Научная статья на тему 'Влияние применения рубрик в высшем образовании на успеваемость и мотивацию студентов к обучению'

Влияние применения рубрик в высшем образовании на успеваемость и мотивацию студентов к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценивание работ студентов / формирующее оценивание / обратная связь / совместная разработка / эффективность обучения / креативность / assessment of student assignments / formative assessment / feedback / collaborative development / learning effectiveness / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бармута Каринэ Александровна

Введение. Актуальность выбранной темы обоснована необходимостью дальнейшей дискуссии по проблеме обеспечения объективной и прозрачной оценки работ студентов, а также выработки и тестирования инструментов формирующего оценивания, позволяющих повысить успеваемость и заинтересованность студентов в обучении. Одним из таких инструментов могут быть рубрики, представляющие собой матрицу критериев или атрибутов оценки конкретного задания и уровней соответствия. Цель. Определение влияния применения рубрик для оценки заданий, выполненных студентами, на успеваемость студентов и их мотивацию к обучению. Материалы и методы. Методология исследования основана на эксперименте, включающем совместную со студентами разработку и дальнейшее применение рубрик для оценки выполненного задания по предмету, а также анкетировании студентов. Результаты исследования. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что применение рубрик способствует увеличению мотивации студентов к обучению и успеваемости. Кроме того, оценка с помощью рубрик позволяет студентам получить обратную связь от преподавателя в виде комментариев о достижении уровней соответствия по используемым атрибутам оценки. Применение рубрик способствовало повышению активности студентов на занятиях, проявлению большего интереса к научной литературе, в том числе и на иностранном языке. Обсуждение и заключения. Сравнение полученных результатов с существующими работами в области применения рубрик подтверждает их эффективность, достигаемую благодаря использованию понятных критериев оценки. Рубрики представляются перспективным инструментом для оценки наиболее важных и сложных заданий по предмету, поскольку их применение позволяет повысить заинтересованность и удовлетворенность студентов, а также последовательность и беспристрастность оценки. Одним из ограничений рубрик является некоторое подавление стремления студентов к реализации творческого потенциала, что необходимо проработать в дальнейших исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бармута Каринэ Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Using Rubrics in Higher Education on Students’ Performance and Academic Motivation

Introduction. The relevance of the chosen topic is justified by the need for further discussion on the problem of ensuring an objective and transparent assessment of students’ work. It is also necessary to develop and test formative assessment tools that allow students to improve their academic performance and interest in learning. Rubrics are offered as one such tool. They are a matrix of criteria or attributes for evaluating a specific task and compliance levels. Purpose. The study aimed to determine how the application of rubrics to assess the tasks performed by students affects their academic performance and motivation to study. Materials and Methods. The methodology of the study is based on a questioning of students and an experiment involving the joint development and further application of rubrics with students to evaluate the completed task on the subject. Results. The results obtained confirm the hypothesis that rubrics application facilitates an increase in students’ motivation to study and academic performance. In addition, the assessment using rubrics allows students to receive feedback from the teacher in the form of comments on the achievement of compliance levels for the assessment attributes used. The use of rubrics helped to increase the activity of students in the classroom and to show more interest in scientific literature, including in a foreign language. Discussion and Conclusion. Comparison of the results obtained with existing works in the field of application of rubrics confirms their effectiveness, achieved using understandable assessment criteria. Rubrics seem to be a promising tool for assessing the most significant and complex tasks in the subject since their application facilitates an increase in the interest and satisfaction of students, together with the subsequence and impartiality of the assessment. One of the rubrics’ limitations is some suppression of the students’ pursuit to fulfil their creative potential, which needs to be worked out in further research.

Текст научной работы на тему «Влияние применения рубрик в высшем образовании на успеваемость и мотивацию студентов к обучению»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.146 Научная статья

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-43-52

Влияние применения рубрик в высшем образовании на успеваемость и мотивацию студентов к обучению

К. А. Бармута В

Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

Н carinaba@yandex.ru

Аннотация

Введение. Актуальность выбранной темы обоснована необходимостью дальнейшей дискуссии по проблеме обеспечения объективной и прозрачной оценки работ студентов, а также выработки и тестирования инструментов формирующего оценивания, позволяющих повысить успеваемость и заинтересованность студентов в обучении. Одним из таких инструментов могут быть рубрики, представляющие собой матрицу критериев или атрибутов оценки конкретного задания и уровней соответствия.

