Научная статья на тему 'Транспортные проекты в Арктике: синхронизация, комплексность'

Транспортные проекты в Арктике: синхронизация, комплексность Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
830
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / Архангельск / Белкомур / Сабетта / Северный широтный ход / the Arctic / Arkhangelsk / Belkomur / Sabetta / the Northern Latitudinal Railway

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тараканов Михаил Афанасьевич

Рассмотрены история, проблемы и перспективы синхронной и комплексной реализации взаимосвязанных транспортных проектов в Арктике на примерах проекта Белкомура совместно с проектом строительства глубоководного порта в Архангельске, а также проекта строительства многофункционального морского порта Сабетта совместно с проектом строительства Северного широтного хода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Тараканов Михаил Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT PROJECTS IN THE ARCTIC: SYNCHRONIZATION, INTEGRATION

The paper considers history, challenges and prospects of synchronic and integrated implementation of interconnected transport projects in the Arctic using case studies of Belkomur project together with the project of building the deep-water harbor in Arkhangelsk as well as the project of building multifunctional sea harbor Sabetta together with the project of building the Northern Latitudinal Railway.

Текст научной работы на тему «Транспортные проекты в Арктике: синхронизация, комплексность»

УДК 333.984

ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЕКТЫ В АРКТИКЕ:

СИНХРОНИЗАЦИЯ, КОМПЛЕКСНОСТЬ*

М.А.Тараканов

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация

Рассмотрены история, проблемы и перспективы синхронной и комплексной реализации взаимосвязанных транспортных проектов в Арктике на примерах проекта Белкомура совместно с проектом строительства глубоководного порта в Архангельске, а также проекта строительства многофункционального морского порта Сабетта совместно с проектом строительства Северного широтного хода.

Ключевые слова:

Арктика, Архангельск, Белкомур, Сабетта, Северный широтный ход.

На прошедшей в декабре 2013 г. в Санкт-Петербурге III Международной конференции «Арктика: настоящее и будущее» губернаторы северных регионов России предложили рассматривать проекты Белкомур, Северный широтный ход, Мурманский транспортный узел, строительство морского порта Сабетта и расширение порта Архангельск как взаимосвязанную инфраструктуру Единой арктической транспортной системы. Специально для этих целей Республикой Коми и Мурманской областью создана рабочая группа по синхронизации проектов, подписано соглашение о совместной деятельности между проектными компаниями МК «Белкомур» и УК «Мурманский транспортный узел», проводится коллективная работа с ОАО «РЖД» и российскими институтами по формированию единой транспортной системы

и корреспонденции грузопотоков [1]. Ранее, в сентябре 2013 г., в Салехарде в ходе работы III Международного арктического форума «Арктика - территория диалога» губернатор Республики Коми В. Гляйзер заявил, что Правительство Коми считает важным включение проекта Белкомур в госпрограмму развития Арктической зоны РФ до 2020 года.

Первые планы по строительству железнодорожного сообщения между Уралом и Архангельском для экспорта российской продукции в страны Европы появились еще в начале XX в. - в период интенсивного развития железных дорог в России. Но из-за изменения общей социальной, экономической и политической ситуаций в России они не были реализованы.

В советское время работы по строительству железных дорог в районах проектируемого маршрута Белкомура велись с 1930-х гг. К началу 1950-х гг. были построены участки Архангельск - Карпогоры и Вендинга - Микунь протяженностью примерно 440 км. Так как работы велись в основном силами заключенных, с проведением амнистии в середине 1950-х гг. они были остановлены.

Следующий шаг в направлении Белкомура совершился уже в постсоветское время, когда в 1996 г. была создана специальная компания - оператор проекта - ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур» (ОАО «МК «Белкомур»). В 1996 г. при поддержке Министерства путей сообщения РФ и за счет финансирования регионов-инициаторов начались работы по строительству продолжения линии Микунь - Вендинга в направлении Архангельска. Но в условиях кризиса 1998 г. работы прекратились. Сегодня объекты незавершенного строительства находятся на балансе ОАО ”МК '’Белкомур”.

