Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ ЮРИСТОВ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ КЛИНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL CLINICAL EDUCATION / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / LAW CLINIC / ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ / CENTER FOR LEGAL SUPPORT / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / FREE LEGAL AID

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимова Нина Александровна

В статье рассматривается история развития юридических клиник в России, особенности современного состояния основ правового регулирования деятельности юридических клиник; обосновывается целесообразность внедрения дисциплины «Юридическая клиника» в образовательный процесс, реализуемый по направлению «Юриспруденция» в Финансовом университете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF CLINICAL LEGAL EDUCATION IN THE TRAINING OF MODERN LAWYERS

The article discusses the history of the development of legal clinics in Russia, the current state of the foundations of legal regulation of activities of legal clinics; the expediency of introduction of the discipline «Legal clinic» in the educational process, implemented in the direction of «Law» at Financial University

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ ЮРИСТОВ»

УДК - 378 ЕФИМОВА Нина Александровна,

ББК - 74.04 старший преподаватель

Департамента правового регулирования экономической деятельности, заместитель руководителя Юридической клинки «Центр правовой поддержки» ФГОБУ ВО «Финансовый университет При Правительстве Российской Федерации»

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (юриспруденция)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ ЮРИСТОВ

Аннотация. В статье рассматривается история развития юридических клиник в России, особенности современного состояния основ правового регулирования деятельности юридических клиник; обосновывается целесообразность внедрения дисциплины «Юридическая клиника» в образовательный процесс, реализуемый по направлению «Юриспруденция» в Финансовом университете.

Ключевые слова: юридическое клиническое образование, юридическая клиника, центр правовой поддержки, бесплатная юридическая помощь.

EFIMOVA Nina Alexandrovna,

senior lecturer of the Department of legal regulation of economic activity, Deputy chief Legal swords «Center for legal support» FGOBU the «Financial University the Government of the Russian Federation»

SOME ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF CLINICAL LEGAL EDUCATION IN THE TRAINING OF MODERN LAWYERS

Abstract. The article discusses the history of the development of legal clinics in Russia, the current state of the foundations of legal regulation of activities of legal clinics; the expediency of introduction of the discipline «Legal clinic» in the educational process, implemented in the direction of «Law» at Financial University.

Keywords: legal clinical education, law clinic, center for legal support, free legal aid.

Актуальность необходимости повышения качества образования представляется несомненной в условиях усугубляющихся процессов конкуренции на рынке труда, в том числе обусловленной такими факторами, как глобальный экономический кризис, присоединение России к Всемирной торговой организации, участие в Декларации о Европейском пространстве для высшего образования от 19 июня 1999 г. (Болонская декларация).

Проблемы несоответствия уровня знаний, умений и навыков выпускников высших учебных заведений требованиям,

предъявляемым на рынке труда, продолжают оставаться животрепещущими и волнуют как самих выпускников, так и их будущих работодателей. Обозначенное немаловажно, в том числе, и для юридической сферы.

Д.И. Мейер одним из первых акцентировал особое внимание на необходимости формирования практических навыков у будущих юристов в процессе обучения, подчеркивая, что при их отсутствии знания в сфере юриспруденции могут рассматриваться как бесплодные для жизни [5, с. 12, 16]. С 1855 г. Д.И. Мейер развивал идеи о целесообразности проведения заня-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

тий в таких формах, как учебный суд, разбор следственных действий; акцентировал внимание на необходимости участия будущих юристов при оказании юридических консультаций. Данные подходы образования Д.И. Мейер обозначил как «юридическая клиника» и явился первым создателем таковой при юридическом факультете Казанского императорского университета. Таким образом, именно Д.И. Мейер считается родоначальником юридического клинического образования в России [3, с. 109].

