Научная статья на тему 'История археологического изучения раннесредневековых погребальных памятников Горного Дагестана (вторая половина XX - XXI В. )'

История археологического изучения раннесредневековых погребальных памятников Горного Дагестана (вторая половина XX - XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
562
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЙ ДАГЕСТАН / РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ / МОГИЛЬНИКИ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / MOUNTAIN DAGESTAN / EARLY MIDDLE AGES / HISTORY OF STUDY / GRAVES / FUNERAL RITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абиев Аскерхан Камалович

В статье приводится обзор проведенных археологических исследований раннесредневековых могильников на территории Горного Дагестана во второй половине XX в начале XXI вв. Автором кратко освещается вклад дагестанских археологов в изучение средневековой истории Дагестана, экспедиционные археологические исследования на могильниках Горного Дагестана, приводятся научные труды по их итогам, характеризуется современное состояние археологического изучения Горного Дагестана. Уделено внимание особенностям изучения раннесредневековых некрополей Горного Дагестана в рассматриваемый период. Выделяется ряд проблем на современном этапе исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История археологического изучения раннесредневековых погребальных памятников Горного Дагестана (вторая половина XX - XXI В. )»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ ГОРНОГО ДАГЕСТАНА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX - XXI В.)

Абиев Аскерхан Камалович м.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии

Дагестанского научного центра РАН,

Махачкала, РФ.

firma-abika@yandex.ru

Аннотация:

В статье приводится обзор проведенных археологических исследований раннесредневековых могильников на территории Горного Дагестана во второй половине XX - в начале XXI вв. Автором кратко освещается вклад дагестанских археологов в изучение средневековой истории Дагестана, экспедиционные археологические исследования на могильниках Горного Дагестана, приводятся научные труды по их итогам, характеризуется современное состояние археологического изучения Горного Дагестана. Уделено внимание особенностям изучения раннесредневековых некрополей Горного Дагестана в рассматриваемый период. Выделяется ряд проблем на современном этапе исследований Ключевые слова:

Горный Дагестан, раннее средневековье, история изучения, могильники, погребальный обряд.

Askerkhan K. Abiev Junior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation firma-abika@yandex.ru Annotation:

The study provides an overview of the archeologi-cal studies of early medieval burial grounds on the territory of Gorny Dagestan in the second half of the 20th century - at the beginning of the 21st century. The author briefly highlights the contribution of Dagestan archeologists to the study of medieval history of Dagestan, expeditionary archaeological research on the burial grounds of Gorny Dagestan, summarizes scientific works on their results, and characterizes the current state of the archaeological study of Gorny Dagestan. Attention is paid to the peculiarities of studying early medieval necropolises of Gorny Dagestan in the period under consideration. There are a number of problems at the present stage of research.

Keywords:

Mountain Dagestan, early Middle Ages, History of study, graves, funeral rite.

Территория Горного (Внутригорного) Дагестана занимает в основном центральную и западную части республики и незначительно южную. Его площадь ограничивается бассейнами среднего и нижнего течения рек Андийское Койсу, Казикумухское Койсу, а также междуречьями рр. Сулака и Чанты-Аргуна. С юго-запада он примыкает к Боковому хребту, на северо-западе ограничен Андийским хребтом, на севере и северо-востоке Салатау и Гим-ринским хребтами, а в южной - хребтами Лес, Карасырт и др. [49, С. 141]. Горный Дагестан расположен на месте, где скрещиваются важные торговые пути, ведущие в Грузию, Азербайджан, Чечню, Кумыкскую плоскость и Дербент. Благодаря такому географическому положению он с ранних времен играл значительную роль в истории Восточного Кавказа [9, С. 3].

Изучение раннесредневековой истории народов населяющих Горный Дагестан (аварцы, даргинцы, лакцы, табасаранцы, лезгины) пока не увенчалась созданием стройной концепции, основанной на полном объективном анализе находящихся в распоряжении авторов источников. Одним из главных препятствий на этом пути является небольшое количество местных письменных источников и ограниченность, односторонность описания быта горных народов в исторических трудах кавказских, восточных и европейских средневековых авторов. В таких условиях археологические артефакты являются одними из главных источников в современном изучении истории народов Горного Дагестана. В числе археологических памятников Горного Дагестана раннесредневековые некрополи занимают важное место. Они отражают в себе духовные представления и значительную часть материальной культуры раннесредневекового населения горных областей. Между тем они очень мало изучены. Местонахождение могильников в труднодоступных горных районах, частое их перекрытие балластными грунтами в результате обвалов и селей, трудные погодные условия горной местности всегда затрудняли работу археологов по их изучению. Активное антропогенное воздействие последних десятилетий, выраженное в уничтожении погребальных и других археологических памятников различных эпох при активном строительстве или при грабитель-

ских раскопках, а также при сельскохозяйственных работах, становится главной причиной полной утраты для общественности археологических материалов по истории Дагестана. Широкие исследования раннесредневековых могильников помогут нам лучше понять течение исторического процесса в этот период в Горном Дагестане и сравнивать его со всем Кавказом.

Для целенаправленного и планомерного исследования раннесредневековых могильников Горного Дагестана в различное время организовывались археологические и многодисциплинарные экспедиции. Информация о результатах раскопок и ценные выводы находили отражение в статьях регулярно издававшихся специализированных сборников, как в самом Дагестане, так и за его пределами. Однако, большая часть итогов исследований, проводившихся за все время археологического изучения Горного Дагестана, представлена в виде отчетов о работе археологических экспедиций. Отчеты написаны авторами в рамках требований своего времени. Они в большинстве не имеют такой подробный описательный характер как сегодня. Отсутствие технических возможностей тоже накладывает свой отпечаток на их оформление - чертежи и фотографии не обладают современной четкостью и детализацией, планы местности часто выполнялись с погрешностями. Отчеты археологических экспедиций хранятся Научном архиве ИИАЭ ДНЦ РАН и в архивах других организаций. В подавляющей своей части они остаются неопубликованными. Но это всё не умаляет достоверности и ценности представленной в археологических отчетах прошлых лет информации. Опираясь на предоставленные материалы, можно достаточно подробно осветить историю изучения раннесредневековых могильников Горного Дагестана.

История археологического изучения Горного Дагестана, в целом насчитывающая почти 140 лет (с момента проведения незначительных работ Штейна и А. Комарова в 1880 г. [48, С. 475]), отражает основные вехи и направления развития отечественной археологии. Начальный этап (вт. пол. XIX-нач. XX в.) изучения археологических памятников горных районов Дагестана носил бессистемный характер и осуществлялся преимущественно отдельными, преимущественно малоквалифицированными исследователями-дилетантами, проводившими небольшие разведочные раскопки. В результате ценный археологический материал, добытый за этот период, оказался разбросанным по разным музеям, совершенно не систематизирован и очень часто лишен научной документации, даже частично утерян. В таком же плачевном состоянии находилась публикация археологических материалов [41, С. 15]. Подводить какие либо серьезные научные итоги в такой ситуации было невозможно.

