Научная статья на тему 'Влияние процессов реформирования в здравоохранении на обеспечение социально-демографической и экономической безопасности регионов'

Влияние процессов реформирования в здравоохранении на обеспечение социально-демографической и экономической безопасности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / «НОВАЯ ЭКОНОМИКА» / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРИОРИТЕТЫ / ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / TRANSFORMATION / NEW ECONOMY / ECONOMIC GROWTH / HUMAN CAPITAL / SOCIAL SECTOR / PRIORITIES / WORKING-AGE POPULATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривенко Н.В.

Рассмотрены проблемы трансформации российской экономики, экономического роста, его зависимости от уровня развития «новой экономики», в формировании которой большую роль играют качество человеческого капитала, возможности сохранения трудоспособного потенциала населения. Определены трансформационные процессы, происходящие в отраслях социальной сферы, что нашло отражение в разработке концептуально-стратегических документов на государственном уровне. Проанализированы результаты преобразований в важнейшей отрасли социальной сферы — российской системе здравоохранения — в условиях реформирования. Рассмотрены взаимовлияние и взаимозависимость экономической ситуации в стране, уровня финансирования здравоохранения, проводимых реформ, изменения медико-­демографических показателей, обеспечения социально-демографической безопасности. Выявлены проблемы, обозначившиеся после окончания действия национального проекта в сфере здравоохранения: на фоне уменьшения финансирования отрасли — оптимизация, значительное сокращение организаций здравоохранения, снижение доступности медицинской помощи, диспропорции в ее получении для жителей разных регионов страны, рост неудовлетворенности населения качеством медицинских услуг и др. Исследованы региональные аспекты реформирования на примере здравоохранения Свердловской области, достигнутые результаты за период с 2008 года по 2017 год. На фоне роста заболеваемости населения выявлены проблемы доступности медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе. Отмечаются интенсификация лечебного процесса в дневном и круглосуточном стационарах, достигнутые успехи службы охраны материнства и детства, противотуберкулезной службы Свердловской области, значительный медицинский, социальный, экономический эффект в результате снижения смертности населения трудоспособного возраста за этот период. Предложено формирование теоретико-методологических подходов к управлению трансформационными процессами в целом в экономике, в социальной сфере, в том числе в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кривенко Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of public health reforming processes on maintenance of social-demographic and economic security of regions

The paper considers issues of Russian economy transformation, economic growth, its dependency from development level of “new economy”, in formation of which the key role is played by human capital and possibility of saving employable population potential. It also defines transformation processes which occur in branches of social sphere what is shown in development of concept and strategic documents at the state level. The author analyzes outcomes of transformations in the most important branch of social sphere as Russian system of public health during the reforms conditions. The paper considers mutual influence and dependency of economic situation in the country, financing level of public health, carrying out reforms, changes of medical and demographic indices, providing social and demographic security. The article defines a set of issues which appeared after the national project in the sphere of public health: with the reduced financing it is an optimization, great reduction of public health institutions, reduction of medical aid availability, disproportion of it for different regions, population dissatisfaction growth concerning the quality of medical service, etc. The article studies regional aspects of reforming on the example of Sverdlovsk Oblast public health system, the achieved outcomes for 2008 – 2017. With growing sickness rate there is a problem of medical aid availability at ambulant and polyclinic stage. There is an intensification of cure process at daytime and all-day hospitals, achieved success in service of security of mothers and children, tuberculosis service of Sverdlovsk Oblast, dramatic medical, social and economic effect as a result of decreased mortality of employable people. The author offers formation of theoretical and methodological approaches to management of transformation processes in economy, social sphere and public health.

Текст научной работы на тему «Влияние процессов реформирования в здравоохранении на обеспечение социально-демографической и экономической безопасности регионов»

Б01 10.24411/2077-7639-2018-10007

Влияние процессов реформирования в здравоохранении на обеспечение социально-демографической и экономической безопасности регионов

Кривенко Н. В.

