Научная статья на тему 'Влияние предстартовых психических состояний на результативность соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц'

Влияние предстартовых психических состояний на результативность соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кислякова Ю. С.

В статье раскрывается проблема влияния предстартовых психических состояний на результативность соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кислякова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние предстартовых психических состояний на результативность соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц»

Останавливаясь на выделенных нами критериях, возникает вопрос о возможном инструментарии их диагностирования у студентов, обучающихся по направлениям подготовки в системе «человек-человек», что является следующим необходимым этапом нашей работы. Без диагностического материала и выявления уровня корреляции полученных результатов модно судить о правильности нашего предположения в выделении критериев. На рассмотрении данного вопроса мы планируем остановиться в нашей следующей статье.

Список литературы:

1. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. - 2-е изд. - 2012.

2. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пос. - М., 2005. - 584 с.

3. Оксфордский толковый словарь по психологии / Ред. А. Ребера. - 2002.

4. Киселева Н.А. Формирование готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности: дисс. .. .канд. пед. наук. - Волгоград, 2006. - 199 с.

5. Люсова О.В. Проектирование жизненного пути в юношеском возрасте: монография. - Волгоград: Изд-во ВолГУ 2012. - 200 с.

6. Профессиональная педагогика / Под. ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С.Л. Рубинштейна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.koob.ru (дата обращения: 28.11.13).

8. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982. - 124 с.

9. Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки: сб. на-учн. ст. - М.: ФиС, 1967. - С. 3-13.

10. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. - М., Касталь,1993. - 415 с.

ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ

© Кислякова Ю.С.*

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова,

г. Ишим

В статье раскрывается проблема влияния предстартовых психических состояний на результативность соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц.

Ключевые слова психологическая подготовка, предстартовое состояние, тревожность.

* Студент. Научный руководитель: Фомичева Н.В., доцент, к.п.н.

В настоящее время психологическая подготовка спортсменов имеет большое значение, что объясняется следующими причинами: во-первых, существенно возросли соревновательные и тренировочные нагрузки, во-вторых, изменилась ценность спортивных достижений (наиболее значимыми стали не рекорды, а победы в высокой конкуренции в непосредственной борьбе с соперниками) в-третьих, возросла социальная значимость побед на соревнованиях, вследствие популяризации спорта и широкого оповещения результатов в печати, по телевидению и радио.

Значение психологической подготовки стало наиболее велико, когда спортсмены стали участвовать в различных Чемпионатах, Европы, Мира и Олимпийских Играх. Соревнования стали приобретать спортивную значимость и общественную. В этот период резко возросли тренировочные нагрузки, возросла конкуренция участников.

По сравнению с другими разделами подготовки психологическая - самая «молодая». Термины «психическая готовность», «психологическая подготовка», были предложены в спортивной психологии только в конце 50-х -нач. 60-х гг.

Изучением предстартовых состояний и проблемой психологической подготовки занимались В.Л. Марищук, В.И. Иселевич, Е.П. Ильин и многие другие.

Проблема заключается в том, что методика психологической подготовки достаточно полно изучена, но недостаточно эффективно внедрится в практику спорта, а особенно в практику подготовки лыжниц-гонщиц.

Данная тема актуальна так как последние годы значительно изменяются условия соревновательной деятельности, появляются новые дисциплины: спринт, спринтерские эстафеты, гонка преследования, массовый старт, следовательно, подготовка к соревновательной деятельности в современных условиях требует новых тактических решений и подходов к психологической подготовленности лыжников-гонщиков.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование, и определение влияния предстартовых психических состояний лыжниц-гонщиц на результативность соревновательной деятельности.

Предполагается, что предстартовые психические состояния лыжниц-гонщиц влияют на результаты участия в соревнованиях. Для подтверждения нашей гипотезы в исследовании, мы предложили провести анкетирование Ч. Спилберга.

Исследование проводилось непосредственно перед соревнованиями среди лыжниц-гонщиц в количестве 10 человек, из них 5 - имеют 1 взрослый разряд, 4 - кандидата в мастера спорта и 1 - мастер спорта. Соревнования проводились 18 мая 2013 года на лыжероллерной трассе, лыжницы преодолевали дистанцию 3 км свободным стилем. Девушкам за 30 минут до старта было предложено анкетирование по Ч. Спилбергу, для определения реактив-

ной или ситуативной тревожности, которая вычисляется набором из 20 суждений (10 из которых характеризуют эмоции напряженности, озабоченности, беспокойства, а 10 - отсутствие тревожности) [1].