В первые годы установления Советской власти в Дагестане вопрос о необходимости регистрации, изучения и охраны археологических памятников был поставлен на государственном уровне. Для этого создаются специальные институты, музеи, советы и общества. Постепенно разворачиваются полевые археологические работы, в том числе и в Дагестане. Начальный период изучения исторического прошлого Дагестана (1920-30-е гг.) отмечен исследованиями этнолого-лингвистической и художественно-археологической экспедиции под руководством Н.Ф. Яковлева. Археологическим отрядом в рамках экспедиции руководил А.С. Башкиров. Итогом экспедиции 1923 г. стали труды А.С. Башкирова и Н.Б. Бакланова, вводившие ценные материалы средневековой эпохи в научный оборот [13; 14; 15; 16, С.

57-63; 17; 18].

Организованная позже Северокавказская археологическая экспедиция под общим руководством А.А. Миллера, развернула достаточно широкие полевые исследования, продемонстрировавшие первостепенное значение археологических источников для изучения древней и средневековой истории Северного Кавказа. Централизацию научного изучения исторических памятников Дагестана обеспечили организованные в рамках Северокавказской экспедиции археологические отряды, работавшие в Дагестане под руководством А.П. Круглова (1936 г., 1939 г.) и М.И. Артамонова (1937-1938 гг.). [21, С. 90].

В 1940 г. небольшие разведочные работы в предгорном Дагестане провел Б.Е. Деген-Ковалевский. Но его работа, как и работа других ученых, была прервана начавшейся Великой Отечественной войной [37, С. 142]. Лишь после её окончания специалистам представилась возможность продолжить археологическое изучение Дагестана.

Период вт. пол. 1940-1960-х гг. отмечен подъемом интереса научной общественности к историческому прошлому Дагестана. Масштаб археологических работ значительно возрос за

два послевоенных десятилетия, причем с раскопками на плоскости параллельно велись интенсивные работы и в Горном Дагестане. Возобновили археологические исследования отряды Северокавказской археологической экспедиции, возглавляемые Е.И, Крупновым и К.Ф. Смирновым, организованные совместно Института истории материальной культуры (ИИМК) и Дагестанским музеем. Следует отметить, что именно в недрах Северокавказской экспедиции в конце 1940-х - начале 1950-х гг. под руководством Е.И. Крупнова и К.Ф. Смирнова формировались кадры первых профессиональных дагестанских археологов - в ней взяли свой путь в науку Н.Б. Шейхов, М.И. Пикуль, Д.М. Атаев, В.И. Марковин, Р.М. Мунчаев [21, С. 90]. Открытию и исследованию новых археологических памятников в горах Дагестана способствовали охранно-спасательные работы в рамках новостроечных археологических исследований.

Открытия новых археологических памятников и перспективы расширения дальнейшего планомерного историко-археологического изучения республики требовали локализации научно-исследовательской базы на её территории. В этом плане важным событием в истории Дагестана явилось создание в Махачкале в 1946 г. базы, а затем и филиала АН СССР. Чуть позже, в 1954 г., организованный при Институте истории, языка и литературы Дагестана сектор археологии стал основным центром научной работы дагестанских археологов [21, С. 91].

В Горном Дагестане К.Ф. Смирновым был открыт ряд средневековых памятников в Хун-захском районе. Это могильник в урочище Галла, могильник и поселение в урочище Чинна и христианский могильник у сел. Хунзах [9, С. 18]. Исследователь ориентировочно датировал обнаруженные памятники по собранному подъемному материалу эпохой развитого средневековья. Однако последующие работы на этих археологических объектах дали новый материал, позволяющий пересмотреть их датировку в пределах X-XII вв. [9, С. 19].

В 1949 г. небольшие разведочные раскопки в горном Дагестане провел Л.И. Лавров. На обнаруженном им Кулинском могильнике (Кулинский р-н) им было исследовано одиночное погребение с остатками инвентаря в каменном ящике. Л.И. Лавров датировал погребение VIII-X вв., а погребальный обряд характеризовал как языческий [36, С. 304-308].

В 1951 г. совместной экспедицией Дагестанского краеведческого музея и Института истории, языка и литературы ДФ АН СССР, руководимой В.И. Марковиным было исследовано одно катакомбное средневековое погребение в сел. Акуша (Акушинский р-он). Погребение было обнаружено и при этом частично разрушено местными жителями, которые сообщили о находке и передали исследователю обнаруженный в погребении инвентарь. Раскопанная Акушинская катакомба представляла собой камеру овальной формы с куполообразным сводом и входом, высеченную в песчаниковой плите. Тут были обнаружены останки пяти погребенных. В.И. Марковин, анализируя материал раскопок, отмечает сходство погребальной конструкции и инвентаря Акушинской катакомбы с рядом погребений Агачкалинского могильника, некоторыми могильниками Северной Осетии и Чечни. Исследователь относит раскопанную катакомбу к салтовской культуре, датируя её IX-XI вв. [39, С. 150-154].

С 1952 г. начинаются работы Горных отрядов Дагестанской археологической экспедиции (руководители М.И. Пикуль, В.Г. Котович, Д.М. Атаев), причем в каждом полевом сезоне до середины 1963 г. имели место раскопки средневековых могильников.

В 1952 г ИИЯЛ по своей инициативе и на собственные средства проводит первую самостоятельную Дагестанскую археологическую экспедицию, руководство которой осуществляла М.И. Пикуль. Экспедицией предпринимаются археологические разведки в бассейне р. Андийское Койсу, где за небольшой срок у селений Ортоколо, Ансалта, Шодрода (Ботлих-ский р-он) и у сел. Инхо (Гумбетовский р-он) экспедицией были выявлены остатки шести поселений и четырёх могильников (Ортоколинский мог-к [43, С. 5-10], Ансалтинский мог-к [43, С. 11-14], Шодродинский 2-ой мог-к [43, С. 15-36] Нижнеинхоевский 3-ий мог-к [43, С. 42]), относящихся к эпохе раннего средневековья. В итоге экспедицией получен содержательный материал, позволяющий судить о характере погребальных сооружений и обряде.