Юридическая клиника, организованная Д.И. Мейером, осуществляла свою деятельность около десяти лет и после смерти Дмитрия Ивановича была упразднена. До конца XIX в. идея юридического клинического образования канула в лету, но в начале XX в. профессор А.И. Люблинский обращает внимание на необходимость организации юридических клиник в высших учебных заведениях России вследствие «чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах,.. а также вследствие бедности и малограмотности большей части нашего простонародья» [4, с. 176, 177]. Однако, ввиду особенностей проведения образовательного процесса в те времена (основной акцент был сделан исключительно на лекционную форму подачи материала), внедрение практических занятий было невозможным, в связи с чем идея юридических клиник, несмотря на свою востребованность, так и не получила практического развития [3, с. 111]. В дальнейшем, с середины двадцатого столетия, юридическое клиническое образование стало активно развиваться в США. В России же правовые основы, подтверждающие необходимость внедрения юридических клиник в образовательный процесс в сфере юриспруденции, были ознаменованы принятием Приказа Министерства образования РФ от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» [8]. Следует отметить, что данный приказ до сих пор сохраняет свое юридическое действие. В соответствии ним юридические клиники именуются право-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

выми, должны создаваться для населения на правах структурных подразделений юридических вузов. В приложении к Приказу поименованы одиннадцать вузов, в рамках которых предполагалось учреждение «правовых клиник» в первую очередь. При этом функции основного координатора были возложены на Санкт-Петербургский государственный университет [8].

Вместе с тем, сегодня отсутствует единый регулятор деятельности юридических клиник в России. Так, 27 апреля 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Развитие института юридических клиник в Российской Федерации как актуальной формы оказания бесплатной юридической помощи». В рамках мероприятия обсуждались проблемы правового регулирования деятельности юридических клиник, включая вопросы ответственности за ненадлежащую правовую помощь, оказанную сотрудниками юридических клиник; отсутствие единого и признанного стандарта деятельности юридических клиник в России, основ их взаимодействия и взаимопомощи; вопросы финансирования деятельности юридических клиник; отсутствие обязательного юридического клинического образования в российских вузах и др. [6] Обращалось внимание и на такое важное направление деятельности юридических клиник, как повышение финансовой и правовой грамотности населения [2, с. 213-217].

Определенная деятельность по централизации регулирования деятельности юридических клиник в настоящее время осуществляется автономной некоммерческой организацией «Центр развития юридических клиник». Данный центр объединяет более 60 вузов России и стран СНГ [1]. Но, к сожалению, несмотря на широкий охват деятельности, не все юридические клиники проинформированы о работе Центра, о чем свидетельствовало заседание круглого стола в рамках Общественной палаты Российской Федерации. Сказанное демонстрирует отсутствие единого организатора (результатов его деятельности), наделенного полномочиями по координации юридических клиник в России.

Необходимо отметить и некоторую правовую неопределенность в вопросе функционального назначения юридических клиник в вузах. Так, Приказом Минобрна-уки России от 4 мая 2010 г. № 464 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт, в рамках которого юридические клиники позиционируются в качестве мест для прохождения учебной и производственной практики [10, п. 7.16]. Вместе с тем необходимо обратить внимание на Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)», который вступил в силу с 1 сентября 2017 г. и отменил действие Приказа от 2010 г. В рамках Приказа от 2016 г. информация о юридических клиниках отсутствует, что, по нашему мнению, создает неопределенность в отношении их функционала и целевого назначения в структуре вузов, осуществляющих подготовку современных юристов [9].

С октября 2016 г. в качестве структурного подразделения Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи успешно функционирует юридическая клиника «Центр правовой поддержки».

Деятельность Центра направлена на формирование у студентов юридических специальностей практических навыков посредством оказания бесплатной юридической помощи, а также использование новейшего положительного опыта Финансового университета в сфере образования, ориентированного на повышение уровня финансовой и юридической грамотности [7].

Работа Центра правовой поддержки осуществляется в рамках следующих направлений — прием заявителей и выездные мероприятия. Консультанты Центра, студенты юридического факультета, осуществляют правовую помощь заявителям по

обращениям, в том числе, на базе аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Ассоциации юристов России и др. Правовые заключения подготавливаются под руководством опытных кураторов-практиков и преподавателей Финансового университета.

