Научная статья на тему 'Влияние психо-эмоционального состояния студентов на результаты экзаменационного тестирования'

Влияние психо-эмоционального состояния студентов на результаты экзаменационного тестирования Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
144
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Салехова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние психо-эмоционального состояния студентов на результаты экзаменационного тестирования»

ВЛИЯНИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Салехова Ю.С. (магистрант Ганноверского университета им.Г.В. Лейбница)

Ганноверский университет им.Г.В. Лейбница, г. Г анновер

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, ИМО, г. Великий Новгород

Наша работа основана на результатах оценки психо-эмоционального состояния 27 студентов-волонтеров и его влияния на результаты тестирования при сдаче экзаменов в период сессии. При оценке психо-эмоционального состояния были проведены тест Спилбергера-Ханина до тестирования, что позволяло оценить личностную и ситуативную тревожность в период сессии. Кроме того, мы провели реоэнцефалографическое и электроэнцефалографическое обследование непосредственно перед проведением тестирования. Церебральная гемодинамика изучалась методом реоэнцефалографии (РЭГ). Запись РЭГ осуществлялась с помощью реографа 4РГ-!а и компьютерного комплекса. В комплекс входили компьютер IBM, аналого-цифровой преобразователь и специально разработанные прикладные математические программы для обработки реограмм. Исследования проводились при стандартном фронто-мастоидальном (Р-М) наложении электродов. В качестве функциональной нагрузки использована нитроглицериновая проба. Для оценки результатов РЭГ-исследований использованы визуальный (качественный) и компьютеризированный методы анализа с выделением артериальной и венозной компонентов (Соколова и соавт., 1977). Функциональное состояние головного мозга у призывников оценивалось методом электроэнцефалографии (ЭЭГ). Регистрация и математический анализ биопотенциалов мозга осуществлялся при помощи компьютерного комплекса, состоящего из компьютера 1ВМ РС, специального аналого-цифрового преобразователя, электроэнцефалографа (Медикор) и специально разработанных прикладных математических программ. Запись ЭЭГ производилась по общепринятой схеме, монополярным способом в состоянии покоя при ритмической фотостимуляции по Ливанову и гипервентиляции в течение трех минут. При этом наряду с визуальным анализом осуществлялся автоматический спектральный, когерентный, корреляционный, кросскорреляционный, математический анализ биопотенциалов мозга (Ливанов М.И., 1972). В зависимости от степени выраженности патологических отклонений биопотенциалов мозга были выделены три варианта изменений ЭЭГ (ЖирмунскАЯ Е.А.1972): 1. Легкие (I и II тип) диффузные изменения с не резко выраженной дезорганизацией и нерегулярностью альфа-ритма с тенденцией к усилению быстрой активности; 2. Умеренные (III и IV тип) диффузные изменения биопотенциалов мозга, характеризующиеся недостаточно организованным, нормальным редуцированным альфа-ритмом, быстрой активностью, увеличением диффузно распространенных медленных преимущественно тета-диапазона, сглаженностью или отсутствием зональных различий; 3. Выраженные (V тип) диффузные изменения в виде снижения альфа-ритма со значительной его дезорганизацией, тенденцией к смещению в низкочастотные уровни и редукцией, а также появления диффузно распространенных неустойчивых медленных волн преимущественно тета-диапазона и сглаженностью зональных различий. Протокол проведения исследования предусматривал пробное и экзаменационное тестирование. При тестировании обследуемые отвечали на вопросы одного и того же варианта теста. При проведении теста Спилбергера-Ханина у 21 студента преобладала ситуативная тревожность, а у остальных 6 ситуативная тревожность сочеталась с личностной. На этом фоне перед проведением пробного тестирования патологии со стороны результатов РЭГ выявлено не было. При проведении ЭЭГ у 23 отмечались легкие и у 4 умеренные диффузные изменения биопотенциалов головного мозга. В отличие от этого, при аналогичном обследовании, проведенном перед экзаменационным тестированием у 8 студентов отмечалось появление умеренных изменений на РЭГ кривых, характерных для дистонии, у 7 для спазма церебральных артерий, у 3 для спазма церебральных артерий в сочетании с блоком венозного оттока. При этом у 9 студентов изменений на реоэнцефалограммах, по сравнению с результатами обследования перед пробным тестированием не отмечалось. При ЭЭГ у 19 отмечались легкие и у 6 умеренные, а у 2 выраженные диффузные изменения биопотенциалов головного мозга. То есть, еще до начала тестирования появились изменения на РЭГ и ЭЭГ, свидетельствующие о предпосылках к развитию нарушений церебральной гемодинамики и мозговой деятельности во время экзаменационного тестирования. Следует отметить, что количество неправильных ответов при экзаменационном тестировании возросло на 5-9%, несмотря на то, что варианта тестов соответствовал предварительному тестированию. Особого внимания заслуживает то, что частота неправильных ответов возросла в заключительной части тестирования. Это свидетельствовало о том, что психо-эмоциональный стресс во время экзаменационного тестирования приводил к дезорганизации и нарушению когнитивной функции у тестируемых. Таким образом, для объективизации результатов экзаменационного тестирования целесообразно разработать программу психо-коррегирующих мероприятий, направленных на снижение психо-эмоционального стресса во время экзаменационной сессии.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

Литература

1. Сборник научных тезисов и

2. Сборник научных тезисов и

3. Сборник научных тезисов и

4. Сборник научных тезисов и

5. Сборник научных тезисов и

6. Сборник научных тезисов и

7. Сборник научных тезисов и

8. Сборник научных тезисов и

9. Сборник научных тезисов и

10. Сборник научных тезисов и

11. Сборник научных тезисов и

статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование

в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.