Научная статья на тему 'Влияние психосоматических нарушений у новорожденных на развитие у них острых дыхательных расстройств'

Влияние психосоматических нарушений у новорожденных на развитие у них острых дыхательных расстройств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
179
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА / НОВОРОЖДЕННЫЕ / ОПРОСНИК FPI / ШКАЛА PRISA / ШКАЛА PRISA-II / ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ / ТЕСТЫ ОТНОШЕНИЙ / ЭНТРОПИЙНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хакимов Джасур Пулатович, Сафаров Зафар Файзуллаевич, Кариева Шахноза Абдукамаловна

Исследование посвящено изучению проблемы психосоматических расстройств у новорожденных и возможности являться значимым фактором формирования ряда заболеваний более позднего периода развития и особенностей их течения. В когортном проспективном исследовании участвовало 336 младенцев, рожденных от 336 беременных женщин, в последний триместр беременности и первый месяц после родов и их дети в возрасте 2 8 недель. Женщины в период беременности были подвергнуты тесту отношений И.В. Добрякова. До и после родов для определения психологического синдрома они были интервьюированы с помощью модифицированного опросника FPI. По данным оценки по шкалам опросника было рассчитано отношение шансов. У всех младенцев определяли типы поведения по Ainsworth M. D. S. и наличие пищевых расстройств. Для всех групп были рассчитаны заболеваемость, относительный риск, дополнительный риск и его доля. Все младенцы были исследованы по шкалам PRISA и PRISA-II для оценки риска. Отдельную когорту составляли дети с дыхательными расстройствами. Также младенцы были оценены по вышеуказанным шкалам, где были заменены баллы на энтропийные единицы. Сравнивались индивидуальные исходы по этим двум вариантам шкал. Были рассчитаны чувствительность и специфичность для каждой шкалы. Выявлен существенный вклад эмоциональных расстройств матери в ухудшение течения заболевания. Определена возможность раннего прогнозирования развития ряда психосоматических расстройств у младенцев по тестированию женщин в последний триместр беременности, для обоснования разработки корректирующих мероприятий на ранних этапах. Результаты исследования позволяют предположить, что развитие психосоматических расстройств у младенцев явно связано с нарушением формирования комплекса готовности к материнству женщины в период беременности. Шкалы PRISA при использовании энтропийных единиц показали более высокую специфичность и чувствительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хакимов Джасур Пулатович, Сафаров Зафар Файзуллаевич, Кариева Шахноза Абдукамаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние психосоматических нарушений у новорожденных на развитие у них острых дыхательных расстройств»

Список литературы

1. КузинМ.И. Хирургические болезни // Грыжи живота, 2006. № 3. С. 258-259.

2. Савельев В.С. Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости, 2002. С. 181.

3. Шимко В.В., Сысолятин А.А. Грыжи живота, 2010. С. 9-11.

4. Кованов В.В., Аникина Т.И. Оперативная хирургия и топографическая анатомия, 2001. С. 329.

ВЛИЯНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У НОВОРОЖДЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ У НИХ ОСТРЫХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ Хакимов Д.П.1, Сафаров З.Ф.2, Кариева Ш.А.3

'Хакимов Джасур Пулатович - кандидат медицинских наук, доцент;

2Сафаров Зафар Файзуллаевич — ассистент;

3Кариева Шахноза Абдукамаловна — ассистент, кафедра неотложной педиатрии и медицины катастроф, Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: исследование посвящено изучению проблемы психосоматических расстройств у новорожденных и возможности являться значимым фактором формирования ряда заболеваний более позднего периода развития и особенностей их течения. В когортном проспективном исследовании участвовало 336 младенцев, рожденных от 336 беременных женщин, в последний триместр беременности и первый месяц после родов и их дети в возрасте 2 - 8 недель. Женщины в период беременности были подвергнуты тесту отношений И.В. Добрякова. До и после родов для определения психологического синдрома они были интервьюированы с помощью модифицированного опросника FPI. По данным оценки по шкалам опросника было рассчитано отношение шансов. У всех младенцев определяли типы поведения по Ainsworth M. D. S. и наличие пищевых расстройств. Для всех групп были рассчитаны заболеваемость, относительный риск, дополнительный риск и его доля. Все младенцы были исследованы по шкалам PRISA и PRISA-II для оценки риска. Отдельную когорту составляли дети с дыхательными расстройствами. Также младенцы были оценены по вышеуказанным шкалам, где были заменены баллы на энтропийные единицы. Сравнивались индивидуальные исходы по этим двум вариантам шкал. Были рассчитаны чувствительность и специфичность для каждой шкалы.

