Научная статья на тему 'Влияние качества сна на агрессивность школьников'

Влияние качества сна на агрессивность школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
878
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОН / СНОВИДЕНИЯ / СОМНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИННОВАЦИИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕ-НИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / АГРЕССИЯ / ШКОЛА / УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / DREAM / DREAMS / SLEEP / LEARNING / PEDAGOGY / PSYCHOLOGY / SOCIAL PEDAGOGY / INNOVATIONS IN HEALTH PROTECTION OF SCHOOLCHILDREN / THE PSYCHOLOGICAL STATE OF STUDENTS / DEVIANT BEHAVIOR / EDUCATIONAL NEGLECT / AGGRESSION / SCHOOL / STU-DENT / TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курганов Сергей Александрович

В данной статье рассматривается взаимосвязь сна, сновиде-ний и девиантного поведения, а так же агрессии среди обучающихся средних и старших классов общеобразовательных школ. В контексте проблемы изу-чения особенностей сна и психической активности во сне обучающихся сред-них и старших классов общеобразовательной школы, представлены резуль-таты собственного эксперимента. Изучены последние данные о проблеме нарушения сна в школьном возрасте, сделаны соответствующие выводы и сопоставлены с нарушениями в обучении. Особенности сопоставлены с про-явлениями негативного девиантного и агрессивного поведения. В ходе рабо-ты выявляется проблема необходимости внедрения в образовательный про-цесс знаний о сомнологии, для минимизации рисков связанных с педагогиче-ской запущенностью, различными формами адектива и девиации, а так же снижения агрессии в школьной среде. В статье обосновывается важность дальнейшей работы в данном контексте, направленной на необходимость довести до всех участников образовательного процесса необходимость и важность соблюдения гигиены сна. Рассмотрен аспект гигиены сна с точки зрения нарушения психологического здоровья школьника. Акцентируется внимание на необходимости дальнейшего изучения данной проблемы, в пе-дагогическом сообществе. Сделаны соответствующие выводы по данному направлению, изучены и описаны возможные пути решения, данной ситуа-ции, в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of sleep quality on the aggressiveness of schoolchildren

This article examines the relationship of sleep, dreams, and devi-ant behavior, as well as aggression among students middle and senior classes of secondary schools. In the context of the study of CCA-feature of sleep and men-tal activity during sleep studying middle and old Shih-classes of a comprehensive school, presented the results of their own experiments. Studied the latest data on the problem of sleep disorders in school age, appropriate conclusions and com-pared with disabilities in education. Features are compared with the negative manifestations of deviant and violent behavior. The work reveals the problem of the need to introduce into the educational process knowledge about somnology, to minimize the risks associated with educational neglect, and various forms of adektiva deviation, as well as reducing aggression in the school environment. The article explains the importance of further work in this context aimed at the need to bring to all participants in the educational process and the importance of re-specting the need for sleep hygiene. Aspects of sleep hygiene in terms of violation of student psychological health. The attention is focused on the need for further study of the problem in the pedagogical community. Corresponding conclusions in this area, studied and described possible solutions, given the situation in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Влияние качества сна на агрессивность школьников»

Влияние качества сна на агрессивность школьников The impact of sleep quality on the aggressiveness of schoolchildren

Курганов Сергей Александрович

Студент 5 курс факультет психологии ФГОУ ВПО Московский государственный областной университет

г. Москва e-mail: kurganov. s@bk. ru

Kurganov Sergey Alexandrovich

The student of the 5th course Faculty of psychology FGOU VPO Moscow state regional University

Russia, Moscow e-mail: kurganov. s@bk. ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается взаимосвязь сна, сновиде-ний и девиантного поведения, а так же агрессии среди обучающихся средних и старших классов общеобразовательных школ. В контексте проблемы изу-чения особенностей сна и психической активности во сне обучающихся сред-них и старших классов общеобразовательной школы, представлены резуль-таты собственного эксперимента. Изучены последние данные о проблеме нарушения сна в школьном возрасте, сделаны соответствующие выводы и сопоставлены с нарушениями в обучении. Особенности сопоставлены с про-явлениями негативного девиантного и агрессивного поведения. В ходе рабо-ты выявляется проблема необходимости внедрения в образовательный про-цесс знаний о сомнологии, для минимизации рисков связанных с педагогиче-ской запущенностью, различными формами адектива и девиации, а так же снижения агрессии в школьной среде. В статье обосновывается важность дальнейшей работы в данном контексте, направленной на необходимость довести до всех участников образовательного процесса необходимость и важность соблюдения гигиены сна. Рассмотрен аспект гигиены сна с точки зрения нарушения психологического здоровья школьника. Акцентируется внимание на необходимости дальнейшего изучения данной проблемы, в пе-дагогическом сообществе. Сделаны соответствующие выводы по данному направлению, изучены и описаны возможные пути решения, данной ситуа-ции, в образовательной среде.