В 1954 г. в рамках археологических разведок Дагестанской археологической экспедицией под руководством Р.М. Мунчаева было раскопано 4 погребения на Кулинском могильнике, где ранее одно погребение исследовал Л.И. Лавров [36, С. 304-308]. Новые материалы

позволили Р.М. Мунчаеву подробно охарактеризовать погребальный обряд и определить хронологию функционирования могильника X-XV вв. [41, С. 42-54; 34, С.282-286]

В 1955 г. возле сел. Чувек (Хивский р-он) был обнаружен Чувекский могильник, на котором при земляных работах открыто одно погребение в каменном склепе [29, С. 14-№140]. Находки керамического кувшина и бронзовых украшений позволили датировать могильник V-VII вв. [20, С. 72] Тогда же 1-й горный отряд археологической экспедиции ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР, под руководством В.Г. Котовича, производил археологические разведки Горном Дагестане. В ходе работ были осмотрены и зафиксированы средневековые могильники у сел. Чуртах (Лакский р-он), сел. Гапшима (Акушинский р-он), сел. Урада, сел. Гоор, сел. Верхний Колоб (Кахибский р-он), сел. Батлаич, в урочище Гала, у сел. Большой Гоцатль (Хунзахский р-н), сел. Ругуджа (Гунибский р-он) [30].

В частности в 2,5 км к юго-западу от сел. Гапшима (Акушинский р-он) был обнаружен раннесредневековый Гапшиминский могильник, состоявший из погребений в грунтовых ямах и в каменных склепах. На могильнике был исследован один сохранившийся каменный склеп с многократными захоронениями, датированный III-VI вв. [34]. Экспедицией были проведены исследования Урадинского могильника (Шамильский р-он), датированного В.Г. Котовичем широким диапозоном с IX по XIV вв. Материал погребений позволил исследователю определенно говорить о том, что средневековое население Горного Дагестана, по крайней мере, какой-то промежуток времени исповедовало христианство. [33, С. 38-46]. Еще в 1951 г. К.Ф. Смирновым во время небольших разведок у сел. Батлаич в Хунзахском районе был выявлен Галлинский могильник. В 1955 г. при осмотре частично разрушенных погребений В.Г. Котовичем были найдены два целых глиняных сосуда, железные удила, нож, поясная пряжка, и другие находки, датированные V-VII вв. [33, С. 47]. Из находок экспедиции этого года на территории Галлинского могильника, происходит каменный крест с выгравированной на нем надписью древнегрузинскими буквами [27, С. 185-193].

В 1955-1957 гг. продолжалось полноценное археологическое исследование некрополя в урочище Галла. Под руководством В.Г. Котовича и Д.М. Атаева в общем было исследовано 26 погребений. В.Г. Котович выделяет на этом некрополе два типа могил: грунтовые ямы и каменные гробницы. Анализ стратиграфии памятника, погребального обряда и находок из погребений, позволил исследователю сделать вывод о длительном функционировании здесь средневекового некрополя, на котором сочетались захоронения по языческому обряду и захоронения с преобладанием христианского ритуала. Основываясь на имеющихся данных, исследователь отмечает близость инвентаря к инвентарю из Агачкалинского могильника и датирует захоронения IX-XI вв. [31, С. 51-65; 32, С. 46-56]. В 1957 г. на Галлинском могильнике под руководством Д.М. Атаева было заложено 3 раскопа [10]. Материалы этих раскопок позволили исследователю выделить три яруса погребений, и расширить хронологию его непрерывного функционирования до V-XIII вв. Д.М. Атаев представляет подробное описание и анализ погребальных сооружений, обряда и инвентаря Галлинского могильника в аналитических статьях и в своей монографии «Нагорный Дагестан в раннем средневековье (по материалам археологических раскопок Аварии)» [6, С. 177-199; 7, С. 228-241; 9, С. 25-32].

В 1955-1958 гг. в ходе археологических разведок в окрестностях сел. Ругуджа (Гунибский р-он), на многих окружающих его заброшенных хуторах, были обнаружены несколько средневековых могильников [33, С. 53-56]. На некоторых из них 1-ым горным отрядом ДАЭ под руководством В.Г. Котовича производились разведочные раскопки. Так, средневековый Ру-гуджинский 3-й могильник у заброшенного хутора Унсуколо был исследован и датирован IX-X вв. [31, С. 104-107]. На окраине хутора Комиб на Ругуджинском 4-м могильнике был расчищен один каменный ящик, по материалам которого могильник датирован IX-X вв. [31, С. 107-109]. В 1958 г. была исследована одна гробница на Маакибском могильнике в окрестностях сел. Ругуджа Гунибского р-на. Инвентарь позволил датировать погребение X-XI вв. [33, С.55-56]

В 1956 г. в местности «Тад раал», близ сел. Хунзах, при работах Горного отряда ДАЭ, было вскрыто 4 погребения в грунтовых ямах. Погребальный обряд могильника, трупопо-ложение погребенных, остатки тлена от дерева и находки железных гвоздей позволили Д.М. Атаеву сделать вывод о функционировании здесь христианского могильника и датировать его X-XII вв. [9, С. 201-202].В том же году в ходе археологических разведок вдоль р. Аварское

Койсу 2-го Горного отряда ДАЭ под руководством М.И. Пикуль в окрестностях селения Большой Гоцатль и на территории самого села было открыто 7 разновременных археологических памятников. В рамках этих археологических работ на территории Гоцатлин-ского 3-го (Ортоколинского) могильника было заложено два небольших раскопа и исследован 1 каменный ящик [44, С. 93-94]. Материалы погребения позволили исследовательнице датировать его средневековой эпохой.

В 1957 г. 2-й горный отряд археологической экспедиции ИИЯЛ ДФ АН СССР под руководством Д.М. Атаева было начато исследование средневекового Баитлинского могильника, занимавшего площадь свыше 4,5 га. Всего на могильнике было исследовано 10 погребений в грунтовых ямах, из которых 6 оказались ранее поврежденными. Погребальный обряд и инвентарь погребальных комплексов могильника имеет облик характерный для могильников Дагестана УШ-Х вв. - Агачкалинский (УШ-Х вв.), Бежтинский (УШ-Х вв.), Галлинский (слой УШ-Х вв.). Совокупность этих факторов позволила исследователям датировать могильник УШ-Х вв. н.э. [10, С. 27-37; 7, С. 223-227].

Спустя год в 1,5 км. от сел. Цнал (Хивский р-он) старший инспектор по охране исторических памятников Министерства Культуры Дагестана, известный краевед М.И. Исаков в ходе охранно-спасательных археологических работ обследовал 13 грунтовых погребений и 2 каменных ящика на обнаруженном при строительстве дороги Цнальском могильнике. Он датировал памятник первыми веками н.э. [29, С. 13-№134]. Однако в последующем, М.С. Гаджиев, анализируя материал могильника относительно стратиграфии Дербента, определяет время бытования могильника 1У-У вв. [20, С. 71-72].

