Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ'

ВЛИЯНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / КУЛЬТУРА / ФИНАНСЫ / ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / НИГИЛИЗМ / СОЗНАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL CULTURE / FINANCIAL LITERACY / ECONOMIC DEVELOPMENT / LEGAL NIHILISM / LEGAL CONSCIOUSNESS / ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES / METHODS OF LEGAL CULTURE / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пронина Марина Алексеевна

Актуальность статьи состоит в необходимости развития специальных механизмов правовой культуры и финансовой грамотности, нацеленных на повышение эффективности экономических процессов. В настоящем возникает новая задача по сохранению российской правовой культуры и укреплению национальной экономической традиции. Автором проведен анализ нормативно-правовых актов и статистических данных, показывающих соотношение уровня правовой культуры, финансовой грамотности и экономических процессов. Далее рассмотрены практические вопросы и приведены статистические примеры. Обоснована необходимость совершенствования образовательных технологий. Отмечается влияние высокого уровня правовой культуры и финансовой грамотности на экономическую эффективность. Однако, развитие правовой культуры и финансовой грамотности как отдельного человека, так и всего общества задача сложная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пронина Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF LEGAL CULTURE AND FINANCIAL LITERACY ON ECONOMIC PROCESSES

The relevance of the article lies in the need to develop special mechanisms of legal culture and financial literacy aimed at improving the efficiency of economic processes. In a period of blurred spiritual and moral values and social guidelines, a new task arises to preserve the Russian legal culture and strengthen the national economic tradition. The study includes the following provisions: 1. An analysis of legal acts and statistical data showing the relationship between the level of legal culture, financial literacy and economic processes was carried out. 2. Practical examples are considered that allow us to correlate the height of legal culture and financial literacy with economic development, as well as the low level of legal culture and financial literacy with economic recession. 3. The necessity of improving educational technologies using methods of improving legal culture and financial literacy for further economic development is substantiated. Summing up, the author notes the impact of a high level of legal culture and financial literacy on economic efficiency. However, the development of legal culture and financial literacy of both an individual and society as a whole is a complex task that requires constant attention.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ»

М. А. ПРОНИНА

M. A. PRONINA

УДК 340.1

Влияние правовой культуры и финансовой грамотности на экономические

процессы

The influence of legal culture and financial literacy on economic

processes

Аннотация

Актуальность статьи состоит в необходимости развития специальных механизмов правовой культуры и финансовой грамотности, нацеленных на повышение эффективности экономических процессов. В настоящем возникает новая задача по сохранению российской правовой культуры и укреплению национальной экономической традиции.

Автором проведен анализ нормативно-правовых актов и статистических данных, показывающих соотношение уровня правовой культуры, финансовой грамотности и экономических процессов. Далее рассмотрены практические вопросы и приведены статистические примеры. Обоснована необходимость совершенствования образовательных технологий.

Отмечается влияние высокого уровня правовой культуры и финансовой грамотности на экономическую эффективность. Однако, развитие правовой культуры и финансовой грамотности как отдельного человека, так и всего общества — задача сложная.

Ключевые слова: право, культура, финансы, грамотность, экономика, совершенствование, нигилизм, сознание, антикоррупционная деятельность.

Abstract

The relevance of the article lies in the need to develop special mechanisms of legal culture and financial literacy aimed at improving the efficiency of economic processes. In a period of blurred spiritual and moral values and social guidelines, a new task arises to preserve the Russian legal culture and strengthen the national economic tradition.

The study includes the following provisions: 1. An analysis of legal acts and statistical data showing the relationship between the level of legal culture, financial literacy and economic processes was carried out. 2. Practical examples are considered that allow us to correlate the height of legal culture and financial literacy with economic development, as well as the low level of legal culture and financial literacy with economic recession. 3. The necessity of improving educational technologies using methods of improving legal culture and financial literacy for further economic development is substantiated.

Summing up, the author notes the impact of a high level of legal culture and financial literacy on economic efficiency. However, the development of legal culture and financial literacy of both an individual and society as a whole is a complex task that requires constant attention.

Keywords: legal culture, financial literacy, economic development, legal nihilism, legal consciousness, anti-corruption activities, methods of legal culture, crime prevention.

Введение

Экономика в самом простом ее понимании представляет сферу деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Предполагается, что все субъекты экономических процессов вправе пользоваться произведенными материальными благами в соответствии со своими потребностями и возможностями. Однако не редки случаи незаконного посягательств одними субъектами на имущественные права других субъектов.