Выявлен существенный вклад эмоциональных расстройств матери в ухудшение течения заболевания. Определена возможность раннего прогнозирования развития ряда психосоматических расстройств у младенцев по тестированию женщин в последний триместр беременности, для обоснования разработки корректирующих мероприятий на ранних этапах. Результаты исследования позволяют предположить, что развитие психосоматических расстройств у младенцев явно связано с нарушением формирования комплекса готовности к материнству женщины в период беременности. Шкалы PRISA при использовании энтропийных единиц показали более высокую специфичность и чувствительность.

Ключевые слова: психосоматические расстройства, дыхательные расстройства, новорожденные, опросник FPI, шкала PRISA, шкала PRISA-II, типы поведения, тесты отношений, энтропийные единицы.

Актуальность: психосоматические расстройства у новорожденных является значимой платформой формирования ряда заболеваний более позднего периода развития и особенностей их течения. Исследования подтверждают существенную роль в формировании этих расстройств нарушений периода адаптации после травмы рождения. Значительную долю в защите ребенка в этом процессе составляет материнское отношение к младенцу [4]. В большинстве этот процесс бывает надежным. Однако в некоторых случаях конструктивное отношение к ребенку не формируется. Корректировать его в послеродовый период часто не удается из-за наличия

дефицита времени, истощенного состояния личностных характеристик женщины после родов и состояний, связанных с ними.

В возрасте 3 - 6 недель ребенок может демонстрировать рудиментарные эмоции, а в 2 - 3 месяца эмоциональная экспрессия становится дифференцированной, появляется выраженная эмоциональная реактивность детей на эмоции, выражаемая родителями. Паттерн обеднения эмоциональной экспрессии и негативные ее проявления у младенцев у родителей с депрессией проявляется на 3 - 4 месяце жизни [10]. Уровень нервно-психического реагирования в этом возрасте мало дифференцирован и характеризуется повышенной общей и психической возбудимостью. На этом фоне высока вероятность развития психосоматических расстройств. Предполагается, что существует влияние этих нарушений на возникновение и тяжесть течения заболеваний у них. Состояние здоровья ребенка, по мнению многих авторов, зависит от состояния здоровья его матери [10]. Причиной эмоциональной депривации ребенка может быть депрессия его матери, приводящая к отходу матери от своего ребенка и оставлению его без своей заботы. Матери, страдающие депрессивными расстройствами, отмечают снижение качества выполняемых ими воспитательных функций [2, 8, 9].

Учитывая вклад заболеваний органов дыхания в заболеваемость и смертность детей, имеет значение выявление связей между психосоматическими расстройствами и заболеваний сопровождающихся гипоксией, распознавание, прогнозирование их в антенатальный период.

Цель исследования: определить возможности раннего распознавания, прогнозирования и предотвращения психосоматических расстройств у новорожденных при подтверждении их связи с аномалиями психологического компонента гестационной доминанты в зависимости от поведенческих паттернов беременных женщин и последующего развития послеродовых эмоциональных расстройств. Оценить влияние психосоматических расстройств на развитие риска тяжелого течения дыхательных расстройств при вирусных инфекционных заболеваниях.

Пациенты и методы: В исследовании участвовало 336 младенцев рожденных от 336 беременных женщин в последний триместр беременности в течении первого месяца после родов и их дети в возрасте 2 - 8 недель.

Критериями включения были: беременные женщины и их дети без патологии в течение беременности и родах, со сроком гестации 38 - 42 недели, с весом при родах 2900 - 3800 грамм с грудным вскармливанием.

Критериями исключения были: многоплодная беременность, значимая патология плода и новорожденного при родах (в том числе врожденные пороки развития и внутриутробное инфицирование), курение родителей, неполная семья, недостаточные социально-бытовые условия.

Дизайн исследования: когортное проспективное. Из 328 младенцев была выделена когорта детей из 124 детей, у которых в течение первых 3 месяцев жизни (3-12 неделя жизни) развилось инфекционное заболевание с поражением дыхательных путей (острые вирусные заболевания). У 29 из них развились дыхательное расстройство, проявляемое тахипноэ и диспноэ.

С целью оценивания комплекса готовности к материнству женщины в период беременности были подвергнуты тесту отношений И.В. Добрякова. До и после родов для определения психологического синдрома они были интервьюированы с помощью модифицированного опросника FPI. По данным оценки по шкалам опросника было рассчитано отношение шансов (ОШ). У всех младенцев определяли типы поведения по Ainsworth M. D. S. и наличие пищевых расстройств (аэрофагия, пищевое недоразвитие, мерицизм, переедание, колика) [4].

В каждой группе были определены воздействия факторов: типы психологического компонента гестационной доминанты, определенных по тесту отношений (оптимальный, гипогнозический, эйфоричный, тревожный, депрессивный). Стабильность сохранения этой доминанты в постнатальный период определялся по FPI опроснику [7]. Для всех групп были рассчитаны заболеваемость, относительный риск (ОР), дополнительный риск и его доля (ДДР) [6].