Annotation.

This article examines the relationship of sleep, dreams, and devi-ant behavior, as well as aggression among students middle and senior classes of secondary schools. In the context of the study of CCA-feature of sleep and men-tal activity during sleep studying middle and old Shih-classes of a comprehensive school, presented the results of their own experiments. Studied the latest data on the problem of sleep disorders in school age, appropriate conclusions and compared with disabilities in education. Features are compared with the negative manifestations of deviant and violent behavior. The work reveals the problem of the need to introduce into the educational process knowledge about somnology, to minimize the risks associated with educational neglect, and various forms of adektiva deviation, as well as reducing aggression in the school environment. The article explains the importance of further work in this context aimed at the need to bring to all participants in the educational process and the importance of re-specting the need for

sleep hygiene. Aspects of sleep hygiene in terms of violation of student psychological health. The attention is focused on the need for further study of the problem in the pedagogical community. Corresponding conclusions in this area, studied and described possible solutions, given the situation in the educational environment.

Ключевые слова: сон, сновидения, сомнология, обучение, педагогика, психология, социальная педагогика, инновации в здоровьесбережении школьников, психологическое состояние обучающихся, девиантное поведение, педагогическая запущенность, агрессия, школа, ученик, учитель.

Key words: dream, dreams, sleep, learning, pedagogy, psychology, social pedagogy, innovations in health protection of schoolchildren, the psychological state of students, deviant behavior, educational neglect, aggression, school, student, teacher.

Проблема внедрения знаний о сомнологии и пропаганды здорового сна в контексте образовательного процесса стоит достаточно остро. В компетенциях ни одного из педагогических работников или иных работников системы образования не входит изучения той области детства, которая связанна со сном и психической активностью во сне[1], а между тем исследования показывают, что, нехватка сна, плохое его качество могут непосредственно влиять на память[2], качество обучения, и психологическое состояние школьника[3,4]. Одним из таких специалистов мог бы стать социальный педагог ведь именно одной из главных задач социального педагога является помощь в социализации подопечных, а социализацией в самом общем виде можно обозначить как процесс развития человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды[5,6], а значит в том числе и особенностей сна, социальный педагог в рамках своего уровня знаний владеет навыками и психологии, и медицины.

В современном мире роль и место образовательных организации очень велика, они дают нашим детям знания, которые им будут необходимы в будущем. Но как часто мы начинаем слышать о том, что, дети в школе ведут себя агрессивно, проявляют негативные формы девиации, которые, направленные не на созидание доброго и вечного, а наоборот: к дракам, ученики срывают уроки, родители не могут найти подход к своим детям, а учителя к своим ученикам. Поскольку именно в таком контексте интересна нам проблема девиации, обратимся к трудам Ю. А. Клейберга который классифицирует три основные группы девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество), социально-нейтральные (например, попрошайничество) [7].

В данной статье будет проанализировано взаимодействие и влияние инсомнии, депривации сна на стресс и агрессию преимущественно в школьном возрасте. Дети особенно подвержены влиянию раздражителей на психологическое состояние, к которым конечно можно отнести и нехватку или несоблюдение гигиены сна.

Изучение психофизиологических аспектов устойчивости человека к стрессу показывает, что различные виды повседневного, эмоционального стресса служат одним из основных факторов, нарушающих естественный сон. С другой стороны, нарушения сна весьма важны для индивидуальной устойчивости к эмоциональному стрессу. Специальная общественная комиссия "Сон, катастрофы и социальная политика", созданная в США в 1988 г., пришла к выводу, что стресс и связанные с ним хронические нарушения сна и бодрствования, свойственные урбанизированному человечеству, одна из главных причин различных инцидентов и катастроф, в том числе Чернобыльской аварии. Характер производственной деятельности современного человека диктует

необходимость строгого соблюдения гигиены сна, в то время как его образ жизни плохо согласуется с этими требованиями. Изучение взаимосвязи психофизиологических механизмов стресса и сна поможет решить эту проблему. [8,с. 33-47].

