Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ'

ВЛИЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПЛАВАНИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хомякова Юлия Юрьевна, Балаева Ольга Евгеньевна

Статья посвящена влиянию психофизиологических особенностей юных пловцов на эффективность освоения программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки. Актуальность обусловлена необходимостью исследования влияния психофизиологических показателей на освоение программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки в спортивном плавании. Цель исследования заключается в изучении психофизиологических особенностей детей в возрасте 7 лет, занимающихся плаванием. Задачи исследования: 1) Установить психофизиологические особенности пловцов 7-9 лет; 2) Выявить влияние психофизиологических особенностей юных пловцов на эффективность освоения программы спортивной подготовки. Установлено что, наибольшее влияние на эффективность освоения программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки оказывает баланс нервных процессов, сила нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хомякова Юлия Юрьевна, Балаева Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS ON THE EFFECTIVENESS OF MASTERING THE SPORTS TRAINING PROGRAM AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING IN SPORTS SWIMMING

The article is devoted to the influence of psychophysiological features of young swimmers on the effectiveness of mastering the sports training program at the stage of initial training. The relevance is due to the need to study the influence of psychophysiological indicators on the development of the sports training program at the stage of initial training in sports swimming. The purpose of the study is to study the psychophysiological characteristics of children aged 7 years who go in for swimming. Research objectives: 1) To establish the psychophysiological characteristics of swimmers 7-9 years old; 2) To reveal the influence of psychophysiological characteristics of young swimmers on the effectiveness of mastering the sports training program. It has been established that the greatest influence on the effectiveness of mastering the sports training program at the stage of initial training is exerted by the balance of nervous processes, the strength of the nervous system.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ»

3. Aziz A.R. and Chuan T.E.H. (2004), "Correlation between Tests of Running Repeated Sprint Ability and Anaerobic Capacity by Wingate Cycling in Multi-Sprint Sports Athletes", International Journal of Applied Sports Science, Vol. 16, No. 1, pp.14-22.

4. Ponorac, N., Matavulj, A., Rajkovaca, Z. and Kovacevic, P. (2007),"The assessment of anaerobic capacity in athletes of various sports", Medicinskipregled, Vol. 60, No. (9-10), pp. 427-430.

5. Erin Coppin, Edward M. Heath, Edric Bressel and Dale R. (2012), "Wingate anaerobic test reference values for male power athletes", International journal of sports physiology and performance, Vol. 7, No. 3, pp. 232-236.

Контактная информация: nahas@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2022

УДК 797.212

ВЛИЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ

Юлия Юрьевна Хомякова, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва; Ольга Евгеньевна Балаева, кандидат философских наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва

Аннотация

Статья посвящена влиянию психофизиологических особенностей юных пловцов на эффективность освоения программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки. Актуальность обусловлена необходимостью исследования влияния психофизиологических показателей на освоение программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки в спортивном плавании. Цель исследования заключается в изучении психофизиологических особенностей детей в возрасте 7 лет, занимающихся плаванием. Задачи исследования: 1) Установить психофизиологические особенности пловцов 7-9 лет; 2) Выявить влияние психофизиологических особенностей юных пловцов на эффективность освоения программы спортивной подготовки. Установлено что, наибольшее влияние на эффективность освоения программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки оказывает баланс нервных процессов, сила нервной системы.

Ключевые слова: спортивный отбор, спортивная ориентация, плавание, психофизиологические особенности, типологические свойства нервной системы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p387-391

INFLUENCE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS ON THE EFFECTIVENESS OF MASTERING THE SPORTS TRAINING PROGRAM AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING IN SPORTS SWIMMING

Yuliya Yuryevna Khomyakova, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University, Moscow; Olga Evgenievna Balaeva, the candidate of philosophical sciences, docent, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The article is devoted to the influence of psychophysiological features of young swimmers on the effectiveness of mastering the sports training program at the stage of initial training. The relevance is due to the need to study the influence of psychophysiological indicators on the development of the sports training program at the stage of initial training in sports swimming. The purpose of the study is to study the psychophysiological characteristics of children aged 7 years who go in for swimming. Research objectives: 1) To establish the psychophysiological characteristics of swimmers 7-9 years old; 2) To reveal the influence of psychophysiological characteristics of young swimmers on the effectiveness of mastering the sports training program. It has been established that the greatest influence on the effectiveness of master-

ing the sports training program at the stage of initial training is exerted by the balance of nervous processes, the strength of the nervous system.

