Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ПРЕДСВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ УЗБЕКОВ ГОРОДА ОШ (КИРГИЗИЯ)'

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ПРЕДСВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ УЗБЕКОВ ГОРОДА ОШ (КИРГИЗИЯ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свадьба / обряды / городское население / трансформация / калым / махр / кебин / wedding / rituals / urban population / transformation / bride price / mahr / kebin

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмедова (охунова) Гулида Абдраимджановна

Данная работа освещает влияние мировых тенденций на традиционные обычаи и ритуалы, принятые в узбекском обществе. Изменение условий жизни, социально-экономические и культурные преобразования, забвение нацио-нальных традиций привели к потере и трансформации многих обрядов и обычаев жизненного цикла узбеков го-рода Ош. Такие компоненты предсвадебного этапа, как обычай избегания молодыми старших родственников друг друга, обычай пребывания в чужом доме и т. д., практически не сохранились на сегодняшний день в город-ской среде. Так, если раньше наши бабушки и прабабушки большую часть приданого для дочери или внучки накапливали постепенно, ещё с раннего детства последних, то сегодня, когда мода стремительно меняется, от-кладывание приданого стало не актуальным. Количество и качество приданого зависит от материального состо-яния семьи девушки. Хотя сегодня и богатые, и ограниченные в средствах пытаются перещеголять друг друга в этом обряде, дабы не стать предметом осуждения, особенно со стороны родственников жениха. За несколько дней до свадьбы производится мусульманский обряд бракосочетания – никах. В последнее время мусульмане города Оша придают большое значение выполнению никаха, наряду с торжественной регистрацией брака в загсе. В по-следнее время стало ценится наличие высшего образования у молодых. Результаты исследования могут быть по-лезными для лучшего понимания динамики изменений в культурных практиках под воздействием глобализации, а также для сохранения и преобразования традиций в современном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF GLOBALIZATION PROCESSES ON THE TRANSFORMATION OF PRE-WEDDING RITES OF UZBEKS IN THE CITY OF OSH (KYRGYZSTAN)

This article highlights the influence of global trends on traditional customs and rituals accepted in Uzbek society. Chang-ing living conditions, socio-economic and cultural transformations, oblivion of national traditions have led to the loss and transformation of many rites and customs of the life cycle of Uzbeks in the city of Osh. Such components of the pre-wedding stage as the custom of young people avoiding each other's older relatives, the custom of staying in someone else's house, etc., have practically not survived in the urban environment today. Thus, if earlier our grandmothers and great-grandmothers gradually accumulated most of the dowry for their daughters or granddaughters, even from the early childhood of the latter, today, when fashion is changing rapidly, putting off the dowry has become irrelevant. The quantity and quality of the dowry depends on the financial situation of the girl's family. Although today both the rich and those with limited means try to outdo each other in this ritual, so as not to become the subject of condemnation, especially from the groom's relatives. A few days before the wedding, the Muslim wedding ceremony nikah is performed. Recently, Muslims of Osh attach great importance to the performance of nikah, along with the solemn registration of marriage at the registry office. Recently, having a higher education has become valued among young people. The results of the study may be useful for better understanding the dynamics of changes in cultural practices under the influence of globalization, as well as for preserving and transforming traditions in the modern context.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ПРЕДСВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ УЗБЕКОВ ГОРОДА ОШ (КИРГИЗИЯ)»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ = CULTURAL SCIENCES AND ART HISTORY =

УДК 168.522 : 392.51 (Гуманитарные науки. Культурология /Свадебные обычаи)

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ПРЕДСВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ УЗБЕКОВ ГОРОДА ОШ (КИРГИЗИЯ)

© 2024 Г.А. Ахмедова (Охунова) Ахмедова (Охунова) Гулида Абдраимджановна, старший преподаватель кафедры истории и философии E-mail: [email protected] Кыргызско-Узбекский Международный университет им. Б. Сыдыкова