В США уже с 90=х годов прошлого столетия осознано, что проблемы, связанные с нарушениями сна, являются предметом национальной безопасности. Конгрессом США принят ряд законов о проблемах сна и выделяются средства для финансирования фундаментальных и прикладных исследований в ключевых областях науки о сне.

Эмоциональный контекст обучения также оказался чувствителен к депривации сна. Обучение, связанное с негативными воздействиями более устойчиво к депривации сна, в то время как память, связанная с событиями, сопровождавшимся нейтральными и положительными эмоциями, в большей степени нарушалась после депривации сна [9-^731-748].

Еще одной формой инсомнии, характерной только для детского возраста, является инсомния, обусловленная нарушением гигиены сна. распространенность этого нарушения в детской популяции составляет 1-2%. чаще всего страдают подростки. Наиболее характерной жалобой являются трудности засыпания вечером, кроме этого, отмечаются проблемы с поддержанием сна (частые пробуждения с трудностями последующего засыпания) и трудности утреннего пробуждения в установленные сроки (например, в школу). Причиной развития нарушений сна в данном случае является нарушение гигиены сна, включающей определенные требования к режиму и условиям для обеспечения полноценного сна. Соблюдение режима сна подразумевает укладывание и подъем в определенное время, обеспечивающее достаточную для данного возраста продолжительность сна (для подростков это 9 часов).

Важным аспектом гигиены сна является обеспечение окружения сна, включающее комфортную температуру в спальне (от 18 до 25 °С), низкий уровень шума и освещенности, удобную кровать и белье. наиболее частой причиной нарушений гигиены сна у подростков является стимулирующая умственная или физическая активность перед сном (приготовление уроков, просмотр телевизионных программ, игра на компьютере). Другой фактор, препятствующий сну, - употребление перед сном продуктов со стимулирующим действием (чай, кола, шоколад) и курение. Ключом к нормализации сна при этой форме инсомнии является установление жесткого распорядка и контроль родителями соблюдения упомянутых правил гигиены сна[10]. Также важную роль будет играть информирование учеников о важности здорового сна, одним из уроков на котором возможно было бы информировать учеников это биология. В частности, в рамках изучения центральной нервной системы, следовало бы более полно останавливаться на важности сна для человеческого организма. Применения лекарственных препаратов обычно не требуется и это уже входит в компетенции врачей, а не работников системы образования, но информирование могло бы сыграть привинтивную роль в данной ситуации.

У детей старшего школьного возраста появляется другая форма инсомнии - психофизиологическая инсомния[11]. Это расстройство характеризуется приобретением нарушающих сон ассоциаций, приводящих к нарастанию уровня соматизированного напряжения и препятствующих засыпанию. ребенок к вечеру устает, чувствует сонливость, однако как только он ложится в постель, сон «как рукой снимает». полежав так некоторое время, подросток выходит в туалет, идет поесть или попить или отправляется к родителям с жалобами о том, что не может уснуть. Вернувшись в постель, он обнаруживает, что сонливости нет,

продолжает беспокоиться о том, что назавтра, не выспавшись, придется идти в школу, и в таком состоянии проводит еще не-сколько десятков минут или несколько часов. такого рода инсомния характерна для детей с повышенной тревожностью, ответственным отношением к учебе (чаще это девочки) [12].

В виду изученного материала для наглядного понимания проблемы была сформирована цель проведения исследования среди обучающихся школы № 2075 на предмет продолжительности сна и качества обучения.