Keywords: sports selection, sports orientation, swimming, psychophysiological features, typological properties of the nervous system.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема спортивной ориентации и отбора является одной из самых приоритетных в теории и практике спортивной тренировки на сегодняшний день. Многие авторы небезосновательно утверждают о высокой роли генетики на спортивный результат во многих видах спорта. Для оценки перспективности детей в спортивном плавании на сегодня преимущественно используют морфологические показатели, при этом практика использования физиологических и психофизиологических генетически детерминированных показателей, является недостаточно распространенной.

Как известно, типологические особенности нервной системы генетически обусловлены и подлежат незначительным изменениям в рамках тренировочной деятельности [2]. Анализ специальной и научно-методической литературы по исследуемому вопросу позволил установить, что практически отсутствуют исследования, которые раскрывали бы вопрос спортивного отбора в плавании на основе учета психофизиологических особенностей, в частности типологических свойств НС юных спортсменов [1]. Как известно, психофизиологические особенности непосредственно оказывают влияние на формирование двигательных навыков, физических качеств, например, спортсмены со слабой нервной системой, являясь менее выносливыми, стараются выполнять движения более экономично, что необходимо учитывать в тренировочном процессе [3]. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью исследования влияния психофизиологических показателей на освоение программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки в спортивном плавании.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной задачи был организован педагогический эксперимент, который заключался в мониторинге за спортсменами на этапе начальной подготовки. Мониторинговые наблюдения за спортсменами проводилось с сентября 2017 г. по декабрь 2019 г. Мониторинг показателей осуществлялся за 129 детьми, поступившими в сент. 2017 г. в спортивные школы на этап начальной подготовки в возрасте 7 лет.

Изучение психофизиологических особенностей осуществлялось с помощью ПАК «Нейросо фт-Психоте ст».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице 1 представлена динамика психофизиологических особенностей спортсменов.

Таблица 1 - Динамика психофизиологических особенностей спортсменов 7-9-летнего возраста, участвующих в исследовании_

№ Показатель Ед. изм. 7 лет 8 лет 9 лет

X 5 X А X А

1 ПЗМР мс 317,5 24,7 288,5 52,3 261,8 46,5

2 СЗМР мс 469,2 38,0 402,1 42,8 374,5 40,3

3 КЧСМ Гц 37,6 1,9 38,4 2,0 39,1 2,2

4 РДО (среднее время реакции) мс 68,4 7,4 64,3 7,0 61,5 6,8

5 РДО (кол-во точных реакций) N 16,8 3,5 17,4 3,7 18,2 3,8

6 РДО (кол-во запаздываний) N 5,4 1,8 5,2 1,7 5,0 1,6

7 РДО (кол-во опережений) N 7,8 2,3 7,4 2,1 6,8 1,9

8 РДО (сумма времени запаздываний) мс 186,9 21,4 180,5 20,1 175,0 18,9

9 РДО (сумма времени опережений) мс 218,4 35,7 210,5 32,8 201,8 31,2

Анализ результатов, представленных в таблице 1, свидетельствует об эффективности посещения тренировочных занятий по спортивному плаванию на психофизиологическое развитие детей, что проявляется увеличением лабильности нервной систем, скорости зрительно-моторной реакции, а также формированию коры больших полушарий, что подтверждается увеличением количества точных реакций и снижением количества и времени опережений и запаздываний.