Рассмотрены проблемы трансформации российской экономики, экономического роста, его зависимости от уровня развития «новой экономики», в формировании которой большую роль играют качество человеческого капитала, возможности сохранения трудоспособного потенциала населения. Определены трансформационные процессы, происходящие в отраслях социальной сферы, что нашло отражение в разработке концептуально-стратегических документов на государственном уровне. Проанализированы результаты преобразований в важнейшей отрасли социальной сферы — российской системе здравоохранения — в условиях реформирования. Рассмотрены взаимовлияние и взаимозависимость экономической ситуации в стране, уровня финансирования здравоохранения, проводимых реформ, изменения медико-демографических показателей, обеспечения социально-демографической безопасности. Выявлены проблемы, обозначившиеся после окончания действия национального проекта в сфере здравоохранения: на фоне уменьшения финансирования отрасли — оптимизация, значительное сокращение организаций здравоохранения, снижение доступности медицинской помощи, диспропорции в ее получении для жителей разных регионов страны, рост неудовлетворенности населения качеством медицинских услуг и др. Исследованы региональные аспекты реформирования на примере здравоохранения Свердловской области, достигнутые результаты за период с 2008 года по 2017 год. На фоне роста заболеваемости населения выявлены проблемы доступности медицинской помощи на амбулаторно-поликлиниче-ском этапе. Отмечаются интенсификация лечебного процесса в дневном и круглосуточном стационарах, достигнутые успехи службы охраны материнства и детства, противотуберкулезной службы Свердловской области, значительный медицинский, социальный, экономический эффект в результате снижения смертности населения трудоспособного возраста за этот период. Предложено формирование теоретико-методологических подходов к управлению трансформационными процессами в целом в экономике, в социальной сфере, в том числе в здравоохранении.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Кривенко Н. В. Влияние процессов реформирования в здравоохранении на обеспечение социально-демографической и экономической безопасности регионов // Дискуссия. -2018. - Вып. 90. - С. 64-72.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Трансформация, «новая экономика», экономический рост, человеческий капитал, социальная сфера, приоритеты, трудоспособное население, инновационное развитие, теоретико-методологические подходы.

DOI 10.24411/2077-7639-2018-10007

Influence of public health reforming processes on maintenance of social-demographic and economic security of regions

Krivenko N. V.

The paper considers issues of Russian economy transformation, economic growth, its dependency from development level of "new economy", in formation of which the key role is played by human capital and possibility of saving employable population potential. It also defines transformation processes which occur in branches of social sphere what is shown in development of concept and strategic documents at the state level. The author analyzes outcomes of transformations in the most important branch of social sphere as Russian system of public health during the reforms conditions. The paper considers mutual influence and dependency of economic situation in the country, financing level of public health, carrying out reforms, changes of medical and demographic indices, providing social and demographic security. The article defines a set of issues which appeared after the national project in the sphere of public health: with the reduced financing it is an optimization, great reduction of public health institutions, reduction of medical aid availability, disproportion of it for different regions, population dissatisfaction growth concerning the quality of medical service, etc. The article studies regional aspects of reforming on the example of Sverdlovsk Oblast public health system, the achieved outcomes for 2008 - 2017. With growing sickness rate there is a problem of medical aid availability at ambulant and polyclinic stage. There is an intensification of cure process at daytime and all-day hospitals, achieved success in service of security of mothers and children, tuberculosis service of Sverdlovsk Oblast, dramatic medical, social and economic effect as a result of decreased mortality of employable people. The author offers formation of theoretical and methodological approaches to man agement of transformation processes in economy, social sphere and public health.

FOR CITATION APA KEYWORDS

Krivenko N.V. (2018). Influence of public health reforming pro- Transformation, new economy, economic growth, human cap-

cesses on maintenance of social-demographic and economic ital, social sector, priorities, working-age population, innova-

security of regions. Diskussiya [Discussion], 90, 64-72. tive development, theoretical and methodological approaches.

Главный стратегический императив государственной политики заключается в достижении качественного роста национальной экономики, предполагающего ее кардинальную трансформацию, на основе устойчивой стабильности [1]. Трансформация экономик рассматривалась учеными еще в древние времена (Ибн Хальдун, аль-Веруни), позднее — в тео-

рии длинных волн Н.Д. Кондратьева [2], в исследованиях многих зарубежных (М. Портер, Дж.Е. Хеппельманн [3], М. Кастельс [4] и др.) и отечественных (А. Пороховский[5], А.Л. Григорян [6], Е. К. Карпунина [7, 8 ], Н. Ю. Кауфман [9] и др.) ученых.

