УДК 711.554
А.М. ЯКИМОВА, И.В. КУЛИКОВА,
Томский государственный архитектурно-строительный университет
ВЛИЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ПЛАНИРОВОЧНУЮ СТРУКТУРУ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЙОНА ЗАОЗЕРЬЕ Г. ТОМСКА
Промышленная зона, находящаяся на территории северной части г. Томска, является важной частью существующего городского зонирования. В настоящей статье поставлена цель рассмотреть факторы влияния на функциональное назначение и планировочную структуру исторического района Заозерье в середине XIX - начале XX в., такие как зарождение судоходства, развитие пищевой и лесной промышленности, строительство фабрик, заводов и предприятий, сооружение Томской железнодорожной ветви Транссибирской магистрали.
Авторы, основываясь на библиографическом и архивном материале, изучив графические источники информации, такие как карты планов г. Томска XVII, XVIII, XIX и XX вв., поднимают в статье тему влияния промышленной зоны на функциональное назначение и планировочную структуру исторического района Заозерье в середине XIX - начале XX в. Определены те факторы, которые вследствие своего существования задали определённый вектор развития застройки района Заозерье, и исходя из рассмотренных социально-экономических факторов развития было проведено более глубокое исследование территории района Заозерье и его градостроительный анализ в рамках указанного временного отрезка.
В работе были определены такие факторы формирования района Заозерье, как зарождение судоходства, развитие пищевой и лесной промышленности, строительство фабрик, заводов и предприятий, сооружение Томской железнодорожной ветви Транссибирской магистрали. Все эти факторы рассматриваются в определенном историческом контексте в период с середины XIX в. до начала ХХ в.
В ходе исследования были собраны ценные данные в виде исторических документов, справок, сделаны схемы развития территории исторического района Заозерье, которые дают подробное представление не только о градостроительной ситуации района в середине XIX - начале XX в., но и о социально-экономических факторах влияния на рассматриваемую территорию. Выявленные результаты работы дают ответы на многие вопросы, поставленные в плане современной ситуации развития и благоустройства территории исторического района Заозерье, что является основанием для дальнейшего исследования формирования изучаемых территорий. В научный оборот вводятся новые факты по истории развития северной части города Томска в середине XIX - начале XX в.
Тема настолько малоизучена на фоне массы выполненных работ и исследований по различным территориям Томска, что это неоднократно подчеркивает актуальность и новизну выбранной темы.
Ключевые слова: промышленная зона Томска; исторический район Заозерье; фабрики; заводы; предприятия; планировочная структура; историческая застройка; лесная промышленность; пищевая промышленность.
Для цитирования: Якимова А.М., Куликова И.В. Влияние промышленной зоны на функциональное назначение и планировочную структуру исторического района Заозерье г. Томска // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 2. С. 31-41.
