УДК 37.01
ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА
И СНОВИДЕНИЙ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ
В.П. Сморчкова, С.А. Курганов
Аннотация. В статье рассмотрена особенность психической активности сна у студентов очной формы обучения; найдены точки соприкосновения обучения, возможности запоминать и воспроизводить информацию при различных особенностях сна и сновидений. В качестве доказательной базы представлены результаты эксперимента, отражающие особенности психической активности во сне у студентов очной формы обучения. Раскрыта особенность сопряжения таких дисциплин, как педагогика, психология и сомнология. Выявлены особенности, закономерности, символизм и динамика сновидений в контексте обучения и педагогической составляющей.
Ключевые слова: педагогика, сомнология, качество обучения, психическая активность во сне, сон, гигиена
сна.
THE EFFECT OF DURATION OF SLEEP
AND DREAM ON THE QUALITY OF EDUCATION
V. Smorchkova, S. Kurganov
Abstract. The article considers the peculiarity of mental activity sleep for students full-time students found common ground learning, ability to remember and reproduce information with different characteristics of sleep and dreams. Considered as evidence an experiment conducted with students of the University reflecting the characteristics of mental activity during sleep in students full-time tuition. Disclosed feature of the interfacing disciplines like pedagogy, psychology and sleep. Identification of the peculiarities and regularities of the dynamics of the symbolism of dreams in the context of the learning and teaching component.
Keywords: pedagogy, sleep, mental activity during sleep, training, sleep.
Повышение качества обучения — это одна из важнейших задач современного российского образования [13]. При рассмотрении качества обучения учитываются многие факторы, от которых зависит состояние и результативность самого процесса обучения. Однако, даже объединив все факторы в единое целое, зачастую конечный результат отличается от прогнозируемого, и возникает вопрос: «Что же стало основанием для изменения качества обучения в положительную или отрицательную сторону?». Мы постараемся обосновать для включения в педагогические критерии качества обучения такой фактор, как сон и сновидения.
В педагогической среде фактор сна и сновидений не рассматривается как основополагающий при обучении. В данной статье мы обоснуем и приведем примеры того, как влияют депривация сна и различная психическая активность во сне на качество обучения. Рассмотрим возможность проработки в период сна в сновидении учебного материала и выхода из трудных психологических и педагогических ситуаций посредством сновидений.
Проблемам сна в нашей стране уделяется
недостаточно внимания, несмотря на значительное число обществ сомнологов (на 2015 год их было зарегистрировано шесть) [14]. В педагогике эта проблема рассмотрена лишь на поверхностном уровне; нет четкого понимания зависимости обучения от продолжительности сна или наличия сновидений [9, с.510]. В настоящее время делаются первые шаги для осознания и решения данной проблематики (К.А. Газенкампф, Д.В. Дмитренко, Н.А. Шнайдер и др.).
Результаты проведенного нами исследования показали, что, несомненно, есть взаимосвязь продолжительности сна и качества обучения. Было выявлено, что продолжительность сна отличника в среднем на один час больше продолжительности сна обучающегося троечника и составляет около 9 часов [7, с.85]. Это позволяет говорить о том, что продолжительность сна, несомненно, влияет на возможность качественно воспринимать и усваивать знания, полученные в школе. Для наглядности, подтверждения и понимания изменения продолжительности сна с возрастом приведем график онтогенеза сна [12, с.608], (см. рис. 1).
Рисунок 1.
Данный график показывает, как по мере взросления меняется продолжительность сна человека, и какую часть сна будет занимать фаза с быстрыми движениями глаз, т.е. быстрый сон. Так, продолжительность сна новорожденного близка к постоянной, ребенок может просыпаться лишь на несколько часов, при этом и фаза БДГ так же увеличена по времени, и лишь к 14 - 15 годам сон ребенка становится похож на сон зрелого человека; продолжительность сна составляет около 8 часов; сон состоит из 5 - 6 сменяющихся циклов, а быстрая фаза сна продолжается около 2 часов.