В следующем году Южный отряд Дагестанской археологической экспедиции под руководством М.И. Пикуль в рамках археологических работ в горных районах Южного Дагестана (Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хивский р-ны) исследовал грунтовые могилы с перекрытиями в виде массивных каменных плит и каменные склепы на Сардаркентском могильнике. М.И. Пикуль датировала могильник УШ-Х вв [45, С. 103]. В последующем М.С. Гаджиев на основе анализа погребального инвентаря датировал время существования могильника У-У11 вв. [20, С. 72-73].

В рамках экспедиции 1959 года М.И. Пикуль исследовала 2 склепа Дурангинского могильника у сел. Дуранги (Буйнакский р-он) [45, С. 69-89]. Склепы были удлиненной прямоугольной формы, а стены их были сооружены из хорошо подогнанных друг к другу камней, сложенных в несколько ярусов, и перекрытых сверху массивными плоскими каменными плитами. Склеп №1 имел меньшие размеры и содержал в себе одиночное захоронение, тогда как в большом склепе №2 было совершено четыре погребения. Погребальный инвентарь оказался разнообразен по своему назначению: бытовая утварь, украшения, орудия труда, амулеты, печатка и предметы туалета. Многие изделия погребального инвентаря имеют немало аналогий с материалами археологических памятников Дагестана, а также Северного и Северо-восточного Кавказа. Большинство аналогий позволяют датировать погребения концом У11 в. [45, С. 88-89].

В том же году 2-й Чиркейский отряд ДАЭ недалеко от сел. Хаджалмахи (Левашинский р-он) произвел исследования трёх полуразрушенных и ограбленных каменных гробниц Хаджалмахинского 1-го могильника. Некрополь находился в непосредственной близости от Хаджалмахинского 5-го средневекового поселения. Конструкция самих гробниц сохранившийся после их разрушения инвентарь датируется исследователями Х-Х11 вв., как и расположенное рядом поселение [32, С. 42-43].

В 1959 г. 2-й Горный отряд ДАЭ под руководством Атаева Д.М. зафиксировал ранне-средневековый Ураллинский могильник у сел. Урала (Гунибский р-он) [11, С. 57-58]. Археологические исследования на Ураллинском могильнике возобновились в 1962 г. Тут было выявлено два типа погребальных сооружений - грунтовые ямы и каменные ящики. Комплексы погребений были датированы У-У11 вв. [11, С. 57-58]. В том же году возле сел. Шото-да (Хунзахский р-он), на правом берегу р. Тобот, на Шотодинском могильнике был заложен небольшой раскоп и исследовано два каменных ящика. Особенности погребальных конструкций, материал из погребений, а так же проанализированные находки местных жителей с мест расположения могильников, позволили Атаеву Д.М. датировать время их бытования ранним средневековьем [11, С. 59].

В 1963 г. Горный отряд Дагестанской археологической экспедиции под руководством Д.М. Атаева, во время археологических разведок в Хунзахском районе произвел зачистку одного полуразрушенного в результате обвала каменного ящика на средневековом Батла-ичском могильнике у сел. Батлаич, а также произвёл сбор подъёмного материала на Галлин-ском могильнике [9, С. 4-5].

В 1963 г. в свет выходит книга Д.М. Атаева «Нагорный Дагестан в раннем средневековье» (Махачкала, 1963) - первое монографическое исследование, посвященное раннесред-невековой археологии Горного Дагестана. В ней получили освещение многие вопросы материальной и духовной культуры населения края. В частности были подробно рассмотрены вещевые комплексы из известных на то время средневековых могильников, дана характеристика разным типам погребальных сооружений центрального Горного Дагестана и погребальному обряду. Автор уделил внимание истории христианства в центральном Дагестане, проанализировав археологические находки могильников. Отдельная глава книги была посвящена хозяйству, внешней политике и социальному строю жителей центрального Горного Дагестана в период с V в. по XII в.

В 1975 г. Горная археологическая экспедиция ИИЯЛ ДФ АН СССР произвела раскопки средневекового Нижнечуглинского могильника в Левашинском районе Дагестана. Здесь были исследованы 4 грунтовые могилы перекрытые каменными плитами, одна каменная гробница и одно разрушенное погребальное сооружение. Анализ погребальных конструкций, обряда и инвентаря позволил исследователям разделить погребения на две хронологические группы: 1) одно разрушенное погребение ^ШП вв. и 2) грунтовые погребения и погребение в каменной гробнице относящиеся к вв. [1, С. 141-142]. Нижнечуглинский могильник находится на окраине единовременно бытовавшего Нижнечуглинского средневекового городища [1, С. 139].

В 1977 г. при строительных работах на северо-западной окраине сел. Калкни (Дахадаев-ский р-он) обнаружен Калкнинский средневековый могильник. Погребальные сооружения могильника представлены гробницами прямоугольной формы, сложенными из поставленных на ребро плит и перекрытых сверху несколькими поперечно уложенными плитами. Всего было исследовано 4 каменные гробницы. Ориентировка погребений - восток-запад. В гробницах могильника обнаружены захоронения, датирующиеся эпохой средневековья [46,

С. 167-187].

В 1977-1981 гг. под руководством Г.Г. Гамбашидзе Дагестано-грузинская объединенная археологическая экспедиция (ДГАЭ) Центра археологических исследований Института истории, археологии и этнографии им. И. А. Дзавахишвили АН Грузинской ССР и Института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы Дагестанского филиала АН СССР, созданная с целью изучения истории христианства в Дагестане, а также культурно-исторических связей между народами Грузии и Дагестана, производила археологические исследования в горных районах нашей республики. Работа экспедиции проходила по двум направлениям: проведение археологических разведок в Горном Дагестане и стационарные раскопки наиболее интересных комплексов. Основной фронт археологических работ пришелся на сел. Хунзах (Хунзахский р-он), Хунзахское плато и ущелья вверх по течению р. Аварское Койсу по направлению к границам Грузии [22; 23; 24; 25, С. 277-278; 26].

Помимо обнаружения следов бытования христианства на территории Хунзахского плато, экспедицией были исследованы и средневековые могильники. В северо-восточной части сел. Хунзах ДГАЭ выявлен большой средневековый Хунзахский могильник. Тут исследовано 11 погребений в грунтовых ямах с перекрытием из каменных плит. Погребальный обряд и отсутствие погребального инвентаря дали повод исследователям отнести этот могильник к раннехристианским [22, С. 1-5; 23, С. 1-9]. Два грунтовых погребения, одно из которых имело перекрытие из каменных плит, исследованы на Ахалчинском могильнике близ сел. Ахалчи [22, С. 5-9]. Одно погребение с инвентарем, в частично разрушенном ящике из каменных плит, раскопано на Урадинском могильнике [26, С. 281-292 ].