Экономика в период трансформации характеризуется неустойчивостью, нелинейностью, глобализацией экономических процессов, изменениями

разных видов, приводящими к качественным преобразованиям в развитии. Трансформационные процессы в экономике должны способствовать переходу на новый уровень экономического роста. Однако, по данным Росстата, экономика России в 2017 году характеризовалась замедленными темпами роста (1,5 %) по сравнению со среднемировыми тенденциями [10].

Темпы экономического роста страны во многом зависят от уровня развития «новой экономики» (неоэкономики) с высоким удельным весом нематериального, человеческого капитала, определяющего производительность труда, конкурентоспособность государства в результате синергической взаимосвязи преимуществ в развитии науки, эффективных технологий и т.д. Е.К. Карпунина отмечает: «Ответ России на вызовы постиндустриализма требует модернизации экономической политики с усилением ее социальной направленности. В этой связи на первый план должна выступить задача повышения качества воспроизводства человеческого капитала, более

полного его соответствия постиндустриальным тенденциям» [8, с. 53].

Трансформационные процессы происходят и в отраслях социальной сферы. От уровня развития социальной инфраструктуры, качества человеческого потенциала населения зависит обеспечение экономической, социально-демографической, в целом национальной безопасности государства.

В работах А.А. Куклина [11, 12, 13] исследованы проблемы обеспечения экономической, социально-демографической безопасности, рассмотрено понятие социально-демографической безопасности региона (субъекта РФ, федерального округа), куда входит способность социально-демографической системы в условиях второго демографического перехода поддерживать показатели воспроизводства населения на уровне не ниже минимально допустимых норм [11]; определены расчеты стоимости человеческой жизни [13]. Предложен методический инструментарий, позволяющий комплексно

Результаты преобразований в здравоохранении в условиях реформирования отрасли

Аспекты Благоприятные тренды Проблемы

Нормативно-правовые Прогрессивные преобразования в отрасли: — увеличение самостоятельности медицинских организаций; — совершенствование способов оплаты медицинской помощи; — создание в 2017 году свода национальных клинических рекомендаций по основным заболеваниям человека; — утверждение критериев качества медицинской помощи нормативным правовым актом Минздрава России — На практике отсутствие в системе обязательного медицинского страхования механизма, направленного на повышение результативности деятельности медицинских организаций, приводит к существенным различиям в получении качественной медицинской помощи для жителей разных регионов, росту неудовлетворенности населения качеством медицинских услуг; — выявлены взаимосвязанные проблемы недостаточного ресурсного обеспечения и нереализован-ности возможностей повышения эффективности использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, увеличения вклада здравоохранения в обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов

Организационно-экономические Государственные программы и проекты в сфере здравоохранения: — по дополнительному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан (начиная с 2005 года); — национальный приоритетный проект «Здоровье» (2006 - 2013 годы); — программы модернизации здравоохранения на уровне регионов - субъектов Российской Федерации (2011 - 2013 годы); — федеральные целевые и государственные программы развития здравоохранения Результаты: — рост в 2016 году объема государственного финансирования отрасли почти в 2 раза в реальном выражении по сравнению с 2006 годом; — повышение оснащенности современным оборудованием медицинских организаций; — рост объемов высокотехнологичной медицинской помощи (2005 год - 60 тыс. человек, 2016 год - 900 тыс. человек) — Средний показатель доли расходов на здравоохранение от ВВП в России за период 2005 - 2017 годов составил 3,7 %, в 2017 году - 3,6 %, что свидетельствует о недостижении Россией рекомендуемого показателя ВОЗ даже в условиях реформирования отрасли [15]; — после окончания действия национального проекта в условиях санкций и инфляционных процессов наблюдаются сокращение затрат на здравоохранение, рост дефицита финансирования отрасли; — политика ограничений бюджетных расходов в социальной сфере в последние годы не способствует достаточному вложению в человеческий потенциал и экономическому росту [16]; — недостаточно эффективное использование ограниченных бюджетных средств: по оценкам Счетной палаты РФ, уровень исполнения расходов в рамках реализации госпрограммы «Развитие здравоохранения» в 2017 году составил 97,5 % [17]; — ухудшение уровня доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь, в сельской местности в результате оптимизации, значительного сокращения организаций здравоохранения; — углубляющееся технологическое отставание российского здравоохранения от здравоохранения западных стран; — проблемы импортозамещения высокотехнологичного оборудования, запасных частей, медикаментов отечественного производства в условиях санкций; — дефицит медицинских кадров; — недостаточный уровень инновационного развития отрасли; — Россия заняла последнее, 55-е, место в рейтинге стран мира по эффективности системы здравоохранения в 2016 году [18]