© Якимова А.М., Куликова И.В., 2018
A.M. YAKMOVA, I.V. KULIKOVA
Tomsk State University of Architecture and Building
INDUSTRIAL AREA IMPACT ON FUNCTIONING AND PLANNING STRUCTURE OF ZAOZER'E HISTORICAL REGION
Purpose: The aim of this paper is to examine factors influencing the functional purpose and planning structure of Zaozer'e historical region of the city of Tomsk in the middle of 19th and early 20th centuries. These factors involve the development of shipping, food and forest industries, construction of factories and enterprises and the Trans-Siberian railway. Methodology/approach: This research uses bibliographic, archival and graphic materials, including Tomsk plan maps of the 17-20th centuries, which show the influence of the industrial zone on the functional purpose and planning structure of Zaozer'e region. Determined are factors which define the development of the Zaozer'e region. Based on the considered socio-economic factors, a deeper study of Zaozer'e region is performed as well as its planning analysis for the mentioned time period. Research findings: The development of shipping, food and forest industries, construction of factories and enterprises and the Trans-Siberian railway is described. Plants built in 19-20th centuries had a direct impact on the development of Zaozer'e, thereby predetermining its functional purpose and planning structure. It was found out that initially this region was a residential area originated from Znamenskaya church and developed northwards. Inadequacy and low living standards of Zaozer'e remained during the 19th century. By the end of this century, with the development of trade links between cities and the availability of information and knowledge, Zaozer'e region acquired a new functional significance in Tomsk urban zoning. Its location in the northern part of the city and the proximity to Trans-Siberian Railway determined its territory as an industrial region. The industrial upsurge of the 1990s was superseded by the great economic and political crisis at the beginning of the 20th century. The growing confrontation between two political regimes in the country, resulted in unemployment, hunger, and deterioration of working conditions at Zaozer'e plants. With the end of the revolution, all enterprises started to function properly, were nationalized, and began to operate in other socioeconomic conditions. Practical implications: Based on data collected from historical documents, certificates, and schemes of Zaozer'e development, a detailed representation is given not only to the urban development, but also the socioeconomic factors influencing this region. Research results describe the development and improvement of Zaozer'e region. New facts on its historical development are found. Originality/value: So little is known at present about this Tomsk region that this paper repeatedly emphasizes the relevance and novelty of the research.
Keywords: industrial area, Zaozer'e historical region, plant, enterprise, planning structure, historical development, forest industry, food industry.
For citation: Yakimova A.M., Kulikova I.V. Vliyanie promyshlennoi zony na funk-tsional''noe naznachenie i planirovochnuyu strukturu istoricheskogo raiona g. Tomska [Industrial area impact on functioning and planning structure of Zaozer'e historical region]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2018. V. 20. No. 2. Pp. 31-41. (rus)
Развитие отраслей, служащих для экономического прогресса и обеспечения жителей страны, являлось важной составляющей любого управления административной единицей. И именно рост промышленности в первую очередь отражался на успешном процессе развития того или иного региона России.
Сибирский регион и по сегодняшний день имеет статус высокого экономического значения для страны. Богатые ресурсы сибирских земель с давних времен нашли своё место в промышленной отрасли.
Томск, основанный как важный стратегический объект на территории Сибири, являлся на протяжении многих столетий ведущим центром определённых видов отраслей промышленности.
Проблематику влияния промышленных зон на формирование планировочных структур городов и целых систем расселения поднимали в своих трудах многие авторы, такие как В.Г. Давидович [1], Ю.П. Бочаров, В.Я. Любовный, Н.Н. Шевердяев [2].
В настоящей статье будет рассмотрено влияние промышленной отрасли на функциональное назначение исторического района Заозерье г. Томска и его планировочную структуру во временных границах середины XIX - начала XX в.
Территория исторического района Заозерье в первую очередь формировалась вокруг размещенного на ней культового объекта - Знаменской церкви. В городском масштабе район являлся функционально селитебной зоной, берущей свой исток развития от образования религиозного сооружения, разрастаясь территориально далее на север. Современная территория этого участка расположена в примерных границах ул. Мельничной (быв. ул. Филевская) до ул. Карла Маркса (ул. Духовская) и пер. Ванцетти (пер. Русаковский) до ул. Бердской (ул. Луговая) (рис.1).
Население района на период середины XIX в. было малочисленным. По свидетельствам Клировых ведомостей церквей г. Томска за 1860 г., Знаменская церковь насчитывала 700-800 прихожан [3]. В 1912 г. число прихожан по-прежнему не переходило границу тысячи человек, приход оставался малочисленным и бедным [4].
О значимости территории исследуемого района на период середины XIX в. можно говорить в рамках того, что исторический район Заозерье служил транзитом между городом в целом и пристанью Черемошники, которая была эффективной альтернативой центральной пристани на Базарной площади в весенний период.