Ош, Киргизия

Статья поступила в редакцию 09.10.2024

Данная работа освещает влияние мировых тенденций на традиционные обычаи и ритуалы, принятые в узбекском обществе. Изменение условий жизни, социально-экономические и культурные преобразования, забвение национальных традиций привели к потере и трансформации многих обрядов и обычаев жизненного цикла узбеков города Ош. Такие компоненты предсвадебного этапа, как обычай избегания молодыми старших родственников друг друга, обычай пребывания в чужом доме и т. д., практически не сохранились на сегодняшний день в городской среде. Так, если раньше наши бабушки и прабабушки большую часть приданого для дочери или внучки накапливали постепенно, ещё с раннего детства последних, то сегодня, когда мода стремительно меняется, откладывание приданого стало не актуальным. Количество и качество приданого зависит от материального состояния семьи девушки. Хотя сегодня и богатые, и ограниченные в средствах пытаются перещеголять друг друга в этом обряде, дабы не стать предметом осуждения, особенно со стороны родственников жениха. За несколько дней до свадьбы производится мусульманский обряд бракосочетания - никах. В последнее время мусульмане города Оша придают большое значение выполнению никаха, наряду с торжественной регистрацией брака в загсе. В последнее время стало ценится наличие высшего образования у молодых. Результаты исследования могут быть полезными для лучшего понимания динамики изменений в культурных практиках под воздействием глобализации, а также для сохранения и преобразования традиций в современном контексте. Ключевые слова: свадьба, обряды, городское население, трансформация, калым, махр, кебин DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-98-82-86 EDN: PBQYWK

Введение. Одним из этапов создания новой семьи является свадьба, которая во все времена сопровождалась всевозможными церемониями и обрядами. Суть всей свадебной обрядности составляла совокупность разнохарактерных обычаев, а сами ритуалы являлись разнообразной красочной и глубоко содержательной частью всего обрядового комплекса. За долгие годы многое изменилось в культуре и быту узбеков города Ош. Эти изменения тесно связаны с социально -экономическими и культурными преобразованиями, произошедшими в регионе. Изменениям подверглись и традиционные свадебные обряды. Многие обряды и обычаи изжили себя или трансформировались. Наряду с этим зародились новые, о которых не знали наши предки.

История вопроса. Имеющиеся в науке труды по исследуемой проблеме быстро устаревают. Так, например, статья А.К. Амирхановой и Л.Б. Сали-ховой [1] датируется 2017 г. Поэтому цель данного исследования - определить влияние процессов глобализации на трансформацию предсвадебных

обрядов узбеков города Ош (Киргизия) в режиме реального времени.

Методы исследования. Сбор материала для статьи проводился с использованием методов наблюдения и бесед с участниками предсвадебных обрядов в г. Ош.

Результаты исследования. Свадебный цикл, как принято в этнографии, делится на три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. К предсвадебному этапу узбекской свадьбы относятся: выбор невесты, сговор, сватовство, помолвка (обручение), преподношение подарков, подготовка приданого, кыз той (свадебная церемония в доме невесты), обряд заключения мусульманского брака (никях) с выдачей кебина (предбрачный дар будущей жене для её обеспечения на случай развода по инициативе мужа или вдовства). Эти ритуалы составляли целый комплекс предсвадебных обрядов в традиционной свадьбе узбеков.

Согласно традициям, присмотрев сыну невесту, родители наводят справки о девушке. В современных невестах, как и ранее, ценятся хозяйственные навыки, аккуратность и чистоплотность, женственность, почтительность к старшим, целомудренность. Обращают внимание также на её скромность, воспитанность и, конечно, красоту. К юноше чаще предъявляют такие требования, как воспитанность, сдержанность, почтительное отношение к старшим, отсутствие вредных привычек, опрятный внешний вид, умение вести себя в обществе, ответственность, владение профессией, работоспособность и др.

В последнее время одним из главных требований в выборе брачного партнера является уровень образования (в том числе религиозного) молодых. Хотя какое-то время назад «родители юношей, напротив, старались не брать для сыновей девушек, которые учились, кончили вузы, считая, что такие девушки забывают традиции, что негативно влияет на их этические качества» [3, с. 72].

Современные родители, напротив, не хотят видеть в избранниках своих детей человека, который не имеет образования. Касается это как парней, так и девушек. Если для девушки наличие образования является желательным, то для юноши это обязательно, так как это дает больше возможностей успешно содержать семью [2, с. 114].

Здесь следует заметить, что в ходе полевых исследований информаторы говорили о частых случаях, когда юноши, окончившие вузы, не работают по специальности, но могут содержать семью.

Инициатива в подборе невесты в основном исходит со стороны родственников парня. Но бывает, что семье парня предлагают определенную девушку. Если парня или его родных не устраивает предложенная кандидатура, то отказаться стараются в тактичной форме. Также и девушка, по требованию этикета, должна тактично отвергнуть неприглянувшегося парня.