Цель. Определение влияния применения рубрик для оценки заданий, выполненных студентами, на успеваемость студентов и их мотивацию к обучению.

Материалы и методы. Методология исследования основана на эксперименте, включающем совместную со студентами разработку и дальнейшее применение рубрик для оценки выполненного задания по предмету, а также анкетировании студентов.

Результаты исследования. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что применение рубрик способствует увеличению мотивации студентов к обучению и успеваемости. Кроме того, оценка с помощью рубрик позволяет студентам получить обратную связь от преподавателя в виде комментариев о достижении уровней соответствия по используемым атрибутам оценки. Применение рубрик способствовало повышению активности студентов на занятиях, проявлению большего интереса к научной литературе, в том числе и на иностранном языке. Обсуждение и заключения. Сравнение полученных результатов с существующими работами в области применения рубрик подтверждает их эффективность, достигаемую благодаря использованию понятных критериев оценки. Рубрики представляются перспективным инструментом для оценки наиболее важных и сложных заданий по предмету, поскольку их применение позволяет повысить заинтересованность и удовлетворенность студентов, а также последовательность и беспристрастность оценки. Одним из ограничений рубрик является некоторое подавление стремления студентов к реализации творческого потенциала, что необходимо проработать в дальнейших исследованиях.

Ключевые слова: оценивание работ студентов, формирующее оценивание, обратная связь, совместная разработка, эффективность обучения, креативность.

Для цитирования. Бармута, К. А. (2023). Влияние применения рубрик в высшем образовании на успеваемость и мотивацию студентов к обучению. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, б(1), 43—52. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-43-52

© Бармута К. А., 2023

Original article

Influence of Using Rubrics in Higher Education on Students' Performance and Academic Motivation

K. A. Barmuta 13

Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation

H carinaba@y andex .ru

Abstract

Introduction. The relevance of the chosen topic is justified by the need for further discussion on the problem of ensuring an objective and transparent assessment of students' work. It is also necessary to develop and test formative assessment tools that allow students to improve their academic performance and interest in learning. Rubrics are offered as one such tool. They are a matrix of criteria or attributes for evaluating a specific task and compliance levels. Purpose. The study aimed to determine how the application of rubrics to assess the tasks performed by students affects their academic performance and motivation to study.

Materials and Methods. The methodology of the study is based on a questioning of students and an experiment involving the joint development and further application of rubrics with students to evaluate the completed task on the subject. Results. The results obtained confirm the hypothesis that rubrics application facilitates an increase in students' motivation to study and academic performance. In addition, the assessment using rubrics allows students to receive feedback from the teacher in the form of comments on the achievement of compliance levels for the assessment attributes used. The use of rubrics helped to increase the activity of students in the classroom and to show more interest in scientific literature, including in a foreign language.

Discussion and Conclusion. Comparison of the results obtained with existing works in the field of application of rubrics confirms their effectiveness, achieved using understandable assessment criteria. Rubrics seem to be a promising tool for assessing the most significant and complex tasks in the subject since their application facilitates an increase in the interest and satisfaction of students, together with the subsequence and impartiality of the assessment. One of the rubrics' limitations is some suppression of the students' pursuit to fulfil their creative potential, which needs to be worked out in further research.

Keywords: assessment of student assignments, formative assessment, feedback, collaborative development, learning

effectiveness, creativity

For citation. Barmuta, K. A. (2023). Influence of Using Rubrics in Higher Education on Students' Performance and Academic Motivation. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 6(1), 43—52. https://doi.orp/10.23947/2658-7165-2023-6-l-43-52