В рамках настоящего исследования автор обращается к трудам специалистов в области права и экономики: А. П. Аль-бова, Н. Н., Вопленко, Н. М. Кейзеровым, О. А. Красавчиковым, Е. А. Лукашевой, Л. А. Петручак, Г. Ф. Ручкиной, А. П. Семит-ко и иные.

Основное исследование

Значение ценности прав, свобод и интересов личности сложно переоценить сегодня. Каким бы значимым ни было стремление государства развивать экономику, оно никогда не сможет быть важнее развития личности. Именно личность является ключевым источником потребления созданных благ. Однако отношение к самим благам и к процессу их создания, их осознанное потребление и рациональное использование возможно только при наличии высокого уровня правовой и финансовой культуры.

А. П. Альбов и Г.Ф. Ручкина в работе «Влияние национальной правовой культуры, национального права и правовой системы на устойчивое развитие экономики» [1; С. 47-58] обосновывают положение, что «существует неразрывная связь между правом, проводимой политикой и экономикой». Также авторами отмечается зависимость направлений экономическо-

го развития от политической власти и от нормативно-правовой основы. Безспор-ным является обоснование, что право и экономика взаимодействуют, базируясь на нравственных началах.

Сегодня насчитывается значительное число содержаний категории правовая культура. Среди многочисленных исследований, проведенных Н. Н., Вопленко [3; С. 11], Н. М. Кейзеровым [3; С. 54], О. А. Красавчиковым [4; С. 17], Е. А. Лукашевой [5; С. 36-40], А. П. Семитко [7; С. 27], мы предлагаем обратиться к самому масштабному исследованию в области правовой культуры за текущий век, осуществленному Л. А. Петручак: правовая культура — это исторически сложившаяся, обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность культуры, которая материализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества [6; С.139].

Несмотря на значительное количество принятых нормативных актов в данных сферах, уровень преступности не становится ниже, судебные органы по-прежнему ежегодно рассматривают тысячи дел, а служба судебных приставов несмотря на автоматизацию работы не успевает обрабатывать весь поток исполнительных производств.

Автором предлагается рассмотреть нормативные источники, провести статистический анализ и погрузиться в пучину научного анализа.

Основополагающими нормативными актами в сфере профилактики правонарушений и повышения правовой культуры являются: Федеральный закон «Об основах системы профилактики правона-

рушений в Российской Федерации», Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и иные. Таким образом, уполномоченные органы обязаны указать информацию о своей деятельности, о порядке предоставления юридических услуг государственными и муниципальными органами, о сущности преступления и наказания путем размещения сведений на информационных стендах или сайтах сети Интернет. Осуществлять различного рода комментарии, проводить консультации, иные разъяснительного рода мероприятия часто сотрудники не имеют права.

Особую значимость имеет Приказ Генпрокуратуры России «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию», который определяет не только порядок информирования граждан, но и порядок взаимодействия органов прокуратуры с органами всех всей правовой системы России, и даже предпринимательским сообществом.

На наш взгляд существенным минусом является отсутствие программы мероприятий, направленных на достижение целей Приказа Генпрокуратуры России «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию», которые могли бы быть определены на ближайшие 3-5 лет.

Примером просветительской деятельности в области повышения финансовой грамотности является Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», которое базируется на ряде феде-

ральных и подзаконных актов, связанных с развитием финансового рынка, инноваций, пенсионной системы, национальной платежной системы, государственной молодежной политики, сельских территорий, государственной семейной политики, а также международных принципов защиты прав потребителей.

Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» включает в себя не только обоснование актуальности финансовой грамотности, аналитические данные, цели и задачи, приоритетные целевые группы, но и основные направления деятельности. Основные направления деятельности содержат подробное указание на деятельность в образовательной среде, формы информирования населения о финансовых вопросах, межведомственное и международное взаимодействие органов исполнительной власти и организаций (в том числе и финансовыми), взаимодействие со всеми институтами гражданского общества. Обязательным пунктом является наличие индикаторов, системы мониторинга и ожидаемых результатов.

Отметим, что в отношении построения системы правовой грамотности и правовой культуры, а также полноценной и всесторонней системы патриотического воспитания сегодня аналогичные нормативные акты в Российской Федерации отсутствуют.

