Научная статья на тему 'Влияние проекта «Северный широтный ход» на перспективы развития железнодорожного полигона Кузбасс - Северо-Запад'

Влияние проекта «Северный широтный ход» на перспективы развития железнодорожного полигона Кузбасс - Северо-Запад Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"СЕВЕРНЫЙ ШИРОТНЫЙ ХОД" / СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК / ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метелкин Павел Владимирович, Мурашов Валентин Александрович

В статье на основе перспективных объемов перевозок рассмотрен комплекс инвестиционных мероприятий, позволяющий минимизировать влияние «узких» мест инфраструктуры на достижение прогнозных оценок работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE PROJECT «NORTHERN LATITUDINAL COURSE» ON THE DEVELOPMENT PROSPECTS OF RAILWAY LINE KUZBASS - NORTHWEST

The article deals with the complex of investment actions minimizing influence of infrastructure bottlenecks to achieve the forecast estimates of work on the basis of perspective volumes of transportations.

Текст научной работы на тему «Влияние проекта «Северный широтный ход» на перспективы развития железнодорожного полигона Кузбасс - Северо-Запад»

Вестник Университетам» 3, 2015

УДК 656.2(470+571)

П.В. Метелкин ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА «СЕВЕРНЫЙ ШИРОТНЫЙ ХОД»

в.А. Мурашов НА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛИГОНА КУЗБАСС -СЕВЕРО-ЗАПАД

Аннотация. В статье на основе перспективных объемов перевозок рассмотрен комплекс инвестиционных мероприятий, позволяющий минимизировать влияние «узких» мест инфраструктуры на достижение прогнозных оценок работы.

Ключевые слова: «Северный широтный ход», Свердловская железная дорога, перспективный объем перевозок, инвестиции вразвитие инфраструктуры.

Pavel Meteikin IMPACT OF THE PROJECT «NORTHERN LATITUDINAL

Valentine Murashov COURSE» ON THE DEVELOPMENT PROSPECTS

OF RAILWAY LINE KUZBASS - NORTHWEST

Annotation. The article deals with the complex of investment actions minimizing influence of infrastructure bottlenecks to achieve the forecast estimates of work on the basis of perspective volumes of transportations.

Keywords: «Northern Latitudinal Course», Sverdlovsk railway, perspective volume of transportations, investments into infrastructure development.

Свердловская железная дорога является одной из основных в сети российских железных дорог. По объемам погрузки грузов и грузообороту она занимает ведущее положение. Доля дороги по этим показателям в 2012 г. составила 10 % и 8 % соответственно от сетевых показателей. Регион, обслуживаемый Свердловской железной дорогой, имеет значительные запасы природных ресурсов, а также дополняется развитым промышленным комплексом [2]. Здесь расположены крупнейшие в России машиностроительные центры, специализирующиеся на производстве тяжелых машин и оборудования для металлургии, горнодобывающих отраслей, химии и нефтехимии, транспорта, энергетики и строительной индустрии.

Среднегодовой прирост погрузки грузов за период с 2009 по 2012 гг. составил 6,7 % (при сетевом показателе 4,7 %). Ив 2013 г. при общем снижении объемов погрузки грузов по сети ОАО «РЖД» на 3,2 % (по состоянию за 10 мес) против соответствующего периода 2012 г., Свердловская железная дорога в числе немногих железных дорог осуществляет погрузку практически на уровне предыдущего года (снижение на 0,8 % за 10 мес). Основу объемов перевозок грузов по дороге составляют транзитные перевозки.

Удельный вес транзита в 2012 г. составил 38 % от общего объема перевозок грузов. В наибольших объемах осуществлялись поставки кузнецкого угля на экспорт через западные границы страны, в основном, морские порты Усть-Луга, Мурманск, Высоцк, а также морские порты Латвии. С учетом поставок на внутренний рынок суммарные объемы перевозок каменного угля транзитом по дороге достигли 68 млн т. Кроме угля транзитом проследовало почти 16 млн т различных грузов группы «прочие», 7,8 млн т нефтегрузов, 7,3 млн т рудных грузов, 5,7 млн т минеральных строительных материалов.