В свою очередь, отечественный ученый, профессор Ковальзон В.М. в своей работе «Обучение и сон» констатирует тот факт, что при депривации на 36 часов декларативная память снижается на 40% [3, с.9], а дневной сон в течение одного или полутора часов вызывает улучшение процедурной памяти. Ученый делает вывод о том, что для успешного обучения новым навыкам нужно обязательно поспать, и не важно, днем или ночью [3, с.10].
Таким образом, есть основания утверждать, что продолжительность сна является одним из факторов, а возможно и ведущим в период обучения человека. Между тем, следует заметить, что если с депривацией и продолжительностью сна мы находим общие точки соприкосновения с педагогикой и психологией (что подтверждают эксперименты), то с психической активностью во сне (сновидениями) картина выглядит наиболее
- Онтогенез сна
туманно. Основной вопрос, который решить на сегодняшний момент весьма затруднительно, это то, что наличие сновидения мы можем отследить по ЭЭГ, но структуру, символизм и динамику сюжета сновидения возможно изучать только по рассказам сновидца. Имеется эксперимент, в котором исследовалась психическая активность во сне школьников [8, с.143]. Данный эксперимент продемонстрировал, что
психическая активность во сне снижается по мере взросления и перехода из младших классов в старшие, однако в ходе эксперимента наблюдался резкий скачок количества сновидений в девятом классе. Подобный резкий всплеск психической активности может быть вызван препубертатным ростовым скачком, так как это период бурного полового созревания у девочек и его начала у юношей. В этом возрасте происходит резкое изменение функции эндокринных желез [10, с.68], что в совокупности может дать подобную концентрацию сновидений в период ночного сна у обучающихся девятого класса.
Результаты, полученные нами при проведении эксперимента среди студентов МГОУ очной формы обучения, говорят о том, что среднее количество сновидений у них за одну ночь было равно 0.7. Эти данные согласуются с результатами эксперимента в школе, так как они находятся в пределах и немного превышают данные о психической активности во сне учеников 10 классов. В ходе обработки результатов о психической активности во сне и
продолжительности сна у студентов было выявлено, что основной проблемой студентов является время, затраченное на дорогу от дома (общежития) до университета. Эта проблема развивает другую наиболее медицински обоснованную сложность - нарушение гигиены сна. Дорога крадет у студентов то время, которое они могли бы затратить на сон и на подсознательном уровне проработать полученный на занятиях учебный материал [6, с.96]. Это подтверждается тем, что во сне мы видим сновидения, а образный ряд сновидения формируется как результат опредмечивания внутренних психических и соматических процессов, внешних раздражителей для удовлетворения в впечатлениях, а также контроля и управления организмическими процессами с целью восстановления и поддержания психического и соматического гомеостаза [2, с.6]. В данном контексте психическая активность во сне у студентов и будет являться тем маячком учебно-педагогического катарсиса, который поможет в решении сложных ситуаций, возникающих в процессе обучения.
Каждый из нас, обучаясь в школе или ВУЗе, видел сны, в которых прорабатывал продолжение реального дня или доделывал то, что у него не получалось, или на что не хватало времени для исполнения задумки в реальности. Такая символичность сновидения, направленная в будущее, фиксируется, как правило, у школьников и студентов, когда им что-то не
удается или нет возможности успеть воспроизвести задуманное в реальности, и является показателем начала невротических расстройств [1, с.5]. По данным ВОЗ, постоянно увеличивается количество людей, страдающих расстройствами сна, что, в свою очередь, может привести к целому ряду проблем и снижению уровня жизни [5, с.30]. Поэтому следует считать недопустимым нарушением пренебрегать гигиеной сна в период обучения.
Ярким примером отсутствия понимания влияния сна на жизнь человека стал закон о переводе жизни россиян на летнее время, которое на два часа опережает поясное время, принятое в большинстве стран. Жизнь по новому времени зимой 2011 и 2012 годов вызвала массовый рост числа заболеваний; снижение успеваемости и здоровья детей; увеличение аварийности на транспорте и т.д., что привело к требованиям отмены этого закона [4, с.65]. Чтобы не повторять подобных ошибок, можно смело заявить, что, эффективный и достаточный сон - это самый дешевый, безопасный и приятный способ улучшения как психического, так и физиологического здоровья [11, с. 13].
