Научная статья на тему 'Структура специализированных восприятий у пловцов различной специализации'

Структура специализированных восприятий у пловцов различной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
283
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВОСПРИЯТИЯ / ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ / СТРУКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ / SPECIALIZED PERCEPTION / YOUNG SWIMMERS / SPECIALIZED STRUCTURE PERCEPTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казызаева Александра Сергеевна, Бакшеев Михаил Дмитриевич, Тарасевич Галина Анатольевна

На основании проведённых исследований впервые получены данные о структуре специализированных восприятий у пловцов 10-15 лет различной специализации. Выявленные в процессе исследования закономерности могут быть использованы в качестве базовой основы для планирования технической подготовки юных пловцов. Статья содержит 12 страниц, 2 таблицы и 6 рисунков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казызаева Александра Сергеевна, Бакшеев Михаил Дмитриевич, Тарасевич Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of perceptions in swimmers of different specialization

On the basis of research for the first time there is obtained data on the structure of specialized perceptions in swimmers aged 10-15 years old in various sports. While the research process the identified patterns can be used as a basic framework for planning the young swimmers technical training. The article contains 12 pages, 2 tables and 6 figures.

Текст научной работы на тему «Структура специализированных восприятий у пловцов различной специализации»

УДК 796.012.26

А. С. КАЗЫЗАЕВА М. Д. БАКШЕЕВ Г. А. ТАРАСЕВИЧ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Омский государственный университет путей сообщения

СТРУКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ У ПЛОВЦОВ РАЗЛИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

На основании проведённых исследований впервые получены данные о структуре специализированных восприятий у пловцов 10—15 лет различной специализации. Выявленные в процессе исследования закономерности могут быть использованы в качестве базовой основы для планирования технической подготовки юных пловцов. Статья содержит 12 страниц, 2 таблицы и 6 рисунков.

Ключевые слова: специализированные восприятия, юные пловцы, структура специализированных восприятий.

Актуальность. Одним из основных факторов, определяющих результативность в спорте, является уровень технической подготовленности, обусловленной качеством управления или координации движений [1, 2]. Возможность эффективного управления спортивными движениями во многом определяется степенью развития специализированных восприятий, связанных, в первую очередь, с состоянием сенсорных систем организма человека. Во всех видах спортивных движений развиваются специфические координационные способности (чувство воды, чувство снега, чувство льда и др.) [3].

По мнению В. Л. Дементьева [4], управление физиологическими функциями можно повысить за счет совершенствования способности человека точно ощущать и оценивать параметры движений. Это позволит предельно точно контролировать дозировку и степень воздействия, а значит, с наибольшей эффективностью управлять процессами адаптации.

В связи с этим в теории и практике спорта, в частности в плавании, вопросы взаимодействия спортсмена и водной среды на уровне проявлений специализированных восприятий представляются актуальными.

В настоящем исследовании приняли участие 380 человек, из них — 200 брассистов и 180 кролистов. Все испытуемые были разбиты на 6 возрастных групп. Было зарегистрировано 78 показателей у каждого испытуемого.

Результаты исследования. Для более эффективного совершенствования специализированных восприятий внутри возрастных групп необходимо знать характерную для данного возраста их взаимосвязь, т.е. изучить структуру специализированных восприятий в каждой возрастной группе. Вполне возможна ситуация, когда какая-либо функциональная система организма, сама по себе

характеризующаяся низкими адаптационными возможностями, прямо или косвенно влияет на специализированные восприятия пловцов.

С целью определения структуры специализированных восприятий факторному анализу были подвергнуты показатели специализированных восприятий, физической и технической подготовленности, а также физического развития, пловцов брассистов и кролистов 10—15 лет. В результате были выявлены факторы, определяющие уровень специализированных восприятий в том или ином возрасте. Интерпретации подверглись факторы, вклад которых в общую дисперсию выборки составил более 5 %.

У пловцов-брассистов общее количество «полновесных» факторов было выявлено в количестве 21 (табл. 1). 16 из них характеризуют координационные способности, 3 фактора — свойства нервно-мышечного аппарата, 2 фактора — скоростные и силовые способности и 1 фактор — уровень физического развития. Собственно специализированные восприятия представлены одиннадцатью факторами.

Наибольшее влияние на изменчивость показателей, определяющих уровень проявления специализированных восприятий, оказывает фактор, характеризующий физическое развитие. Максимального своего значения этот фактор достигает в 14 лет, когда имеет место собственно пубертатный период полового созревания, а минимального — в 13 лет.

