Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА НА ОБУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ В ВОДНОМ ЛАБИРИНТЕ МОРРИСА У ВЗРОСЛЫХ КРЫС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ИХ ПРОЖИВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА НА ОБУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ В ВОДНОМ ЛАБИРИНТЕ МОРРИСА У ВЗРОСЛЫХ КРЫС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ИХ ПРОЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Груздева В.А., Шаркова А.В., Павлова И.В., Григорьян Г.А., Зайченко М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА НА ОБУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ В ВОДНОМ ЛАБИРИНТЕ МОРРИСА У ВЗРОСЛЫХ КРЫС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ИХ ПРОЖИВАНИЯ»

Список литературы:

1. Обратимые посткоматозные бессознательные состояния/ Т. А. Доброхотова, А. А. Потапов, О. С. Зайцев, Л. Б. Лихтерман// Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. — Т. 6, № 2. — С. 26—36.

2. Holmqvist K. et al. Eye tracking: A comprehensive guide to methods and measures. — OUP Oxford, 2011.

3. Naude K., Hughes M. Considerations for the use of assistive technology in patients with impaired states of consciousness// Neuropsychological Rehabilitation. — 2005. — Т. 15. — №. 3—4. — С. 514—521.

Груздева В.А., Шаркова А.В., Павлова И.В., Григорьян Г.А., Зайченко М.И.

Институт Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН, Москва, Россия

ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА НА ОБУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ В ВОДНОМ ЛАБИРИНТЕ МОРРИСА У ВЗРОСЛЫХ КРЫС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ИХ ПРОЖИВАНИЯ

Введение. Стресс в раннем возрасте оказывает серьезные последствия на эмоциональную, социальную и трудовую жизнь взрослого человека. Влияя и атипически модифицируя нормальное развитие гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, им-мунной/нейровоспалительной и других систем организма, ранний стресс приводит к развитию целой серии психопатологий и нервно-дегенеративных заболеваний, включая депрессию, болезни Пар-

кинсона и Альцгеймера. В последнем случае это достигается через атрофические дегенеративные процессы во фронтальной коре и гиппокампе, развитие абортивного и ослабленного нейрогенеза, недостатка трофических факторов, ослабления длительной постте-танической потенциации и т. д. Существует немало работ, в которых исследовали влияние нейровоспалительного стресса на поведение грызунов в водном лабиринте Морриса. Но, во-первых, во всех этих работах исследовали влияние воспалительного процесса, вызванного за несколько часов до тестирования. Практически не исследовано влияние раннего (отдаленного) провоспалительного стресса на обучение и пространственную память в лабиринте Морриса. Во-вторых, нет работ, в которых бы исследовали комбинированное влияние раннего провоспалительного стресса с другим сильным стрессовым воздействием (социальной изоляцией) и возможность коррекции негативных последствий стресса с помощью особых условий проживания. Целью настоящей работы было исследование изолированного и совместного с социальной изоляцией влияния раннего липополисахаридного стресса (ЛПС) на обучение и память в водном лабиринте Морриса у взрослых крыс обоего пола и влияния на поведение обогащенной среды.

Методика. Провоспалительный стресс создавали путем подкожного введения бактериального липополисахарида (группа ЛПС) крысятам на 3-й и 5-й дни жизни (50 мкг/кг); контрольная группа в этом возрасте получала инъекцию физиологического раствора (группа ФИЗ). В возрасте 1.5—4 мес каждую группу делили на 3 подгруппы: проживавшую в стандартных условиях (СТАНД), в обогащенной среде (20 мин через день, ОС), и в социальной изоляции (СИ). У взрослых животных (5 мес) проводили обучение в водном лабиринте Морриса. Исследовали динамику обучения (долгосрочную память) — 9 дней по две пробы в день, интервал между пробами — 10 мин; краткосрочную память — 4 дня по 4 пробы в день, интервал между пробами -30 с. Размеры бассейна: 1,5 м высота, 60 см — глубина, уровень наполнения водой — 30 см. Крысы должны были находить скрытую под водой платформу (Д — 10 см) и взбираться на нее. Каждая проба продолжалась 60 с. После окончания обучения проводили тест-пробу без платформы, время пробы 60 с. Оценивали латентный период до достижения платформы, проплытую дистанцию, скорость плавания и время пребывания в квадранте платформы. Анализ проводили с помощью многофакторного дисперсионного анализа ЛЫОУЛ.

