Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПЛОВЦОВ 1416 ЛЕТ НА ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПЛОВЦОВ 1416 ЛЕТ НА ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ФИЗИОЛОГИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ПОДРОСТКИ / ЦНС / СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновалова А.С., Лаврентьева Д.А.

Предполагается, что подвижность нервных процессов оказывает влияние на выбор плавательной специализации. Основной задачей стоит определение влияния подвижности нервных процессов на спортивную специализацию пловцов 14-16 лет. Целью исследования стали показатели подвижности нервных процессов со спортивной специализацией пловцов 14-16 лет. В данной статье представлены результаты исследования по выявлению зависимости физического развития, психофизиологических показателей, специальной физической и технической подготовленности пловцов с выбором длины дистанции и способа плавания. А также анализ связи этих показателей между друг другом, и их общее влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коновалова А.С., Лаврентьева Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MOBILITY OF NERVOUS PROCESSES OF SWIMMERS AGED 14-16 YEARS OLD ON CHOOSE OF SPORTS SPECIALIZATION

It is assumed that the mobility of the nervous processes influences on the choice of swimming specialization. The main task is to determine the influence of the mobility of nervous processes on the sports specialization of 14-16 year old swimmers. The aim of the study was the indicators of the mobility of nervous processes with sports specialization of 14-16 year old swimmers. This article presents the results of the study to identify the dependence of physical development, psychophysiological indicators, special physical and technical readiness of swimmers with the choice of the length of the distance and the method of swimming. And also the analysis of the relationship of these indicators between each other, and their overall impact.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПЛОВЦОВ 1416 ЛЕТ НА ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

3. Borisova, O.A., Boyko, A.I. and Koldashov, A.I. (2020), "Physical development and adaptive capabilities of first-year students of the Moscow State Regional University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 47-51.

4. Yakushin, S.A., Chibrikov, E.A., Koldashov, A.I., Chibrikova, M.E. and Baklanov, V.D. (2020), "Preparation of students of the Moscow State Regional University with the help of the game method at physical culture classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 607-611.

Контактная информация: koldashov88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2022

УДК 797.212

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПЛОВЦОВ 14-16 ЛЕТ НА ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Антонина Сергеевна Коновалова, магистрант, Дарья Андреевна Лаврентьева, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической

культуры, Малаховка

Аннотация

Предполагается, что подвижность нервных процессов оказывает влияние на выбор плавательной специализации. Основной задачей стоит определение влияния подвижности нервных процессов на спортивную специализацию пловцов 14-16 лет. Целью исследования стали показатели подвижности нервных процессов со спортивной специализацией пловцов 14-16 лет. В данной статье представлены результаты исследования по выявлению зависимости физического развития, психофизиологических показателей, специальной физической и технической подготовленности пловцов с выбором длины дистанции и способа плавания. А также анализ связи этих показателей между друг другом, и их общее влияние.

Ключевые слова: плавание, физиология, психофизиология, подростки, ЦНС, спортивная специализация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p208-212

INFLUENCE OF MOBILITY OF NERVOUS PROCESSES OF SWIMMERS AGED 1416 YEARS OLD ON CHOOSE OF SPORTS SPECIALIZATION

Antonina Sergeevna Konovalova, master's student, Daria Andreevna Lavrenteva, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

It is assumed that the mobility of the nervous processes influences on the choice of swimming specialization. The main task is to determine the influence of the mobility of nervous processes on the sports specialization of 14-16 year old swimmers. The aim of the study was the indicators of the mobility of nervous processes with sports specialization of 14-16 year old swimmers. This article presents the results of the study to identify the dependence of physical development, psychophysiological indicators, special physical and technical readiness of swimmers with the choice of the length of the distance and the method of swimming. And also the analysis of the relationship of these indicators between each other, and their overall impact.

Keywords: swimming, physiology, psychophysiology, adolescents, CNS, sports specialization.