Далее автором предлагается рассмотреть действующие федеральные государственные образовательные стандарты, которые в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предполагают формирование у обучающихся чувства патриотизма, уважения к закону, правопорядку и труду, то есть определяют по-

ложения о привитии правовой культуры и финансовой грамотности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 класс) в пункте 41 определяет личностные результаты рабочей программы, которыми в сфере гражданско-патриотического воспитания (касательно правовой культуры и финансовой грамотности) являются: становление ценностного отношения к своей Родине - России. В сфере духовно-нравственного воспитания (касательно правовой культуры и финансовой грамотности) личностные результаты программы начального общего образования проявляются в неприятии любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс) в пункте 42 определяет результатами освоения программы основного общего образования в сфере патриотического воспитания (касательно правовой культуры и финансовой грамотности) в качестве личностных — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусстве, спорте, технологиях, боевых подвигах и трудовых достижениях народа.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 класс) в пункте 7.1 определяет личностными результатами освоения программы среднего общего образования в сфере гражданского воспитания (касательно правовой культуры и финансовой грамотности) — осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей. В сфере патриотического воспитания (касательно

правовой культуры и финансовой грамотности) личностными результатами становятся: сформированность российской гражданской идентичности; ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде.

Рассмотренные федеральные государственные образовательные стандарты позволяют сделать вывод, что на уровне получения общего образования учащиеся получают информацию, влияющую на их знания в области права и финансов, но способных ли применять ее на практике.

Особое внимание привлекает предмет «Обществознание», который является ключевым источником формирования правовой культуры и финансовой грамотности современного среднестатистического школьника. Отметим, что у данного предмета есть еще и углубленный курс, отражающий способности и навыки обучающихся с точки зрения научного анализа и возможности практического применения знаний.

Подводя итог исследованию образовательных стандартов на уровне общего образования, мы можем констатировать, что законодатель позаботился о развитии правовой культуры и финансовой грамотности в процессе всего обучения в школе. Следует отметить, что с 01.09.2023 года обучение финансовой грамотности станет обязательным для старшеклассников.

Предмет «Обществознание» хотя и входит в перечень предметов государственной итоговой аттестации, но скорее всего он проигрывает в значимости «обязательным (или основным) предметам» таким, как «Русский язык», «Литература», иные. Вторым значимым аспектом является учитель, который ведет предмет «Обще-ствознание». Часто им является учитель истории, но бывают случаи, когда им является и учитель предмета «Изобразительное искусство» или «Математика».

Для решения этой проблемы каждому отдельно взятому директору школы необходимо ответственно относиться к выбору учителя для предмета «Обществозна-ние», поскольку объем знаний по правовой культуре и финансовой грамотности одновременно посилен не каждому педагогу. Третьим важным аспектом является часовая нагрузка в неделю для получения знаний. Она может быть как от 2-3 уроков в неделю, так и до 1 урока в месяц, что явно будет свидетельствовать о различных уровнях подготовки ученика.

Далее автором предлагается перейти к рассмотрению федеральных образовательных стандартов на уровне профессионального образования — высшего образования. Автором предлагается рассмотреть всего два направления подготовки: юриспруденция и экономика. Мы полагаем, данные специальности являются самыми близкими к ключевым категориям статьи: правовой культуре и экономическим процессам.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция в пункте 5.2 определяет важной способностью выпускника-бакалавриата — использование основ экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-2)».

Если соотнести общекультурные и профессиональные компетенции выпускника бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция с ранее рассмотренными личностными результатами учащихся 10-11 классов, определяемых федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, то мы увидим преимущество и широту второго документа. А в отношении финансовой грамотности выпускник бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция дол-

жен приобрести всего лишь «способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности», в то время как выпускник общеобразовательной школы обладает гораздо большими способностями и знаниями, вплоть до «обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения».

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика определяет наиболее значимые для нашего исследования универсальные компетенции: «способен определять круг задач в рамках поставленной" цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2); способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности (УК-10)».

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика очевидно, что выпускники приобретают навык достижения цели путем оптимального выбора способа решения задач в рамках правового поля, с учетом имеющихся ресурсов и ограничений. То есть выпускники-экономисты должны настолько хорошо ориентироваться в действующем законодательстве, чтобы выбрать наиболее оптимальный путь достижения цели. В отличии от выпускников-юристов, которые приобретают лишь «способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности» и не ставят перед собой цели найти лучшее экономическое решение.

Исходя из рассмотренных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования —

бакалавриата направлений подготовки 40.03.01 Юриспруденция и 38.03.01 Экономика мы можем сделать вывод о более сильной подготовке выпускников-экономистов в уровне правовой культуры и финансовой грамотности, чем выпускников-юристов.