Окончание таблицы

Аспекты Благоприятные тренды Проблемы

Демографические По данным Федеральной службы статистики РФ за 2017 год: — суммарный коэффициент рождаемости (СКР) превысил 1,7 (в конце ХХ века СКР опускался до 1,2); — ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила для всего населения 72,7 года (в конце ХХ века показатель продолжительности жизни составлял менее 65 лет); — отмечается снижение общей смертности по всем классам причин во всех федеральных округах в целом и в большинстве субъектов Федерации [19] По данным Росстата: — в последние годы зафиксирован коэффициент естественной убыли населения: в 2016 году (-0,01), в 2017 году (-0,9); — на фоне сокращения рождаемости в последние годы уменьшается трудоспособная часть населения -доля людей за 65 лет составляет 13,7 % (по международным стандартам население считается старым, если пожилых людей более 7 %), а значит, потребуется дополнительное финансовое обеспечение растущих объемов медицинской помощи данной категории лиц; — показатели смертности на 100,0 тыс. населения в нашей стране остаются выше, чем в Западной Европе: общая смертность - на 40 %, детская смертность - в 1,7 раза, смертность в трудоспособном возрасте -в 3,4 раза [16]

оценивать социальную безопасность региона, безопасность в отдельных социальных сферах (здравоохранение, образование и т.д.) как в отношении социально-экономического развития, так и в отношении финансирования [12].

Таким образом, социально-экономическое развитие страны и регионов во многом зависит от качества человеческого ресурса, в том числе трудоспособного, состояния его здоровья, влияющего на экономическую продуктивность, социально-демографическую безопасность.

Особенности функционирования российской системы здравоохранения в 1990-2000-е годы на основе бюджетно-страховой модели обязательного медицинского страхования активно изучались и подвергались критике со стороны как научного сообщества, так и практических работников.

В связи с происходящими институциональными реформами и становлением новой законодательной базы в начале 2000-х годов происходили целенаправленные изменения в управлении здравоохранением и финансировании медицинских учреждений: принят ряд новых нормативных правовых документов, последовательно введены принципы одноканального финансирования и страхования [14].

Целесообразно рассмотреть результаты преобразований в российской системе здравоохранения в условиях реформирования, показывающие взаимозависимость от социально-экономической ситуации в стране (таблица).

Анализ показывает, что, с одной стороны, острые демографические проблемы в стране в начале 2000-х годов потребовали разработки и реализации государственных программ и проектов в сфере здравоохранения, в том числе приоритетного национального проекта «Здоровье», что явилось своевременным решением проблемы обеспечения социально-демографической безопасности.

Значительное увеличение финансирования здравоохранения в период с 2006 года по 2016 год происходило на фоне относительно благоприятной ситуации в экономике страны и привело к незамедлительным положительным результатам в деятельности отрасли, росту рождаемости, снижению смертности, увеличению продолжительности жизни россиян, способствовало укреплению социально-демографической и экономической безопасности в этот период.

Однако в условиях многолетнего дефицита отрасли начиная с 90-х годов XX века, постоянного удорожания медицинской помощи, увеличивающегося износа основных фондов (на начало 2017 года в размере 57% [20]) даже значительные финансовые вливания оказались точечными, требовалось трансформационное изменение по увеличению уровня расходов на здравоохранение в соответствии с рекомендациями ВОЗ не менее 6 - 7 % ВВП (в реальности этот показатель составил в России за период 2005 - 2017 годов в среднем 3,7 %).

После окончания действия национального проекта в условиях кризисных явлений в эко-

номике страны наблюдается сокращение затрат на здравоохранение, как следствие — оптимизация медицинских организаций, снижение доступности медицинской помощи в сельских и отдаленных территориях, неблагоприятные медико-демографические тенденции, в частности, естественная убыль населения.