В ходе анализа нашей работы, проведенной в ГБОУ Школа № 2075 г. Москвы, в которой приняло участие 82 ученика, стало понятно, что, можно провести параллели между успеваемостью школьников, продолжительностью их сна и психической активностью во сне. Мы получили результаты, которые говорят о том, что ученики в пятом классе, спят примерно 9.85 часа и видят около 0.76 снов ежедневно, необходимо сказать, что данные эксперимента усредненные, поскольку учеников просили указать продолжительность сна и наличия сновидений за семь дней. Ученики шестого класса спят 9.7 часа и видят 0.44 сна ежедневно. Ученики седьмого класса спят 8.3 часа и видят 0.43 сна ежедневно. Ученики восьмого класса спят 7.9 часа и видят 0.38 сна ежедневно. Ученики девятого класса спят 7.7 часа и видят 0.93 сна ежедневно. Ученики десятого класса спят около 7 часов и видят 0.37 сна ежедневно. Так же из проведенного исследования видно, что средняя продолжительность сна отличника составляет 9.42 часа, хорошиста 8.57, а троечника 8 часов[13]. В ходе изучения зарубежных материалов на данную тему мы увидели сходные показатели относительно продолжительности сна[14,15], и при сверке с графиком онтогенеза сна[16] наши данные так же были сопоставимы.

Эксперимент проходил следующим образом: ученикам с пятого по десятый класс в возрасте от одиннадцати до семнадцати лет было предложено подсчитать следующие данные: продолжительность сна в течение недели, наличие сновидений в течение недели, и указать успеваемость. Анкетирование проходило анонимно, но ученики сообщали руководителю исследования, который являлся работником школы, полученные данные, таким образом следует считать, что успеваемость учеников указана, верно, поскольку у руководителя была возможность сравнить указанную успеваемость с реальной успеваемостью ученика[13].

Таким образом, в результате эксперимента видно, что успеваемость ученика, обучающегося на отлично более чем на час более продолжительна, нежели продолжительность сна школьника. В ходе эксперимента так же наглядно видно, что, психическая активность учеников в возрасте 15 -16 лет резко отличается и находится на более высоком уровне чем, у обучающихся младших или старших классов. На наш взгляд подобная психическая активность во сне может быть связанна с физиологическими особенностями данного возраста[17].Так же исследования показывают что по мере взросления образный ряд сновидений меняется[18,22], это так же может быть одной из причин повышения сновиденческой активности.

В рамках исследования и работы в данной теме необходимо понимать, что есть сновидение, так как кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, что бы оказать на них терапевтическое воздействие[19].

Отметим, что сновидение представляют собой результат проявления психических потребностей человека. Образный ряд сновидений формируется как результат опредмечивания (с помощью имеющихся в памяти представлений субъекта) внутренних психических и соматических процессов, а также внешних

раздражителей, для удовлетворения потребностей во впечатлениях, а также контроля и управления организменными процессами с целью восстановления и поддержки психического и соматического гомеостаза[20].

Проанализировав полученные данные и используя собственный опыт и литературные данные можно выявить следующее направление. Если школьник на протяжении длительного времени регулярно недосыпает, то его поведение в школе становится предсказуемо агрессивным.

Такая беспечность относительно продолжительности сна может привести к возникновению не только педагогических проблем, но и травматизма, драк среди обучающихся[21], и может дать предпосылки к негативному девиантному поведению[23,с.511]. Это связанно с тем что, посещение школы вызвано не только личностным фактором школьника, но и родительской заботой, которая в свою очередь прерывает сон школьника и отправляет не выспавшегося человека на умственные работы, но в этот момент мозг школьника, как и все его физическое и психологическое состояние хочет только одного - спать! Отсюда мы можем наблюдать конфликты с учителями и сверстниками, которые в период нахождения данного ученика в школе занимаются не чем иным как депривацией его сна - подвергают ученика пытке отсутствием сна. Поэтому очень важно вынести данную проблему нарушения гигиены сна школьниками на обозрение научного сообщества, врачей, педагогов и психологов. Необходимо значительно увеличить наши усилия для разрешения данной проблемы, поскольку сегодняшние ученики это наше бедующее, и мы должны сделать все, чтобы минимизировать риски, связанные со здоровьем бедующей нации, и максимально повысить качество обучения.

Подводя итог проделанной работе скажем, что результатом данного исследования следует считать тот факт, что удалось на наш взгляд понять проблематику данной сложившейся ситуации относительно сомнологии в педагогики. Найти пути ее решения, а именно: необходимо иметь более выраженную пропаганду соблюдения здорового сна школьниками, и в дальнейшем развивать данное направление деятельности в системе образования. Ввести в школах хотя бы в рамках родительских собраний ежеквартальное информирование родителей о важности качества и продолжительности сна в школьном возрасте. Так же возможно привлечение специалистом медиков к этой проблеме и вынесения ее на все уровни, как в системе образования, так и в медицине.

