Научная статья на тему 'Влияние профессиональо-адаптационной физической подготовки на учебную деятельность курсантов'

Влияние профессиональо-адаптационной физической подготовки на учебную деятельность курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Б. В., Шуткин С. Н., Ипполитов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние профессиональо-адаптационной физической подготовки на учебную деятельность курсантов»

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬО-АДАПТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ

Б. В. Кузнецов С. Н. Шуткин, к. п. н., доцент В. В. Ипполитов

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Учебный процесс в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России - это целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, курсантов и слушателей, обеспечивающая подготовку высоко квалифицированных специалистов по специальности и квалификации, предусмотренным учебным планом [4].

Учитывая большую учебную нагрузку на курсантов, с целью повышения качества усвоения учебного материала, а соответственно и успеваемости, мы решили разработать и применить специализированную систему профессионально-адаптационной физической подготовки [1, 3]. Параллельно с проверкой эффективности её влияния на развитие физических качеств [2] мы подвергли проверке ёе влияние на успеваемость курсантов экспериментальной группы по учебным дисциплинам, изучаемым на данном курсе. С этой целью мы провели сравнительный анализ успеваемости экспериментальной и контрольной групп по всем изучаемым учебным дисциплинам на 1 курсе. В большей степени нас интересовали дисциплины, которые изучались весь учебный год.

Подводя итоги анализа успеваемости, мы можем отметить что вначале учебного года успеваемость курсантов экспериментальной и контрольной групп была примерно одинаковой. Средние баллы по учебным дисциплинам полученные в ходе анализа первого рубежного контроля были статистически недостоверны. Данное обстоятельство позволяет нам утверждать об однородности выбранных для исследования групп.

Несколько иначе выглядят итоги успеваемости в декабре месяце. В основном по всем дисциплинам наблюдается рост среднего балла как в экспериментальной, так и контрольных группах. Успеваемость курсантов контрольной группы по информатике и химии выше, чем в экспериментальной, хотя статистически достоверные результаты мы наблюдаем лишь по отечественной истории и первой медицинской помощи.

В конце первого семестра обучения экспериментальная группа показала значительное улучшение успеваемости по физической культуре в среднем на 3 % (<0,05), по отечественной истории - 8,5 % (<0,05), по химии - 3,5 % (<0,05), по начертательной геометрии - 3,6 % (<0,05), по военной подготовке -4,7 % (<0,05). Результаты достоверны на уровне значимости 0,05. По другим предметам итоги статистически недостоверны.

В следующем семестре несколько изменился список изучаемых предметов, но все основные интересующие нас предметы остались. Продолжается рост успеваемости в экспериментальной группе это показали итоги успеваемости рубежного контроля. Особенно по физической культуре - 4,9 % (<0,05), высшей математике - 4,9 % (<0,05), военной подготовке - 4,7 % (<0,05), автоделу -3,3 % (<0,05), информатике - 1,4 % (<0,05) и химии - 0,3 % (<0,05). Результаты достоверны на уровне значимости 0,05. По другим предметам итоги статистически недостоверны.

Следующее подведение итогов успеваемости проходило в июне. Оно показало, что успеваемость экспериментальной группы практически по всем предметам превосходит контрольную в среднем от 1,8 до 7,8 % (<0,05), но по некоторым дисциплинам итоги статистически недостоверны, хотя и в них та же тенденция - от 1,5 до 3,4 % (>0,05).