Низкий уровень жизни людей, населявших исторический район Заозерье, не создавал благоприятных условий для развития территории ни в экономическом плане, ни в благоустройстве улиц и жилых кварталов. Район Заозерье до середины XIX в. оставлял за собой первоначально заложенную функциональную значимость как территория для проживания с дешёвой землёй и медленно развивающейся городской средой.
Существенные изменения в планировочном решении района происходят с утверждением генерального плана для Томска инженером и архитектором Вильямом Гесте в 1830 г. В связи с востребованностью развития сибирских городов возникает вопрос об их перепланировке, во второй половине
XVIII в. происходит пересмотр планировочной структуры г. Томска, в начале
XIX в. - утверждение регулярного плана города [5].
План 1930 г. В. Гесте увеличивал границы северной территории г. Томска, тем самым создавая прирост земель к территории района Заозерье. Также составленные планы г. Томска за 1830 г. предусматривали на восточных территориях района Заозерье зоны для размещения заводов и предприятий. Общая площадь, планируемая под размещение промышленной функции, равнялась 40 га и соединяла в себе три квартала. Зона для размещения заводов была
выбрана около территории Ереневского озера и впоследствии с развитием промышленности стала разрастаться далее на север (рис. 2).
Рис. 1. Схема расположения зоны территории рассматриваемого района (схема А.М. Якимовой)
Рис. 2. Схема расположения промышленной зоны на фрагменте карты за 1830 г. (схема А.М. Якимовой)
События конца XIX в. знаменовали собой новый этап развития исторического района Заозерье. Одним из таких событий является зарождение судоходства, пик развития которого пришёлся на 70-е гг. [6]. И это не могло не отразиться на производственном деле города, а также на функционировании различных отраслей деятельности людей, возникающих и на территории исследуемого района.
Так, свою деятельность развил Николай Павлович Баранчуков, став в 1880-х гг. основателем прядильно-канатного производства в Томске [7]. Документы протокола строительного отделения и переписка с 3-м отделением Томского губернского управления свидетельствуют о дальнейшем развитии прядильного завода в качестве парового прядильного заведения. Прошение о разрешении строительства завода Н.П. Баранчукова по ул. Ереневской, 4 (ул. Пролетарская), было подано в 1895 г. и в дальнейшем имело осуществление [8]. В начале XX в. после смерти Николая Павловича Баранчукова одним из совладельцев данного предприятия стал его сын, Василий Николаевич. На основе этого производства в 1920-х гг. была образована артель «Канат» [7].
Также на территории исторического района Заозерье размещались такие предприятия, как кожевенное и мыловаренное предприятия Е.И. Баранова, кожевенный, мыловаренный, салотопенный и свечной заводы И.А. Еренева, маслотопенное предприятие Е.Ф. Барсукова, дрожже-винокуренный завод Е.А. Сидоровой и Е.А. фон Вокано, винокуренный завод № 4 В.Н. Суслопарова.
Большинство документов с запросами о разрешении на строительство перечисленных предприятий относится к 1895-1896 гг. В этом же временном отрезке происходило строительство Томской ветви, соединяющей Трансси-
бирскую магистраль с Томском. Рассматривая карту 1898 г., можно увидеть, как железнодорожная ветвь огибала город по его окраинам и приходила к берегу Томи на Черемошниках, рядом с пристанью (см. рис. 1).
Строительство Томской ветви и возникновение предприятий конца XIX в. на территории района Заозерье происходят в одно время, это объясняется тем, что появление более быстрого и прогрессивного на то время способа передвижения, связывающего Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, дало возможность получать и передавать информацию, товары, а также привозить новые виды технологий в города Сибири, тем самым давая новый виток развития фабрикам и заводам.
Бурный рост фабрик и заводов к концу XIX и началу XX в. превращает район Заозерье в промышленную зону, тем самым реализуя запланированную стратегию развития этой части города планом 1830 г., разработанного В. Гесте, и, как следствие, происходит слияние двух функциональных зон, селитебной и промышленной, на территории исторического района Заозерье.