Анализ эволюционных изменений в системе обязательного медицинского страхования в пореформенный период и особенности ее современного состояния позволяют сформулировать ключевые вопросы, по которым заинтересованными сторонами (субъектами финансово-экономических отношений) до настоящего времени не выработаны согласованные решения: как лучше построить систему финансирования здравоохранения; как упростить управление отраслью и др. Ключевое значение в системе индикаторов развития отрасли должно принадлежать оценке состояния здоровья и продолжительности жизни населения [14]. В указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» отмечается необходимость обеспечения устойчивого естественного роста численности населения, повышения продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет), снижения показателей смертности населения трудоспособного возраста и т.д. [21].

Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова отмечает необходимость инновационного развития отрасли, «перехода к „Медицине 4П": предик-тивной, профилактической, персонализированной и партисипативной» [20]. В условиях необходимости преодоления последствий экономического спада, который наблюдался в российской экономике в течение последних лет, необходима активизация действий по усилению государственного регулирования в сфере обязательного медицинского страхования.Распространение инноваций в здравоохранении создает новые потенциальные возможности для улучшения функционирования медицинских учреждений, повышения их финансовой устойчивости [13].

Целесообразно рассмотреть процессы реформирования в здравоохранении, характеризующиеся динамикой наиболее значимых показателей за период с 2008 года по 2017 год, на региональном уровне на примере Свердловской области [22]:

— сокращение числа медицинских учреждений на 38% в результате оптимизации;

— снижение числа посещений к врачам на одного жителя в год на 18%;

— увеличение оборота койки в круглосуточном стационаре на 11 %;

— увеличение числа пролеченных больных в дневном стационаре на 22 %;

— изменение показателей заболеваемости на 1000 населения: всего населения — рост на 8%, взрослых — рост на 11 %, подростков (15 -17 лет) — рост на 6 %, детей (0 -14 лет) — снижение на 7 %;

— изменение показателей травматизма на 1000 населения: всего населения — снижение на 3%, взрослых — снижение на 5 %, подростков (15 -17 лет) — рост на 41 %, детей (0 -14 лет) — рост на 3 %;

— снижение заболеваемости туберкулезом на 100 тыс. населения на 40%.

Данные процессы сопровождаются ростом заболеваемости населения в условиях его старения. Анализ показывает проблемы доступности медицинской помощи на амбулаторно-поликли-ническом этапе, одновременно интенсификацию лечебного процесса в дневном и круглосуточном стационарах. Требуется усиление системы оказания первичной медико-санитарной помощи, включая профилактику и раннюю диагностику заболеваний, формирование здорового образа жизни населения, дальнейшее расширение объемов медицинской помощи в дневных стационарах, что будет способствовать улучшению медико-демографических показателей, снижению затрат на дорогостоящем этапе оказания медицинской помощи в круглосуточных стационарах.

Следует отметить успехи службы охраны материнства и детства за этот период: снижение заболеваемости детей 0-14 лет на 7 %; сокращение младенческой смертности на 1000 новорожденных в 1,5 раза; сокращение материнской смертности на 100000 детей, рожденных живыми, в 2,5 раза. При этом вызывает озабоченность рост показателей травматизма у детей и подростков, что требует управленческих и организационных решений.

Применение новых медицинских, телекоммуникационных технологий, постоянный мониторинг ситуации с использованием информационно-аналитической системы в противотуберкулезной службе Свердловской области позволили значительно снизить заболеваемость населения туберкулезом.

Сравним показатели смертности населения Свердловской области трудоспособного возраста от основных причин (абсолютное число умерших): в 2008 году — 18994 человек, в 2017 году — 13645 человек, абсолютная разница — 5 349 человек. Поскольку в среднем в год ВВП на 1 работаю-

щего составляет 1,5 млн рублей [16], получается, что экономический эффект от снижения потерь по смертности трудоспособного населения в 2017 году по сравнению с 2008 годом составил 8023,5 млн рублей, достигнуты медицинский и социальный эффекты для общества, что свидетельствует о достижении в целом хороших результатов системой здравоохранения Свердловской области в период реформирования отрасли, ее значительном вкладе в обеспечение экономической, социально-демографической безопасности региона.

