УДК 61
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Соколова Милена Анатольевна.
г. Норильск, КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №1», медицинский психолог высшей категории 25 сосудистого отделения, Sokol-Mamuka@mail. ru.
Захматова Дайнуте дочь Игнацас.
г. Норильск, КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №1», логопед-афазиолог первой категории 25 сосудистого отделения, dainute35@mail.ru.
Подтяжкина Людмила Ивановна.
г. Норильск, КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №1», врач высшей категории, заведующая 25 сосудистым отделением, polite113@mail.ru.
Аннотация. Восстановление больных, перенесших инсульт, это сложная медико-социальная проблема. Существенная роль в комплексном ведении пациентов отводится коррекции эмоционального состояния, т.к. нарушение эмоционального фона препятствует восстановительному лечению и активизации пациентов в социальной и бытовой роли в жизни.
У пациентов с нарушениям речи, имеет место в той или иной степени выраженности психоэмоциональные расстройства, которые связанны с сосудистой общемозговой или очаговой патологией, либо являющиеся реакцией на дефект, а также на резко изменившийся социальный статус и положение в семье. Нейропсихологическая диагностика и диагностика психоэмоционального фона позволяет получить всестороннюю картину состояния больного, уровня ресурсов для разработки индивидуального дифференцированного подхода восстановления речевых нарушений, эмоциональных расстройств, что может впоследствии значительно увеличить реабилитационный, личностный потенциал и восстановления гармоничных отношении с собой и окружающим миром.
Ключевые слова: инсульт, психоэмоциональное состояние, речевые нарушения.
THE INFLUENCE OF EMOTIONAL STATUS ON RECOVERY OF PATIENTS
WITH IMPAIRED SPEECH
Sokolova Milena Anatolievna.
Norilsk, «Norilsk Interdistrict hospital №1», medical psychologist of the highest category 25 vascular Department, Sokol-Mamuka@mail.ru.
Zakhmatova Danute Ignatz's daughter.
Norilsk, «Norilsk Interdistrict hospital №1», speech therapist-aphasiology first category 25 vascular Department, dainute35@mail.ru.
Podtyazhkin Lyudmila Ivanovna.
Norilsk, «Norilsk Interdistrict hospital №1», doctor of the highest category, head of the 25 vascular Department, polite113@mail.ru.
Abstract. Recovery of stroke patients is a complex medical and social problem. A significant role in the integrated management of patients is given to the correction of emotional state, because the violation of the emotional background prevents the rehabilitation treatment and activation of patients in the social and domestic role in life.
In patients with speech disorders, there is a varying degree of severity of psychoemotional disorders that are associated with vascular cerebral or focal pathology, or are a reaction to a defect, as well as a dramatically changed social status and position in the family. Neuropsychological diagnosis and diagnosis of psycho-emotional background allows to obtain a comprehensive picture of the patient's condition, the level of resources for the development of individual differentiated approach to the restoration of speech disorders, emotional disorders, which can subsequently significantly increase the rehabilitation, personal potential and restore a harmonious relationship with themselves and the world.
Key words: stroke, psycho-emotional state, speech disorders.
Исследование проводилось на базе 25-го сосудистого отделения КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №1».
Цель исследования - определить влияние эмоционально-волевой сферы на активизацию и восстановление речевых нарушений.
Диагностика выполнена с учетом степени выраженности речевых нарушений. Использовались методы нейропсихологической диагностики А.Р. Лурия и методы диагностики высших психических функций эмоционально-личностной сферы в редакции Е.Д. Холмской.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первоначальном этапе исследования применялись методы нейро-патопсихологической диагностики, клиническое наблюдение, изучение, сбор объективного анамнеза жизни. Непосредственное наблюдение, как описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения больного, непосредственно в процессе лечения. Опосредованное наблюдение. Беседы с родственниками для уточнения субъективной оценки характерологических и поведенческих особенностей больного. После коррекции когнитивных и эмоциональных расстройств проводилась завершающая диагностика.
Общее количество больных с речевыми нарушениями 133 человека. Клинический материал был собран у 121-го больного в течение 3-х лет в период с 2015-2017 гг. В исследование не включались пациенты в тяжелом состоянии с нарушением сознания, изменениями личности, выраженными когнитивными
нарушениями, не имеющие возможности выполнять тестовые задания в количестве - 12 человек.
За 2015 г. было пролечено 409 человека, из них: с геморрагическим инсультом 55 (13,4%) человек, ишемическим инсультом 325 (79,4%), ТИА 29 (7%) человек. Всего проконсультировано 356 (87%) человек. Восстановительное обучение прошли 258 (63%), из них с афазией 39 (15%) человек.
За 2016 г. было пролечено 372 пациента, из них: с геморрагическим инсультом 55 (14,9%) человек, ишемическим инсультом 290 (76,7%) человек, ТИА 31 (8,3%) человек. Всего проконсультировано 334 (89,7%) человека. Восстановительное обучение прошло 238 (64%) человек, из них с речевыми нарушениями 44 (18,4%).
За 2017 г. было пролечено 378 пациента, из них: с геморрагическим инсультом 62 (16,9 %) человек, ишемическим инсультом 290 (76,7%) человек, ТИА 24 (6,3%) человек. Всего проконсультировано 335 (88,6%) человек. Восстановительное обучение прошли 208 (55%) человек, из них с речевыми нарушениями 50 (24%) человек.