Купцы и предприниматели открывают собственные предприятия в тех местах, в которых, в основном, имели свою жилую собственность, и это также давало возможность работы тем людям, которые проживали поблизости. Такое функциональное решение, как совмещение жилой и рабочей функций, впоследствии отразилось на планировочной структуре северной территории г. Томска, часть которой была сформирована в виде рабочих посёлков.
На плане г. Томска за 1872 г. прослеживается путь дальнейшего развития крайних северных территорий, этим планом предусматривались кварталы для заводов, находящиеся за границей ул. Луговой (ул. Бердская), но граничащие с ней. Тем самым градостроители поддерживали существующую розу ветров и желали сместить промышленную функцию далее от жилых кварталов. Также за черту города была вынесена скотобойня (рис. 3).
Начало XX в., а именно 1900-е гг., символизируют собой окончательное утверждение экономического и промышленного прогресса как на территории Томска, так и на исследуемой территории исторического района Заозерье. Зоны, которые были предусмотрены для строительства заводов и предприятий, в итоге имели на своих территориях сооружения с промышленной функцией. В XX в. идёт процесс закрепления этой функции в зоне района Заозерье и её расширения по его территории.
Одним из важных видов предприятий, отрытых в период с 1895 по 1917 г. на территории исторического района Заозерье, является паровая мельница. На тот период мукомольное дело было слабо развито в Западной Сибири, но потребность в пищевой промышленности такого рода была высока. Поэтому сформированные торговые капиталы купцов за прошедшие годы XIX в. стали хорошим условием развития этой отрасли.
Здание первой паровой мельницы как в Заозерье, так и в г. Томске было построено в 1907 г. купцом Г.И. Фуксманом. Позднее, в 1913 г., к этой деятельности присоединился А.Е. Кухтерин, построив паровую крупчатную мельницу на пересечении ул. Филевской (ул. Мельничная) и ул. Ереневской (ул. Пролетарская) [9]. Мука, производимая на предприятиях района Заозерье, пользовалась в Томске репутацией самой качественной, и в 1911 г. Г.И. Фуксманом она была представлена на 1-й Западно-Сибирской выставке в Омске [10].
Рис. 3. Схема расположения промышленной зоны на фрагменте карты за 1872 г. (схема А.М. Якимовой)
Также большое влияние на исторический район Заозерье оказала лесная промышленность, зарождение которой началось в середине XIX - начале XX в.
Вклад в первоначальное развитие лесозаготовок внёс Иван Матвеевич Иваницкий, успешный золотопромышленник, который устроил в конце XIX в. лесопильный завод, оснащённый паровым двигателем, при нём также действовала мукомольная мельница. Это давало возможность купцу продавать муку собственного производства [10]. Позднее, в 1910-е гг., лесопильные предприятия находили и других заинтересованных в этом лиц. Так, жена крестьянина Е.Я. Лопухова, А.С. Лопухова, в 1911 г. делает запрос о разрешении на строительство лесопильного завода вблизи Черемошинской пристани, имея до этого лесные склады и машины у нижнего перевоза, где располагался завод И.М. Иваницкого. Разрешение было подписано, и Черемошинская пристань приняла на себя еще одну функцию - лесоперевалочный пункт.
Несмотря на то что востребованность предприятий, которые появились на территории исторического района Заозерье в середине XIX - начале XX в., подтверждает важность района в жизни г. Томска и его будущего развития, внешняя и внутренняя политическая обстановка не дала возможности естественному прогрессу заводов и фабрик создать благоприятные условия для их работы. С 1910-х гг. по всей территории России начинаются внутренние противостояния политических сил, ухудшаются отношения во внешней политике, тем самым страна вовлекается в две войны - Русско-японскую и Первую мировую.
В планировочной структуре исторического района Заозерье изменения в основном затрагивали перенос существующих предприятий в другую
местность, а также перенос зон кварталов для заводов в другую часть района. Так, паровые мельницы были основаны в западной части Заозерья, несмотря на то что территории, предназначенные для промышленной зоны, находились на севере района, и это стало возможным благодаря дамбе, построенной в 1915 г. [11].