В 1986 г. в результате работ археологической службы по выявлению, учёту и сохранению археологических памятников, были описаны и зарисованы находки жителей сёл Ахал-чи и Шотода (Хунзахский р-он). Описание подробностей находок от местных жителей и осмотр местности позволил исследователям делать выводы об их принадлежности к единым

погребальным комплексам Ахалчинского и Шотодинского могильников [2, С. 192]. Среди находок присутствовали керамические кувшины, бронзовые украшения, фрагмент зеркала, железное оружие, бусы и др. Анализ инвентаря позволил исследователям отнести Ахалчин-ский могильник к У-1Х вв., а могильник у сел. Шотода к У-Х11 вв. [3, С. 196-197].

Переходя к описанию археологического изучения Горного Дагестана в постсоветский период, нельзя не отметить, что на современном этапе темп археологических работ резко снизился. С 1993 г. в горных районах были осуществлены только две масштабные археологические экспедиции в рамках охранно-спасательных работ.

В 1993 г. Ирганайская новостроечная археологическая экспедиция ИАЭ ДНЦ РАН под руководством М.Г. Гаджиева проводила спасательные археологические раскопки на средневековом Ирганайском могильнике №2 недалеко от с. Ирганай (Шамильский р-н). Могильник был обнаружен случайно, в ходе строительных работ. Было исследовано 20 погребений двух типов - каменные ящики (15 шт.) и подбойные грунтовые могилы (5 шт.). Инвентарь могильника был представлен в основном различными украшениями, керамическими сосудами, в некоторых погребениях сохранились фрагменты головных волос погребенных, заплетенных в косы, остатки тканей одежды в виде грубого холста и тонкого шелка. Могильник был датирован исследователями 1Х-Х1 вв. [19; 38].

В 2010 г. Ш.О. Давудовым были произведены археологические разведки в зоне строительства Гоцатлинской ГЭС. В ходе работ были осмотрены ранее известные памятники и сделан вывод о том, что Гоцатлинский 3-й (Ортоколинский) могильник и Гоцатлинское 1-е (Ортоколинское) поселение попадают в зону затопления. Помимо этого, выявлены ранее неизвестные памятники, в частности Чалдинский средневековый могильник. На памятниках заложены разведочные шурфы, произведено их картографирование [28].

Полноценное археологическое исследование на 3-м Гоцатлинском (Ортоколинском) могильнике продолжалось в 2012-2013 гг. В ходе работ Дагестанской археологической экспедиции под руководством В.Ю. Малашева на могильнике была вскрыта площадь 415 кв. м и исследовано 61 погребение в каменных гробницах, содержавших многоразовые захоронения (до 12 погребенных в одном погребении) [40].

Гробницы были сооружены на дне грунтовых прямоугольных ям. Стены их сложены из частично отесанных камней, сверху гробницы перекрыты крупными каменными плитами. Особенностью погребального обряда является то, что данные сооружения были предназначены для многократного использования: в заполнении ям над гробницами, в основном на перекрытиях, и редко внутри них, находились кости человеческих скелетов, относящиеся к более ранним захоронениям, а также отдельные предметы погребального инвентаря. Костные останки на перекрытиях гробниц лежали аккуратно сложенными кучками, рядом с ними в некоторых случаях находились керамические сосуды. Исключение составляли детские захоронения, изначально предполагающие однократное использование гробницы [5].

Погребальный инвентарь Гоцатлинского 3-го (Ортоколинского) могильника разнообразен и включает бытовую утварь, украшения, орудия труда и вооружения, предметы туалета, сердоликовая гемма. Анализ погребального инвентаря в целом и керамического комплекса [4] в отдельности, позволяет предварительно могильник Х-Х11 вв.

Значительно возросший объем новостроечных археологических исследований в Дагестане обусловил создание в 2014 г. в структуре ИИАЭ самостоятельного профильного отдела охранных раскопок. В задачу отдела охранных раскопок входит координация охранно-спасательных археологических работ в республике в целях выявления, сохранения и спасения объектов археологического наследия, находящихся в зоне хозяйственного освоения, проведение археологических разведок и раскопок, наблюдение за земляными работами хозяйствующих субъектов, проведение государственной историко-культурной экспертизы различных проектов, предусматривающих освоение земельных территорий [21, С. 96]. Отдел проводил археологические разведки и раскопки средневековых поселений в Горном Дагестане [35]. Однако, за последнее пять лет масштабных археологических работ нацеленных на выявление и исследование новых раннесредневековых могильников не проводилось.

В результате многолетней работы советских и российских ученых на территории Горного Дагестана были добыты многочисленные археологические материалы. Привлечение к ним сведений письменных, фольклорных и языковых источников показывает, что населе-

ние средневекового Горного Дагестана жило активной хозяйственной и духовной жизнью во взаимосвязи с остальным миром. Археологические материалы раннесредневековых и средневековых могильников являются прекрасной иллюстрацией процессов имущественного расслоения и разложения общинных отношений оставившего его населения. В результате изучения основных черт погребального обряда и анализа материальной культуры выявляются общие тенденции развития материальной и духовной жизни населения Горного Дагестана и народов Северного Кавказа и Закавказья. В то же время в материальной культуре данного региона присутствует ряд самобытных черт, не характерных для единой культуры Северного Кавказа.

Несмотря на достигнутые успехи, изучение истории раннесредневекового Горного Дагестана имеет существенные пробелы. Это, во-первых, наблюдаемая неравномерность изучения раннесредневековых могильников в территориальном плане. Во-вторых, преобладающий разведывательный характер произведенных за всё время археологических работ. Не менее важным является необходимость выделения локальных вариантов в материальной культуре на основе анализа комплексов вещей из раннесредневековых могильников и единовременных с ними поселений. Неотложной задачей стоит перед современными исследователями публикация и научная интерпретация накопившихся археологических материалов, без чего полевые работы теряют научный смысл.

Список литературы:

Абакаров А.И. Средневековый могильник у сел. Нижний Чугли// Обряды и культы средневекового населения Дагестана. Махачкала, 1986. С. 139-152.

Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. Махачкала, 19931. Абакаров А.И., Магомедов Р.Г. Новые археологические находки из горного и плоскостного Дагестана// Горы и равнины Северо-Восточного Кавказа в древности и средние века. Махачкала, 1991. С. 190-202.

2. Абиев А.К. Керамический комплекс Гоцатлинского 3-го (Ортоколинского) средневекового могильника (предварительная характеристика)// Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. Казань, 2014. С. 5-9.

3. Абиев А.К., Фризен С.Ю. Исследования на Гоцатлинском 3-м (Ортоколинском) могильнике в 2012-2013 гг. // Е.И. Крупнов и развитие археологии Северного Кавказа. XXVIII Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции. 2014. С. 302-305.