Несмотря на замедление темпов экономического роста в стране, прогнозы долгосрочного социально-экономического развития России предусматривают достаточно устойчивый рост, что не может не отразиться на развитии грузовой работы железнодорожного транспорта ОАО «РЖД». К 2020 г. в структуре общих объемов перевозок грузов по участкам дороги, как и в отчетном периоде, преобладающее положение будут занимать транзитные перевозки, почти 60 % которых будет приходиться на

© Метелкин П.В., Мурашов В.А., 2015

перевозки каменного угля Кузнецкого и Минусинского бассейнов в западном направлении, в основном на экспорт в зарубежные страны через отечественные морские порты Северо-Запада и частично через балтийские порты. Следует отметить, что прогноз объемов перевозок грузов по Свердловской железной дороге предусматривает высокие темпы роста перевозок в границах дороги (местное сообщение) - на 28 % и особенно вывоза грузов за пределы дороги - на 46 %, т.е. почти в 1,5 раза против соответствующих показателей 2012 г. В результате, грузооборот Свердловской дороги к 2020 г. прогнозируется с ростом почти в 1,3 раза к уровню 2012 г.

Как и в настоящее время, «главный ход» дороги будет наиболее загруженным и характеризоваться высокими темпами роста работы. Так, при увеличении объемов грузопотоков на подходе к дороге с Востока и Юга на 8 % и 7 % соответственно, объемы грузопотоков на выходах с дороги на Запад могут возрасти к 2020 г. на 24 % против уровня 2012 г. Это характеризует высокие темпы собственной грузовой базы Свердловской железной дороги, ориентированной в значительной степени на вывоз продукции промышленных предприятий на экспорт через западные границы страны.

Наибольший прирост объемов грузопотоков прогнозируется на направлении Коротчаево -Сургут - Тобольск - Тюмень: на подходах к Тюмени суммарный рост составит 141 %, т.е. грузопотоки возрастут с 39,4 млн ткм/км в 2012 г. до 55,5 млн ткм/км, а в направлении на Тюмень - с 18,8 млн ткм/км до 33,4 млн ткм/км, или в 1,8 раза. При условии реализации проекта развития Северного широтного хода со строительством новой железнодорожной линии Салехард - Надым вывоз углеводородов севера Уральского федерального округа назначением на Северо-Запад может осуществляться по новому направлению, т.е. потоки в размере около 12 млн т назначением на Северо-Запад могут быть перенаправлены с железнодорожной магистрали Коротчаево - Тюмень. При такой схеме транспортировки углеводородов севера Уральского федерального округа по существующей железнодо -рожной сети будет вывезено в центральные, южные и восточные регионы страны 26,5 млн т. Суммарные объемы грузопотоков на направлении Коротчаево - Сургут - Тобольск - Тюмень будут по-прежнему характеризоваться приростом показателей: +11 % против уровня 2012 г. (на подходах к Тюмени) с достижением показателя грузонапряженности в направлении на Тюмень в размере 21,7 млн ткм/км против 18,8 млн ткм/км в 2012 г.

Уже в настоящее время общая протяженность «узких мест» на Свердловской дороге составляет свыше 900 км. На период до 2020 г. без учета реализации мероприятий по повышению пропускной способности Свердловской железной дороги протяженность «узких мест» возрастет до 2,2 тыс. км. При сохранении тренда выделения финансовых средств из Инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на период до 2020 г. на развитие инфраструктуры дороги и с учетом динамики роста объемов перевозок протяженность «узких мест» на Свердловской железной дороге составит 554,3 км к 2020 г. «Узкими местами» на период до 2020 г. будут являться следующие участки: Тюмень - Богданович, Сургут - Тобольск, Сургут - Ноябрьск - Лимбей, Каменск-Уральский - Нижняя, Верхне-кондинская - Приобье, Ивдель - Алябьево, Пермь - Соликамск, Пермь - Калино, Ишим - Называев-ская.