Результаты. Все группы крыс хорошо обучались находить скрытую под водой платформу после 9 дней обучения. Латентный период нахождения платформы к 9 дню сокращался с 60 с. до 10— 15 с., а проплытое расстояние — с 1400—1300 см до 200 см. Анализ взаимодействия ГРУППА х ПОЛ х УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ х ДНИ выявил достоверные различия [Б (16, 717)=1,91, р=0,0172]. В группе ЛПС самцы, содержавшиеся в стандартных условиях, к концу обучения тратили больше времени для нахождения скрытой под водой платформы, чем самцы, содержавшиеся в условиях социальной изоляции и обогащенной среды. Взаимодействие факторов ГРУППА х ПОЛ х УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ, т. е. вне зависимости от дней тестирования, также оказалось достоверным [Б (2, 1438)=5,94, р=0,0026] и подтвердило отмеченную выше зависимость. Суммарно за весь период обучения в группе ЛПС самцы, содержавшиеся в стандартных условиях, находили платформу существенно дольше, чем самцы, находившиеся в условиях социальной изоляции (р=0,008). В контрольной ФИЗ группе самцы, содержавшиеся в обогащенной среде, обучались быстрее других групп

(ОС УБ СТАНД, р=0,04; ОС УБ СИ, р=0,0008). Похожее

поведение было обнаружено у самок ЛПС и ФИЗ групп. В обоих случаях самки, содержавшиеся в условиях ОС и СИ, находили платформу быстрее, чем самки, проживавшие в стандартных условиях (РисА, Б). Примерно такие же характеристики обучения проявились для разных групп животных с помощью анализа показателя — «проплываемое расстояние» (Рис.В). Тест-проба выявила достоверную разницу между временем пребывания крыс в квадранте платформы по сравнению с пребыванием их в других квадрантах бассейна. Различий между группами в пробе обнаружено не было, по-видимому, из-за того, что все группы к 9-му дню достигали платформы примерно за одно и то же время.

Различий в проявлениях рабочей памяти в целом, у самцов и самок разных групп по времени достижения платформы и проплываемого расстояния, как и между ЛПС и ФИЗ группами, не наблюдалось. Достоверным не было также взаимодействие исследованных факторов между собой.

Проплытая до платформы дистанция СиггеП effect: F(16, 1690)=2,5118, p=,00081

дни: 23456789 физ+норм

дни: 23456789

ЛПС

, стандартные условия ; обогащенная среда изоляция

Заключение. Крысы-самцы, содержавшиеся в обогащенной среде и не получавшие раннего провоспалительного стресса, обучались быстрее и проявляли лучшую долгосрочную память, чем крысы, проживавшие в стандартных условиях или в социальной изоляции. Крысы, получавшие ранний провоспалительный стресс и содержавшиеся в обогащенной среде, обучались быстрее, чем те, которые проживали в стандартных условиях. Неожиданным оказа-

лось то, что крысы, получавшие двойной стресс (ЛПС и социальную изоляцию), находили платформу быстрее, чем крысы, получавшие только один ранний ЛПС стресс и содержавшиеся в стандартных условиях. Существенных различий в проявлениях рабочей памяти в настоящих опытах нами не обнаружено.

Дёмина А.В.1, Зубарева О.Е. 1, Смоленский И.В.1, Коваленко А.А. 1, Захарова М.В. 1, Шварц А.П. 1, Ищенко А.М.2, Зайцев А.В. 1

1 — Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН,

2 — Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов» ФМБА, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: adyomina513@gmail.com

АНТАГОНИСТ РЕЦЕПТОРА ИНТЕРЛЕЙКИНА-1 (IL-1RA) УМЕНЬШАЕТ ТЯЖЕСТЬ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ

НАРУШЕНИЙ У КРЫС В ЛИТИЙ-ПИЛОКАРПИНОВОЙ МОДЕЛИ ВИСОЧНОЙ ЭПИЛЕПСИИ

Височная эпилепсия — хроническое неврологическое расстройство, характеризующееся склонностью к формированию спонтанных судорожных приступов и сопутствующих психоэмоциональных и когнитивных нарушений.Около 30 %выявленных случаев эпилепсии резистентно к существующей терапии, что делает необходимым поиск новых терапевтических подходов [1]. Патофизиологической основой эпилепсии считается нарушение баланса между возбуждающими и тормозными медиаторными си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.