Научная статья на тему 'Влияние психоэмоционального состояния работника на безопасность труда'

Влияние психоэмоционального состояния работника на безопасность труда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1865
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психоэмоциональное состояние / эмоции / трудовой процесс / восприятие / работник. / psycho-emotional state / emotions / labor process / perception / employee.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Багян А. Г., Стасева Е. В.

Описывается роль психоэмоционального состояния работника непосредственно на трудовой процесс и безопасность труда на производстве. Рассмотрены различия познавательных процессов от психоэмоционального состояния, в зависимости от эмоционального восприятия или невосприятия человеком информации, обстоятельств, связанных с трудовой деятельностью. В представленной статье выделяются четыре типа психоэмоциональных реакций работника в зависимости от степени остроты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Багян А. Г., Стасева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PSYCHO EMOTIONAL STATE OF AN EMPLOYEE ON LABOR SAFETY

This article describes the role of psychoemotional state of a worker, which influences directly the labor process and labor safety in the workplace. The differences of cognitive processes from the psycho-emotional state are considered, depending on the person’s emotional perception or non-perception of information, circumstances connected with labor activity. The paper identifies four types of psycho-emotional reactions of an employee, depending on the degree of severity.

Текст научной работы на тему «Влияние психоэмоционального состояния работника на безопасность труда»



УДК 331.443

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

Багян А. Г., Стасева Е. В.

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

innabagyan@yandex.ru elena_staseva@mail.ru

Описывается роль психоэмоционального состояния работника непосредственно на трудовой процесс и безопасность труда на производстве. Рассмотрены различия познавательных процессов от

психоэмоционального состояния, в зависимости от эмоционального восприятия или невосприятия человеком информации, обстоятельств, связанных с трудовой деятельностью. В представленной статье выделяются четыре типа

психоэмоциональных реакций работника в зависимости от степени остроты. Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, эмоции, трудовой процесс, восприятие, работник.

UDC 331.443 INFLUENCE OF PSYCHO EMOTIONAL STATE OF AN EMPLOYEE ON LABOR SAFETY

Bagyan A. G., Staseva E. V.

Don State Technical University, Rostov-on-Don,

Russian Federation

innabagyan@yandex.ru elena_staseva@mail.ru

This article describes the role of psycho-emotional state of a worker, which influences directly the labor process and labor safety in the workplace. The differences of cognitive processes from the psycho-emotional state are considered, depending on the person's emotional perception or non-perception of information, circumstances connected with labor activity. The paper identifies four types of psycho-emotional reactions of an employee, depending on the degree of severity.

Keywords: psycho-emotional state, emotions, labor process, perception, employee.

Введение. Российские ученые провели исследование о том, сколько часов работы в неделю не вредят здоровью сотрудника. Они пришли к выводу, что длительная рабочая неделя (более 39 часов) ставит под угрозу самочувствие работника. По словам учёных, выяснилось, что двое из трёх работников тратят на рабочие задачи больше 40 часов в неделю, и это негативно сказывается на их здоровье. Проблема усугубляется для женщин, которые, помимо работы, вынуждены тратить время на домашние дела [1-2].

Исследователи считают, что у тех, кто работает дольше 39 часов в неделю, не остаётся времени на отдых, правильное и сытное питание, должный уход за собой. Ведь это подрывает и физическое, и психическое здоровье человека. Учёные полагают, что для женщин предельное количество потраченного на работу времени должно составлять не более 34 часов в неделю. В июле 2016 года исследователи опубликовали ещё один отчёт, в котором говорится, что сотрудникам старше 40 лет стоит работать не больше 25 часов в неделю. Учёные отмечают, что в условиях неполной рабочей недели такие сотрудники показывают наилучшие результаты, а 40-часовая неделя ведёт к снижению их умственной активности [3-4].

Впервые промышленный травматизм начали изучать научные психологи в XX в. Именно тогда ученые обратили свое внимание на психофизиологические и психоэмоциональные факторы возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, причиной которых была большая вероятность получения во время трудового процесса травм, порезов, ушибов. Наиболее уязвимыми к физическим травмам являлись работники, трудовой процесс которых был связан с перевозками и

транспортировкой поездов. В 1910 году в Нью-Йорке ученые-психологи попытались провести исследования, по которым страховые компании направили запрос. Основной его целью являлось насколько возможно уменьшить размер выплат и пособий пострадавшим, которые подверглись физическим увечьям в течение рабочего времени [2, 5-6].

Постановка задачи. В 1919 году английские ученые-психологи заинтересовались этим вопросом и выявили следующую закономерность: группа людей, выполняющих одинаковую монотонную работу, условно можно поделить на несколько подгрупп. Одни люди практически не получали травм, вторые — получали незначительное количество, а третьи получали травмы достаточно часто. Данную ситуацию можно было объяснить периодическим повторением работниками предыдущих ошибок, которые они совершали ранее, либо неосознанным стремлением к несчастным случаям. Благодаря методу статистического анализа ученые-психологи выявили, что рассредоточение производственного травматизма является последствием склонности человека к нему [1, 7-9].

Стоит отметить, что в данном исследовании были приняты во внимание все несчастные случаи, начиная от самых тяжелых, заканчивая мелкими, незначительными травмами.