ВВЕДЕНИЕ

Реализация достойных спортивных результатов на этапе углубленной спортивной специализации является одной из главных задач в работе тренера и спортсмена для избегания «плато» в результатах. Сохранения места в сборных командах, и дальнейший отбор на соревнования высокого уровня часто реализуются через смену избранного способа

плавания. Такая практика в последнее время встречается очень часто, но каким образом своевременно использовать такие подходы в специальной литературе не встречается. В некоторых источниках это обуславливается подвижностью нервных процессов и другими психофизиологическими показателями, а также темпераментом и характером спортсмена, однако в теории и методики спортивного плавания, таких данных не встречается, что актуализирует выбранную тему исследования.

Наша задача обратить на это внимание и помочь тренерам, как можно быстрее определить способного пловца и подсказать ему плавательное направление, в виде длины дистанции и способа плавания. Ведь раннее созревание приводит к ранней остановке роста и функционального развития. Потому 70-80% юных чемпионов в плавании в возрасте 10-15 лет в дальнейшем исчезает.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения исследования были набраны 4 контрольные группы по избранным способам плавания: КГ1 - брасс; КГ2 - кроль на спине; КГ3 - баттерфляй; КГ4 - кроль на груди. Всего 32 спортсмена (17 мальчиков и 15 девочек), в каждую группу вошло по 8 человек. Для проведения корреляционного анализа были собраны следующие показатели: физическое развитие (масса тела, длина тела, размах рук); техническая подготовленность (темп и шаг); специально-физическая подготовленность (максимальная и средняя скорость на дистанции); показатели подвижности нервных процессов (время от свистка до 1 движения, время от свистка до отрыва ног, теппинг-тест). Кроме того, все участвующие в исследовании спортсмены заполняли опросник Кэттела, результаты которого характеризуют устойчивость нервных процессов спортсмена (чем выше суммарный балл, тем устойчивее подвижность нервных процессов у спортсмена). Результаты корреляционного анализа представлены в таблице.

№ Связь между показателями Группы

КГ1 КГ2 КГ3 КГ4

1 От свистка до 1 движения и от свистка до отрыва ног -0,24 -0,16 0,52 -0,2

2 От свистка до 1 движения и теппинг тест -0,23 0,18 0,3 -0,08

3 От свистка до 1 движения и опросник Кэттэла 0,19 -0,51 0,19 0,36

4 От свистка до 1 движения и Темп 0,43 -0,32 -0,17 0,71

5 От свистка до 1 движения и шаг 0,19 -0,45 0,43 0,63

6 От свистка до 1 движения и Макс V на дистанции (10 м. в/с) 0,13 0,59 -0,19 0,22

7 От свистка до 1 движения и Средняя V 100 к/п 0,72 0,43 -0,28 0,32

8 От свистка до 1 движения и Средняя V 200 к/п 0,52 0,37 -0,76 0,29

9 От свистка до отрыва ног и теппинг тест 0,43 0,26 0,71 -0,44

10 От свистка до отрыва ног и опросник Кэттэла 0,41 -0,23 0,23 -0,29

11 От свистка до отрыва ног и темп -0,43 0,01 -0,33 -0,12

12 От свистка до отрыва ног и шаг 0,44 0,48 0,1 0

13 От свистка до отрыва ног и Макс V на дистанции (10 м. в/с) -0,41 -0,04 -0,33 0,07

