Научная статья на тему 'Влияние глобализационных процессов на трансформацию предсвадебных обрядов горожан Дагестана'

Влияние глобализационных процессов на трансформацию предсвадебных обрядов горожан Дагестана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАДЬБА / ОБРЯДЫ / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ДАГЕСТАН / ТРАНСФОРМАЦИЯ / WEDDING / RITUALS / URBAN POPULATION / DAGESTAN / GLOBALIZATION / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Амирханова Аида Киясбековна

Изменение условий жизни, социально-экономические и культурные преобразования, забвение традиций, привели к потере и трансформации многих обрядов и обычаев жизненного цикла городского населения Дагестана. Многие элементы современного дагестанского свадебного обряда в силу архаичности и несоответствия новому укладу жизни были изменены, переосмыслены или же вовсе отпали. В представленной статье делается попытка наиболее полного рассмотрения этих трансформаций произошедших у горожан Дагестана в процессе глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализационных процессов на трансформацию предсвадебных обрядов горожан Дагестана»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ПРЕДСВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ ГОРОЖАН ДАГЕСТАНА

Амирханова Аида Киясбековна к.и.н., м.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. aida-amirkhanova@mail.ru Аннотация:

Изменение условий жизни, социально-экономические и культурные преобразования, забвение традиций, привели к потере и трансформации многих обрядов и обычаев жизненного цикла городского населения Дагестана. Многие элементы современного дагестанского свадебного обряда в силу архаичности и несоответствия новому укладу жизни были изменены, переосмыслены или же вовсе отпали. В представленной статье делается попытка наиболее полного рассмотрения этих трансформаций произошедших у горожан Дагестана в процессе глобализации. Ключевые слова:

свадьба, обряды, городское население, Дагестан, трансформация.

Aida K Amirkhanova PhD (in Ethnography), Junior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation aida-amirkhanova@mail.ru Annotation:

Changes in living conditions, socio-economic and cultural changes in the region, oblivion of traditions led to the loss and transformation of many rites and customs of the life cycle of the urban population of Dagestan. Many elements of the modern Dagestan wedding rite were changed, rethought or completely disappeared due to archaism and inconsistencies with the new way of life. We have previously touched upon the theme of the transformation of pre-wedding rites in thesis form. In the present article, an attempt is made to most fully address the transformations that occurred among the citizens of Dagestan in the process of globalization.

Keywords:

wedding, rituals, urban population, Dagestan, Globalization, transformation.

Одним из этапов создания новой семьи является свадьба, которая во все времена сопровождалась всевозможными церемониями и обрядами. За долгие годы многое изменилось в культуре и быту народов Дагестана. Эти изменения тесно связаны с социально-экономическими и культурными преобразованиями, произошедшими в регионе. Не осталась неизменной и традиционная свадебная обрядность. Многие обряды и обычаи изжили себя или трансформировались, а также зародились новые, о которых не знали наши предки.

Свадебный цикл, как принято в этнографии, делится на три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. К предсвадебному этапу дагестанской свадьбы относятся: выбор невесты, сговор, сватовство, помолвка (обручение), выдача калыма (подарков), подготовка приданого, обряд заключения мусульманского брака (никях) с выдачей кебина (подарок невесте). Предшествуя самой свадьбе, эти этапы составляли целый комплекс предсвадебных обрядов в традиционной свадьбе народов Дагестана.

Как и раньше, присмотрев сыну невесту, родители наводят справки о девушке. В современных невестах, как и прежде, ценятся хозяйственные навыки, аккуратность и чистоплотность, женственность, почтительность к старшим, целомудренность, обращают внимание на её скромность, воспитанность и, конечно, красоту. К юноше чаще предъявляют такие требования, как воспитанность, сдержанность, почтительное отношение к старшим, отсутствие вредных привычек, опрятный внешний вид, умение вести себя в обществе, ответственность, работоспособность и др. В последнее время одним из главных требований в выборе брачного партнера является уровень образования молодых. Хотя какое-то время назад «родители юношей, напротив, старались не брать для сыновей девушек, которые учились в городе, кончили вузы, считая, что такие девушки забывают традиции, что город негативно влияет на их этические качества» [2. С. 58)]. Современные родители напротив не хотят видеть в избранниках своих детей человека, который не имеет образования. Касается это как парней, так и девушек. Если для девушки наличие образования является желательным, то для юноши это обязательно, так как он должен будет уметь содержать семью [3. С. 178].