Предприятием, которое было перенесено из одного места в другое, являлась городская скотобойня, которая на карте за 1898 г. еще сохранила свои территориальные границы возле паровой лесопилки И.М. Иваницкого и именовалась как «старая скотобойня». При этом на карте видно новую построенную городскую скотобойню, находящуюся выше нижнего перевоза. На карте за 1911 г. строение старой скотобойни отсутствует (рис. 4, 5).
Рис. 4. Схема расположения зоны городской скотобойни на фрагменте карты за 1898 г.
(Схема А.М. Якимовой)
Такое решение о переносе могло быть принято в связи с пожаром рядом стоящей лесопилки в марте 1894 г., а также наводнением в 1895 г. Стихийное бедствие послужило одной из причин отдать предпочтение территориям вблизи Черемошинской пристани для основания на них лесопильных предприятий [12]. Это создало предпосылку смещения промышленной зоны в планировочной структуре далее на север, в дальнейшем стимулируя рост застройки города.
В середине XIX - начале XX в. на территории исторического района Заозерье формировались функциональные зоны и закладывались определённые направления в планировочных решениях участков земель. На этот процесс большое влияние оказывала промышленность г. Томска, требующая с каждым годом технологического и экономического роста. Исторический район Заозерье благодаря своему расположению в северной крайней части
города подходил для удобного и логичного размещения всех промышленных предприятий, фабрик и заводов, т. к. учитывались такие параметры, как роза ветров и близкое расположение Черемошинской пристани и Томской железнодорожной ветви.
Рис. 5. Схема расположения зоны городской скотобойни на фрагменте карты за 1911 г.
(Схема А.М. Якимовой)
Удобное расположение района по отношению к средствам перемещения отразилось на выборе этой территории под строительство лесной, пищевой и производственной промышленности, тем самым сформировалось функциональное назначение района Заозерье как промышленного района с учитывающей этот факт планировочной структурой. По сегодняшний день наиболее крупные заводы и предприятия, связанные с пищевой и деревообрабатывающей промышленностью, получившие своё развитие в середине XIX - начале XX в., сохраняют свои территории в северной части г. Томска и в историческом районе Заозерье. Но большинство территорий, относившихся к промышленной зоне, приняли на себя складскую функцию и остановились в своём развитии.
Библиографический список
1. Давидович В.Г. Расселение в промышленных узлах. М.: Госстройиздат, 1960. 324 с.
2. Бочаров Ю. П., Любовный В. Я., Шевердяев Н.Н. Город и производство. М.: Стройиздат, 1980. 124 с.
3. Клировые ведомости церквей г. Томска за 1860 год // Государственный архив Томской области. Ф. 170. Оп. 1. Д. 234.
4. Безруких О.Е. Православные храмы Томска: альбом. Томск: ГалаПресс, 2005. 224 с.
5. Воронина О.С. История градостроительного развития города Томска в XVII-XX вв. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 1. C. 91-106.
6. Мурашов С.И. Очерки истории города Томска (1604-1954). Томск: Полиграфиздат, 1954. 225 с.
7. Старикова Г.Н. История названий томских улиц. Изд. третье, доп. Томск: Д-Принт, 2012. 368 с.
8. Протокол строительного отделения и переписка с 3-м отделением Томского губернского управления о рассмотрении проекта парового прядильного заведения Н.П. Баран-чукова по ул. Ереневской в г. Томске // Государственный архив Томской области. Ф. 3. Оп. 41, Д. 406.
9. Дело о строительстве торговым домом «Евграф Кухтерин и сыновья» паровой круп-чатной мельницы на пересечении ул. Филевской и ул. Ереневской в г. Томске // Государственный архив Томской области. Ф. 3. Оп. 41. Д. 1819.
