели развития памяти (объем двигательной памяти, балл) в ЭГ-1 улучшились на 47%, в КГ-1 - на 36%.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
В таблице 2 представлены изменения уровневых показателей развития психических процессов и уровня притязаний лыжников-гонщиков 10-13 лет с «сильной» по процессу возбуждения нервной системой экспериментальной (ЭГ-2) и контрольной (КГ-2) групп от начала к концу педагогического эксперимента.
Таблица 2
Изменение среднегрупповых показателей развития психических процессов лыжников-гонщиков 10-13 лет с «сильной» нервной системой ЭГ-2 и КГ-2 от начала к концу педагогического эксперимента
Показатели психических процессов и виды тестирования ЭГ-2 (М±т) начало ЭГ-2 (М±т) конец КГ-2 (М±т) начало КГ-2 (М±т) конец Сравнение данных по ^ критерию Стьюдента Изменения в %
п=15 п=15 п=15 п=15
1 2 3 4 1-3 2-4 1-2 3-4
Точность восприятия времени (с) 3,8±0,2 2,7±0,27 3,4±0,3 2,8±0,16 1=1,1 1=0,32 26 21
1=3,00(Р<0,01) 1=1,47 (P>0,05) (Р>0,05) (Р>0,05)
Объем внимания по таблицам Шульте (с) 49,1±0,7 31,3±1,07 48,4±0,5 41,3±1,12 1=0,8 (Р>0,05) 1=6,54 (Р<0,01) 36 15
1=11,60(Р<0,01) 1=5,78(Р<0,01)
Объем двигательной памяти (балл) 7,1±0,2 9,4±0,11 6,5±0,2 7,8±0,24 1=2,05 (Р>0,05) 1=2,28 (Р<0,05) 32 20
1=10,14(Р<0,01) 1=4,16(Р<0,01)
Анализ таблицы 2, свидетельствует о том, что в ЭГ-2 уровневые показатели всех психических процессов от начала к концу педагогического эксперимента достоверно изменились (Р<0,01). В то же время, в КГ-2 статистически значимые изменения произошли лишь у таких психических процессов, как объем внимания и двигательная память (Р<0,01). В свою очередь, в процентном отношении более выраженные улучшения исследуемых показателей произошли в ЭГ-2, по сравнению с показателями в КГ-2. Наряду с вышеизложенным, на конец педагогического эксперимента уровневые показатели объема внимания и памяти в ЭГ-2 и в КГ-2 имеют статистически значимые и достоверные различия (Р<0,05; Р<0,01).
Так, у лыжников-гонщиков с «сильной» (по процессу возбуждения) нервной системой в экспериментальной и контрольной группах уровневые показатели развития психических процессов от начала к концу педагогического эксперимента изменились следующим образом:
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
• уровневые показатели развития восприятия (точность восприятия времени, с) в ЭГ-2 улучшились на 26%, в КГ-2 - на 21%;
• уровневые показатели развития объема внимания (отыскивание чисел по таблицам Шульте, с) в ЭГ-2 улучшились на 36%, в КГ-2 - на 15%;
• уровневые показатели развития памяти (объем двигательной памяти, балл) в ЭГ-2 улучшились на 32%, в КГ-2 - на 20%.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что исследуемые уровневые показатели психических процессов лыжников-гонщиков с различными типологическими свойствами нервной системы положительно изменялись во всех исследуемых группах (ЭГ-1, ЭГ-2, КГ-1, КГ-2), однако значимые прогрессивные изменения по исследуемым показателям все же произошли в экспериментальных группах ЭГ-1 и ЭГ-2, в сравнении с изменениями показателей контрольных групп КГ-1 и КГ-2.
Библиографический список
1. Бандаков, М. П. К вопросу дифференциации средств развития координационных способностей лыжников-гонщиков / М. П. Бандаков, А. В. Санникова // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 82-88.
2. К вопросу об оценке знаний в области психологической подготовки и рекомендации по её индивидуализации в тренировочном процессе подготовки лыжников-гонщиков / А. Е. Глинчикова, И. И. Михаил, А. П. Гайкалов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10(188). - С. 483-487.
3. Санникова, А. В. Развитие координационных и кондиционных способностей юных лыжников-гонщиков на внешкольных занятиях по лыжной подготовке / А. В. Санникова, М. П. Бандаков, А. Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2022. - № 4. - С. 51-54.
4. Санникова, А. В. Эффективность методики дифференцированного развития координационных способностей лыжников-гонщиков 10-13 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы / А. В. Санникова, М. П. Бандаков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2023. -№ 2(216). - С. 414-420.