За три года с психоэмоциональными нарушениями различной степени выраженности 91 (68%) человек. Больные, осознавая свой дефект, испытывают страх, угнетенность, неверие в возможность восстановления речи, апатию, эмоциональную лабильность, тревожность, напряженность. Пациентов пугает будущее, потеря трудоспособности, изменение статуса. Ответственность за исход лечения возлагается в большей степени на методы лечения, на персонал и в меньшей степени на свои усилия.
У 12 (15,7%) человек нарушение критики, недооценки состояния, анозогнозия, безучастие вплоть до сверх оптимизма.
18 (13,5%) человек с гармоничным отношением к болезни, умеренным уровнем тревоги, напряжения. Принцип партнерства, ответственность за лечение возлагается равно как на себя, так и на других. Признание, как возможности восстановления отдельных функций, так и сохранение остаточного дефекта.
12 (9%) человек с изменениями личности, выраженными когнитивными нарушениями, не имеющие возможность выполнять тестовые задания.
Важно отметить, что личностные реакции на болезнь имеют тесную взаимосвязь с характерологическими особенностями личности, социально-культурным уровнем, образованием, семейными отношениями, эффективностью лечения.
У 121 человека, для достижения положительных результатов в восстановлении утраченных функций на фоне медикаментозного лечения, проводилась психологическая коррекция эмоционального состояния с привлечением родственников. Пациенты стали больше осознавать и воспринимать лечение. Поиск ресурсов дал возможность видеть положительную перспективу будущего.
В результате лечения, восстановительного обучения, психокоррекции наблюдалась положительная динамика у 86 (71%) человека, из них: с тотальной сенсомоторной афазией у 8,2%; выраженной сенсомоторной афазией 24,7%; умеренной сенсомоторной афазией 3,3%; легкой сенсомоторной афазией 0,8%;
выраженной сенсорной афазией, умеренной моторной афазией 5%; выраженной сенсорной афазией, легкой моторной афазией 1,6%; умеренной сенсорной афазией, выраженной моторной афазией 4%; умеренной сенсорной афазией, легкой моторной афазией 3,3%; легкой сенсорной афазией, умеренной моторной афазией 1,6%; выраженной моторной афазией 0,8%; умеренной моторной афазией 2,4%; легкой моторной афазией 5%; умеренной сенсорной афазией, выраженной динамической афазией 0,8%; легкой сенсорной афазией с элементами семантической афазией 0,8%; легкой моторной афазией, акустико-мнестической афазией 0,8%; акустико-мнестической афазией, семантической афазией 6,6%; легкой сенсорной афазией, семантической афазией 0,8%.
Без динамики у 35 (28%) человек, из них: с тотальной сенсомоторной афазией у 8,2%; выраженной сенсомоторной афазией 11,5%; умеренной сенсомоторной афазией 1,6%; выраженной сенсорной афазией, умеренной моторной афазией 3,3%; умеренной сенсорной афазией, выраженной моторной афазией 0,8%; легкой сенсорной афазией, умеренной моторной афазией 0,8%; умеренной сенсорной афазией, выраженной динамической афазией 0,8%; легкой моторной афазией, акустико-мнестической афазией 0,8%; акустико-мнестической афазией, семантической афазией 0,8%.
Выводы. Существенная роль в восстановлении и реабилитации больных, перенесших ОНМК, принадлежит комплексному подходу: лечение, восстановление речи, коррекция эмоционального состояния, поддержка со стороны родственников, близких людей. Однако надо отметить, что процент с положительной динамикой больных при участии родственников (которые точно следуют рекомендациям специалистов) в восстановлении не на много выше, чем у одиноких больных. Как правило, это связанно с желанием последних, оставаться в прежней социальной среде.
Помощь в преодолении реакции страха, поиск ресурсов, составление планов на будущее, а также подготовка пациента и родственников к иной социальной активности, возможному изменению социального статуса (при грубых нарушениях) приводит к повышению адаптационных механизмов организма, снижения тревоги, напряжения, что существенно влияет на положительную динамику в восстановлении речевых нарушений, улучшение реабилитационного прогноза.
Библиографический список:
1. Белякова Л.И. Дизартрия. Учебное пособие для вузов. - М.: изд-во центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
2. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 160 с.
3. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 1997. - 360 с.
4. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: изд-во АСТ, 2005. - 89 с.
5. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц - обследование. - М.: В. Секачев, 2005. - 24 с.
6. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 96 с.
7. Кадыков А.С. Реабилитация после инсульта. - М.: изд-во Миклош, 2003. -16 с.
8. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. - М.: изд-во МГУ, 1985. - 119 с.
9. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. - М.: Изд-во МГУ, 1975. Выпуск 8. - 80 с.
10. Клепацкая Л.Б. Восстановить речь после инсульта. - М.: изд-во Секачев В, 2013. - 188 с.
11. Ковальчук В.В., Хайбулин Т.В., Миннулли Т.И. Соблюдение мультидисциплинарного принципа ведения пациентов после инсульта. - М.: Наука и здравоохранеия. 2015 - № 4.
12. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. -М.: изд-во НПО МОДЭК, 2010. - 368 с.
13. Оппель В.В. Восстановление речи после инсульта при афазии. Ленинград, изд-во Медицина, 1963. - 150 с.
14. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. - М.: изд-во МГУ, 1978. -95 с.
15. Хомская Е.Д. Мозг и активация. - М.: изд-во МГУ, 1972. - 103 с.
16. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. - М.: изд-во МГУ, 1985. - 87 с.
17. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. - М.: Ассоциация дефектологов 2000. -96 с.
18. Шохор - Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. - М.: Медицина, 1972. - 140 с.
19. Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова) Стратегия и тактика восстановления речи. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 63 с.