Введение. В литературе ведется дискуссия на тему преимуществ и недостатков применения двух типов оценки в высшем образовании: формирующего оценивания, использующего обратную связь с целью повышения эффективности обучения студентов, и суммативного оценивания, которое показывает в виде итоговой оценки степень соответствия работ обучающихся заданным требованиям (Ismail et al., 2022; Марагаева, 2019). Традиционной обратной связи в виде итоговой оценки по предмету может быть недостаточно для обучающегося, стремящегося к дальнейшему развитию навыков и компетенций в определенной предметной области (Leenknecht et al., 2021). Другой проблемой является потенциальное несоответствие между ожиданиями преподавателей в отношении студенческих работ и тем, как студенты воспринимают и понимают указания к их выполнению (Isusi-Fagoaga, Garcia-Aracil, 2020). Наконец, актуальность тематики обосновывается рядом вызовов, связанных с оцениванием работ студентов, включая обеспечение объективности, надежности и прозрачности оценки, а также предоставления качественной обратной связи студентам (Ragupathi, Lee, 2022; Курманбаева, Ислямова, 2020).

В настоящее время популярность использования рубрик, а также исследования их влияния на эффективность оценивания работ студентов и достижения целей обучения, неуклонно возрастает. В ряде работ подчеркивается,

что рубрики могут способствовать повышению эффективности обучения и оказывать положительное воздействие на успеваемость и мотивацию студентов, а также позволяют получить от них обратную связь для дальнейшего совершенствования программы курса (Miknis, Davies, Johnson, 2020; Chowdhury, 2019), однако, важно отметить недостаточность эмпирических исследований (особенно проведенных российскими исследователями), подтверждающих данные тезисы. Рубрики включают матрицу критериев или элементов оценки конкретного задания, а также уровней соответствия данным критериям от низкого до высокого. Соответственно, рубрики обладают потенциалом обеспечения прозрачной и последовательной оценки работ обучающихся, а также формирования атмосферы доверия как среди студентов, так и между студентами и преподавателем. Цель данного исследования заключается в определении влияния применения рубрик для оценки заданий, выполненных студентами, на их успеваемость и заинтересованность в изучении предмета.

В работе тестируется созвучная с целью гипотеза о том, что использование рубрик для оценки заданий студентов позволит увеличить их мотивацию к обучению, повысить прозрачность оценки и успеваемость.

Материалы и методы. Исследование проводилось в течение 2021/2022 учебного года. В нем приняли участие две группы студентов Донского государственного технического университета (52 студента). В рамках задания обучающиеся делились на небольшие группы (до 3-х человек), затем проводили исследование выбранного вопроса по дисциплине и подготавливали итоговую презентацию. За выполненное задание они могли получить 50 баллов из 100 возможных по дисциплине. В зимнем семестре группе А были предоставлены методические указания и несколько примеров выполнения задания. Студенты группы В, помимо получения методических указаний, участвовали в обсуждении с преподавателем сильных и слабых сторон представленных им примеров работ, на основе чего преподаватель совместно со студентами разработал рубрики для оценки данного задания. В летнем семестре был применен аналогичный подход, однако, в этот раз оценка студентов группы А проводилась на основе подготовленных совместно с ними рубрик, в то время как работы студентов группы В оценивались в соответствии с требованиями, приведенными в методических указаниях к выполнению задания. Помимо данных об успеваемости было проведено анкетирование студентов с целью исследования их мнений о двух способах оценки задания: с применением рубрик и без применения рубрик.

Рубрики должны соответствовать целям обучения и обеспечивать оценку уровня достижения всех компонентов задания (Chakraborty et al., 2021). Первым этапом разработки рубрик является определение прозрачных атрибутов оценки. В рассматриваемом случае было принято решение также установить весовые значения для каждого атрибута. На второй стадии было выделено три измеримых рейтинговых уровня соответствия. Сложность представлял третий этап, посвященный описанию установленных уровней соответствия (Chakraborty et al., 2021). В рамках данного этапа была предпринята попытка составить достаточно информативную, понятную и не перегруженную деталями характеристику.

Окончательное число баллов G, присваиваемых за выполнение задания, формировалось с помощью следующей формулы:

n

7=1

где W — весовой коэффициент /'-го атрибута оценки; C.— оценка /'-го атрибута в баллах.