Влияние фактора «скоростные способности» на уровень проявления специализированных восприятий наиболее ярко выражен в 10-летнем возрасте. Высокое значение этого фактора также наблюдается с 12 до 15 лет, за исключением возраста 14 лет.

Наиболее существенно влияние на изменчивость изучаемых признаков фактора, характеризующего специальную силовую подготовленность.

о

от

Е

Т

Таблица 1

Вклад общих факторов (в процентах) в дисперсию при исследовании возрастной структуры специализированных восприятий пловцов-брассистов 10—15 лет

№ Факторы Возраст, лет

10 11 12 13 14 15

1 Координационные способности Специализированные восприятия Специфическая ловкость (чувство воды) 6,54 6,22 7,69

2 Эффективность гребковых усилий (чувство воды) 5,06 6,79 5,77 8,06

3 Эффективность техники (чувство воды) 5,62 5,46 6,78 7,25

Чувство развиваемых усилий при плавании брассом в координации 5,86 5,91 5,53

7 Чувство развиваемых усилий при плавании брассом с помощью рук 5,70

Чувство времени в воде 5,12 5,72

Чувство темпа 5,76

9 Чувство пространства 7,61

Чувство времени на суше 5,60 5,37 5,58 6,76

Чувство развиваемых усилий при имитации гребкового движения на суше 5,90

Чувство развиваемых усилий кисти 5,34 5,71 6,16

Чувство развиваемых усилий прыжка 6,34

13 Статическое равновесие 5,65

14 Двигательная память 6,79

15 Скоростная координация 6,53 6,71

16 Физ. качества Скоростные способности 9,12 6,47 5,98 6,04

17 Специальная силовая подготовленность 7,02 7,0 6,64

18 Свойства НМА Проприоцептивная чувствительность 5,20 5,80 5,22

19 Свойства нервной системы 5,89 5,71

20 Сила нервной системы 5,54

21 Уровень физического развития 10,1 11,01 9,03 8,87 12,38 9,56

Этот фактор имеет наиболее стабильную величину от 11 до 13 лет.

Поскольку задатками специализированных способностей являются свойства нервно-мышечного аппарата, очевидно наличие трех факторов, отражающих эти свойства. Первый — «проприоцептивная чувствительность» — выделяется в 10, 12 и 15 лет. Второй — «свойства нервной системы» — выявлен в 14 и 15 лет. Третий — «сила нервной системы» — обособляется в возрасте 15 лет.

На протяжении трех лет (12, 13 и 14) в структуре специализированных восприятий отмечается влияние на изменчивость изучаемых показателей фактора «чувство развиваемых усилий при плавании брассом в координации». Наибольший вклад данного фактора зафиксирован в 13 лет. Фактор «чувство развиваемых усилий кисти» выделяется в возрасте 10, 14 и 15 лет с наибольшим вкладом в 15-летнем возрасте.

Выявлено четыре фактора, отражающие пространственные и временные параметры специализированных восприятий. Первый из них, названный «чувство времени на суше», характеризует умение спортсмена определять короткие временные интервалы и выделяется в возрасте 10, 12, 13 и 14 лет. Второй, названный «чувство времени в воде», — в 11 и 14 лет. Причем наибольший вклад этих двух факторов наблюдается в 14-летнем возрасте. Третий фактор — «чувство темпа» выявлен лишь в 10 лет. Четвертый фактор — «чувство пространства при скольжении» обособляется в 15 лет и имеет относительно большой вклад в общую дисперсию.

Три компонента чувства воды нашли свое отражение в трех факторах. Первый из них — «эффективность техники» — выявляется в четырех возрастах (10, 11, 13 и 15 лет). Второй — «эффективность греб-ковых усилий» — наблюдается в 10, 12, 13 и 14 лет. Третий — «специфическая ловкость» — выделен

Таблица 2

Вклад общих факторов (в процентах) в дисперсию при исследовании возрастной структуры специализированных восприятий пловцов-кролистов 10—15 лет

№ Факторы Возраст, лет

10 11 12 13 14 15

1 Координационные способности Специализированные восприятия Эффективность техники (чувство воды) 13,6 8,5 7,5 7,9

2 Специфическая ловкость (чувство воды) 6,0

3 Эффективность гребковых усилий (чувство воды) 5,0

4 Чувство развиваемых усилий при плавании кролем в координации 5,8 6,7 6,9 7,7 9,5