В целом проект Белкомур включает в себя строительство двух недостающих участков железнодорожной магистрали, которая соединит Соликамск, Г айны, Сыктывкар, а также Карпогоры и Вендингу. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.,

* Исследование проводится при поддержке гранта РГНФ 12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития».

80

утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, в числе основных направлений развития транспортной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа в 2016-2030 гг. в сфере железнодорожного транспорта намечено строительство технологических линий Сыктывкар - Пермь (Соликамск), Вендинга - Карпогоры.

В октябре 2012 г. на заседании рабочей группы ОАО "РЖД" по Белкомуру были окончательно согласованы основные технические параметры и прогноз грузовой базы, а также определены принципы взаимодействия сторон в процессе реализации проекта. Финансирование разработки проектно-сметной документации проекта достигало в 2013 г. 3.8 млрд руб.

Общая стоимость проекта Белкомур в ценах 2012 г. равна 175 млрд руб., в том числе 140 млрд руб. на новое строительство и еще 35 млрд руб. - на реконструкцию существующих веток. Пропускная способность создаваемой линии около 35 млн т грузов в год. Основной объем грузовой базы по магистрали должны создавать новые грузы. При этом доля возникающих непосредственно в полигоне тяготения магистрали грузов составляет порядка 40%. Исходя из планируемой структуры грузопотока, больше половины будет приходиться на уголь. Также по магистрали предполагается перевозить химические и минеральные удобрения, нефтепродукты, лесные грузы и прочее, а также экспортные грузы, следующие из стран Северной Европы в Россию и транзитом в страны Юго-Восточной Азии. Срок проектирования и строительства магистрали - 5 лет. При запуске проекта в 2016 г. магистраль может быть введена в эксплуатацию в 2020 г.

Проект Белкомур предполагает выход на Архангельский порт, для этого необходимо создать глубоководный порт в Архангельске. Следует отметить, что администрация Архангельской обл. уже изначально рассматривала строительство Белкомура только совместно со строительством глубоководного порта в Архангельске [2].

В федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010— 2020 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от 02.11.2013), среди важнейших инвестиционных проектов подпрограммы «Морской транспорт» намечена реконструкция подходного канала к порту Архангельск (общая длина канала - 55 км, в том числе морская - 9.2 км, речная - 45.8 км, длина искусственных прорезей на речной части - 18.4 км; объем дноуглубительных работ - 10 млн куб. м; проектирование -2017 г., строительство и реконструкция - 2018-2020 гг.). Общий объем финансирования определен в размере 14235.5 млн руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета -

3335.5 млн руб., внебюджетных источников - 10900 млн руб.

В октябре 2013 г. в правительство Архангельской обл. представлен проект строительства глубоководного порта. Глубоководный район планируется построить в 55 км севернее основной территории порта, что потребует подведения железнодорожной ветки. Проектом предусматривается максимальная осадка судов в 11 м (в настоящее время порт Архангельск обеспечивает прием судов осадкой до 9 м) и потенциальный грузооборот в 28 млн т, из которых более 3.5 млн т придется на уголь, 17.5 млн т - на контейнерные грузы, 2.5 млн т - на наливные (в настоящее время мощности Архангельского морского порта с нефтяными терминалами позволяют перерабатывать до 4.5 млн т грузов в год). В случае успешного строительства порт сможет принимать суда грузоподъемностью до 75 тыс. т. Расчетное время окупаемости проекта -8 лет. Глубоководный порт планируют построить к 2020 г., но пока не ясно, кто будет инвестором проекта. Потенциальные инвесторы глубоководного района порта ожидают определенности по проекту Белкомур. Получается своего рода замкнутый круг.

Особую ценность приобретает удачный опыт государственно-частного партнерства по комплексному и синхронному развитию транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта «Ямал СПГ» [3] с перспективой превращения морского порта Сабетта в многофункциональный порт как одну из опорных точек на трассе Северного морского пути с учетом реализации проекта Северный широтный ход.