Все младенцы были исследованы по шкалам PRISA и PRISA-II для оценки риска госпитализации (необходимости в экстренной медицинской помощи) [1]. Отдельную когорту составляли дети с дыхательными расстройствами. Также младенцы были оценены по модифицированным шкалам PRISA и PRISA-II [1], где были заменены баллы на энтропийные единицы, рассчитанных по формуле Больцмана, где статистический вес соответствовал градации теста находящихся в последующем ряде событий. Термодинамический коэффициент не учитывался. Сравнивались индивидуальные исходы по двум вариантам шкал - оригинальный и модифицированный [3, 11],. Был рассчитано чувствительность и специфичность для каждой шкалы. Все дети с дыхательными расстройствами, вне зависимости от показателей шкалы были госпитализированы с последующей верификацией диагноза и тяжести состояния. Дети без дыхательных расстройств были оценены по шкалам PRISA и PRISA-II [1].

94

Результаты исследования:

В таблице 1 показаны причины дыхательные расстройства у исследуемых детей.

Таблица 1. Спектр заболеваний, вызвавших дыхательные расстройства у детей

Заболевание Общее количество п=29

Респираторное вирусное заболевание, сопровождающееся лихорадкой и шунто-дифузными расстройствами в легких 14

Пневмония 2

Обструктивный бронхит 4

Острый стенозирующий ларинготрахеит 9

Были выделены группы детей с различными типами привязанности и оценен относительный риск, дополнительный риск и доля дополнительного риска для этих типов в развитии инфекционного заболевания и дыхательных расстройств (табл. 1).

Таблица 2. Распределение развития заболеваний с дыхательными расстройствами у младенцев с разными

типами привязанности

Типы привязанности у младенцев Здоровые п=224 Заболевание без дыхательных расстройств п=124 Заболевание с дыхательными расстройствами п=29

избегающая 6 18 10

безопасная 198 73 2

амбивалентная 12 11 8

дезорганизованная 8 22 9

Были рассчитаны эпидемиологические показатели для заболевания без дыхательных расстройств и наличием их (табл. 2 и 3).

Таблица 3. Эпидемиологические показатели для заболевания без дыхательных расстройств

Типы привязанности у младенцев ОР ДР ДДР

избегающая 2,78 0,48 64,0

безопасная - - -

амбивалентная 1,77 0,2 43,6

дезорганизованная 2,72 0,46 63,2

Таблица 4. Эпидемиологические показатели для заболевания с дыхательными расстройствами

Типы привязанности у младенцев ОР ДР ДДР

избегающая 2,32 0,35 56,9

безопасная - - -

амбивалентная 1,48 0,13 32,6

дезорганизованная 1,9 0,26 49,1

По каждому типу привязанности у младенца был оценено воздействие наличия типов (гипогнозический, эйфоричный, тревожный, депрессивный) психологического компонента гестационной доминанты и наличия психологического синдрома выявленного по данным опроса т.

Таблица 5. Распределение развития заболеваний с дыхательными расстройствами у младенцев с высокими

показателями шкал FPI у их матерей

Шкалы FPI Заболевание без Заболевание с

показавшие Здоровые дыхательных дыхательными Отношение

высокие оценки (более 7 баллов) n=224 расстройств n=124 расстройствами n=29 шансов

невротичность 201 97 15 3,3

спонтанная агрессивность 48 115 23 3,3

депрессивность 93 104 18 3,1

раздражительность 53 112 21 3,5

общительность 212 55 2 0,7

уравновешенность 196 69 0 -

реактивная агрессивность 55 98 19 1,9

застенчивость 38 5 1 1,1

открытость 185 22 0 -

экстраверсия -интроверсия 173 18 5 0,8

эмоциональная лабильность 24 97 21 1,3

маскулинизм -феминизм 14 5 0 -

При анализе связей комплекса готовности к материнству женщины в период беременности по данным теста отношений И.В. Добрякова и типов поведения младенцев по Ainsworth M. D. S. и наличие пищевых расстройств было выявлено, что в группе детей с избегающей типом было выявлено существенное значение депрессивного компонента: ОР - 13,94, ДДР -13,94 и высокая заболеваемость мерицизмом (0,87). В группе детей с амбивалентным типом была определена существенная заболеваемость аэрофагией (0,791) и перееданием (0,789), а также воздействие эйфоричного компонента - ОР - 8,22, ДДР - 83 %. В группе младенцев с дезорганизованной привязанностей была выявлена значительная заболеваемость пищевым недоразвитием (0,944), и значительное влияние тревожного и депрессивного компонента - 91,8 %. Для младенческой колики не было обнаружено значимого значения заболеваемости.