14 От свистка до отрыва ног и Средняя V 100 к/п -0,5 -0,25 -0,32 -0,09

15 От свистка до отрыва ног и Средняя V 200 к/п -0,49 -0,37 -0,75 0,04

16 Теппинг тест и опросник Кэттэла -0,01 -0,18 0,08 -0,09

17 Теппинг тест и темп 0,57 0,03 -0,33 -0,49

18 Теппинг тест и шаг 0,17 0,01 0,01 0,24

19 Теппинг тест и Макс V на дистанции (10 м. в/с) 0,07 0,74 -0,22 0

20 Теппинг тест и Средняя V 100 к/п -0,14 0,44 0,45 0,22

21 Теппинг тест и Средняя V 200 к/п -0,15 0,45 0,58 0,21

22 Опросник Кэттела и темп -0,56 0,6 -0,67 0,65

23 Опросник Кэттела и шаг 0,54 -0,15 -0,35 -0,01

24 Опросник Кэттела Макс V на дистанции (10 м. в/с) -0,57 -0,24 -0,43 -0,4

25 Опросник Кэттела и Средняя V 100 к/п -0,13 0,08 -0,05 -0,17

26 Опросник Кэттела и Средняя V 200 к/п -0,03 0,37 0,05 -0,68

27 Темп и шаг -0,28 -0,29 0,63 0,26

28 Темп и Макс V на дистанции (10 м. в/с) 0,48 -0,14 0,53 -0,1

№ Связь между показателями Группы

КГ1 КГ2 КГ3 КГ4

29 Темп и Средняя V 100 к/п 0,4 0,39 0,71 0,18

30 Темп и Средняя V 200 к/п 0,33 0,41 0,35 -0,25

31 Шаг и Макс V на дистанции (10 м. в/с) -0,02 -0,5 0,62 0,66

32 Шаг и Средняя V 100 к/п 0,56 -0,81 0,56 0,82

33 Шаг и Средняя V 200 к/п -0,004 -0,7 -0,14 0,3

34 Макс V на дистанции (10 м. в/с) и Средняя V 100 к/п 0,62 0,6 0,56 0,47

35 Макс V на дистанции (10 м. в/с) и Средняя V 200 к/п 0,6 0,56 0,4 0,19

36 Средняя V 100 к/п и Средняя V 200 к/п 0,98 0,9 0,66 0,32

Средним по силе влиянием обладает показатель время от свистка до первого движения на показатель темпа. Положительной связью обладает этот показатель и с показателями средней скорости на дистанциях 100 и 200 м. (г=0,72 и г=0,52). Ведь для поддержания средней скорости, не обязательно обладать хорошей реакцией.

Интересна взаимосвязь второго психофизиологического показателя - времени от свистка до отрыва ног от стартовой тумбы с рядом других показателей. А именно с опросником Кэттэла (г=0,41), тэппинг-тестом (г=0,43), то есть, спортсмен, не всегда обладающий быстрым уходом со стартовой тумбы, располагает устойчивыми нервными процессами, что, конечно, отражается и на показателях техники плавания. Напоминаем, что одним из самых «медленных» стартов обладали именно брассисты. Результаты опросника Кэттэла, связаны с показателем максимальной скорости на дистанции 10 метров, причем связь носит обратный характер, чем больше баллов наберет спортсмен, тем более низкие скоростные результаты покажет на короткой дистанции. По аналогии можно провести параллель и с показателем темпа (г=-0,56).

Среди объяснимых связей можно выделить так же: темп и максимальную скорость (г=0,48); опросник Кэттэла и шаг, то есть, чем больше спортсмен наберет баллов в опроснике, и как следствие проявит себя как стабильного спортсмена пловец, тем более это благоприятно отразится на длине шага в плавании.

Отмечается влияние показателя времени от свистка до 1 движения на 4 других показателя, а именно с опросником Кэттэла (г=-0,51), причем связь эта логично объясняется, тем, что чем меньше спортсмен набирает баллов в опроснике, тем быстрее он реагирует на стартовый сигнал, где стабильность нервных процессов не так важна, а важна скорость реакции на внешний раздражитель (стартовый сигнал).

Обратной взаимосвязью влияют друг на друга этот же показатель с показателем длины шага (г=-0,45) и прямой связью с показателем средней скорости на 100 м.