Вместе с тем необходимо отметить, что классическое юридическое клиническое образование в Финансовом университете не реализуется. Под юридическим клиническим образованием мы понимаем комплексный процесс накопления и углубления теоретических знаний в сфере юриспруденции посредством овладения практических приемов и средств, получаемых в процессе реальной деятельности, направленной на оказание правовой помощи, на основе образовательной программы профессиональной подготовки социально ориентированных юристов, в том числе, путем проведения аудиторных занятий, направленных на формирование навыков интервьюирования, анализа и выработки позиции по делу, консультирования, ведения делопроизводства и т.д.

В связи с этим предлагаем внедрить в образовательный процесс, реализуемый в рамках Финансового университета, дисциплину «Юридическая клиника». Целью дисциплины является подготовка профессионально-ориентированного юриста, обладающего практическими навыками в сфере оказания правовой помощи; воспитание у студентов чувства глубокого уважения к закону, чести и достоинству личности, ответственности за судьбу заявителей и порученное дело.

Задачи изучения дисциплины «Юридическая клиника» позиционируются следующие: усвоение основ классического клинического образования; формирование представления о Центре правовой поддержки (Юридической клинике) Финансового университета и об основных направлениях его деятельности; формирование у обучающихся навыков оказания бесплатной юридической помощи в виде правового информирования и консультирования заявителей; выработка навыков консультирования по вопросам права и составления юри-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

дических документов; повышение качества профессиональной подготовки студентов.

В результате освоения дисциплины «Юридическая клиника» у студентов должны сформироваться следующие знания, умения и владения. По окончании прохождения обучения студенты должны:

- знать сущность клинического образования, его значение, виды юридических клиник; специфику оказания бесплатной правовой помощи; практические особенности интервьюирования и консультирования заявителей по правовым вопросам;

- уметь давать правовую оценку правовым запросам со стороны заявителей; осуществлять анализ нормативным актам и другим документам по делу; правильно интервьюировать и консультировать заявителя; правильно оценивать позицию заявителя по делу; выстраивать правовую позицию по делу;

- владеть навыками проведения переговоров и разрешения конфликтов; навыками психологической поддержки и защиты при общении с заявителями; навыками составления юридических документов; навыками анализа и поиска необходимой правовой информации по делу.

Структура и содержание дисциплины «Юридическая клиника» видится следующей:

Тема 1. Юридические клиники: история становления и развития, цели и задачи классического клинического образования.

Тема 2. Организация работы Юридической клиники. Делопроизводство.

Тема 3. Профессиональная этика консультанта юридической клиники.

Тема 4. Психологические особенности оказания юридической помощи заявителям в юридических клиниках.

Тема 5. Профессиональное интервьюирование. Основные этапы. Техника вопросов заявителю.

Тема 6. Анализ дела и выработка позиции.

Тема 7. Консультирование заявителей по правовым вопросам. Основные этапы консультирования.

Тема 8. Юридическая техника: составление юридических документов для заявителя.

Тема 9. Альтернативные способы разрешения правовых споров.

Тема 10. Подготовка и участие в судопроизводстве.

Представляется, что дисциплина «Юридическая клиника» должна преподаваться для студентов бакалавриата 2 курса, во втором семестре учебного года в объеме не менее одной зачетной единицы.

Внедрение дисциплины «Юридическая клиника» в образовательный процесс, реализуемый в рамках юридического факультета Финансового университета, будет способствовать углублению теоретических знаний в сфере юриспруденции посредством овладения практических приемов и средств, получаемых студентами в процессе осуществления реальной деятельности, направленной на оказание правовой помощи заявителям.

Сказанное позволит существенным образом улучшить качество современного юридического образования, что в конечном счете благоприятно отразится на конкурентном преимуществе студентов, выпускников юридического факультета Финансового университета.

Список литературы:

[1] Автономная некоммерческая организация «Центр развития юридических клиник» [электронный ресурс] // URL: http:// codolc.com/ (дата обращения 12.06.2017).