В таблице 2 представлен корреляционный анализ между свойствами нервной системы и уровнем развития специальных качеств пловцов.

Таблица 2 - Взаимосвязь между специальными качествами и свойствами НС пловцов 79-летнего возраста_

Тестовые испытания для оценки физических качеств Возраст, лет Свойства НС

Сила Подвижность Лабильность Баланс нервных процессов

Сила тяги в середине гребка, кг 7 0,62

8 0,68

9 -0,35 0,73

Сила тяги в воде ноги кролем, кг 7 -0,42 0,45 0,68

8 0,34 0,51

9 -0,39 0,38 0,56

Сила тяги в воде руки, кг 7 0,35 0,36 0,55

8 0,63

9 0,58

Сила тяги в координации, кг 7 -0,35 0,34 0,84

8 0,72

9 -0,32 0,78

Сила тяги в воде ноги дельфин, кг 7 0,31 0,57

8 0,54

9 0,61

Два кувырка вперед, два назад,с 7 0,36 0,38

8 0,49 0,54

9 0,42 0,48

Два кувырка вперед, с 7 0,54

8 0,34 0,42

9 0,46

Длина скольжения отталкиванием от бортика, м 7 0,32 0,53

8 0,62

9 0,49

Время скольжения от бортика 5 м, с 7 -0,35 0,57 0,73

8 -0,42 0,44 0,64

9 -0,38 0,48 0,60

15 метров со старта, с 7 -0,67 0,64 0,83

8 -0,73 0,57 0,64

9 -0,65 0,61 0,78

25 метров со старта, с 7 -0,35 0,53 0,62

8 0,64 0,65

9 0,62 0,55

50 метров со старта, с 7 0,75 0,57

8 0,68 0,31 0,54

9 0,58 -0,35 0,68

Во всех представленных тестах наибольшее влияние оказывает баланс нервных процессов, при этом к 9 годам в некоторых тестах зависимость усиливается, что говорит о возрастании роли баланса нервных процессов и спортивного результата в спортивном плавании. Однако, в тестах, где требуется проявление скоростных способностей, увеличивается роль силы нервной системы, а также её лабильности. Таким образом, можно утверждать, что в плавании на короткой воде целесообразно отбирать спортсменов, учитывая силу, подвижность и баланс нервных процессов.

Далее проанализируем влияние силы нервной системы на время преодоления дистанций 25 (рисунок 1) и 50 метров (рисунок 2).

Плавание на 25 м (сек)

^^^ Слабая НС ^^^ Средняя НС ^^^ Сильная НС Рисунок 1 - Время плавания на 25 м в зависимости от силы нервной системы Плавание на 50 м (сек)

дек.17 г. май.18 г. сен.18 г. дек.18 г. май.19 г. сен.19 г. дек.19 г.

^^^ Слабая НС ^^^ Средняя НС ^^^ Сильная НС Рисунок 2 - Время плавания на 50 м в зависимости от силы нервной системы

Группировка спортсменов с учетом силы нервной системы позволила установить динамику времени плавания на 25 и 50 м. В начале исследования наиболее высокие результаты в плавании на 25 м были выявлены у детей с сильной нервной системой, а через 3 года преимущество уже было у пловцов со слабой нервной системой (рисунок 1). В плавании на 50 м преимущество сохраняется за спортсменами с сильной нервной системой (рисунок 2), однако разница постепенно сокращается, что объясняется повышением физической подготовленности, увеличением тотальных размеров тела и совершенствованием технической подготовленности. В связи с этим, мы предполагаем, что в более старшем возрасте в плавании на 50 м и 100 м преимущество будет у спортсменов со слабой нервной системой, обладающих большей лабильностью нервных процессов.

Таким образом, психофизиологические особенности юных пловцов оказывают влияние на эффективность освоения программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдов В.Ю. Использование психофизиологических параметров деятельности ЦНС с учетом типа конституции младших школьников для отбора их в спортивное плавание / В.Ю. Давыдов, И.В. Лущик, Е.А. Шмарева // Физ. воспитание и спортивная тренировка. - 2012. - № 1 (3). - С. 137-145.