5 Чувство развиваемых усилий при плавании кролем с помощью рук или ног (р, н) 7,0 (р) 5,9 (н) 6,0 (р)

6 Чувство времени в воде 6,8 6,5

7 Чувство темпа в воде 5,1

8 Чувство пространства в воде 7,8 6,1

9 Чувство времени на суше 5,2 5,7 5,4

10 Чувство темпа на суше 5,0 5,0 5,2

11 Чувство развиваемых усилий при имитации гребкового движения 5,8 7,0

12 Чувство развиваемых усилий кисти 6,5 5,6 5,4 5,4 5,7

13 Чувство развиваемых усилий прыжка 5,1 7,2 7,2

14 Двигательная память 5,1

15 Физ. качества Специальные силовые способности 5,9 5,8 6,1 8,4 8,2

16 Специальные скоростные способности 6,1 6,1

17 Свойства нервной системы 5,6 5,4 5,5 5,0

в 11, 14 и 15 лет. Следует отметить, что с возрастом их вклад в структуру специализированных восприятий увеличивается.

Остальные факторы отражают различные стороны координационных способностей пловцов. Тем не менее учет их состава дает немалый объем информации для оптимизации конкретных тренировочных программ совершенствования специализированных восприятий в каждой возрастной группе спортсменов.

У пловцов-кролистов 10—15 лет в результате изучения структуры двигательных способностей было выявлено семнадцать общих факторов (табл. 2).

Восемь факторов из четырнадцати, характеризующие различные координационные способности обследуемых спортсменов, отражают собственно специализированные восприятия, проявляемые в воде.

Остальные факторы — это специальные скоростные и силовые способности, свойства нервной системы.

Три компонента чувства воды нашли свое отражение в трех факторах. Первый из них — «эффективность техники» — выявляется в четырех возрастах (10, 11, 12 и 14 лет) и имеет существенный вклад в структуре. Максимальное значение этот фактор имеет в 11 лет. Второй — «эффективность гребко-

вых усилий» — наблюдается лишь в 10 лет. Третий — «специфическая ловкость» — выделен у 13-летних пловцов.

Выявлено три фактора, отражающие пространственные и временные параметры специализированных восприятий. Первый из них, названный «чувство времени в воде», выделяется в возрасте в 12 и 15 лет. Второй фактор — «чувство темпа воде» появляется лишь в 15 лет. Третий фактор — «чувство пространства при скольжении» обособляется в 11 и в 14 лет и имеет относительно большой вклад в общую дисперсию в 11-летнем возрасте.

Во всех возрастах, кроме 14 лет, в структуре специализированных восприятий отмечается появление фактора «чувство развиваемых усилий при плавании кролем в координации», с наибольшим значением — в 15 лет. Фактор «чувство развиваемых усилий при плавании кролем по элементам встречается в структуре в 11, 13 и в 14 лет.

Фактор, характеризующий специальную силовую подготовленность, имеет наиболее стабильную величину от 11 до 15 лет. Высокое значение этого фактора наблюдается в 14 и 15 лет. «Специальные скоростные способности» обособляются в 14-и 15-летнем возрасте.

Поскольку задатками специализированных способностей являются свойства нервно-мышечного аппарата, очевидно наличие фактора «свой-

0 от

Е

Т

Рис. 1. Структура специализированных восприятий у брассистов 10—11 лет, усл. ед.

Рис. 2. Структура специализированных восприятий у кролистов 10—11 лет, усл. ед.

Рис. 3. Структура специализированных восприятий у брассистов 12—13 лет, усл. ед.

Рис. 4. Структура специализированных восприятий у кролистов 12—13 лет, усл. ед.

Рис. 5. Структура специализированных восприятий у брассистов 14—15 лет, усл. ед.

Рис. 6. Структура специализированных восприятий у кролистов 14—15 лет, усл. ед.

ства нервной системы», который выявлен в 10, 12, 13 и 14 лет.

При сравнении структуры специализированных восприятий у пловцов различной специализации видно, что у спортсменов одного возраста, специализирующихся в разных способах плавания, наблюдается различный состав факторов.

На рис. 1 и 2 представлена структура специализированных восприятий брассистов и кролистов 10—11-летнего возраста. Видно, что в данной возрастной группе у брассистов наибольший вклад привносят: эффективность техники, эффективность гребковых усилий, специфическая ловкость, чувство времени и чувство темпа; у кролистов: эф-

фективность техники, эффективность гребковых усилий, чувство развиваемых усилий при плавании в координации и с помощью рук.