После проведенных соревнований, были проанализированы результаты выступлений и уровень тревожности, показанный спортсменами перед стартом.

Из десяти исследуемых, 9 спортсменок имели высокий уровень тревожности от 48 до 60 баллов из них 3 - кандидата в мастера спорта, а 6 - лыжниц имеют 1 разряд. Все они показали результат со 2 - го места по 10. первое место заняла спортсменка со средним уровнем тревоги - 43 балла, она же и является мастером спорта (табл. 1).

Таблица 1

Результаты соревнований и показатели уровня тревожности предстартового состояния у лыжниц-гонщиц

Место Квалификация Результат Уровень тревожности Оценка

1 МС 9,55 43 Средняя

2 КМС 11,43 50 Высокая

3 1 12,40 49 Высокая

4 КМС 12,53 55 Высокая

5 КМС 13,35 48 Высокая

6 1 14,31 52 Высокая

7 1 14,31 56 Высокая

8 1 14,52 60 Высокая

9 1 15,49 59 Высокая

10 1 16,00 59 Высокая

Анализируя показанные результаты, можно предположить, что лыжницы, которые показали высокий уровень тревожности, возможно, могли находиться в состоянии предстартовой лихорадки. Но следует заметить, что высокий показатель тревожности можно наблюдать у спортсменов различных квалификаций, все зависит от ситуации.

Из вышеизложенного следует, что предстартовое состояние непосредственно влияет на результат спортсмена, но тревожность не является постоянной характеристикой, на нее может и влиять ситуация.

Спортсмен, выходя на старт, должен пребывать в состоянии психической готовности, т.е. он твердо должен быть уверен в своих силах, стремиться в любой ситуации бороться до последнего, за достижение наивысшего результата.

Результаты нашего исследования показали, что негативные предстартовые состояния отрицательно сказываются на результате спортсмена. Поэтому психологическая подготовка занимает важное место в подготовке лыжника. Спортсмен должен быть психологически устойчив, надежен и сохранять требуемые качества в усложненной обстановке.

Список литературы:

1. Марищук В.Л. Психология спорта (курс лекция для студентов заочников): учеб. пособие / В.Л. Марищук. - Мн.: БГАФК, 2002. - 930 с.

2. Психология: учеб. для техникумов физ. культуры / Под ред. А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 255 с.

3. Иселевич В.И. Предстартовое состояние спортсменов перед ответственными соревнованиями / В.А. Иселевич. - М.: «Физкультура и спорт», 1969. - 150 с.

4. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахти-енко, Л.К. Серова. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 1990. - 255 с.

5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры. - 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2000. - 486 с.

6. Фомичева Н.В. Развивающие обучения в физкультурном образовании младших школьников: моног. / Н.В. Фомичева, И.Н. Григорович, А.Г. Поли-ваев. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2011. - 124 с.

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ОПОРОЙ НА ОСНОВЫ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

© Клименко Е.О.*

Волжский институт экономики, педагогики и права, г. Волжский

Статья освещает вопросы влияния развития новой парадигмы на изучение иностранного языка, делая акцент на непрерывности образования, связи с наукой, самосовершенствовании и самоконтроля.

Ключевые слова новая парадигма образования, компетенция, компетентность, мотивация, прилагать усилия для достижения успеха, профессиональная карьера, непрерывность образования, самосовершенствование и самоконтроль.

Современные системы обучения иностранному языку опираются на универсальные основы новой европейской парадигмы образования, которую можно рассматривать как сумму подходов, принципов и методологий процесса образования. Фундаментом любой новой парадигмы образования являются нравственные основы образовательного процесса, и, чтобы изменить фундамент, необходимо изменить тип педагогического мышления, «видеть основу успешности ученика (а значит и собственной педагогической работы) не только в навыках, «в знаниях по предмету», а, прежде всего, в обре-

* Заведующий кафедрой Иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.