При оценке по шкалам PRISA, PRISA-II и модифицированными их вариантами определялась вероятность госпитализации детей с заболеваниями с дыхательными расстройствами. Анализ специфичности и чувствительности шкал по данным верификации показал 73% и 82% соответственно. При использовании энтропийных единиц в качестве диагностических баллов специфичность и чувствительность увеличилась в группе детей до года до 81% и 93%.

Выводы: данные оценки по опроснику FPI демонстрируют, что высокие показатели некоторых шкал (невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность) указывает на высокий риск развития заболевания с дыхательными расстройствами у младенцев, что позволяет делать вывод о существенном вкладе эмоциональных расстройств матери в ухудшение течения заболевания.

Определена возможность раннего прогнозирования развития ряда психосоматических расстройств у младенцев по тестированию женщин в последний триместр беременности, для обоснования разработки корректирующих мероприятий на ранних этапах.

Развитие психосоматических расстройств у младенцев явно связано с нарушением формирования комплекса готовности к материнству женщины в период беременности.

Шкала PRISA, которую использовали младенцам с высоким риском госпитализации при использовании энтропийных единиц в качестве диагностических баллов демонстрирует более высокую специфичность и чувствительностью.

Список литературы

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. 208 с.

2. Джубатова Р.С., Хакимов Д.П., Кариева Ш.А. Оценка диагностической эффективности шкалы дыхательных расстройств у детей // Universum: Медицина и фармакология : электрон. научн. журн., 2016. № 1-2 (24). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://7universum.com/ru/med/archive/item/2948/ (дата обращения: 12.04.2017).

3. ДобряковИ.В. Перинатальная психология. Питер, 2004. С. 113-120; 140-144.

4. ИсаевД.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

5. Маматкулов Б.М., ЛаМорт, Рахманова Н. Клиническая эпидемиология Основы доказательной медицины. Ташкент, 2008. С. 119-130.

6. МельниковВ.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М. Просвещение, 1985. С. 137-167.

7. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине: руководство для врачей. М.: Медицинское информационное агентство, 2001. 256 с.

8. Уманский С.В., Уткин В.А. Психосоматические индукции в семье и их коррекция психотерапевтом. Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова, 2009. № 109 (9). С. 40.

9. Bee Helen. The developing child. 9th edition 113. 157 p.

10. Khakimov D.P., Umarova Z.S. Predicting the course of infectious toxicosis in infectious diseases in childhood. Pediatrics. Tashkent, 2006. № 1. P. 21-26.

УЩЕМЛЕНИЕ ВЫПАВШЕЙ ПРЯМОЙ КИШКИ

(КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ) Климентов М.Н.1, Луппов Д.С.2, Махмутова Э.Р.3

'КлиментовМихаил Николаевич — кандидат медицинских наук, доцент, кафедра факультетской хирургии;

2Луппов Дмитрий Степанович — студент; ъМахмутова Элиана Руслановна — студент, лечебный факультет, Ижевская государственная медицинская академия, г. Ижевск

Аннотация: в работе представлено описание клинического наблюдения выпадения прямой кишки, осложнившегося ущемлением прямой кишки.

Ключевые слова: выпадение прямой кишки, промежностная резекция прямой кишки, сигмостома.

Выпадение прямой кишки — редкое заболевание. Среди всех колопроктологических больных выпадение прямой кишки встречается у 0,3 — 5,2%. Мужчины страданию почти в 2 раза чаще, чем женщины.

Различают несколько основных причин выпадения прямой кишки: слабость сфинтера заднего прохода и мышц промежности; слабость связочного аппарата прямой кишки; своеобразная грыжа дугласова пространства; инвагинация вышележащих отделов прямой кишки; наследственная неполноценность соединительной ткани (у больных с выпадением прямой кишки нередко выявляются признаки «слабости соединительной ткани» — грыжи, варикозное расширение вен, варикоцеле, плоскостопие и др.).

Существуют две основные теории механизма выпадения прямой кишки: грыжевая теория и теория хронической идиопатической инвагинации. По грыжевой теории петли тонкой кишки, смещающиеся при повышении внутрибрюшного давления в низкорасположенное пузырно(маточно)-прямокишечное углубление, на фоне слабости мышц тазового дна расширяют межлеваторные пространства и смещают вниз вначале переднюю, а потом и остальные стенки прямой кишки. Прямая кишка, выпадающая через заднепроходный канал, образует вместе с тазовой брюшиной своеобразный грыжевой мешок. Таким образом, выпадение прямой кишки представляет из себя, как бы промежностную грыжу: воротами является задний проход, а грыжевыми внутренностями — вывернутая, сложенная вдвое прямая кишка, а нередко и находящиеся между ее стенками петли тонкого кишечника. По инвагинационной теории повторяющееся смещение сигмовидной кишки в прямую приводит к ослаблению подвешивающего и поддерживающего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.