В ходе сбора полевых материалов респонденты свидетельствовали и о том, что сегодня молодежь города присматривает себе пару самостоятельно, но всё же советуется и с родителями. Если брак заключается по выбору родителей, то старшие родственники стремятся познакомить молодых и выяснить их симпатии друг к другу. Чаще всего современная молодёжь знакомится в вузах, на работе, через общих друзей или родственников, на свадьбах и т. д. С появлением мо-

бильных телефонов и интернета, развитием социальных сетей и разнообразных мессенджеров молодые люди общаются друг с другом напрямую, без посредников, путем обмена сообщениями, фотографиями.

Как и прежде, основным мотивом добрачных встреч и ухаживаний остается намерение вступить в брак, создать семью.

Как отмечено выше, важным предсвадебным моментом является сбор информации. По традиции, кому-то из близких родственников поручалось навести справки об отношении родных девушки к семье парня. Сегодня тоже начинают с этого этапа. Через соседей, родственников, знакомых стараются как бы вскользь упомянуть имя претендента или его родителей, для того чтобы проверить реакцию со стороны родственников невесты. Если не встречают резкой неприязни с их стороны, то тогда отправляют людей для более подробного разговора. К выбору сватов для отправки в дом невесты во все времена относились очень серьезно. От их авторитета и умения вести переговоры часто зависел исход визита. Поэтому это были уважаемые люди преклонного возраста, имеющие дружные и счастливые семьи. Не допускалось, чтобы в составе сватов были люди, живущие в повторном браке, вдовцы или бездетные. Однако в случае, когда парень и девушка уже все решили между собой, то этот этап значительно упрощается и носит формальный характер, так как сваты идут в дом девушки, будучи твёрдо уверенными в её согласии. В этот день иногда стороны преподносят друг другу небольшие подарки, а невесту одаривают наиболее ценными. После удачного сговора приступают к следующему этапу - официальному сватовству (помолвке). Если раньше между сватовством и помолвкой проходило некоторое время, то сегодня в городах эти церемонии (эшик очти, пахта та-шади, булди-булди) объединяют в одну.

Следует отметить, что на данном этапе решался лишь один главный вопрос - согласие семьи девушки породниться с семьей юноши. После окончания сватовства следовала помолвка, известная под названием «фотиха туй». Количество гостей-участников помолвки оговаривается сторонами заранее. В доме родителей невесты в день помолвки собираются близкие родственники и соседи, готовится обильное угощение, что определялось благосостоянием хозяев. Стороны готовят подарки друг другу. Обычно дарят красивые пледы, постельное бельё, хрустальные вазы, набор посуды, мужчинам - рубашки и т. д. Родственники парня преподносят невесте комплект

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 5 (98), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 5 (98), 2024

золотых украшений. Здесь заметим, что объем подарков растет из года в год. С этого дня молодые считаются обрученными. Далее оговариваются сроки предстоящей свадьбы и идет подготовка к ней.

Родители невесты готовят её приданое, что требует серьезных материальных расходов. Если раньше наши бабушки и прабабушки большую часть приданого для дочери или внучки накапливали постепенно ещё с их раннего детства, то сегодня, когда мода меняется с каждым годом, откладывание приданого стало не актуальным. Меняется мода на все, что входит в приданое - посуду, ковры, мебель, одежду невесты. Количество и качество приданого, конечно же, зависит от материального состояния семьи девушки. Хотя на сегодняшний день и богатые, и менее обеспеченные пытаются перещеголять друг друга в этом, дабы не стать предметом осуждения, особенно со стороны родственников жениха. За несколько дней до свадьбы происходит заключение мусульманского обряда бракосочетания - никах. В последнее время мусульмане города Оша придают большое значение выполнению никаха, наряду с торжественной регистрацией брака в загсе [7, с. 127].

По сведениям информаторов, обряд заключения мусульманского брака - никах - происходит в некоторых случаях и в день свадьбы. Никах обычно сопровождается выдачей кебина (махр). Кебин - это предписанное исламским шариатом право женщины, которое является одним из условий для заключения мусульманского брака никяха. У мусульманских народов, где в той или иной форме практикуется выкуп за невесту, эта традиция в сознании общественности стала ассоциироваться с шариатским условием заключения брачного союза - махром. Однако махр и калым различаются по многим параметрам (об этом сообщают информаторы: семья Умаровых).