В связи с инициированной ОАО «НОВАТЭК» разработкой Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения распоряжением Правительства РФ от 11.10.2010 № 1713 -р утвержден комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа (СПГ)

81

на п-ове Ямал**, среди мероприятий которого определено создание необходимой транспортной инфраструктуры (строительство аэропорта, морского порта, танкерного флота и др.). Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1201 в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» добавлена новая позиция «Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на п-ове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе». Бюджетные инвестиции

из федерального бюджета были определены в размере 47296.9 млн руб., внебюджетные источники со стороны ОАО «НОВАТЭК» - 25910.2 млн руб.

Учитывая, что строительство морского порта будет вестись на основе государственночастного партнерства, ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» [4] согласно договору, заключенному с заказчиком ОАО «Ямал СПГ» в июне 2011 г., разделил проектирование на два периода:

• строительство объектов подготовительного периода;

• строительство основных объектов морского порта.

К объектам федеральной собственности относятся: подходной канал с операционной акваторией, морской канал, системы управления движением судов и навигационного оборудования, здания морских служб, оградительные ледозащитные сооружения.

Объекты инвестора: технологические причалы по перевалке СПГ, газового концентрата и нефти, причалы накатных и строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации.

Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2012 № 1259-р на западном берегу Обской губы, в 5 км к северо-востоку от вахтового поселка Сабетта и в 30 км к юго-востоку от поселка Тамбей признано целесообразным строительство морского порта, постановлением Правительства РФ от 25.04.2013 № 374 этому порту присвоено наименование «Сабетта». Это федеральный порт с будущим терминалом ОАО «НОВАТЭК». По расчетам первая линия по производству СПГ должна войти в строй в 2017 г., к этому времени порт начнет перевалку и отгрузку углеводородного сырья.

В декабре 2013 г. министр транспорта России М. Соколов и губернатор ЯНАО Д. Кобылкин подписали меморандум о сотрудничестве между Минтрансом России и Правительством ЯНАО, в котором намечено рассмотреть вопрос о перепрофилировании порта Сабетта в многофункциональный порт за счет формирования сухогрузной части порта на основе объектов железнодорожной, авиационной и автодорожной инфраструктуры и довести грузооборот с запланированных 32 млн т в год (только по жидким грузам) до 70 млн т в год к 2040 г., а также об образовании в районе железнодорожной станции Обская-2 пропускной способности к 2035 г. до уровня внеклассной станции.

Для полноценного использования многофункционального порта нужно проложить железную дорогу от Сабетты до Бованенково, между которыми около 200 км. Правительство ЯНАО направило в Минтранс России обращение о включении строительства этой железной дороги в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года.

Один из ключевых моментов перепрофилирования порта Сабетта в многофункциональный порт - активизация реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Северный широтный ход.

Проект «Северный широтный ход» - большой и комплексный, он позволит разгрузить Транссиб, свяжет Ямал с Уралом и северо-западом России, а в перспективе обеспечит вывод транспортной системы России к Севморпути - через п-ов Ямал, Баваненково к Сабетте. Одновременно предполагается усилить железнодорожную магистраль Лабытнанги - Чум - Котлас - Коноша, с

Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2013 г. № 2413-р развитие производства сжиженного природного газа определено не только на базе Южно-Тамбейского месторождения (СПГ-1) с выходом на проектную мощность 5-5.5 млн тонн по каждой очереди в 2018, 2019 и 2020 годах, но и на базе Салмановского (Утреннего) и Геофизического нефтегазовых месторождений (СПГ-2) с выходом на проектную мощность 5-5.5 млн тонн по каждой очереди в 2022, 2024 и 2025 годах, а также на базе Северо-Обского и Восточно-Тамбейского участков (с направлением в последнем случае добытого природного газа на сжижение на заводы СПГ-1 и СПГ-2).

82

которой стыкуется Северный широтный ход (см. рисунок). Необходимость в этом основывается на заявленных ООО «Газпромтранс» перспективных объемах перевозок по железнодорожной линии Обская - Бованенково - Карская для обустройства Бованенковского газоконденсатного месторождения с учетом добычи и вывоза газового конденсата, которые достигнут 3.2 млн т к 2018 г. (рис.).