Целесообразно формирование теоретико-методологических подходов к управлению трансформационными процессами в целом в экономике, в социальной сфере, в том числе в здравоохранении:

— рассмотрение процессов трансформации экономики, создания «новой экономики» во всех отраслях и на всех уровнях общественного производства;

— определение взаимовлияния и взаимозависимости темпов экономического роста страны от уровня развития как материального производства, так и социальной сферы, возможностей сохранения человеческого потенциала, повышения качества и отдачи трудового потенциала населения;

— на примере здравоохранения: определение приоритетов развития с точки зрения запросов общества в соответствии с социально-демографической ситуацией, соотношения необходимых ресурсов, их эффективного использования и достижения улучшения показателей деятельности отрасли;

— создание парадигмы по управлению и оценке трансформационных преобразований во всех отраслях экономики на основе инте-гративного, междисциплинарного, многоуровневого подходов для повышения обеспечения социально-демографической и экономической безопасности на уровне страны и регионов.

Список литературы

1. Мартынов А. В. Новые приоритеты трансформации российской экономики и государственная политика // Проблемы современной экономики. 2013. №1 (45). С. 21 - 25.

2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. 768 с.

3. Porter M.E., Heppelmann J.E. How Smart, connected products are transforming competition [Электронный ресурс] // Harvard business rev. Режим доступа: http://hbr.org/2014/11/how-smart-connected-products-are-transforming-competition/Ar/ (дата обращения: 01.09.2018).

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

5. Пороховский А. «Новая экономика» активизирует роль общества и государства в общенациональном развитии // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 4. С. 46-51.

6. Григорян А.Л. На пути к «новой экономике»: концепции инновационного развития России // Государство и общество. М., 2005. С. 82 - 85.

7. Карпунина Е.К. Зарубежный опыт модернизации экономической политики в условиях постиндустриальной трансформации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). С. 16 - 22.

8. Карпунина Е.К. Экономическая политика в сфере воспроизводства человеческого капитала как инструмент обеспечения постиндустриальной трансформации национального хозяйства России // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 4 (38). С. 51 - 61.

9. Кауфман Н.Ю. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики // Креативная экономика. 2018. Т. 12, № 3. С. 261 - 270.

10. Экономика РФ в 2017 году выросла на 1,5% [Электронный ресурс] / Росстат. Режим доступа: https://www.rosbalt. ru/business/2018/02/01/1679101.html (дата обращения: 12.09.2018).

11. КуклинА.А, Черепанова А. В. Теоретико-методический подход к повышению безопасности и эффективности социально-демографического развития региона // Вестник Тюменского университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2010. № 4. С. 136 - 144.

12. Куклин А.А., Шипицына С. Е, Наслунга К. С. Сопоставление эффективности бюджетного финансирования и социальной безопасности региона // Экономика региона. 2016. Т. 12, вып. 3. С. 638 - 653.

References

1. Martynov A.V. Novye prioritety transformacii rossijskoj ehkonomiki i gosudarstvennaya politika [New Priorities for the Transformation of the Russian Economy and State Policy] // Problemy sovremennoj ehkonomiki. 2013. №1 (45). P. 21 - 25.

2. Kondratev N. D. Bolshie cikly konyunktury i teoriya predvid-eniya [Large conjuncture cycles and the theory of foresight]. M.: EHkonomika, 2002. 768 s.

3. Porter M.E., Heppelmann J. E. How Smart, connected products are transforming competition [How Smart, connected products are transforming competition] [Electronic resource] // Harvard business rev. Access mode: http://hbr.org/2014/11/ how-smart-connected-products-are-transforming-competi-tion/Ar/ (access date: 01.09.2018).

4. Kastels M. Informacionnaya ehpoha: ehkonomika, obshchestvo i kultura [Information Age: Economy, Society and Culture] / per. s angl. pod nauch. red. O.I. SHkaratana. M.: GU VSHEH, 2000. 608 s.

13. Куклин А.А., Шипицына С. Е., Нифантова Р.В. Экономическая оценка жизни человека / под. ред. А.А. Куклина; Рос. акад. наук, Ин-т экономики, Урал. отд-ние РАН. Екатеринбург, 2012. 42 с.