Махр - это обязательная выплата денежных средств или передача каких-либо материальных ценностей женихом своей будущей невесте (только ей, а не семье). Он является одним из условий никаха. Условно говоря, калым - это плата ЗА невесту, а махр - выплата НЕВЕСТЕ. Поэтому стоимость махра определяет будущая супруга, а не её семья, как в случае с калымом. Махром может служить всё то, что подлежит купле-продаже. Если же в момент заключения брака махром оказалось то, что нельзя ни купить, ни продать, в этом случае следует выплатить

махр мислий (махр, соответствующий уровню и статусу первоначальному, или принятый в этом регионе). Выплата махра преследует иные цели, нежели калым. Во-первых, это повеление Всевышнего не является компенсацией для семьи, денежной оценкой невесты. Махр символизирует решительность мужчины вступить в брак и его серьёзное отношение к браку, умение выполнять требования и обеспечить семью. Во-вторых, махр направлен для защиты женщины в случае, если она останется без мужа. Поэтому распоряжаться имуществом или деньгами может только она, а не её семья. Калым выплачивают до вступления молодых в брак. Махр обычно передают во время совершения никаха, когда спрашивают жениха и невесту о махре и согласии невесты на такой махр. Этот вид махра называется «махр муад-жаль», то есть даруемый сразу. С позиции всех мазхабов, кроме ханафитского, никах без махра не является действительным. По мнению Абу Ха-нифы, такой брак нежелателен. Махр можно выплатить позже, но не очень затягивая сроки, если стороны договорились об этом. Такой вид получил название «махр муаххар» [6].

Родителям или близким родственникам девушки запрещается использовать для собственных нужд полученные от жениха в качестве ке-бинных денег средства, так как это будет считаться харамом (грехом). Как пишет Ф.А. Фи-ельструп, никах совершается муллой в отцовской кибитке. Невеста сидит за кошого (ширмой) справа внизу, жених - среди народа. Кошого принадлежит невесте [9, с. 36].

Следует также отметить, что такие компоненты предсвадебного этапа, как обычай избегания молодыми старших родственников друг друга, обычай пребывания в чужом доме и т. д., практически не сохранились сегодня в городе. Процессы глобализации внесли свои коррективы в эти этапы предсвадебных обрядов. Исследователи отмечают меньшую частоту избегания в городской среде, в молодых возрастных группах и в тех группах, принадлежность которых связана с более высоким уровнем образования, т. е. наблюдается общая тенденция к более свободному общению мужчин со старшими родственниками, отход от запрета есть с ними за одним столом. Всё же эти красивые обычаи стараются не забывать и сохранять в Оше.

Выводы. Таким образом многие традиционные предсвадебные обряды, формировавшиеся и практиковавшиеся веками у узбеков города Оша,

не потеряли своего значения и в наши дни. Многие обычаи и традиции живут, несмотря на то, приносят они пользу обществу или нет. В то же время, какие-то обычаи и обряды утрачены совсем, а какие-то подверглись трансформации; также появились новшества, не свойственные

традициям наших предков. Этническая и культурная неоднородность городского населения Оша, глобализация повлияли на вариабельность свадебных обрядов. Складываются и совершенно новые интернациональные традиции, соответствующие новому образу жизни узбеков города Оша.

1. Амирханова, А. К., Салихова, Л. Б. Предсвадебные обряды в городах в прошлом и настоящем // Археология и этнография Кавказа и Крыма: Тезисы докладов. - СПб, 2017. - С.105-107.

2. Ахмедова, Г. А. Досвадебные и свадебные обычаи узбеков города Ош // Вестник института: познание истории. -2023. - Вып. 1. - С. 114-119.

3. Ахмедова, Г. А. Ош шаарындагы езбек элинде нике тоюна чейинки жана той менен байланыштуу урп-адаттар // Вестник Ошского государственного педагогического университета им А. Мырсабекова. - 2022. - Вып. 20. - С. 7179.

4. Жданов, Т. А. Состав семьи // Семейный быт народов СССР. - М.: Наука,1990. - С 489-506.

5. Кагаров, Е. Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сборник Музея антропологии и этнографии. -1929. - Т. 8. - С. 152-195.

6. Калым и махр, различия между ними. [Сайт Islam.Global]. - URL: https://islam.global/semva/semevnava-zhizn/makhr-i-kalvm-chto-polagaetsva-vvplatit-neveste/ (дата обращения: 09.10.2024).

7. Осмонова, С. К. Традиционные свадебные обряды юго-запада Ферганской долины (конец XIX - начало XX вв.) : Монография. - Ош, 2015. - 208 с.

8. Ташалиева, М. М. Памир ереенундегу кыргыздардын уйленуу тою салты (XIX к.аягы-XXк.башы): Монография. -Бишкек, 2021. - 224 с.