4. Атаев Д.М. Галлинский могильник - памятник средневековой Аварии (Серира)// Ученые записки ИИ-ЯЛ, т. VI. Махачкала, 1959. С. 177-199.

5. Атаев Д.М. Некоторые средневековые могильники Аварии // МАД, Т. II, Махачкала, 1961. С. 223-247

6. Атаев Д.М. Основные итоги историко-археологического изучения средневековой Аварии // Ученые записки ИИЯЛ, Т. XI. Махачкала, 1963. С. 186-199.

Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье (по материалам археологических раскопок Аварии). Махачкала, 1963.

7. Атаев Д.М., Котович В.М. Отчет о работе 2-го горного отряда Дагестанской археологической экспедиции в 1957 г. // Научный архив ИИАЭ ДНЦ РАН (далее НА ИИАЭ ДНЦ РАН). Ф. 3, Оп. 3, Д.№ 2481.

8. Атаев Д.М. Археологические исследования в горном Дагестане осенью 1962 г. // Материалы по археологии Дагестана. Т. III. Махачкала, 1973. С. 51-59.

Атаев Д.М., Гаджиев М.Г., Погребова М.Н. Отчет о работе 2-го горного отряда ДАЭ в 1959 г. // НА ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3 Оп. 3, Д. 6.

Бакланов Н.Б. Архитектурные памятники Дагестана. Л. 1935.

Бакланов Н.Б. Златокузнецы Дагестана (о кустарях металлистах селения Кубачи). М. 1926. Бакланов Н.Б., Васильев Н.Я. Изучения памятников искусства // Дагестанский сборник. ТЛИ. Махачкала, 1927. С. 233.

Башкиров А.С. Искусство Дагестана: резные камни. М. 1931.

Башкиров А.С. Петрографика Аварии. // Труды секции археологии РАНИОН, Т^, М., 1930. С. 129. Башкиров А.С. Средневековый памятник аула Кала-Корейш. // Труды отдела археологии Института археологии и искусства. М., 1926. С. 57-63.

Гаджиев М.Г, Абакаров А.И., Магомедов Р.Г. О раскопках Ирганайского средневекового могильника // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований институтов ИАЭ и ЯЛИ в 1992-1993 гг. Махачкала, 1994. С. 19-21.

Гаджиев М.С. Погребальные памятники Южного Дагестана позднеалбанского и раннесредневе-кового времени Ц-УП вв.) // Сб. ст. «Обряды и культы древнего и средневекового населения Дагестана». Махачкала, 1986. С. 71-89.

Гаджиев М.С. Археология Дагестана: вчера, сегодня, завтра (1954-2014 гг.) // Вестник ИИАЭ, №4, 2014. С. 90-97-

Гамбашидзе Г.Г. К вопросу о культурно-исторических связях средневековой Грузии с народами Кавказа. // II Международный симпозиум по грузинскому исскуству. Тбилиси. 1977. С. 21. Гамбашидзе Г.Г. Отчет Дагестано-Грузинской археологической экспедиции 1978 г. // НА ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 3, Оп.3, Д. 6802.

Гамбашидзе Г.Г. Отчет Дагестано-Грузинской археологической экспедиции за 1979 / / НА ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф. 3, Оп. 3, Д. 7173.

9. Гамбашидзе Г.Г. Отчет Дагестано-Грузинской археологической экспедиции // Полевые археологические исследования в 1977 г. (краткие сообщения). Тбилиси, 1980. С. 281-292.

10. Гамбашидзе Г.Г. Вопросы христианской культуры и исторической географии Аварии в свете результатов Дагестано-Грузинской объединенной археологической экспедиции АН ГССР и СССР // 1У Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1983. С. 25.

11. Гудава Т.Е. Две надписи (грузинская и грузино-аварская) из Дагестана // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Вып. 30, 1954. С. 185-193.

12. Давудов Ш.О. Отчет об археологических разведках в зоне строительства Гоцатлинской ГЭС на реке Аварское Койсу в Гунибском, Гергебильском и Хунзахском районах Республики Дагестан в 2010 г. // НА ИИАЭ ДНЦ РАН, 2010. Ф.3. Оп. 3. б/н.

13. Исаков М.И. Археологические памятники Дагестана. Махачкала, 1966.

14. Котович В.Г. Отчет о работе горного отряда Дагестанской археологической экспедиции в 1955 г. //НА ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф.27. Оп. 1. Д.№ 8.

15. Котович В.Г. Отчет о работе 1-го Горного отряда Дагестанской археологической экспедиции в 1956 г. // НА ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф.27. Оп. 1. Д. 38.

16. Котович В.Г. Отчет о работе 2-го Чиркейского (1-го Горного) отряда Дагестанской археологической экспедиции // НА ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф.27. Оп. 1. Д.40.

17. Котович В.Г. Археологические работы в горном Дагестане / / МАД, Т II. Махачкала, 1961. С. 5-57. Котович В.Г., Мунчаев Р.М., Путинцева Н.Д. Некоторые данные о средневековых памятниках горного Дагестана // МАД, Т. II. Махачкала, 1961. С. 271-286.

18. Кривошеев М.В., Таймазов А.И., Яворская Л.И., Абдулаев А.М. Раскопки Матласского средневекового поселения в горном Дагестане // История, археология и этнография Кавказа. Т. 14. №4. 2018. С. 132-157. Лавров Л.И. Раннесредневековый могильник в нагорном Дагестане // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. XIII. М-Л., 1951. С.304-308.

Лысенко Ю.М. Деятельность археологических экспедиций в Дагестане. 1920-1930-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. №3, Ч. II. С. 141-143.

Магомедов Р.Г., Отчет о полевых исследованиях Ирганайской новостроечной археологической экспедиции в 1993 г. // НА ИИАЭ ДНЦ РАН, Ф.3. Оп. 3. Д. 763.

Марковин В.И., Твердохлебов А.М. Акушинский могильник // КСИИМК. Вып. 60. М., 1955 г. С. 150-154.

Малашев В.Ю. Отчет об охранно-спасательных исследованиях на Гоцатлинском 3-м (Ортоколин-ском) могильникев Хунзахском районе Республики Дагестан в 2012-2013 гг. // Архив ИА РАН. 2013. Р-1. б.н. Кизилюрт, 2014.

Мунчаев Р.М., Археологические исследования в нагорном Дагестане в 1954 г. // КСИИМК. М. Вып. 71, 1956. С. 48-53.

Мунчаев Р.М. К истории археологического изучения Дагестана // МАД Т I, Махачкала, 1959. С. 9 -20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пикуль М.И. Отчет о работе Дагестанской археологической экспедиции летом 1952 г. // НА ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.32, оп.1, Д.1. Махачкала, 1953.