Из рис. 3 и 4 видно, что в группе 11 — 12-летних пловцов в структуре специализированных восприятий также имеются различия. У брассистов наибольшее влияние на результат имеют факторы: эффективность техники, эффективность гребковых усилий, чувство развиваемых усилий при плавании в координации и с помощью рук; у кролистов количество таких факторов больше: эффективность техники, специфическая ловкость, чувство времени и чувство темпа, чувство развиваемых усилий при плавании в координации и с помощью ног.

Из представленных на рис. 5 и 6 результатов можно констатировать, что в группе 14—15-летних пловцов у брассистов в большей степени влияют на результат факторы: эффективность техники, эффективность гребковых усилий, специфическая ловкость, чувство развиваемых усилий при плавании в координации и чувство времени; у кролистов — эффективность техники, а также чувство развиваемых усилий при плавании в координации и с помощью рук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С помощью данных проведенного нами факторного анализа можно судить о возможном объеме направленных тренировочных воздействий. Возможный объем оценивался по величине вклада фактора в общую дисперсию. Величина вклада определяет степень влияния данного фактора на изменчивость изучаемых признаков и зависит от тесноты и количества взаимосвязей между показателями, определяющими его.

Таким образом, опираясь на результаты факторного анализа, мы выделили группы упражнений, различающиеся по своей направленности:

1 — упражнения для совершенствования физических качеств;

2 — упражнения для совершенствования базовых координационных способностей;

3 — упражнения для совершенствования чувства воды;

4 — упражнения для совершенствования чувства развиваемых усилий;

5 — упражнения для совершенствования чувства времени;

6 — упражнения для совершенствования чувства темпа;

7 — упражнения для совершенствования чувства пространства.

Заключение. На основании проведенного исследования можно заключить, что структура специализированных восприятий у пловцов видоизменяется с возрастом:

— чувство воды проявляется в следующих факторах: «эффективность техники» — в 10, 11, 12, 14 лет у кролистов и в 10, 11, 13 и 15 лет у брассистов; «специфическая ловкость» — в 13 лет у кролистов и в 11, 14 и 15 лет у брассистов; «эффективность гребковых усилий» — в 10 лет у кролистов и в 10, 12, 13 и 14 лет у брассистов.

— фактор, характеризующий чувство развиваемых усилий при плавании в координации, определяет уровень развития специализированных восприятий в 10, 12, 13, 15 лет у кролистов и в 12, 13 и 14 лет у брассистов; фактор, характеризующий чувство развиваемых усилий при плавании с помощью рук, — в 11 и 14 лет у кролистов и в 12 лет

у брассистов; при плавании с помощью ног — в 13 лет у кролистов.

— «чувство времени» в воде формируется в отдельный фактор в 12 и 15 лет у кролистов и в 11 и 14 лет у брассистов;

— «чувство темпа» в воде формируется в отдельный фактор — в 15 лет у кролистов и в 10 лет у брассистов;

— фактор «чувство пространства в воде» выявлен в 11 и 14 лет у кролистов и в 15 лет у брассистов.

Библиографический список

1. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. — 2-е изд., стереотип. — М. : Советский спорт, 2011. — 202 с. — Сер. Атланты спортивной науки.

2. Gary W. Hall, M. D. Fundamentals of fast swimming // Swimming World Magazine / On-line Archives /2011/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.swimmingworldmagazine.com/premium/swimming technique/2011 b.asp (дата обращения: 01.03.2015).

3. Бакшеев, М. Д. Специализированные восприятия в спортивном плавании : моногр. / М. Д. Бакшеев, А. С. Казыза-ева, Г. А. Тарасевич ; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. — Омск, 2012. - 184 с.

4. Дементьев, В. Л. Специализированные восприятия борца : моногр. / В. Л. Дементьев, В. В. Гожин, А. Ю. Лушников. — М. : Физическая культура, 2011. — 288 с.

5. Бакшеев, М. Д. Возрастные особенности формирования специализированных восприятий у юных пловцов на этапе базовой подготовки / М. Д. Бакшеев, А. С. Казызаева, Г. А. Тара-севич //Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2011. — 2 (96). — С. 154 — 157.

>

КАЗЫЗАЕВА Александра Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики плавания Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

БАКШЕЕВ Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики плавания Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

ТАРАСЕВИЧ Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения. Адрес для переписки: kazizaeva_as@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.03.2015 г. © А. С. Казызаева, М. Д. Бакшеев, Г. А. Тарасевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.