9. Фиельструп, Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX века. - М.: Наука, 2002. - 299 с.

THE INFLUENCE OF GLOBALIZATION PROCESSES ON THE TRANSFORMATION OF PRE-WEDDING RITES OF UZBEKS IN THE CITY OF OSH (KYRGYZSTAN)

© 2024 G.A. Akhmedova (Okhunova) Gulida A. Akhmedova (Okhunova), Senior Lecturer at the Department of History and Philosophy

E-mail: [email protected] Kvrgvz-Uzbek International Universitv named after B. Svdvkov

Osh, Kvrgvzstan

This article highlights the influence of global trends on traditional customs and rituals accepted in Uzbek societv. Changing living conditions, socio-economic and cultural transformations, oblivion of national traditions have led to the loss and transformation of manv rites and customs of the life cvcle of Uzbeks in the citv of Osh. Such components of the pre-wedding stage as the custom of voung people avoiding each other's older relatives, the custom of staving in someone else's house, etc., have practicallv not survived in the urban environment todav. Thus, if earlier our grandmothers and great-grandmothers graduallv accumulated most of the dowiy for their daughters or granddaughters, even from the earlv childhood of the latter, todav, when fashion is changing rapidlv, putting off the dowrv has become irrelevant. The quantitv and qualitv of the dowiy depends on the financial situation of the girl's familv. Although todav both the rich and those with limited means try to outdo each other in this ritual, so as not to become the subject of condemnation, especiallv from the groom's relatives. A few davs before the wedding, the Muslim wedding ceremonv - nikah - is performed. Recently Muslims of Osh attach great importance to the performance of nikah, along with the solemn registration of marriage at the registrv office. Recentlv, having a higher education has become valued among voung people. The results of the studv mav be useful for better understanding the dvnamics of changes in cultural practices under the influence of globalization, as well as for preserving and transforming traditions in the modern context. Keywords: wedding, rituals, urban population, transformation, bride price, mahr, kebin DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-98-82-86 EDN: PBQYWK

1. Amirhanova, A. K., Salihova, L. B. Predsvadebnve obrvadv v gorodah v proshlom i nastovashchem (Pre-wedding Ceremonies in Cities in the Past and Present) // Arheologiva i etnografiva Kavkaza i Krvma: Tezisv dokladov. - SPb, 2017. -S.105-107.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 5 (98), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 5 (98), 2024

2. Ahmedova, G. A. Dosvadebnye i svadebnye obychai uzbekov goroda Osh (Pre-wedding and wedding customs of the Uzbeks of Osh) // Vestnik instituta: poznanie istorii. - 2023. - Vyp. 1. - S. 114-119.

3. Ahmedova, G. A. Osh shaaryndagy ezbek elinde nike toyuna chejinki zhana toj menen bajlanyshtuu yrp-adattar (A seminar-meeting on environmental protection was held in the city of Kara-Kul) // Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im A. Myrsabekova. - 2022. - Vyp. 20. - S. 71-79.

4. Zhdanov, T. A. Sostav sem'i (Family composition) // Semejnyj byt narodov SSSR. - M.: Nauka,1990. - S 489-506.

5. Kagarov, E. G. Sostav i proiskhozhdenie svadebnoj obryadnosti (The composition and origin of the wedding ceremony) // Sbornik Muzeya antropologii i etnografii. - 1929. - T. 8. - S. 152-195.

6. Kalym i mahr, razlichiya mezhdu nimi (Kalym and mahr, the differences between them). [Sajt Islam. Global]. - URL: https://islam.global/semya/semeynaya-zhizn/makhr-i-kalym-chto-polagaetsya-vyplatit-neveste/ (data obrashcheniia: 09.10.2024).

7. Osmonova, S. K. Tradicionnye svadebnye obryady yugo-zapada Ferganskoj doliny (konec XIX - nachalo XX vv.) (Traditional wedding ceremonies in the south-west of the Ferghana Valley (late XIX - early XX centuries) : Monografiya. - Osh, 2015. - 208 s.

8. Tashalieva, M. M. Pamir ereenyndegy kyrgyzdardyn yjlenyy toyu salty (XIX k.ayagy-XXk.bashy) (Kyrgyz wedding tradition of the Pamir Valley (XIX century end - XX century the beginning)): Monografiya. -Bishkek, 2021. - 224 s.

9. Fiel'strup, F. A. Iz obryadovoj zhizni kirgizov nachala XX veka (From the ceremonial life of the Kyrgyz people of the early XX century) . - M.: Nauka, 2002. - 299 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.