Далее нормативное регулирование в структуре системы образования в отношении правовой культуры и финансовой грамотности останавливается.

Нами также исследованы статистические показатели уровня правовой культуры и финансовой грамотности по состоянию на 2021-2022 год.

Генеральная прокуратура Российской Федерации на официальном сайте «Портал правовой статистики» публикует следующую информацию (по состоянию на ноябрь 2022 года). В стране выявлено около 1,8 млн. преступлений, ущерб от которых составил 700 млрд. руб. Каждое третье выявленное в стране преступление совершено путем кражи (648,9 тыс.). На треть (со 143,8 тыс. до 104 тыс.) сократилось число краж с банковского счета (но в данном случае сложно сказать о повышении уровня правовой культуры и финансовой грамотности, скорее всего банки усиливают систему безопасности). Увеличивается рост количества зарегистрированных мошенничеств (с 308,1 тыс. до 311,5 тыс.).

Наибольшее число преступлений совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации и составляет чуть больше четверти (25,8%) от всех зарегистрированных преступлений (470,1 тыс.). Почти три четверти (72,8 %) таких преступлений совершается с использованием сети «Интернет» (342,5 тыс.).

Еще одним важным показателем уровней правовой культуры и финансовой

грамотности является количество дорожно-транспортных происшествий. За 2022 год произошло 103,9 ДТП. При сравнении с 2021 годом их уровень снизился всего на 5,5%. Часто бывая в роли как водителя, так и пешехода замечается банальное неуважение друг другом участников дорожного движения. До сих пор считается, что виноват в любом случае водитель источника повышенной опасности. Однако судебная практика сегодня является противоречивой, что говорит и об ответственности пешеходов, велосипедистов и иных участников дорожного движения.

Если мы обратимся к судебной статистике, то увидим тоже неутешительные данные: 782 тыс. уголовных дел рассмотрено судами общей юрисдикции в 2021 году. Данный показатель немного выше 2020 года — 778 тыс. дел. Поражает количество исполнительных производств, находившихся на исполнении — 113 млн. Иными словами, практически у каждого совершеннолетнего гражданина РФ есть исполнительное производство. Подобного рода ситуация сохраняется даже при действующих не первый год мировых соглашениях, нотариальных соглашениях, развивающемся институте медиации, претензионном порядке досудебного урегулирования спора и прочих досудебных процедурах решения разногласий.

Незначительно снизился массив преступлений экономической" направленности (-0,7 %, 106,3 тыс.). Можно отметить, что снижение преступности происходит в обществе, но незначительное на 3,7-8,6%. Таким образом, несмотря на всю систему финансовой грамотности, которая определена федеральным законодательством и Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», преступления продол-

жают совершаться практически в том же объеме, что и 5-10 лет назад.

АНО «Левада-Центр» в Ежегоднике «Общественное мнение-2021» публикует следующие результаты ответов на вопрос: «Читали ли вы Конституцию РФ и помните ли вы, о чем в ней говорится?» Достаточно хорошо помнят содержание Конституции РФ всего лишь 11% респондентов. На аналогичный вопрос, согласно сборнику «Общественного мнения-2016», положительно ответили 24% респондентов. Одним из признаков высокой правовой культуры гражданина является знание им законодательства, и в данном случае можно говорить о некоем падении уровня правовой культуры граждан.

Если обратиться к исследованиям НАФИ и рассмотреть Индекс финансовой грамотности населения российских граждан в динамике, то он тоже не будет утешительным: в 2018 году — 12,12%, а в 2022 году — 12,57%. То есть при всей глобальной политике повышения финансовой грамотности произошло улучшение всего на 0,45%.

Заключение

Подводятся итоги и намечая перспективы исследования, мы обращаем внимание на достаточный объем нормативных актов на федеральном уровне в отношении развития как правовой культуры, так и финансовой грамотности. Однако, во исполнение принятых федеральных нормативных актов требуется введение дополнительных мер, способствующих повышению уровня правовой культуры и финансовой грамотности.

Статистический анализ проведенного исследования показывает снижение интереса к знанию нормативных актов и как следствие падение уровня правовой культуры. В отношении уровня финансовой грамотности мы видим незначитель-

ное (в размере полпроцента), но все-таки повышение.