Среди обнаруженных связей можно отметить связь теппинг-теста с максимальной скоростью на 10 м., то есть чем больше показатель теппинг теста, тем быстрее спортсмен преодолевает короткий отрезок в 10 метров. Показатель результатов опросника Кэттэла влияет на темп спинистов, чем больше баллов набирает спортсмен, тем более высокий темп на дистанции сможет развить.

Что касается психофизиологических показателей, то обнаружено влияние показателя время от свистка до первого движения на время от свистка до отрыва ног от тумбочки (г=0,52). Этот же показатель влияет на показатель средней скорости на 200 м., что довольно логично объясняется тем, что Спортсмен, обладающий «быстрым» уходом со старта, может не показать достойный результат в средней скорости на дистанции, тем более на дистанции средней длины, как 200 м.

Результаты теппинг теста коррелируют со средней скоростью на дистанциях 100 и 200 м. к/п (г=0,45 и 0,58).

Предсказуемо, коррелирует связью обратного характера показатель опросника Кэт-тла и показатель темпа и максимальной скорости на дистанции 10 м. (г=-0,67 и г=-0,43). То есть чем выше стабильность нервных процессов, тем ниже показатель темпа и максимальной скорости на коротких отрезках.

Любопытно влияние обратного характера между показателями теппинг-теста и времени от свистка до отрыва ног от стартовой тумбы (г=-0,49). Чем больше точек в теп-пинг тесте, тем быстрее спортсмен «улетает» на дистанцию.

При интерпретации полученных результатов явно, то, что наименее зависимы от психофизиологических показателей именно кролисты. Из обнаруженных связей можно отметить влияние показателя времени от свистка до 1 движения на показатели темпа и шага (г=0,73 и г=0,63). Влияние довольно логично, ведь спортсмен, демонстрирующий хороший уровень реакции на старте может проявить себя на коротких дистанциях в таких показателях, как темп и шаг.

ВЫВОДЫ

Самым высоким результатом по показателю темпа обладают пловцы, специализирующиеся в способах плавания: кролем на груди и брассом - 49,4 цикла/мин. Чуть меньший результат показали пловцы-дельфинисты 48,75 цикл/мин. Самым меньшим показателем темпа обладают пловцы, специализирующиеся в способе плавания кроль на спине. Это не удивительно, так как длина шага у этой группы больше всех - 1,93 м.

Самой малой длинной шага обладают брассисты, всего 1,4 м., дельфинисты показали 1,57 м. Средним показателем обладают кролисты - 1,7 м. Различия по этим показателям, конечно же, достоверны (Т=5,8). Так как специфика каждого конкретного способа плавания - своя.

В расчете максимальной скорости на дистанции 10 м. результат кролистов составил в среднем 1,99 м/с. Совсем немного им уступили дельфинисты - 1,98 м/с., на третьем месте расположились брассисты, с результатом 1,8 м/с., скорость медленнее продемонстрировали спинисты - 1,75 м/с. Различия достоверны (Т=4,35).

Подобную расстановку результатов можно наблюдать и в следующем показателе -средняя скорость на дистанции 100 к/п. Но в отличие от 10 м., местами поменялись спи-нисты и брассисты. Последние больше потеряли в скорости от максимальной, в отличие от спинистов, которые более линейно смогли удержать скорость на более продолжительном дистанционном отрезке.

Аналогичная ситуация наблюдается и в средней скорости на дистанции 200 м. к/п. Расстановка сил такая же, как и на 100 м. к/п. Различия достоверны (Т=6,6 и 5,35).

В показателе времени от свистка до 1 движения наиболее уверенно проявили себя спортсмены из контрольной группы 4, специализирующихся в способе плавания - кроль на груди, выполнив первое движение после свистка уже через 0,22 с., что достоверно лучше остальных групп. Самую медленную реакцию показали спинисты 0,3 с. (КГ2), различия достоверны (Т=5,95).