Все вышесказанное позволяет констатировать проблему гигиены сна и психической активности во сне у студентов, что, в свою очередь, требует иного подхода к распределению учебной нагрузки студентов и составлению расписания занятий.
1. Авакумов С.В. Порядок обращения к воспоминаниям в сновидениях / С.В. Авакумов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». - 2007. - № 8. - С. 36.
2. Авакумов С.В. Психология сновидения / С.В. Авакумов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». - 2008. - № 5. - С. 3-7.
3. Ковальзон В.М. Обучение и сон / В.М. Ковальзон // Природа. Серия «Нейрофизиология». -2009. - № 7. - С. 3-11.
4. Ковальзон В.М., Дорохов В.Б. По поводу нового исчисления времени / В.М. Ковальзон, В.Б. Дорохов // Природа. Серия «Хронобиология». - 2012. -№ 7. - С. 65-67.
5. Корабельникова Е.А. Возможности коррекции инсомнии без применения снотворных препаратов / Е.А. Корабельникова // Эффективная фармакология. Серия «Неврология и психиатрия». Спецвыпуск «Сон и его расстройства». - 2013. - № 12. - С. 30-36.
6. Курганов С.А. Психологическая составляющая циклов сон-бодрствование у студентов очного отделения / С.А. Курганов // Новая наука:
проблемы и перспективы; Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (4 февраля 2016 г.,
г. Стерлитамак). - Ч.3. - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016.
- С. 95-98.
7. Курганов С.А. Влияние продолжительности сна на успеваемость старших школьников: сборник научных трудов / С.А. Курганов // Инновации в современной науке: Материалы X Международного осеннего симпозиума (29 ноября 2015 г.); научный ред.
д.п.н., проф. С.П. Акутина. - М.: Издательство «Перо», 2015. - С. 83-85.
8. Курганов С.А. Сон, сновидение и обучение в школе, проводим параллели / С.А. Курганов // Новая наука: теоретический и практический взгляд; Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (14 декабря 2015 г., г. Стерлитамак). -Ч.2. - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - С. 142-144.
9. Курганов С.А., Сморчкова В.П. Константа сомнологии в парадигме педагогических наук / С.А. Курганов, В.П. Сморчкова // Профессионализм педагога: сущность содержание перспективы развития.
- М.: МАНПО, 2016. - Часть 1. - С. 509-513.
10. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник / В.Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 480 с.
11. Пигарев И.Н., Пигарева М.Л. Асинхронное развитие сна как вероятная причина снижения когнитивных функций и возникновения ряда патологических состояний, связанных с циклом «сон-бодрствование» / И.Н. Пигарев, М.Л. Пигарева // Эффективная фармакотерапия. Серия «Неврология и психиатрия». Спецвыпуск «Сон и его расстройства». -Ч. 2. - С. 6-14.
12. Roffwarg H.P., Muzio J.N., Dement W.C. Ontogenetic development of the human sleep-dream cycle [Электронный ресурс] // Science. 1966. - V. 152. - No.
3722. - P. 604-619. - Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //минобрнауки.рфМоситей&2690/йк/П70/Госпрограм ма_Развигае_образования_(Проект).рШ?
14. История национального общества по сомнологии и медицине сна в документах [Электронный ресурс]. - Сайт отделения медицины сна Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. - Режим доступа: http://www.sleepmed.ru/NOSMS.htm
Сведения об авторах:
Сморчкова Валентина Петровна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии Московского государственного областного университета, e-mail: [email protected]
Курганов Сергей Александрович (г. Москва, Россия), инженер ГБОУ Школы № 2075 г. Москвы, член Российского общества исследователей сновидений, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
V. Smorchkova (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of General and Educational Psychology Moscow State Regional University, e-mail: [email protected]
S. Kurganov (Moscow, Russia), engineer of GBOU School № 2075 Moscow, member of the Russian society of researchers dreams, e-mail: [email protected]