2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 351 с.

3. Сагайдак С.С. Психофизиологические характеристики и результативность в спорте высших достижений / С.С. Сагайдак // Научное обоснование физического воспитания, спортивки тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : Материалы Международной

научной сессии БГУФК и НИИФК по итогам научно-исследовательской работы за 2003 г., Минск, 6-8 апр. 2004 г. / Белорусский государственный университет физической культуры. - Минск, 2004. -С. 120-121.

REFERENCES

1. Davydov, V.Yu., Lushik, I.V. and Shmareva, E.A. (2012), "The use of psychophysiological parameters of the Central nervous system activity, taking into account the type of constitution of younger schoolchildren for their selection in sports swimming", Physical education and sports training, vol. 1 (3), pp. 137-145.

2. Ilin, E.P. (2019), Psychology of sports, Peter, St. Petersburg.

3. Sagaydak S.S. (2004), "Psychophysiological characteristics and performance in the sport of higher achievements", Scientific substantiation of physical education, sports training and training in physical culture and sports: Materials of the International Scientific Session of BSUPC and NIIFC based on the results of research work for 2003, Minsk, April 6-8. 2004, Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, pp. 120-121..

Контактная информация: juliax1991@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2022

УДК 796.07.612.13

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕМОДИНАМИКИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ У ЖЕНЩИН 25-30 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СТЕП-АЭРОБИКОЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СТРЕТЧИНГА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Светлана Николаевна Храмцова, кандидат биологических наук, доцент, Всеволод Вячеславович Еськов, бакалавр, Московский государственный областной университет г.

Мытищи, Московская область

Аннотация

При оценке соответствия уровня физических нагрузок функциональным возможностям организма большое значение имеет выбор критериев, наиболее адекватно отражающих состояние функциональных систем. Цель исследования - оценить изменение показателей состояния гемодинамики и психоэмоционального статуса у женщин 25-30 лет в процессе занятий степ-аэробикой в сочетании со стретчингом. В исследовании приняли участие 20 женщин 25-30 лет. В течение 12 недель проводились занятия по оздоровительной физической культуре с применением средств степ-аэробики и стретчинга. У обследуемых определяли частоту сердечных сокращений, ударный и минутный объем кровообращения, сердечный индекс, систолическое, диастолическое, пульсовое, среднее артериальное давление, коэффициент выносливости по формуле Кваса, коэффициент эффективности кровообращения, индекс Робинсона, а также проводили оценку психоэмоционального состояния. Выявлено снижение возможностей к адаптации у женщин 25-30 лет по показателям гемодинамики: ударный и минутный объемы кровообращения были снижены на 33,6% и 12,8%, соответственно по сравнению с нижней границей нормы. Значения систолического и диастолического артериального давления, наоборот, соответствовали верхней границе нормы. Коэффициент эффективности кровообращения, среднее давление и величина индекса Робинсона были выше нормальных, соответственно на 12,7%, 17,7% и 8,0%, что свидетельствует о переутомлении. После 12 недель занятий значения большинство изученных показателей гемодинамики соответствовали нормальным. Показатели ударного и минутного объемов кровообращения достоверно увеличились в 1,2 раза, значения коэффициента эффективности кровообращения уменьшились в 1,3 раза. Величина изучаемых индексов для самочувствия, активности и настроения увеличилась соответственно в 1,26; 1,16 и 1,23 раза. Контроль соответствия нагрузок функциональным возможностям организма на основе широкого спектра показателей гемодинамики позволит максимально индивидуализировать фитнес программы для женщин среднего возраста.

Ключевые слова: степ аэробика, стретчинг, женщины 25-30 лет, психоэмоциональный статус, коэффициент эффективности кровообращения, коэффициент выносливости, индекс Робинсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.