Инициатива в основном исходит со стороны родственников парня. Но бывает, что семье парня предлагают определенную девушку. Если парня или его родных не устраивает предложенная кан-

Том. 1. № 2. 2018

дидатура, то отказаться стараются в тактичной форме. Также и девушка, по требованию этикета, должна тактично отвергнуть не приглянувшуюся кандидатуру.

В последнее время в городах Дагестана молодежь присматривает себе пару самостоятельно, но всё же советуются и с родителями. Так же, если брак заключается по выбору родителей, то старшие родственники стремятся познакомить молодых и выяснить их симпатии друг к другу. Чаще всего современная молодёжь знакомится в вузах, на работе, через общих друзей или родственников, на свадьбах и т.д. С появлением мобильных телефонов и интернета, распространением социальных сетей, разнообразных «мессенджеров» современная молодежь перешла на общение друг с другом напрямую, без посредников, путем обмена «эсэмэсками», фотографиями. Как и прежде, основным мотивом добрачных встреч и ухаживаний остается намерение вступить в брак, создать семью.

Первоначальным этапом в предсвадебных обрядах был этап разведывания информации. Кому-то из близких родственников поручалось навести справки об отношении родных девушки к семье парня. Сегодня тоже начинают с этого этапа. Через соседей, родственников, знакомых стараются, как бы вскользь упомянуть имя претендента или его родителей, тухума и т.д., для того, чтобы проверить реакцию со стороны родственников невесты. Если не встречают резкой неприязни с их стороны, то тогда отправляют людей для более подробного разговора.

Вообще, к выбору сватов для отправки в дом невесты во все времена относились очень серьезно. От их авторитета и умения вести переговоры часто зависел исход сговора. Однако сегодня, если парень и девушка между собой уже всё решили, то этот этап значительно облегчается и упрощается. В последнее время сваты часто идут в дом девушки, будучи твёрдо уверенными в её согласии. В этот день иногда стороны преподносят друг другу небольшие подарки, более ценными предварительными подарками одаривают невесту. После удачного сговора, приступают к следующему этапу -официальному сватовству (помолвке). Если раньше между сватовством и помолвкой проходило некоторое время, то сегодня в городах Дагестана эти два этапа в основном объединяют в один и отмечают в ресторанах, как небольшую свадьбу.

В день официального сватовства сторона жениха приносит невесте деньги, подарки и т.д. Родители невесты не могут приобрести на принесенные деньги что-либо для её приданого, такое осуждается. Считается, что вся сумма денег, подаренная невесте стороной жениха, должна быть потрачена на невесту (одежда, украшения, аксессуары и т.д.), а приданое должно быть приобретено исключительно на деньги её родителей. В противном случае,могут возникнуть неприятные разговоры, упреки и осуждение со стороны родственников жениха [4. С. 32]. Однако, раньше исследователи отмечали, что в прошлом, судя по архивным документам и полевым данным, в районах бытования калыма часть приданого справлялась за счет калымной суммы или вещей, входивших в калым [5, с. 188]. Количество гостей с обеих сторон, которые будут присутствовать на официальном сватовстве, обычно заранее оговаривается сторонами. Сторона невесты в свою очередь также готовит подарки для родственников жениха, которые приходят не с пустыми руками. Чаще всего дарят красивые пледы, постельное бельё, хрустальные вазы, набор посуды, мужчинам рубашки и т.д. Размер даро-обменов растет из года в год. Тут же, в торжественной обстановке жених надевает обручальное кольцо невесте. Иногда вместо жениха это делает его сестра или тётя. С этого дня молодые считаются обрученными.

После помолвки начинаются полноценные приготовления к свадьбе. Родители невесты готовят для нее приданое, а это серьезные материальные траты, которые ложатся на их плечи. Если раньше наши бабушки и прабабушки большую часть приданого для дочери откладывали с её раннего детства, то сегодня, когда мода меняется с каждым годом, откладывать как раньше уже нет никакого смысла. Мода меняется на посуду, ковры, мебель и почти на всё то, что входит в приданое для невесты. Количество и качество приданого, конечно же, зависит от материального состояния семьи девушки. Хотя сегодня и богатые и не очень пытаются перещеголять друг друга в этом. Да и не хотят осуждения со стороны родственников как своих, так и жениха в особенности. Также, если невесте выплачен большой калым (подарки, большая сумма денег), то соответственно и к приданому невесты тоже могут предъявить требования, чтобы все было дорого и богато.