Пикуль М.И. Результаты археологических исследований 2 -го горного отряда ДАЭ в 1956 г. (отчет), часть 2-я. // НА ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.32, оп.1, Д.11.

Пикуль М.И. Итоги археологических разведок в Южном Дагестане в 1959 г. // НА ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.32, оп.1, Д. №18.

Салихов Б.М. Калкнинский могильник // Древние культуры Северо-Восточного Кавказа. Махачкала, 1985. С. 167-187.

Смирнов К.Ф. Агачкалинский могильник - памятник хазарской культуры Дагестана // Краткие сообщения ИИМК. Вып. ХХХУШ. М. 1951 г. С. 113-119.

Штейн. О пещерах и могилах в Дагестане // У археологический съезд в Тифлисе, I . Труды предварительных комитетов, М. 1882. С. 475 Физическая география Дагестана М. 1996.

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ПРЕДСВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ ГОРОЖАН ДАГЕСТАНА

Амирханова Аида Киясбековна к.и.н., м.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. aida-amirkhanova@mail.ru Аннотация:

Изменение условий жизни, социально-экономические и культурные преобразования, забвение традиций, привели к потере и трансформации многих обрядов и обычаев жизненного цикла городского населения Дагестана. Многие элементы современного дагестанского свадебного обряда в силу архаичности и несоответствия новому укладу жизни были изменены, переосмыслены или же вовсе отпали. В представленной статье делается попытка наиболее полного рассмотрения этих трансформаций произошедших у горожан Дагестана в процессе глобализации. Ключевые слова:

свадьба, обряды, городское население, Дагестан, трансформация.

Aida K Amirkhanova PhD (in Ethnography), Junior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation aida-amirkhanova@mail.ru Annotation:

Changes in living conditions, socio-economic and cultural changes in the region, oblivion of traditions led to the loss and transformation of many rites and customs of the life cycle of the urban population of Dagestan. Many elements of the modern Dagestan wedding rite were changed, rethought or completely disappeared due to archaism and inconsistencies with the new way of life. We have previously touched upon the theme of the transformation of pre-wedding rites in thesis form. In the present article, an attempt is made to most fully address the transformations that occurred among the citizens of Dagestan in the process of globalization.

Keywords:

wedding, rituals, urban population, Dagestan, Globalization, transformation.

Одним из этапов создания новой семьи является свадьба, которая во все времена сопровождалась всевозможными церемониями и обрядами. За долгие годы многое изменилось в культуре и быту народов Дагестана. Эти изменения тесно связаны с социально-экономическими и культурными преобразованиями, произошедшими в регионе. Не осталась неизменной и традиционная свадебная обрядность. Многие обряды и обычаи изжили себя или трансформировались, а также зародились новые, о которых не знали наши предки.

Свадебный цикл, как принято в этнографии, делится на три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. К предсвадебному этапу дагестанской свадьбы относятся: выбор невесты, сговор, сватовство, помолвка (обручение), выдача калыма (подарков), подготовка приданого, обряд заключения мусульманского брака (никях) с выдачей кебина (подарок невесте). Предшествуя самой свадьбе, эти этапы составляли целый комплекс предсвадебных обрядов в традиционной свадьбе народов Дагестана.

Как и раньше, присмотрев сыну невесту, родители наводят справки о девушке. В современных невестах, как и прежде, ценятся хозяйственные навыки, аккуратность и чистоплотность, женственность, почтительность к старшим, целомудренность, обращают внимание на её скромность, воспитанность и, конечно, красоту. К юноше чаще предъявляют такие требования, как воспитанность, сдержанность, почтительное отношение к старшим, отсутствие вредных привычек, опрятный внешний вид, умение вести себя в обществе, ответственность, работоспособность и др. В последнее время одним из главных требований в выборе брачного партнера является уровень образования молодых. Хотя какое-то время назад «родители юношей, напротив, старались не брать для сыновей девушек, которые учились в городе, кончили вузы, считая, что такие девушки забывают традиции, что город негативно влияет на их этические качества» [2. С. 58)]. Современные родители напротив не хотят видеть в избранниках своих детей человека, который не имеет образования. Касается это как парней, так и девушек. Если для девушки наличие образования является желательным, то для юноши это обязательно, так как он должен будет уметь содержать семью [3. С. 178].

Инициатива в основном исходит со стороны родственников парня. Но бывает, что семье парня предлагают определенную девушку. Если парня или его родных не устраивает предложенная кан-

дидатура, то отказаться стараются в тактичной форме. Также и девушка, по требованию этикета, должна тактично отвергнуть не приглянувшуюся кандидатуру.

В последнее время в городах Дагестана молодежь присматривает себе пару самостоятельно, но всё же советуются и с родителями. Так же, если брак заключается по выбору родителей, то старшие родственники стремятся познакомить молодых и выяснить их симпатии друг к другу. Чаще всего современная молодёжь знакомится в вузах, на работе, через общих друзей или родственников, на свадьбах и т.д. С появлением мобильных телефонов и интернета, распространением социальных сетей, разнообразных «мессенджеров» современная молодежь перешла на общение друг с другом напрямую, без посредников, путем обмена «эсэмэсками», фотографиями. Как и прежде, основным мотивом добрачных встреч и ухаживаний остается намерение вступить в брак, создать семью.

Первоначальным этапом в предсвадебных обрядах был этап разведывания информации. Кому-то из близких родственников поручалось навести справки об отношении родных девушки к семье парня. Сегодня тоже начинают с этого этапа. Через соседей, родственников, знакомых стараются, как бы вскользь упомянуть имя претендента или его родителей, тухума и т.д., для того, чтобы проверить реакцию со стороны родственников невесты. Если не встречают резкой неприязни с их стороны, то тогда отправляют людей для более подробного разговора.

Вообще, к выбору сватов для отправки в дом невесты во все времена относились очень серьезно. От их авторитета и умения вести переговоры часто зависел исход сговора. Однако сегодня, если парень и девушка между собой уже всё решили, то этот этап значительно облегчается и упрощается. В последнее время сваты часто идут в дом девушки, будучи твёрдо уверенными в её согласии. В этот день иногда стороны преподносят друг другу небольшие подарки, более ценными предварительными подарками одаривают невесту. После удачного сговора, приступают к следующему этапу -официальному сватовству (помолвке). Если раньше между сватовством и помолвкой проходило некоторое время, то сегодня в городах Дагестана эти два этапа в основном объединяют в один и отмечают в ресторанах, как небольшую свадьбу.