Заключительной же фразой данной работы станет мнение профессора Пигарева Ивана Николаевича которая наиболее ярко охарактеризует сон в контексте педагогики- эффективный и достаточный сон - это самый дешевый, безопасный и приятный способ улучшения как психологического, так и физического здоровья[24,с.13],а нет ничего более значимого, чем физически и психологически здоровый ребенок[23].

Список используемой литературы:

1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

2. Ковальзон В.М. Обучение и сон // Природа. - 2009. - №7 -С. 3-11

3. Kahn A., Van de Merckt C., Rebuffat E. et al. Sleep problems in healthy preadolescents // Pediatrics. 1989. Vol. 84. № 3. P. 542-546

4. Wolfson A.R., Carskadon M.A. Sleep schedules and daytime functioning in adolescents // Child Dev. 1998. Vol. 69. № 4. P. 875-887.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В.Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с. — (Сер. Бакалавриат)

7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001-С.

160

8. Дорохов В.Б.Сомнология и безопасность профессиональной деятельности Журнал высшей нервной деятельности, 2013, том 63, № 1, с. 33-47

9. Walker M.P., van der Helm E. Overnight therapy? The role of sleep in emotional brain processing. Psy school. Bull. 2009. 135(5): 731-748

10. Пчелина П.В.,Полуэктов М.Г.- Как лечить инсомнию раннего детского возраста. Эффективная фармакотерапия. Серия « Неврология и психиатрия». Спецвыпуск «Сон и его расстройства - ч. «4» 52-58

11. Полуэктов- Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия- 1 2012 с 32-39

12. Корабельникова Е.А. Возможности коррекции инсомнии без применения снотворных препаратов. Эффективная фармакология 12/2013 Неврология и психиатрия Спецвыпуск «Сон и его расстройства». С 30-36.

13. Курганов С.А. Сон, сновидение и обучение в школе, проводим параллели. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (14 декабря 2015 г., г. Стер-литамак). /в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015 с. 142-144

14. Wheaton A.G., Chapman D.P., Croft J.B. School Start Times, Sleep, Behavioral, Health, and Academic Outcomes: A Review of the Literature. [электронный ресурс]: (сайт) https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed (дата обращения 06.01.2017).

15. Fallone G., Owens J.A., Deane J. Sleepiness in children and adolescents: clinical implications // Sleep Med. Rev. 2002. Vol. 6. № 4. P. 287-306

16. Roffwarg H.P., Muzio J.N., Dement W.C. Ontogenetic development of the human sleep-dream cycle // Science. 1966. V. 152. No. 3722. P. 604-619.

17. Кучма В.Р.Гигиена детей и подростков: Учебник. -М. :ГЭОТАР- Медиа,2008-480с.

18. Корабельникова Е.А. Особенности сновидений у детей. Тезисы докладов пятой Всероссийской конференции 23-24 ноября 2006г.

19. Корабельникова Е.А. Детский сон: зеркало развития ребенка.-М.:Владос-пресс,2009.-400с.,24с.ил

20. Фрейд З. Толкование сновидений; пер с нем.-Минск: «Попурри»,2008-576с.

21. Авакумов С.В. Психология сновидения. Научно- теоретический журнал «Ученые записки», №5(39)-2008г с.3-7

22. Курганов С.А. Здоровый сон школьника как возможный инструмент профилактики негативного девиантного поведения. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (26 июля 2016 г., г. Стерлитамак). /в 2 ч. Ч.2 -Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016 с. 77-79.

23. Курганов С.А. Сморчкова В.П. Константа сомнологии в парадигме педагогических наук//Профессионализм педагога: сущность содержание перспективы развития.-М.:МАНП0,2016.В2ч.Часть 1.-520с

24. Пигарев И.Н., Пигарева М.Л. Асинхронное развитие сна как вероятная причина снижения когнитивных функций и возникновения ряда патологических состояний, связанных с циклом "сон-бодрствование. Эффективная фармакотерапия. Серия «Неврология и психиатрия». Спецвыпуск «Сон и его расстройства - ч. «2».-С.6-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.