Таким образом, разработка рубрик основана на использовании как качественных (определение и описание элементов оценки и уровней соответствия), так и количественных методов (подсчет баллов, свидетельствующих о степени соответствия работы студента анализируемым атрибутам, и вычисление итоговой оценки).

Результаты исследования. В таблице 1 представлены рубрики, разработанные преподавателем совместно со студентами группы А для оценки задания, предполагающего выбор и исследование определенной проблемы в рамках изучаемого предмета.

Если условия какого-либо уровня не выполняются полностью, то студентам присваивается число баллов между двумя границами уровней. Например, если студенты успешно продемонстрировали базовые знания литературы по вопросу и обсудили две теории, но использовали только 7 источников литературы, то допускается присвоение им промежуточного числа баллов между высоким и достаточным уровнями соответствия, то есть 36—49

баллов. По итогам оценки обучающиеся получают не только информацию о количестве баллов, но и обратную связь в виде комментариев по достигнутым уровням соответствия для каждого атрибута оценки.

Таблица 1

Рубрики, разработанные совместно со студентами для оценки задания

Атрибуты оценки Вес

Описание проблемы исследования

0,21

Обзор литературы и разнообразие источников

0,29

Анализ материала и формулирование выводов

0,32

Презентация

0,18

Высокий уровень соответствия (отлично) 50 баллов

Студенты представили ряд фактов по выбранной теме, сформулировали проблему исследования и обсудили мотивацию для проведения исследования (минимум 2 идеи/ доказательства в пользу актуальности проблемы)

Студенты продемонстрировали базовые знания литературы по исследуемому вопросу и затронули минимум 2 теории/ подхода в контексте исследования

При подготовке задания использован ряд источников, включая работы российских и зарубежных авторов (минимум 10 источников) На основе изученной литературы критически исследованы компоненты проблемы, сконструированы и объяснены аргументы, представлено мнение выступающих, а также сформулированы логичные выводы В презентации использован соответствующий теме исследования графический материал с одновременным ограничением текстового материала. Докладчики эффективно использовали заданное время (15 минут), поддерживали зрительный контакт, четко и последовательно рассмотрели результаты исследования

Достаточный уровень соответствия (хорошо) 35 баллов

Студенты достаточно подробно описали проблему, однако не уделили достаточно внимания вопросам актуальности и мотивации для проведения исследования (1 идея/доказательство в пользу актуальности проблемы)

Студенты продемонстрировали базовые знания литературы по исследуемому вопросу и затронули 1 теорию/подход в контексте исследования. В списке литературы присутствует

минимум 5 источников

Слабый уровень соответствия (требует улучшения) 20

баллов Введение построено нелогично или не привлекает внимания к проблеме исследования. Отсутствует четкая формулировка проблемы и/или доказательства, подтверждающие ее существование

Студенты назвали несколько работ по исследуемому вопросу, не упомянув конкретных теорий/подходов. Список источников содержит менее 5 источников и/или нерелевантные источники (например, устаревшие)

На основе изученной литературы критически исследованы основные составляющие проблемы, приведено несколько недостаточно обоснованных аргументов, сформулированы логичные выводы

В презентации использован соответствующий теме исследования графический материал, однако некоторые визуализации сложно понять и/или на слайдах превалирует текст. Докладчики уложились в заданное время (15 минут), поддерживали зрительный контакт, последовательно рассмотрели результаты исследования

Отсутствует критическая оценка представлений о проблеме, сформулированные выводы слабо обоснованы

В презентации использовано слишком мало или не использован графический материал. Докладчики неэффективно использовали и/или не уложились в заданное время (15 минут). Студенты не поддерживали зрительный контакт, использовали отвлекающие жесты, говорили слишком громко/тихо

В таблице 2 приведены выбранные показатели эффективности обучения в группах А и В за два семестра: в одном оценка основного задания по предмету проведена традиционным способом без разработки и использования рубрик, в другом для оценки применены рубрики.