Для освоения перспективных объемов перевозок необходима реализация комплекса инвестиционных мероприятий по развитию Свердловской железной дороги:

- строительство 325,6 км третьего пути на участках Пермь-Сорт. - Чайковская, Тюмень -Богданович - Косулино;

- строительство трех разъездов на участках Сергино - Верхнекондинская, Алябьево - Ивдель;

- развитие Екатеринбургского железнодорожного узла;

Вестник Университета№ 3, 2015

- развитие четырех станций (Пермь-Сорт., Седельниково, Каменск-Уральский, Сургут).

Кроме того, отдельное внимание необходимо уделить вывозу углеводородного сырья из Сур -

гутского региона и минерально-химических грузов из Соликамска, для обеспечения которых необходимо:

на направлении Коротчаево - Тобольск:

- строительство 267,4 км второго главного пути;

- развитие станции Сургут;

- строительство 16 разъездов;

на участках Соликамск - Няр - Левшино:

- строительство 59,4 км второго пути и пяти разъездов;

- усиление устройств электроснабжения;

- удлинение приемо-отправочных путей на станциях.

Потребный объем инвестиций для реализации мероприятий по усилению пропускной способности Свердловской железной дороги в период до 2020 г. составит свыше 200 млрд руб. в прогнозных ценах. При реализации проекта «Северный широтный ход» и направлении части грузопотока на Северную железную дорогу частично снимается потребность в реализации ряда проектов на Свердловской железной дороге (строительство 35,6 км третьих путей на участке Пермь-Сорт. - Чайковская, строительство 35,2 км второго пути с вторыми мостовыми переходами на участке Пыть-Ях - Сургут, строительство двух разъездов на участке Ноябрьск - Пурпе) общей стоимостью 22,6 млрд руб.

В полигоне Кузбасс - Северо-Запад на период до 2020 г. на маршрутах следования грузопотоков севера Уральского федерального округа необходима реализация ряда капиталоемких мероприятий по развитию пропускных способностей, включая:

- комплексную реконструкцию участка Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива;

- усиление пропускной способности направления Дмитров - Сонково - Мга;

- строительство 480 км третьих главных путей на участках Тюмень - Богданович - Косу-лино, Пермь-Сорт. - Чайковская, Лянгасово - Котельнич, Дербышки - Арск, Александров - п. 81 км;

- строительство свыше 120 км вторых главных путей на участках п. 81 км - Яхрома, Дмитров - Савелово;

- реконструкцию значительного количества станций (Волховстрой, Орехово-Зуево, Александров, Лоста, Череповец, Седельниково, Пермь-Сорт., Каменск-Уральский);

- усиление устройств электроснабжения на участке Лоста - Череповец.

Суммарный объем инвестиций для реализации мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры на направлении Кузбасс - Северо-Запад (без учета строительства линии Салехард -Надым) составляет свыше 440 млрд руб. (в прогнозных ценах).

Реализация проекта «Северный широтный ход» при соответствующем перераспределении грузопотока позволит также снять частично потребность в развитии направления Пермь - Вологда, однако потребует соответствующего развития направления Лабытнанги - Чум - Коноша, включая:

- строительство вторых главных путей на участках Чум - Инта - Сыня и Печора - Сосно-

горск;

- строительство семи разъездов на участке Чум - Инта.

- реконструкцию участка Обская - Чум - Лабытнанги (строительство восьми разъездов, оборудование автоблокировкой 194 км пути и удлинение приемо-отправочных путей на станциях);

— удлинение приемо-отправочных путей на направлении Чум - Сосногорск - Котлас - Коноша.

В целом, потребный объем инвестиций для реализации мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры на направлении Кузбасс - Северо-Запад с учетом строительства линии Салехард - Надым снизится на 20 млрд руб. и составит около 420 млрд руб. (в прогнозных ценах).

Библиографический список

1. Персианов В.А. Проблемные вопросы развития железнодорожного транспорта // Вестник транспорта. -2003. -№ 7.

2. Персианов В.А. Транспортная политика России: ситуационный анализ, исторический опыт, проблемные вопросы / В.А. Персианов [и др.]. - М.: Северное сияние, 2010. - 596.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.