Вообще в Дагестане, да и на всем Северном Кавказе всегда боролись с проблемой постоянного повышения калыма, показного приданого и подарков. Но не у всех дагестанцев эта тема вызывает общественный резонанс. Если, с одной стороны, это всеобщее негодование происходящим, то с другой - поголовное следование нездоровым обычаям и нововведениям. Для одних большой калым может стать препятствием для заключения брака, а для других это признак большого авторитета.

ACTA HISTORICA

Если в каком-то посёлке или селе официально выходит указ о величине суммы калыма или количества приданого, которые запрещается превышать, то сами же люди повсеместно нарушают эти указы. Ту сумму калыма, которая выходит за ограничения, стараются выдать тайно. А приданое, подаренное сверх нормы, приносят после свадьбы. Между тем, большие свадебные платежи иногда становятся и предметами конфликтов, если вдруг семья, не прожив долго, распадается [4. С. 33].

За несколько дней до свадьбы происходит обряд заключения мусульманского брака - никях. В последнее время мусульмане Дагестана придают большое значение выполнению этого религиозного обряда (никяха), даже если проводят ещё и торжественную регистрацию в загсе. Никях обычно сопровождается выдачей кебина (махр). Кебин - это предписанное исламским шариатом право женщины, которое является одним из условий для заключения мусульманского брака никяха. Так, адаты Кайтагского уцмийства XIX в. гласили: «Муж платит за жену кебин - уцмий и простой поселянин» [6. С. 571]. Родителям или близким родственникам девушки запрещается полученные от жениха в качестве кебинных денег средства использовать для собственных нужд, это будет считаться харамом (грехом). Они имеют право потратить эти деньги на покупки для неё. В качестве кебина (махра) может быть выплачена любая незапрещенная вещь, имеющая ценность. Это могут быть деньги, драгоценности, дом, земельный участок, автомобиль и т.д. Выплачивать кебин можно в любом количестве. Шариатом не установлена наивысшая сумма кебинных денег, которую нельзя переходить, однако в исламе приветствуется не повышение, а уменьшение этой суммы, чтобы не создавать проблем для тех, кто хочет вступить в брак, но не имеет больших возможностей. Заключать никях без кебина считается нежелательным, однако мало кто это соблюдает. По сведениям А.В. Комарова, «кебин хакк большей частью не отдается невесте или ее родственникам, а только вносится в брачное условие и взыскивается с мужа, когда он даёт развод жене, или после его смерти» [7. С. 52]. Современный кебин соблюдается в основном также, всего лишь на словах.

Следует отметить, что такие компоненты предсвадебного этапа как обычай избегания молодыми старших родственников друг друга, обычай пребывания в чужом доме и т.д., практически не сохранились сегодня в городах Дагестана. Процессы глобализации внесли свои коррективы в эти этапы предсвадебных обрядов. Исследователи отмечают меньшую частоту избегания в городской среде, в молодых возрастных группах и в тех группах, принадлежность которых связана с более высоким уровнем образования, т.е. наблюдается общая тенденция к более свободному общению мужчин со старшими родственниками, отход от запрета есть с ними за одним столом [8. С. 188]. Еще кое-как эти красивые обычаи стараются не забывать и сохранять в некоторых селах Дагестана.

Как видно, многие традиционные нормы, формировавшиеся и практиковавшиеся веками в предсвадебных обрядах у народов Дагестана, не потеряли своего значения и в наши дни. Многие обычаи и традиции живут, не смотря на то, приносят они пользу обществу или нет. В то же время, какие-то обычаи и обряды утрачены совсем, а какие-то подверглись трансформации, а также появились и новшества не свойственные традициям наших предков. Этническая и культурная неоднородность городского населения Дагестана, глобализация повлияли на вариабельность свадебных обрядов. Складываются и совершенно новые интернациональные традиции, соответствующие новому образу жизни дагестанцев.

Список литературы::

1. Амирханова А.К., Салихова Л.Б. Предсвадебные обряды в городах Дагестана в прошлом и настоящем // Археология и этнография Кавказа и Крыма. Тезисы докладов. СПб., 2017.

2. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем (Равнинный Дагестан). Махачкала, 1989.

3. Алимова Б.М., Мусаева М.К., Магомедханов М.М. Современная дагестанская городская свадьба / / Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб, 2013. С. 176-205.

4. Амирханова А.К., Магомедова П.М. Калым, кебин и приданое как элементы современного предсвадебного обряда в городах Дагестана // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 11-2 (73). С. 30-345. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. М., 1985.

6. Адаты Кайтаго-Табасаранского округа // Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис, 1899. С. 543-602.

7. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений о кавказских горцах: в 10-ти вып. Тифлис, 1868. Вып. 1. С. 1-88.

8. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.