История проекта Северный широтный ход в XXI веке связана с программой «Урал Промышленный - Урал Полярный», в рамках которой в 2008 г. началась разработка проектной документации железнодорожных линий Полуночное - Обская - Салехард и Салехард - Надым.

В 2011 г. было решено отдельно выделить проект соединения Северной и Свердловской железных дорог, который предназначался, в первую очередь, для доставки углеводородов с месторождений Уренгойско-Ямбургского района в северо-западные морские порты. Эта дорога почти на 1 тыс. км короче, чем через Сургут и Тюмень.

Формирование транспортной инфраструктуры в центральной части Арктической зоны России [5]

83

Нынешний вариант проекта Северного широтного хода - железная дорога протяженностью 707 км по маршруту Обская-2 - Салехард - Надым - Коротчаево*** ****. Предусмотрена реконструкция устаревшего участка линии от Надыма до Нового Уренгоя, строительство ветки Салехард - станция Обская, возведение более 70 мостовых переходов и двух гигантских двухъярусных мостов через реки Надым и Обь. Провозная способность Северного широтного хода составит в среднем 20 млн т грузов в год. Цена проекта - 190 млрд руб.

В сентябре 2011 г. началось строительство мостового перехода через реку Надым стоимостью 14 млрд руб., которое полностью финансируется Правительством ЯНАО. Строительство планируется завершить не позднее 2015 года. В федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» федеральные средства предусмотрены только на строительство мостового перехода через р. Обь в районе г. Салехарда. В редакции указанной Программы от 02.11.2013 сроки строительства этого объекта определены на 2015-2019 гг. (согласно постановлению Правительства РФ от 05.05.2014 № 401, в предыдущей редакции эти сроки устанавливались на 2010-2015 гг.). Из общего объема финансирования в размере 69.2 млрд руб. средства федерального бюджета составляют 61.0 млрд руб., средства бюджета ЯНАО - 8.1 млрд руб.

Однако выделение федеральных средств планируется только с 2017 г. Специалисты же считают, что откладывать строительство моста нельзя. В связи с этим в настоящее время рассматривается предложение по альтернативной схеме финансирования строительства моста -на условиях государственно-частного партнерства [5].

Все остальное финансирование строительства Северного широтного хода должно осуществляться за счет внебюджетных источников. В проекте «Северный широтный ход» примут участие «Корпорация развития», «РЖД», «Газпром» и Ямальская железнодорожная компания (ЯЖДК). «РЖД» и «Газпром» выделят средства на реконструкцию своих участков, а «Корпорация развития» обеспечит строительство новых участков Северного широтного хода. В 2013 г. на участки нового строительства разработана проектная и рабочая документация и получены положительные заключения Главгосэкспертизы РФ.

В дальнейшем все объекты Северного широтного хода, кроме моста через Обь, будут переданы в собственность ЯЖДК, которая обеспечит перевозку грузов по Северному широтному ходу.

Проблема грузовой базы и эффективности проекта стояла очень остро с момента появления идеи этого проекта. Поэтому вполне закономерно, что в качестве первой позиции в перечне поручений Президента РФ от 28.06.2013 № Пр-1380 была сформулирована необходимость Правительству ЯНАО совместно с открытыми акционерными обществами «РЖД», «Газпром», «Корпорация развития» и организациями-грузоотправителями подтвердить грузовую базу, перевозки которой предполагается осуществлять по железнодорожному Северному широтному ходу, и объем, гарантирующий эффективность реализации проекта строительства железнодорожного Северного широтного хода, в том числе путем парафирования соглашений с потенциальными грузоотправителями об объемах и о стоимости предполагаемых перевозок .