В день официального сватовства сторона жениха приносит невесте деньги, подарки и т.д. Родители невесты не могут приобрести на принесенные деньги что-либо для её приданого, такое осуждается. Считается, что вся сумма денег, подаренная невесте стороной жениха, должна быть потрачена на невесту (одежда, украшения, аксессуары и т.д.), а приданое должно быть приобретено исключительно на деньги её родителей. В противном случае,могут возникнуть неприятные разговоры, упреки и осуждение со стороны родственников жениха [4. С. 32]. Однако, раньше исследователи отмечали, что в прошлом, судя по архивным документам и полевым данным, в районах бытования калыма часть приданого справлялась за счет калымной суммы или вещей, входивших в калым [5, с. 188]. Количество гостей с обеих сторон, которые будут присутствовать на официальном сватовстве, обычно заранее оговаривается сторонами. Сторона невесты в свою очередь также готовит подарки для родственников жениха, которые приходят не с пустыми руками. Чаще всего дарят красивые пледы, постельное бельё, хрустальные вазы, набор посуды, мужчинам рубашки и т.д. Размер даро-обменов растет из года в год. Тут же, в торжественной обстановке жених надевает обручальное кольцо невесте. Иногда вместо жениха это делает его сестра или тётя. С этого дня молодые считаются обрученными.

После помолвки начинаются полноценные приготовления к свадьбе. Родители невесты готовят для нее приданое, а это серьезные материальные траты, которые ложатся на их плечи. Если раньше наши бабушки и прабабушки большую часть приданого для дочери откладывали с её раннего детства, то сегодня, когда мода меняется с каждым годом, откладывать как раньше уже нет никакого смысла. Мода меняется на посуду, ковры, мебель и почти на всё то, что входит в приданое для невесты. Количество и качество приданого, конечно же, зависит от материального состояния семьи девушки. Хотя сегодня и богатые и не очень пытаются перещеголять друг друга в этом. Да и не хотят осуждения со стороны родственников как своих, так и жениха в особенности. Также, если невесте выплачен большой калым (подарки, большая сумма денег), то соответственно и к приданому невесты тоже могут предъявить требования, чтобы все было дорого и богато.

Вообще в Дагестане, да и на всем Северном Кавказе всегда боролись с проблемой постоянного повышения калыма, показного приданого и подарков. Но не у всех дагестанцев эта тема вызывает общественный резонанс. Если, с одной стороны, это всеобщее негодование происходящим, то с другой - поголовное следование нездоровым обычаям и нововведениям. Для одних большой калым может стать препятствием для заключения брака, а для других это признак большого авторитета.

Если в каком-то посёлке или селе официально выходит указ о величине суммы калыма или количества приданого, которые запрещается превышать, то сами же люди повсеместно нарушают эти указы. Ту сумму калыма, которая выходит за ограничения, стараются выдать тайно. А приданое, подаренное сверх нормы, приносят после свадьбы. Между тем, большие свадебные платежи иногда становятся и предметами конфликтов, если вдруг семья, не прожив долго, распадается [4. С. 33].

За несколько дней до свадьбы происходит обряд заключения мусульманского брака - никях. В последнее время мусульмане Дагестана придают большое значение выполнению этого религиозного обряда (никяха), даже если проводят ещё и торжественную регистрацию в загсе. Никях обычно сопровождается выдачей кебина (махр). Кебин - это предписанное исламским шариатом право женщины, которое является одним из условий для заключения мусульманского брака никяха. Так, адаты Кайтагского уцмийства XIX в. гласили: «Муж платит за жену кебин - уцмий и простой поселянин» [6. С. 571]. Родителям или близким родственникам девушки запрещается полученные от жениха в качестве кебинных денег средства использовать для собственных нужд, это будет считаться харамом (грехом). Они имеют право потратить эти деньги на покупки для неё. В качестве кебина (махра) может быть выплачена любая незапрещенная вещь, имеющая ценность. Это могут быть деньги, драгоценности, дом, земельный участок, автомобиль и т.д. Выплачивать кебин можно в любом количестве. Шариатом не установлена наивысшая сумма кебинных денег, которую нельзя переходить, однако в исламе приветствуется не повышение, а уменьшение этой суммы, чтобы не создавать проблем для тех, кто хочет вступить в брак, но не имеет больших возможностей. Заключать никях без кебина считается нежелательным, однако мало кто это соблюдает. По сведениям А.В. Комарова, «кебин хакк большей частью не отдается невесте или ее родственникам, а только вносится в брачное условие и взыскивается с мужа, когда он даёт развод жене, или после его смерти» [7. С. 52]. Современный кебин соблюдается в основном также, всего лишь на словах.

Следует отметить, что такие компоненты предсвадебного этапа как обычай избегания молодыми старших родственников друг друга, обычай пребывания в чужом доме и т.д., практически не сохранились сегодня в городах Дагестана. Процессы глобализации внесли свои коррективы в эти этапы предсвадебных обрядов. Исследователи отмечают меньшую частоту избегания в городской среде, в молодых возрастных группах и в тех группах, принадлежность которых связана с более высоким уровнем образования, т.е. наблюдается общая тенденция к более свободному общению мужчин со старшими родственниками, отход от запрета есть с ними за одним столом [8. С. 188]. Еще кое-как эти красивые обычаи стараются не забывать и сохранять в некоторых селах Дагестана.

Как видно, многие традиционные нормы, формировавшиеся и практиковавшиеся веками в предсвадебных обрядах у народов Дагестана, не потеряли своего значения и в наши дни. Многие обычаи и традиции живут, не смотря на то, приносят они пользу обществу или нет. В то же время, какие-то обычаи и обряды утрачены совсем, а какие-то подверглись трансформации, а также появились и новшества не свойственные традициям наших предков. Этническая и культурная неоднородность городского населения Дагестана, глобализация повлияли на вариабельность свадебных обрядов. Складываются и совершенно новые интернациональные традиции, соответствующие новому образу жизни дагестанцев.

Список литературы::

1. Амирханова А.К., Салихова Л.Б. Предсвадебные обряды в городах Дагестана в прошлом и настоящем // Археология и этнография Кавказа и Крыма. Тезисы докладов. СПб., 2017.

2. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем (Равнинный Дагестан). Махачкала, 1989.

3. Алимова Б.М., Мусаева М.К., Магомедханов М.М. Современная дагестанская городская свадьба / / Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб, 2013. С. 176-205.

4. Амирханова А.К., Магомедова П.М. Калым, кебин и приданое как элементы современного предсвадебного обряда в городах Дагестана // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 11-2 (73). С. 30-34.

5. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. М., 1985.

6. Адаты Кайтаго-Табасаранского округа // Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис, 1899. С. 543-602.

7. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений о кавказских горцах: в 10-ти вып. Тифлис, 1868. Вып. 1. С. 1-88.

8. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.