Таблица 2 Выбранные метрики эффективности обученш в группах с использованием и без использования рубрик для оценки итогового задания, %

Показатель ГруппаА ГруппаА Группа В Группа В Изменение Изменение

(оценка без (оценка с (оценка без (оценка с (группа А) (группа В)

рубрик) рубриками) рубрик) рубриками)

Средняя посещаемость 68,4 77,4 70,2 73,7 9,0 3,5

лекций

Средняя посещаемость 74,6 81,2 72 77,4 6,6 5,4

практических занятий

Доля студентов, в срок 84,0 92,0 70,4 85,2 8,0 14,8

выполнивших группо-

вые задания

Доля студентов, в срок 76,0 80 81,5 81,5 4,0 0,0

выполнивших

индивидуальные

задания

Активность на заня- 56,0 72,0 59,3 74,1 16,0 14,8

тиях (доля студентов,

принимавших активное

участие в дискуссиях и

сессиях (5&А)

Доля студентов, ис- 48,0 68,0 40,7 51,8 20,0 11,1

пользовавших научную

литературу для выпол-

нения заданий

Доля студентов, ис- 16,0 24,0 22,2 29,6 8,0 7,4

пользовавших научную

литературу на ино-

странном языке для

выполнения заданий

Успеваемость 76,0 88,0 77,8 88,8 12,0 11,0

Средний процент соот- 62,4 76,8 53,2 69,2 14,4 16,0

ветствия выполненных

заданий установлен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ным критериям оценки

Приведенные в таблице 3 результаты анкетирования студентов показывают, что большинство участвовавших в исследовании обучающихся признают преимущества применения рубрик для оценки заданий (75,1 % студентов отметили, что рубрики позволяют им лучше понять цель задания и критерии его оценки). Более половины опрошенных указали на то, что их интерес к изучению предмета и выполнению задания возрос благодаря применению рубрик. Более 70 % подчеркнули также значимость своего участия в процессе разработки рубрик для понимания задания. В целом, результаты подтверждают гипотезу о том, что применение рубрик позволяет увеличить прозрачность оценивания, успеваемость и мотивацию студентов к обучению.

Таблица 3

Выбранные результаты анкетирования студентов на тему применения рубрик для оценки задания, %

Утверждение Абсолютно Скорее Затрудняюсь Скорее согласен/ Абсолютно

не согласен/ не согласен/ ответить согласна согласен/

не согласна не согласна согласна

Рубрики по- 3,8 3,8 17,3 38,4 36,7

зволяют лучше

понять цель за-

дания и крите-

рии его оценки

по сравнению с

традиционной

оценкой

Благодаря 9,6 5,8 23,0 46,0 15,6

рубрикам мой

интерес к пред-

мету и выпол-

нению задания

возрос

Комментарии, 3,8 15,4 13,5 36,5 30,8

полученные

в результате

оценки задания

с применением

рубрик, содер-

жат информа-

цию о сильных и

слабых сторонах

работы

Рубрики способ- 15,3 11,5 13,5 34,6 25,1

ствовали поиску

креативных и

нестандартных

идей и/или ре-

шений

Мне интересно 9,6 15,4 9,6 42,3 23,1

было узнать не

только итоговую

оценку, но и

уровень соответ-

ствия выпол-

ненной работы

обозначенным

критериям

Я считаю, что 3,8 11,5 9,6 32,7 42,4

участие в раз-

работке рубрик

позволило мне

лучше разо-

браться в сущ-

ности задания

Обсуждение и заключения. Дискуссия на тему применения рубрик в высшем образовании посвящена обсуждению множества положительных эффектов в области увеличения точности и надежности оценки. К СЬочусШигу (2019) в своей работе подчеркивает, что рубрики обеспечивают достаточную прозрачность и по-