*** Продолжение железной дороги от Коротчаево на восток и строительство новых линий Коротчаево - Русское (122 км) и Русское - Игарка (482 км) в целях обеспечения подходов к портам Дудинка и Игарка Северного морского пути, освоения и обустройства Русского и Заполярного нефтегазовых месторождений полезных ископаемых, обустройства месторождений Красноярского края намечено на 2016-2030 годы в Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р. Необходимо отметить, что первоначальный проект строительства железной дороги «Салехард - Игарка» относился к 1949 г. Тогда сроком сдачи дороги в постоянную эксплуатацию был определен 1955 год. Выход железной дороги на стык морских и речных коммуникаций обеспечил бы возможность создания в районе Игарка - Ермаково крупного транспортного узла. В 1953 г. - ко времени прекращения строительства дороги - проложили 652 км железнодорожного пути. В дальнейшем часть оборудования вывезли, часть броили. Лишь несколько участков так называемой «мертвой дороги» эксплуатируются сегодня различными организациями.

**** В соответствии с постановлением правительства Ямала от 14.02.2014 г. № 109-П образована межведомственная рабочая группа по реализации проекта строительства железнодорожного Северного широтного хода. Она создана для согласования действий региональной исполнительной власти с федеральными органами исполнительной власти РФ и организациями по реализации проекта строительства железнодорожной магистрали "Северный широтный ход", а также для эффективного исполнения перечня поручений Президента РФ от 28.06.2013 № Пр-1380. Среди основных задач

84

В 2013 г. со всеми потенциальными грузоотправителями подписаны соглашения о перевозке грузов по Северному широтному ходу. Их подписывали грузоотправители, ОАО «РЖД», Ямальская железнодорожная компания и Правительство ЯНАО, которое со своей стороны выступает гарантом строительства Северного широтного хода. Таким образом подтверждена необходимая грузовая база, являющаяся главным аргументом для реализации проекта. Была также актуализирована финансовая модель проекта, в которой уточнены объемы и структура грузов, планируемых к перевозке по железнодорожным линиям Северного широтного хода. Сформированная организационно-финансовая модель проекта позволит начать его реализацию в 2014 г., не выходя за пределы бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» с учетом привлечения проектного финансирования на линейные участки Северного широтного хода. Проведены переговоры со Сбербанком России, Внешэкономбанком, Газпромбанком, ВТБ «Капитал» по вопросам финансирования проекта.

В Арктике капитальные затраты на транспортную инфраструктуру очень высоки. Нередко каждая компания самостоятельно разрабатывает свою логистику, и зачастую несогласованность транспортных стратегий отдельных компаний приводит к неоправданному дублированию объектов, росту совокупных затрат. В такой ситуации, как показывают приведенные примеры, решающая роль принадлежит государству, и опережающее развитие инфраструктуры по сформулированному государством плану должно стать залогом успеха развития и бизнеса, и регионов.

Следует отметить, что в опубликованном в ноябре 2013 г. на сайте Минрегиона России проекте госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ на период до 2020 года отмечается, что проведенный при подготовке этого документа анализ целей, задач, программных мероприятий, некоторых итогов работ, выполненных в рамках действующих федеральных целевых программ, а также намеченных в госпрограммах, показал, что проблемы устойчивого развития Арктической зоны РФ решаются в них разрозненно, фрагментарно и несистемно, это и обусловливает формирование координирующего программного инструмента развития Арктической зоны РФ, которым должна стать госпрограмма по Арктике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чернов В. Дела Белкомурные. 16.12.2013. Режим доступа: http://portnews.ru/comments/1715/. 2. Использовать новый порт в Архангельске на полную мощность позволит только «Белкомур», 11.02.2009. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1123377.html. 3. Тараканов М.А. Проект «Ямал СПГ»: комплексный подход к освоению нового района в Арктике // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2012. С. 49-50. 4. Минин М. Ямал не потерпит простых решений // Морские порты. 2011. № 8 (99). С. 28-30. 5. Вылиток А. Северный широтный ход нужен всем. 20.11.2013. Режим доступа // http://www.arctic-info.ru/Interview/Page/severnii-sirotnii-hod-nyjen-vsem.

Сведения об авторе:

Тараканов Михаил Афанасьевич - старший научный сотрудник; e-mail: [email protected].

рабочей группы: осуществление государственной политики по реализации проекта; обеспечение социальных и экономических интересов автономного округа при принятии решений по реализации проекта; организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа с федеральными органами исполнительной власти и организациями.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.