14. Молчанов И.Н. Парадигма здравоохранения через призму обязательного медицинского страхования // Социально-экономическая эффективность управления общественным здоровьем: философско-методологические основания: монография / под ред. Л.А. Тутова, Е.М. Разумовской, З. Р. Зиганшиной. М.: ТЕИС, 2018. С. 44 - 46.

15. Москвин В. Человеческий капитал - проблема определенности // Инвестиции в России. 2018. № 9. С. 3- 10.

16. Аганбегян А. Г. Демографическая драма на пути перспективного развития России // Народонаселение. 2017. № 3 (77). С. 4-22.

17. Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь - декабрь 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ach.gov.ru/ activities/audit-of-the-federal-budget/32539/ (дата обращения: 28.09.2018).

18. Bloomberg: Рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения в 2016 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2016/10/08/7306 (дата обращения: 27.09.2018).

19. Естественное движение населения в разрезе субъектов российской федерации за январь - февраль 2018 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks. ru/free_doc/2018/demo/edn02-18.htm (дата обращения: 01.09.2018).

20. Выступление Министра Вероники Скворцовой на итоговой коллегии Минздрава России 30 марта 2018 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. rosminzdrav.ru/news/2018/03/30/7544-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-itogovoy-kollegii-minzdrava-rossii (дата обращения: 28.09.2018).

21. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ. Режим доступа: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 21.09.2018).

22. Состояние здоровья населения и показатели деятельности системы здравоохранения Свердловской области за 2008 - 2017 годы [Электронный ресурс]: стат. сб. Режим доступа: https://miacso.ru/index.php/937-sbornik-statisticheskikh-materialov (дата обращения: 12.09.2018).

5. Porohovskij A. "Novaya ehkonomika" aktiviziruet rol' obsh-chestva i gosudarstva v obshchenacional'nom razvitii ["New Economy" activates the role of society and the state in the national development] // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2002. № 4. S. 46-51.

6. Grigoryan A. L. Na puti k "novoj ehkonomike": koncepcii innova-cionnogo razvitiya Rossii [Towards a "New Economy": Concepts of Innovative Development of Russia] // Gosudarstvo i obshchestvo. M., 2005. P. 82 - 85.

7. Karpunina E. K. Zarubezhnyj opyt modernizacii ehkonom-icheskoj politiki v usloviyah postindustrial'noj transformacii [Foreign Experience in Modernization of Economic Policy in the Conditions of Post-Industrial Transformation] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013. № 12 (128). P. 16-22.

8. Karpunina E. K. EHkonomicheskaya politika v sfere vosproizvod-stva chelovecheskogo kapitala kak instrument obespecheniya

postindustrial'noj transformacii nacional'nogo hozyajstva Rossii [Economic Policy in the Field of Reproduction of Human Capital as a Tool for Ensuring the Post-Industrial Transformation of the National Economy of Russia] // Social'no-ehkonomicheskie yav-leniya i processy. 2012. № 4 (38). P. 51 - 61.

9. Kaufman N.Yu. Transformaciya upravleniya znaniyami v uslovi-yah razvitiya cifrovoj ehkonomiki [The Transformation of Knowledge Management in the Conditions of the Development of the Digital Economy] // Kreativnaya ehkonomika. 2018. T. 12, № 3. P. 261 - 270.

10. Ehkonomika RF v 2017 godu vyrosla na 1,5% [The economy of the Russian Federation in 2017 increased by 1.5%] [Electronic resource] / Rosstat. Access mode: https://www.rosbalt.ru/ business/2018/02/01/1679101.html (access date: 12.09.2018).

11. Kuklin A.A., Cherepanova A.V. Teoretiko-metodicheskij podhod k povysheniyu bezopasnosti i ehffektivnosti social'no-demogra-ficheskogo razvitiya regiona [Teoretiko-methodical approach to improving the safety and efficiency of socio-demographic development of the region] // Vestnik Tyumenskogo univer-siteta. Social'no-ehkonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2010. № 4. P. 136-144.

12. Kuklin A.A., Shipicyna S. E., Naslunga K.S. Sopostavlenie ehffektivnosti byudzhetnogo finansirovaniya i social'noj bezopasnosti regiona [Comparison of the effectiveness of budget financing and social security of a region] // EHkonomika regiona. 2016. T. 12, vyp. 3. P. 638 -653.