нятность задания, а также цели его выполнения для обучающихся, что позволяет им с большей эффективностью спланировать и выполнить задание. Рубрики также повышают точность, справедливость и беспристрастность процесса оценки благодаря тому, что для оценки каждой работы используются одни и те же элементы и уровни (Chowdhury, 2019; Землянская, 2020). Помимо этого, рубрики указывают на конкретные знания и/или навыки, необходимые для успешного выполнения задания и получения определенного количества баллов. A. Cockett и С. Jackson (2018) в своей статье, содержащей обзор литературы на тему применения рубрик в оценивании, пишут о том, что рубрики способствуют обеспечению соответствия работ обучающихся выделенным требованиям, улучшению процесса обучения и повышению удовлетворенности обучающихся. Полученные в данном исследовании результаты также свидетельствуют о потенциале рубрик в области повышения прозрачности оценки и обеспечения соответствия студенческих работ сформулированным критериям оценки. В частности, большинство опрошенных студентов указали на то, что благодаря рубрикам они четко поняли особенности задания и успешно с ним справились. В своем исследовании G. Reynders et al. (2020) приходят к выводу, что оценка работ студентов на основе выделенных атрибутов и шкалы уровней предоставляет им информацию о том, каким образом они могли бы улучшить свою работу в будущем. Таким образом, рубрики обеспечивают обратную связь, которая играет важную роль с точки зрения эффективности обучения. 59,7 % обучающихся, участвовавших в данном исследовании, сообщили, что для них интерес представляла не только итоговая оценка, но и число баллов, набранное по каждому критерию, в то время как 67,3 % студентов подтвердили, что получили от преподавателя комментарии с указанием сильных и слабых сторон выполненных работ. Положительное влияние рубрик на процесс обучения подтверждается также некоторыми показателями, приведенными в таблице 2. Так, о повышении интереса студентов в обучении свидетельствует возросшая активность на занятиях. В случае применения рубрик также возросла доля студентов, которые воспользовались научной литературой и литературой на иностранном языке для выполнения задания.

Среди наиболее серьезных недостатков рубрик как инструмента оценки работ обучающихся, некоторые исследователи выделяют ограничение креативности студентов, а также значительную трудоемкость разработки рубрик (Шмиригилова, Рванова, Григоренко, 2021; Schmidt, 2020). Последнее определяет тенденцию к применению рубрик исключительно для оценки наиболее сложных и значимых заданий. Для разработки рубрик, которые действительно соответствуют целям обучения, часто необходимы значительные ресурсы времени и знаний. К. Gallardo (2020) подчеркивает, что если рубрики разработаны недостаточно качественно (понятность, соответствие целям и результатам обучения, измеримость, адекватность выбранных атрибутов), то они могут негативно повлиять на процесс обучения. Для преодоления указанных ограничений рекомендуется участие преподавателей в тренингах, посвященных разработке рубрик, а также самостоятельное ознакомление с существующими практиками и научной литературой по данной теме. Одним из эффективных решений может быть также участие обучающихся в процессе разработки рубрик и взаимное оценивание (Прохорова, Лебедева, Шарыгина, 2020). В частности, A. Cockett и С. Jackson (2018) указывают на высокую эффективность рубрик, разработанных совместно со студентами на основе партнерского подхода. Для данной цели преподаватель может подготовить несколько сжатых версий рубрик, чтобы на встрече со студентами выбрать одну из них и проработать критерии и шкалу оценок. Такой подход был задействован в рамках данного исследования, что позволило повысить вовлеченность и заинтересованность студентов в процессе обучения: более 70 % опрошенных студентов указали на то, что участие в разработке рубрик позволило им глубже разобраться, в сущности, задания.

Следует отметить, что рубрики могут оказывать значительное воздействие на уровень креативности студентов в ходе выполнения задания, поскольку наличие четких критериев оценки может ограничивать их стремление реализовать свой творческий потенциал. Восприятие выделенных критериев в качестве границ, которым необходимо соответствовать и от которых не имеет смысла отклоняться, может привести к чрезмерной концентрации на формальном выполнении задания вместо того, чтобы предпринять попытки использовать интересные идеи или нестандартные подходы к решению поставленной задачи, однако, в данной области необходимо проведение дальнейших эмпирических исследований и получение доказательств. Примерно 5 % студентов, принявших участие в проведенном исследовании, в ответах на вопросы анкеты указали, что, в случае отсутствия рубрик или

иных четких критериев оценки, они выполнили бы задание иначе. 26,8 % студентов сообщили, что рубрики не способствовали поиску и использованию креативных идей в ходе выполнения задания. Данная проблема формирует необходимость совершенствования подходов к разработке рубрик с целью формирования более открытых критериев, позволяющих преодолеть ограничения креативности студентов.