Мы обращаем внимание на нерешенность организационных вопросов на всех уровнях общего образования. Обращаясь к личным наблюдениям, необходимо отметить такие факты как: недостаточная квалификация учителей, ведущих обще-ствознание, блок право, блок экономика, финансовая грамотность; личная незаинтересованность учащихся в получении жизненно важных знаний; недостаточное количество часов для получения знаний; инфантильное отношение учащихся к обществознанию, блоку право, блоку экономика, финансовая грамотность; отсутствие четкой взаимосвязанной системы взаимодействия уполномоченных органов и организаций (учреждений) и образовательной среды.

Также считаем важным отметить значимость финансового образования у студентов юридических профессий. Скорее всего им следует изучать экономические процессы немного глубже, чем сегодня регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Полагаем, что осознанное ориентирование в экономических процессах позволит выпускникам-юристам не только получить качественные экономические знания и функционирование процессов в государстве и обществе, но и просчитывать и прогнозировать финансовые ситуации, а также быть наиболее грамотными в современной действительности.

В тоже время в федеральных государственных стандартах высшего образования уровня магистратуры отсутствуют компетенции, предусматривающие развитие правовой культуры и финансовой грамотности. В этом обстоятельстве ви-

дится законодательное упущение, которое обязательно следует исправить. Рассмотренные нами нормативно-правовые акты говорят о необходимости проведения мероприятий по правовому просвещению и финансовой грамотности на протяжении всей жизни человека. И именно в соответствии с федеральным законодательством следует осуществлять и деятельность в области образования на уровне магистратура.

Бесспорным и очевидным является утверждение, что низкий уровень правовой культуры и финансовой грамотности, проявляющиеся в низком уровне правового и финансового сознания, безответственного поведения, ведут к спаду эко-

номического развития. Экономические преступления наносят непоправимый ущерб, составляющий сегодня половину валового внутреннего продукта Российской Федерации, всему государству и обществу.

Автором предлагается изменение действующего подхода к политике совершенствования правовой культуры (к правовому просвещению как таковому) и развитию финансовой грамотности как учащихся, так и студентов. Полагаем, что необходимо параллельное, но в тоже время взаимное, развитие ключевых категорий (правовая культура и финансовая грамотность) в контексте экономического прогресса всего государства.

Список литературы

1. Альбов А. П., РучкинаГ. Ф. Влияние национальной правовой культуры, национального права и правовой системы на устойчивое развитие экономики. // Государство и право. — 2016. — №1. — С. 47-58.

2. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, — 2000. — 52 с. — С. 11.

3. Кейзеров Н. М. Политическая культура социалистического общества. — М., 1982. — 79 с. — С. 54.

4. Красавчиков О. А. Основные черты и значение социалистической правовой культуры // Советское государство и право. — 1968. — № 6. С. 17.

5. ЛукашеваЕ. А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развитого строительства коммунизма // Советское государство и право. — 1962. — № 7. — С. 36-40.

6. ПетручакЛ. А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества: монография / Л.А. Петручак. — М.: ИД «Юриспруденция», — 2012. — С. 139.

7. Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск: Изд-во Уральского унта, 1990. — 318 с. — С. 27.

References

1. AlbovA. P., Ruchkin G. F. Influence of national legal culture, national law and legal system on the sustainable development of the economy. // State and law. 2016. No. 1. pp. 47-58.

2. Voplenko N.N. Legal consciousness and legal culture: Textbook. Volgograd: VolGU Publishing House, 2000., 52 p., P. 11.

3. Keyzerov N. M. Political culture of socialist society. M., 1982, 79 p., P. 54.

4. Krasavchikov O.A. The main features and significance of socialist legal culture // Soviet state and law. 1968. No. 6, P. 17.

5. Lukasheva E.A. On the upbringing of legal consciousness and legal culture in the period of the developed construction of communism // Soviet state and law. 1962. No. 7, P. 36-40.

6. Petruchak L. A. Legal culture as a determinant of modern Russian society: monograph / L.A. Petruchak. — M.: Publishing house "Jurisprudence", 2012, P. 139.

7. Semitko A.P. Legal culture of socialist society: essence, contradictions, progress. Sverdlovsk: Publishing House of the Ural University, 1990., 318 p. P. 27.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Пронина Марина Алексеевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

mapronina@fa.ru

ABOUT THE AUTHOR

Marina A. Pronina, PhD in Law, Senior Lecturer, Department of International and Public Law, Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation

mapronina@fa.ru

Статья поступила в редакцию 09.03.23; одобрена после рецензирования 06.11.23;

принята к публикации 06.12.23 Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 09.03.23; approved after reviewing 06.11.23;

accepted for publication 06.12.23 The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.