13. Kuklin A. A., Shipicyna S.E., Nifantova R.V. EHkonomicheskaya ocenka zhizni cheloveka [Economic assessment of human life] / pod. red. A.A. Kuklina; Ros. akad. nauk, In-t ehkonomiki, Ural. otd-nie RAN. Ekaterinburg, 2012. 42 s.

14. Molchanov I.N. Paradigma zdravoohraneniya cherez prizmu obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya [The Paradigm of Health through the Prism of Compulsory Medical Insurance] // Social'no-ehkonomicheskaya ehffektivnost' upravleniya obsh-chestvennym zdorov'em: filosofsko-metodologicheskie osno-vaniya: monografiya / pod red. L.A. Tutova, E.M. Razumovskoj, Z.R. Ziganshinoj. M.: TEIS, 2018. P. 44 - 46.

15. Moskvin V. Chelovecheskij kapital - problema opredelennosti [Human capital - the problem of certainty] // Investicii v Rossii. 2018. № 9. P. 3- 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Aganbegyan A.G. Demograficheskaya drama na puti perspek-tivnogo razvitiya Rossii [Demographic drama on the way of

Информация об авторе

Кривенко Н. В., доктор экономических наук, заведующий сектором Центра экономической безопасности, Институт экономики УрО РАН (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: nvkrivenko@yandex.ru

Благодарности

Статья выполнена в соответствии с планом НИР ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2018 - 2020 годы.

Информация о статье

Дата получения статьи: 17.10.2018

Дата принятия к публикации: 01.11.2018

© Кривенко Н.В., 2018.

the perspective development of Russia] // Narodonaselenie. 2017. № 3 (77). P. 4-22.

17. Analiticheskaya zapiska o hode ispolneniya federal'nogo byudzheta i byudzhetov gosudarstvennyh vnebyudzhetnyh fondov Rossijskoj Federacii za yanvar' - dekabr' 2017 goda [Analytical note on the implementation of the federal budget and the budgets of state extra-budgetary funds of the Russian Federation for January-December 2017] [Electronic resource]. Access mode: www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/32539/ (access date: 28.09.2018).

18. Bloomberg: Rejting stran mira po ehffektivnosti sistem zdravoohraneniya v 2016 godu [Bloomberg: Ranking of countries in the world on the effectiveness of health systems in 2016] [Electronic resource]. Access mode: http://gtmarket.ru/ news/2016/10/08/7306 (access date: 27.09.2018).

19. Estestvennoe dvizhenie naseleniya v razreze sub"ektov rossijskoj federacii za yanvar' - fevral' 2018 goda [Natural population movement in a section of subjects of the Russian Federation for January - February, 2018] [Electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/free_doc/2018/demo/edn02-18.htm (access date: 01.09.2018).

20. Vystuplenie Ministra Veroniki Skvorcovoj na itogovoj kollegii Minzdrava Rossii 30 marta 2018 goda [Speech by the Minister Veronika Skvortsova at the final board of the Ministry of Health of Russia on March 30, 2018] [Electronic resource]. Access mode: https://www.rosminzdrav.ru/news/2018/03/30/7544-vystuple-nie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-itogovoy-kollegii-min-zdrava-rossii (access date: 28.09.2018).

21. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation until 2024] [Electronic resource]: ukaz Prezidenta RF. Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038 (access date: 21.09.2018).

22. Sostoyanie zdorov'ya naseleniya i pokazateli deyatel'nosti sis-temy zdravoohraneniya Sverdlovskoj oblasti za 2008 - 2017 gody [The health status of the population and the performance of the health system of the Sverdlovsk region for 2008-2017] [Electronic resource]: stat. sb. Access mode: https://miacso. ru/index.php/937-sbornik-statisticheskikh-materialov (access date: 12.09.2018).

Author Info

Krivenko N.V., Grand PhD in (Economic) sciences, the head of sector of Economic security Center, Institute of Economics of Ural Branch of RAS (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: nvkrivenko@yandex.ru

Acknowledgments

The paper is carried out in accordance with the plan of Scientific Work of Institute of Economics of Ural Branch of RAS for 2018 - 2020.

Article Info

Received for publication: 17.10.2018 Accepted for publication: 01.11.2018

© Krivenko N.V., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.