В целом следует отметить перспективность использования рубрик для оценки наиболее важных и сложных заданий по предмету, вызванную высоким потенциалом рубрик в области повышения заинтересованности и удовлетворенности студентов, а также последовательностью и беспристрастностью оценки, выполненной с их помощью. Результаты проведенного исследования показывают, что применение рубрик позволяет повысить успеваемость и мотивацию студентов к обучению. Несмотря на преимущества, использование рубрик связано с определенными ограничениями, в частности, оно может негативно влиять на креативность студентов при выполнении заданий, что важно учитывать в ходе разработки рубрик. Интерес представляют дальнейшие исследования в области применения рубрик, особенно те, которые будут посвящены совершенствованию методологии их разработки, а также анализу процесса их использования студентами в ходе выполнения заданий.

Список литературы

Землянская, Е. Н. (2020). Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза. Педагогика. Вопросы теории и практики, 5(2), 142-147. https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2020.2.2

Курманбаева, Ш. К., Ислямова, С. А. (2020). Актуальные проблемы системы оценивания знаний студентов. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки, 2(66), 132—137. https://doi.org/10.51889/202Q-2.1728-5496.22

Марагаева, 3. С. (2019). Формирующее и констатирующее оценивание предметных результатов обучающихся. В: Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций. Материалы международной научно-практической конференции (С. 32—41). Ярославль: Литера.

Прохорова, М. П., Лебедева, Т. Е., Шарыгина, Е. Н. (2020). Взаимное оценивание результатов обучения: особенности и перспективы. Проблемы современного педагогического образования, 66—4, 238-241.

Шмиригилова, И. Б., Рванова, А. С., Григоренко, О. В. (2021). Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций). Образование и наука, 23(6), 43-83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-43-83

Chakraborty, S., Dann, С., Mandal, А. et al. (2021). Effects of rubric quality on marker variation in higher education. Studies in Educational Evaluation, 70, 100997. https://doi.Org/10.1016/j.stueduc.2021.100997

Chowdhury, F. (2019). Application of rubrics in the classroom: a vital tool for improvement in assessment, feedback and learning. International Education Studies, /2(1), 61-68. https://doi.org/10.5539/ies.vl2nlp61

Cockett, A., Jackson, C. (2018). The use of assessment rubrics to enhance feedback in higher education: An integrative literature review. Nurse Education Today, 69, 8-13. https://doi.Org/10.1016/j.nedt.2018.06.022

Gallardo, K. (2020). Competency-based assessment and the use of performance-based evaluation rubrics in higher education: challenges towards the next decade. Problems of Education in the 21st Century, 75(1), 61-79. https://doi.org/10.33225/pec/20.78.61

Ismail, S., Rahul, D., Patra, I. et al. (2022). Formative vs. summative assessment: impacts on academic motivation, attitude toward learning, test anxiety, and self-regulation skill. Language Testing in Asia, 12, 40. https://doi.org/10.1186/s40468-022-00191-4

Isusi-Fagoaga, R, Garcia-Aracil, A. (2020). Assessing master students' competencies using rubrics: lessons learned from future secondary education teachers. Sustainability, 12(2,3), 9826. https://doi.org/10.3390/sul2239826

Leenknecht, M., Wijnia, L., Köhlen, M. et al. (2021). Formative assessment as practice: the role of students' motivation. Assessment & Evaluation in Higher Education, 46(2), 236-255. https://doi.org/10.1080/02602938.202Q.1765228

Miknis, M., Davies, R, Johnson. C. (2020). Using rubrics to improve the assessment lifecycle: a case study. Higher Education Pedagogies, 5(1), 200-209. https://doi.org/10.1080/23752696.2020.1816843

Ragupathi, K., Lee, A. (2022). Beyond Fairness and Consistency in Grading: The Role of Rubrics in Higher Education. In: Diversity and Inclusion in Global Higher Education (pp. 73-95). Singapore: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-981-15-1628-3 3

Reynders, G., Lantz, J., Ruder, S. et al. (2020). Rubrics to assess critical thinking and information processing in undergraduate STEM courses. International Journal of STEM Education, 7, 9. https://doi.org/10.1186/s40594-020-00208-5

Schmidt, L. F. (2020). Developing classroom and program assessment rubrics. Radiologic Technology, 92(2), 210-213.