[2]Ефимова Н.А. Повышение финансовой грамотности населения в России: национальная стратегия // Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, противодействия финансированию терроризма, антигосударственной и деструктивной деятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции Всероссийской научно-практической конференции (20 апреля 2017 г., Москва) / Отв. ред. А.Г. Забелин; Российская академия естественных наук; МФЮА. М.: МФЮА, 2017. -248 с.

[3]Ильина Т.Н., Артемьева И.В. Юридическое клиническое образование в России: традиции и современное состояние // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

[4]Люблинский А.И. О юридических клиниках // Журнал министерства юстиции. 1901. Кн. 1.

[5]Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855.

[6] Общественная палата Российской Федерации [электронный ресурс] // URL: https:// www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/ 40160 (дата обращения 20.06.2017).

[7] Положение о Юридической клинике «Центр правовой поддержки» Финансового университета [электронный ресурс] // URL: http://www.fa.ru/dep/legal_regulation/ about/Pages/default.aspx (дата обращения 17.06.2017).

[8] Приказ Министерства образования РФ от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 1999. № 11.

[9] Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» [электронный ресурс] // URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201612290116 (дата обращения 15.06.2017).

[10] Приказ Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» // Зарегистрирован в Минюсте России от 21 мая 2010 г. № 17337.

Spisok literatury':

[1] Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya «Centr razvitiya yuridicheskix klinik» [e'lektronny'j resurs] // URL: http:// codolc.com/ (data obrashheniya 12.06.2017).

[2] Efimova N.A. Povy'shenie finansovoj gramotnosti naseleniya v Rossii: nacional'naya strategiya // Povy'shenie e'ffektivnosti form i metodov rasprostraneniya sredi naseleniya znanij po voprosam e'konomicheskoj i finansovoj

bezopasnosti Rossii, bor'by' s tenevy'mi doxodami, protivodejstviya finansirovaniyu terrorizma, antigosudarstvennoj i destruktivnoj deyatel'nosti: Materialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (20 aprelya 2017 g., Moskva) / Otv. red. A.G. Zabelin; Rossijskaya akademiya estestvenny'x nauk; MFYuA. M.: MFYuA, 2017. - 248 s.

[3] Il'ina T.N., Artem'eva I.V. Yuridicheskoe klinicheskoe obrazovanie v Rossii: tradicii i sovremennoe sostoyanie // Obshhestvo: politika, e'konomika, pravo. 2012. № 3.

[4] Lyublinskij A.I. O yuridicheskix klinikax // Zhurnal ministerstva yusticii. 1901. Kn. 1.

[5] Mejer D.I. O znachenii praktiki v sisteme sovremennogo yuridicheskogo obrazovaniya. Kazan', 1855.

[6] Obshhestvennaya palata Rossijskoj Federacii [e'iektronny'j resurs] // URL: https: //www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/ 40160 (data obrashheniya 20.06.2017).

[7] Polozhenie o Yuridicheskoj klinike «Centr pravovoj podderzhki» Finansovogo universiteta [e'iektronny'j resurs] // URL: http://www. fa.ru/dep/legal_regulation/about/Pages/ default.aspx (data obrashheniya 17.06.2017).

[8] Prikaz Ministerstva obrazovaniya RF ot 30 sentyabrya 1999 g. № 433 «O pravovy'x konsul'taciyax («pravovy'x klinikax») dlya naseleniya na baze vuzov, osushhestvlyayushhix podgotovku yuridicheskix kadrov» // Byulleten' Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii. 1999. № 11.

[9] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 1 dekabrya 2016 g. № 1511 «Ob utver-zhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazo-vatel'nogo standarta vy'sshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 Yurispru-denciya (uroven' bakalavriata)» [e'lektronny'j resurs] // URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201612290116 (data obrashheniya 15.06.2017).

[10] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 4 maya 2010 g. № 464 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vy'sshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 «Yurisprudenciya» // Zaregistrirovan v Minyuste Rossii ot 21 maya 2010 g. № 17337.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.