Кролисты быстрее всех уходили со старта, в среднем за 0,31 с., когда, как брассисты дольше всех «сидели» на тумбочке, их результат в среднем составил 0,43 с. Такая разница в показаниях по Т-критерию Стьюдента оказалась достоверна (Т=4,6).

Анализ и дальнейшая интерпретация результатов корреляции позволяет предположить, то, что наибольшему влиянию со стороны подвижности нервных процессов подвержены брассисты, наименее зависимы от психофизиологических показателей именно кролисты. Из обнаруженных связей можно отметить влияние показателя времени от свистка до 1 движения на показатели темпа и шага (г=0,73 и г=0,63).

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаврентьева Д. А. Влияние особенностей индивидуального профиля асимметрии на выбор структуры движений ног в воде у детей младшего школьного возраста на этапе начального обучения плаванию / Д.А. Лаврентьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№6 (112). - С. 100-103.

2. Лаврентьева Д.А. Взаимосвязь моторной асимметрии с некоторыми особенностями двигательного портрета пловцов 17-19 лет в избранном виде деятельности /Д.А. Лаврентьева //

Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. -- №3 (157). - С. 188-191.

3. Лаврентьева Д.А. Влияние профиля моторной асимметрии на лабильность нервных процессов пловцов 10-12 лет / Д.А. Лаврентьева // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: материалы международной конференции. - Малаховка, 2016. - С. 20-22.

REFERENCES

1. Lavrenteva, D.A. (2014), "Influence of the peculiarities of the individual asymmetry profile on the choice of the structure of leg movements in the water in primary school children at the stage of primary swimming training'', Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 6 (112), pp. 100-103.

2. Lavrenteva, D.A. (2018), "Interrelation of motor asymmetry with some features of the motor portrait of 17-19-year-old swimmers in the chosen type of activity training'', Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3(157), pp. 188-191.

3. Lavrenteva, D.A. (2016), "The influence of the motor asymmetry profile on the lability of nervous processes of swimmers 10-12 years old'', University sports: health and prosperity of the nation: Materials of scientific conference, Moscow state Academy of Physical Culture, Malakhovka, pp. 20-22.

Контактная информация: tonya.konovalova.2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2022

УДК 37.062.1

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Елизавета Вячеславовна Коробцова, аспирант, Наталья Юрьевна Налётова, доктор педагогических наук, профессор, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация

Процесс социально-педагогической адаптации ребенка мигранта тема актуальная для педагогической науки. В последнее годы усилился поток миграции населения. Это связанно с различными социальными изменениями. Смена привычных условий жизни, в связи с переездом в другой регион, где разные культурные ценности и традиции, ведет к дезориентации как взрослого человека, так и ребенка из семьи мигранта. В данной статье конкретизированы понятия "социальная адаптация", "социализация", представлена классификация социально-психологической адаптации личности. В статье раскрыты подходы современных педагогов исследователей к проблеме педагогической адаптации детей-мигрантов: определена и обоснована система педагогических условий, способствующих адаптации детей в новых условиях. Авторами раскрывается роль семьи и школы в процессе адаптации ребенка мигранта в новой культурной среде.

Ключевые слова: миграция, адаптация, дети-мигранты, дезадаптация, социальная среда, педагогическая адаптация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p212-216

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN (THEORETICAL ASPECT)

Elizaveta Vyacheslavovna Korobtsova, the post-graduate student, Natalya Yuryevna Naletova,

the doctor of pedagogical sciences, professor, Smolensk State University

Abstract

The process of social and pedagogical adaptation of the migrant child is relevant topic for pedagogical science. In recent years, the flow of population migration has intensified. It is associated with various social changes. A change in the usual living conditions, in connection with moving to another region, where there are different cultural values and traditions, leads to disorientation of both the adult and child from the migrant's family. In this article, the concepts of "social adaptation", "socialization" are concretized, the classification of the socio-psychological adaptation of the individual is presented. The article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.