References

Chakraborty, S., Dann, C., Mandal, A. et al. (2021). Effects of rubric quality on marker variation in higher education. Studies in Educational Evaluation, 70, 100997. https://doi.org/10.1016/j. stueduc.2021.100997

Chowdhury, F. (2019). Application of rubrics in the classroom: a vital tool for improvement in assessment, feedback and learning. International Education Studies, 12(1), 61-68. https://doi.org/10.5539/ies.v12n1p61

Cockett, A., Jackson, C. (2018). The use of assessment rubrics to enhance feedback in higher education: An integrative literature review. Nurse Education Today, 69, 8-13. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2018.06.022

Gallardo, K. (2020). Competency-based assessment and the use of performance-based evaluation rubrics in higher education: challenges towards the next decade. Problems of Education in the 21st Century, 78(1), 61-79. https://doi.org/10.33225/pec/20.78.61

Ismail, S., Rahul, D., Patra, I. et al. (2022). Formative vs. summative assessment: impacts on academic motivation, attitude toward learning, test anxiety, and self-regulation skill. Language Testing in Asia, 12, 40. https://doi.org/10.1186/s40468-022-00191-4

Isusi-Fagoaga, R., Garcia-Aracil, A. (2020). Assessing master students' competencies using rubrics: lessons learned from future secondary education teachers. Sustainability, 12(23), 9826. https://doi.org/10.3390/su12239826

Kurmanbaeva, S. K., Islyamova, S. A. (2020). Current issues of the student knowledge assessment system. Bulletin of KazNPU named after Abai. Series: Pedagogical sciences, 2(66), 132-137. https://doi.org/10.51889/2020-2.1728-5496.22 (In Russ.).

Leenknecht, M., Wijnia, L., Köhlen, M. et al. (2021). Formative assessment as practice: the role of students' motivation. Assessment & Evaluation in Higher Education, 46(2), 236-255. https://doi.org/10.1080/02602938.2020.1765228

Maragaeva, Z. S. (2019). Formative and stating assessment of the subject results of students. In: Problems and prospects for the development of rural educational organizations. Proceedings of the international research conference (pp. 32-41). Yaroslavl: Litera. (In Russ.).

Miknis, M., Davies, R., Johnson. C. (2020). Using rubrics to improve the assessment lifecycle: a case study. Higher Education Pedagogies, 5(1), 200-209. https://doi.org/10.1080/23752696.2020.1816843

Prokhorova, M. P., Lebedeva, T. E., Sharygina, E. N. (2020). Peer assessment of learning outcomes: features and prospects. Problems of Modern Pedagogical Education, 66-4, 238-241. (In Russ.).

Ragupathi, K., Lee, A. (2022). Beyond Fairness and Consistency in Grading: The Role of Rubrics in Higher Education. In: Diversity and Inclusion in Global Higher Education (pp. 73-95). Singapore: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-981-15-1628-3_3

Reynders, G., Lantz, J., Ruder, S. et al. (2020). Rubrics to assess critical thinking and information processing in undergraduate STEM courses. International Journal of STEM Education, 7, 9. https://doi.org/10.1186/s40594-020-00208-5

Schmidt, L. F. (2020). Developing classroom and program assessment rubrics. Radiologic Technology, 92(2), 210-213. Shmirigilova, I. B., Rvanova, A. S., Grigorenko, O. V. (2021). Assessment in education: current trends, problems and contradictions (literature review). Science and Education, 23(6), 43-83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-43-83 (In Russ.).

Zemlyanskaya, E. N. (2020). Criteria-based assessment of educational achievements of university students. Pedagogy. Issues of Theory and Practice, 5(2), 142-147. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.2 (In Russ.).

Об авторе:

Бармута Каринэ Александровна, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент», Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID. carinaba@yandex.ru About the Author:

Barmuta Karine A., Dr. Sci. (Economics), Head of the Department of Economics and Management, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID. carinaba@yandex.ru

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.