Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБОГАЩЕННОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ПОСЛЕДСТВИЯ РАННЕГО ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА У ВЗРОСЛЫХ КРЫС'

ВЛИЯНИЕ ОБОГАЩЕННОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ПОСЛЕДСТВИЯ РАННЕГО ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА У ВЗРОСЛЫХ КРЫС Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Брошевицкая Н.Д., Павлова И.В., Зайченко М.И., Григорьян Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБОГАЩЕННОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ПОСЛЕДСТВИЯ РАННЕГО ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА У ВЗРОСЛЫХ КРЫС»

Брошевицкая Н.Д., Павлова И.В., Зайченко М.И., Григорьян Г.А.

Институт Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН,

Москва, Россия

e-mail: multibroshka@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ОБОГАЩЕННОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ПОСЛЕДСТВИЯ РАННЕГО ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА У ВЗРОСЛЫХ КРЫС

Стресс, пережитый в раннем возрасте, создает предрасположенность к развитию у человека ряда соматических и психоневрологических заболеваний. Одной из широко используемых моделей стресса в раннем возрасте является провоспалительный стресс. Было показано, что провоспалительный стресс приводит к усилению тревожности и депрессивно-подобного поведения у взрослых животных, а также влияет на результат выработки и угашения условно-рефлекторного страха. Возникает вопрос, можно ли повлиять на последствия провоспалительного стресса с помощью внешних воздействий. Известно, что хронический стресс социальной изоляции и обогащение среды влияют разнонаправлено на уровень тревожности и проявления депрессивно-подобного поведения. В задачи работы входило изучение влияния обогащения среды и социальной изоляции на тревожное поведение, а также выработку и угашение условно-рефлекторного страха у взрослых крыс, перенесших ранний провоспалительный стресс.

Провоспалительный стресс создавали путем подкожного введения бактериального липополисахарида (группа ЛПС) крысятам на 3 и 5 дни жизни (50 мкг/кг), контрольной группе в этом возрасте вводили физиологический раствор (группа ФИЗ). В возрасте 1.5—4 мес каждую группу делили на 3 подгруппы: одна содержалась в стандартных условиях (СТАНД), другая помещалась в обогащенную среду на 20 мин через день (ОС), третья подвергалась социальной изоляции (СИ). У взрослых животных (с 3 до 4 мес)

проводили тесты на тревожность (открытое поле, ОП, и приподнятый крестообразный лабиринт, ПКЛ) и анализировали процесс выработки и угашения классического оборонительного условного рефлекса на звук.

Социальная изоляция у самок и самцов группы ФИЗ и ЛПС вызывала увеличение тревожности, судя по увеличению времени нахождения на периферии ОП и уменьшению времени выхода в открытые рукава ПКЛ (Рис. 1. А и Г). У самцов и самок группы ЛПС в ОП эффект социальной изоляции проявлялся в большей степени, чем в группе ФИЗ. После социальной изоляции увеличивался латентный период ухода из центра ОП, увеличивалось число вытягиваний в ОП и ПКЛ (оценка риска) (Рис. 1. Б и Д). Обогащение среды не вызывало изменений уровня тревожности у крыс ФИЗ группы, но могло приводить к увеличению двигательной (у самцов) и исследовательской активности (у самок), поведения по оценке риска (свешивания) (Рис. 1. В и Е). У группы ЛПС обогащение среды вызывало меньшие изменения в поведении, а у самок ЛПС группы наблюдалась неадекватная реакция, свидетельствующая об увеличении тревожности в ОП.

Рис. 1. Влияние условий содержания (обогащения среды или социальной изоляции) на поведение взрослых крыс, самок и самцов, в тесте ОП (А-В) и ПКЛ (Г-Е).

Легенда: СТНД — группа СТАНД; ОС — группа ОС; СИ — СИ; ФИЗ — группа ФИЗ, ЛПС — группа ЛПС; ОР — открытые рукава. * — достоверные различия по сравнению с группой СТАНД (factorial ANOVA, p<0.05); # — тенденция (0. 1>p>= 0.05). n — число крыс в группе.

Рис. 2. Влияние условий содержания (обогащения среды или социальной изоляции) на результат выработки (Т1 — Тест1, А и Б) и угашения (Т2/Т1 — Тест2/Тест1, В и Г) классического оборонительного рефлекса у взрослых самцов и самок. Обозначения те же, что и на Рис. 1.

У крыс после социальной изоляции по сравнению с животными в стандартных условиях содержания тестирование условно-рефлекторного страха через 24 час после обучения выявило меньшее время замирания, причем у ЛПС групп по сравнению с ФИЗ группами наблюдались большие изменения, которые возникали в ответ на контекст и звук (Рис. 2. А и Б). После обогащения среды наблюдалось небольшое снижение уровня замирания только на контекст. Угашение страха на контекст и звук проходило быстрее у самцов ЛПС группы после изоляции и обогащения среды по сравнению с животными с нормальными условиями содержания (Рис. 2. В и Г).

Таким образом, социальная изоляция крыс в подростковом и взрослом возрасте оказывают существенное влияние на уровень тревожности взрослых крыс, способность к выработке условнореф-лекторного страха на контекст и звук и его угашение. Крысы после раннего провоспалительного стресса оказались более подвержены влиянию социальной изоляции. Обогащенная среда не изменяла уровень тревожности, за исключением самок после провоспали-тельного стресса, которые показали неадекватную реакцию в виде увеличения тревожности.

Работа была выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проекты № 19—015—00129А и № 19—34—90022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.