4 3,8 3,6 3,4 3,2 3

иностранным язык

3,45

3,46

3,51 —•—

3,45

3,51

3,4

3,41 3,42 3,37

э

ноябрь декабрь февраль апрель

3,38

3,78

3,35

• экспериментальная

группа ■ •— контрольная группа

4,4 4,2 4 3,8 3,6 3,4

4,11

физическая культура

3,75 3,71

3,8 3,75

4,19

3,95 3,95 39

ноябрь декабрь февраль апрель июнь

экспериментальная группа

контрольная группа

3,8 3,6 3,4 3,2 3 2,8

3.14

3.15

3,21 3,18

3,42

3,56

3,74

высшая математика

^------3,41

"5,21 3,25 3,3

ноябрь декабрь февраль апрель июнь

экспериментальная группа

контрольная группа

Рис. 1. Динамика успеваемости по иностранному языку, физической культуре, высшей математике

В конце учебного года мы провели итоговый анализ успеваемости, который показал, что по всем изучаемым дисциплинам экспериментальная группа превзошла контрольную и результаты являются статистически достоверными. Разница составляла от 3,2 до 12,3 %(<0,05).

Проведённый анализ успеваемости показал эффективность воздействия профессионально-адаптационной физической подготовки на учебную деятельность курсантов ВИ ГПС МЧС.

Так же об эффективности воздействия свидетельствует динамика успеваемости экспериментальной и контрольной групп (рис. 1,2).

4 3,8 3,6 3,4 3,2 3

3,36 3,32

3,79 3,67

3,35

ноябрь декабрь февраль апрель июнь

экспериментальная группа

контрольная группа

3,8 3,6 3,4 3,2 3 2,8

3,14 3,12

3,21

ноябрь декабрь февраль апрель июнь

3,72

3,39

военная подготовка

экспериментальная группа

контрольная группа

3,6

3,4 3,27

а—

3,2 •

3,21

3

3,28

3,29

3,38

-•---• —

■---- — ^3,25 3,27

3,2

3,44

3,31

3,56

3,38

ноябрь декабрь февраль апрель июнь

автодело

• экспериментальная

группа ■ •— контрольная группа

3,8 3,6 3,4 3,2 3

3,65

3,42

3,69 —• 3,51

информатика

3,23

ноябрь декабрь февраль апрель июнь

• экспериментальная

группа ■ •— контрольная группа

Рис. 2. Динамика успеваемости по военной подготовке, автоделу, химии и информатике

Динамика успеваемости экспериментальной группы по всем предметам показывает постепенный прирост среднего балла, что к концу эксперимента составило: иностранный язык - 8,7 % (<0,05), физическая культура - 10,5 % (<0,05), высшая математика - 16,0 % (<0,05), информатика - 12,5 % (<0,05), химия - 12,4 % (<0,05), военная подготовка - 16,1 %(<0,05), автодело -8,1 %

(<0,05). Экспериментальная группа по всем предметам превзошла контрольную. В контрольной группе тоже отмечается рост успеваемости, но он не так динамичен и намного скромнее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотренная нами динамика успеваемости по учебным дисциплинам, изучаемым на 1 курсе, позволяет сделать вывод о существенном, статистически достоверном влиянии профессионально-адаптационной физической подготовки на улучшение усвоения учебного материала и соответственно успеваемости курсантов.

Список использованной литературы

1. Ипполитов В. В. Цель и задачи профессионально-адаптационной физической подготовки курсантов вузов МЧС России / В. В. Ипполитов, Б. В. Кузнецов, В. А. Сморчков // III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С. 90-93.

2. Кузнецов Б. В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б. В. Кузнецов, Г. Р. Гостев // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 6(42). - С.53-56.

3. Кузнецов Б. В. Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки / Б. В. Кузнецов, С. Н. Шуткин, В. А. Сморчков // III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С.93-98.

4. Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях ВПО МЧС России (Утверждены зам. министра МЧС РФ А. П. Чуприяном 31.08.2011г.). - М.: ДКП МЧС России, 2011. - 61с.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМА НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ГПС МЧС РОССИИ

И. С. Малышева, к. юр. н.

С. А. Шуткина, к. юр. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Качество обеспечения безопасности личности общества и государства определяются не только адекватностью организационных форм и состоянием материально-технической базы организации, но и в значительной степени наличием квалифицированных сотрудников, обладающих специализированными знаниями. Именно поэтому кадровая политика организации на всех этапах должна носить постоянный характер, являясь залогом стабильности и успешного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.