10. Дмитриенко Н.М. Томские купцы: биографический словарь (вторая половина XVIII -начало XX в.). Томск: Изд-во ТГУ, 2014. 336 с.
11. Бурматов Г. Сколько было озёр? // Красное знамя. 2003. 24 июля. С. 3.
12. Дело о предоставлении разрешения на строительство лесопильного предприятия в г. Томске А.С. Лопуховой // Государственный архив Томской области. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6260.
References
1. Davidovich V.G. Rasselenie v promyshlennykh uzlakh [Settlement in industrial centers]. Moscow: Gosstroiizdat Publ., 1960. 324 p. (rus)
2. Bocharov Yu.P., Lyubovnyi V.Ya., Sheverdyaev N.N. Gorod i proizvodstvo [City and production]. Moscow: Stroiizdat Publ., 1980. 124 p. (rus)
3. Tomsk Region State Archive. Form 170. List 1. Proc. 234. Klirovye vedomosti tserkvei g. Tomska za 1860 god [Clerical papers of churches in Tomsk for the year of 1860]. (rus)
4. Bezrukikh O.E. Pravoslavnye khramy Tomska [Orthodox churches of Tomsk]. Tomsk: GalaPress Publ., 2005. 224 p. (rus)
5. Voronina O.S. Istoriya gradostroitel'nogo razvitiya goroda Tomska v XVII-XX vv. [History of architectural urban development of Tomsk in 17-20th centuries]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2016. No. 1. Pp. 91-106. (rus)
6. Murashov S.I. Ocherki istorii goroda Tomska (1604-1954) [Historical essays on the city of Tomsk (1604-1954)]. Tomsk: Poligrafizdat Publ., 1954. 225 p. (rus)
7. Starikova G.N. Istoriya nazvanii tomskikh ulits [History of Tomsk street names]. 3rd ed., Tomsk: D-Print Publ., 2012. 368 p. (rus)
8. Tomsk Region State Archive. Form 3. List 41. Proc. 406. Protokol stroitel'nogo otdeleniya i perepiska s 3-im otvedeniem Tomskogo gubernskogo upravleniya o rassmotrenii proekta pa-rovogo pryadil'nogo zavedeniya N.P. Baranchukovskogo po ul. Erenevskoi v g. Tomske [Construction department protocol and correspondence with the 3rd department of Tomsk provincial administration on project review on spinning institution of Baranchukovsky in Ereenevskaya street in Tomsk]. (rus)
9. Tomsk Region State Archive. Form 3. List 41. Proc. 1819. Delo o stroitel'stve torgovym do-mom 'Evgraf Kukhterin i synov'ya' parovoi krupchatnoi mel'nitsy na peresechenii ul. Filevskoi i ul. Erenevskoi v g. Tomske. [Proceeding on construction by "Eugraph Kukhterin and Sons" trading house of a steam mill at the intersection of Filevskaya and Ereenevskaya street crossing in Tomsk]. (rus)
10. Dmitrienko N.M. Tomskie kuptsy: biograficheskii slovar' (vtoraya polovina XVIII - nachalo XX v.) [Tomsk merchants: biographical dictionary (18-20th centuries)]. Tomsk: TSU Publ., 2014. 336 p. (rus)
11. Burmatov G. Skol'ko bylo ozer? [How many lakes?]. Krasnoe znamya. 2003. July 24. P. 3. (rus)
12. Tomsk Region State Archive. Form 3. List. 2. Proc. 6260. Delo o predostavlenii razresheniya na stroitel'stvo lesopil'nogo predpriyatiya v g. Tomske A.S, Lopukhovoi [Proceeding on Lopu-khova's permission for constructing sawmill in the Tomsk-city]. (rus)
Сведения об авторах
Якимова Анастасия Михайловна, магистрант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Куликова Ирина Владимировна, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно--строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Authors Details
Anastasiya M. Yakimova, Undergraduate, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]
Irina V. Kulikova, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]