Теоретическая часть. Психоэмоциональное состояние человека является важной составляющей всех эмоциональных характеристик: настроения, активности, самочувствия, настроения, личностной и ситуационной тревожности. Негативные психоэмоциональные состояния, такие как напряжение, психическое утомление, эмоциональный стресс, всевозможные депрессивные, когнитивные и невротические проявления оказывают существенно неблагоприятное воздействие на состояние и здоровье человека, а также на его жизненный тонус и активность в целом [1, 4, 10].

Различие познавательных процессов от психоэмоционального состояния состоит в том, что первое характеризуется ощущениями, образами, мыслями в окружающей действительности, а второе определяется чувствами, волнением, тревогой в объективной реальности. В нем можно увидеть субъективное отношение человека к событиям и объектам окружающей действительности. Некоторые события, предметы, вещи способны приносить радость и счастье человеку, он готов ими восхищаться и наслаждаться, другие же — способны огорчить, вызвать антипатию и отвращение, третьи — и вовсе оставляют равнодушным [6].

Психоэмоциональное состояние отсутствует вне познания и деятельности человека. Оно способно появляться во время трудовой деятельности, а также воздействовать на ее процесс.

Объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, возникающие в нашей психике и организме, являются источниками психоэмоционального состояния. В разное время и при разных обстоятельствах значимость одних и тех же предметов может быть абсолютно противоположной [5].

Многообразие эмоциональных состояний выражается мотивами, потребностями, стремлениями, целями, намерениями человека, особенностями его воли, характера, то есть в широком смысле слова — желаниями. Ведь именно желания подвигают и побуждают нас к различным поступкам, действиям. Из этого можно сделать вывод, что именно желание — это двигатель силы и энергии человека.

В процессе трудовой деятельности можно выделить четыре типа психоэмоциональных реакций в зависимости от степени остроты [6, 8]:

1. Страх — неприятие и желание бежать, идти куда глаза глядят от осознанного или неосознанного ощущения угрозы, причинения вреда жизни и здоровью человека;

2. Гнев — неприятие и желание быть вовлеченным в скрытое или открытое противоборство (конфликт): эмоциональное, интеллектуальное, иногда и физическое;

3. Печаль — неприятие и ощущение тоски и жажды чего-то другого, более интересного, интригующего и полезного;

4. Радость — приятие процесса работы, удовлетворение от присутствия в потоке интересной и полезной информации, желание продолжать в том же духе [6].

Выводы. Исходя из вышесказанного можно отметить, что в трех из четырех возможных случаях, может возникать «отключение» работника от трудового процесса (работник все время отвлекается и не может сконцентрироваться на работе) вследствие негативной эмоциональной ответной реакции на восприятие. В результате трудовой процесс не приносит ни пользы, ни удовольствия, а также становится малоэффективным и неуправляемым.

При этом стоит сказать, что само по себе желание в виде основной эмоциональной реакции, имеет все-таки только два эмоциональных проявления, а не четыре: неприятие и приятие, которые автоматически могут быть восприняты работником как желание отстраниться и желание приблизиться к решению проблем и вопросов, связанных с трудовым процессом на производстве [7, 9].

Библиографический список

1. Стасева, Е. В. Психология безопасности труда в анализе производственного травматизма и его профилактике. / Е. В. Стасева. Е. С. Красноруцкая, А. В. Горбаткова // Актуальные проблемы безопасноти жизнедеятельности и экологии: матер. междунар. науч.-практ. конф. — Тверь. — 2017. — С. 80-83.

2. Работа более 39 часов в неделю наносит вред физическому и психическому здоровью [Электронный ресурс] / VC.RU. — Режим доступа ; https://vc.ru/flood/21773-healthy-work-limit (дата обращения : 02.04.2019).

3. Практическая психология. Учебник под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной 4-е издание, перераб., дополн., 2001 — 219 с.

4. Матюхин, В. В. Значение профессионального отбора в \обеспечении безопасности жизнедеятельности / Матюхин В. В. [и др.] // Безопасность жизнедеятельности. — 2006. — № 2. — С. 34-39.

5. Багян, А. Г. Новые технологии обучения и проверки знаний в системе управления охраной труда / А. Г. Багян, Е. В. Стасева, А. В. Пантелеев // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. —2018. — № 2. — С. 17-18.

6. Буланова, А. В. Значение оценки профессиональных рисков в системе управления охраной труда / А. В. Буланова, С. Л. Пушенко, Е. В. Стасева // Безопасность техногенных и природных систем. — 2019. — № 1. — С.2-7.

7. Стасева, Е. В. Формирование механизма мотивации среди работников в целях улучшения состояния условий и охраны труда на предприятии / Е. В. Стасева, М. Ф. Богданова, А. В. Горбаткова // Строительство и Архитектура-2017. Инженерно-строительный факультет: матер. науч.-практ. конф. — Ростов-на-Дону,2017. — С.314-319.

8. Багян, А. Г. Значение системы обучения и проверки знаний и повышение эффективности управления охраной труда на предприятии / Е. В. Стасева, А. Г. Багян // Строительство и Архитектура-2017. Инженерно-строительный факультет: матер. науч.-практ. конф. — 2017. — С.323-327.

9. Стасева, Е. В. Профилактика травматизма на основе комплексной оценки профессиональных рисков строителей. / Е. В. Стасева, А. М. Сазонова, И. О. Цыгульский // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2018. — № 2 (43). — С. 11-13.

10. Вельченко, А. А. Комплексный подход к оценке состояния охраны труда на основе интегральных показателей. / А. А. Вельченко, М. В. Квиткина // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2018. — № 2 (43). — С.26-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.