Научная статья на тему 'Влияние PR на коммуникации в организации'

Влияние PR на коммуникации в организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
519
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние PR на коммуникации в организации»

Первак В. Е., Пьянков С. А.

ВЛИЯНИЕ PR НА КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Отношения между людьми - межличностные отношения - по сути, поступки и ответная реакция на них. Изучая эти отношения, мы начинаем осознавать, каким образом человек или организация получает информацию о других людях, как он учится понимать их поступки и налаживать отношения в коллективе.

Количество коммуникаций постоянно возрастает, их чередование непрерывно ускоряется, все больше людей вовлекается в коммуникационный процесс, взаимосвязи между отдельными коммуникациями становятся все более обширными, растет дальность действия коммуникаций, сеть которых достигла глобальных масштабов. Если коммуникация должна быть глобальной, то и ее составляющие должны быть способны эффективно выполнять свое предназначение. Public Relation считается одной из отраслей коммуникации, приносящей непосредственную пользу.

Коммуникационные связи действуют как внутри организации, так и за ее пределами. Внутренние коммуникации осуществляются в рамках самой организации , и источник и получатель находится внутри организации. Внешние пересекают границу организации, выходя за ее рамки. При этом источник или получатель сообщения находится за пределами организации.

Рост коммуникаций открывает новые возможности, которые освобождают людей от прежних ограничений, дефицитов, систем социального контроля и принуждения. Рушатся старые традиции, косные нормы, устоявшиеся в общественных организациях и обществе в целом.

Ушли в прошлое времена, когда производитель, первый предложивший новый товар или услугу, мог быть спокойным за будущее своей фирмы. Развитие рынка сделало свое дело: конкуренция существует практически в каждом секторе экономики, существенно сократилось количество предприятий-монополистов и предложение превышает спрос. В свою очередь, это расставило все на свои места - покупатель всегда прав и именно он решает, что покупать и какой услугой воспользоваться, исходя из критериев качества, цены и собственного понимания того, насколько компания заслуживает его доверия и денег.

Сегодняшний потребитель предъявляет намного больше требований к фирме, его знания возрастают, и он не останавливается только на узнавании конкретного продукта. Поэтому уже сейчас можно говорить о том, что корпоративная репутация это не только финансовый успех и стабильность организации, качество ее продуктов и услуг, но и то, как ее воспринимают потребители, партнеры, госорганы и общество в целом. Мнение о том, какие методы использует компания для роста, какова ее социальная ответственность, значительно влияет на убеждения потребителей о том, с какой компанией они имеют дело. И, как свидетельствует мировой опыт, роль корпоративной репутации будет только возрастать.

Создание и укрепление положительного имиджа организации невозможно без налаживания постоянной и эффективной коммуникации с приоритетными для компании группами общественности. Это задача Public Relation, которая более половины времени занимается установлением сети внешних и внутренних коммуникаций, причем внешние — это преимущественно контакты с представителями массовых коммуникаций, особенно с прессой. PR-мены готовят пресс-релизы, определяют наиболее подходящие для получения паблисити СМИ, отслеживают информацию о своей фирме и о себе лично в СМИ, оперативно реагируют на возможные компрометирующие сведения, публикуя, в свою очередь, опровержения или объяснения.

Таким образом, Public Relation - это систематическая деятельность компании, направленная на изменение убеждений, отношения, мнений и поведения разных групп людей по отношению к компании, ее продуктам и услугам, а также конкретным проблемам, идеям и действиям. PR, реализуя долгосрочные задачи по созданию и поддержанию корпоративной репутации компании, налаживанию необходимых контактов, убеждению конкретных целевых групп, в то же время может быть достаточно оперативным инструментом коммуникационной стратегии компании.

Правильно выстроенные коммуникации с целевыми группами общественности позволяют организации создать не только позитивный имидж компании, но и добиться максимального эффекта от деятельности.

Рассматривая целевые группы общественности, мы зачастую забываем, что помимо таких важных групп, как потребители, клиенты, акционеры, конкуренты, СМИ, органы власти, существует и еще одна общность, чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для успеха всей ее деятельности. Эта общность - сотрудники компании.

Известно, что потери компаний от нелояльного отношения персонала в среднем в три раза выше, чем от деятельности конкурентов или недружественных СМИ. Тем не менее в современной российской практике лишь немногие компании ведут осознанную работу по установлению благоприятных коммуникаций со своим персоналом.

Внутренний PR направлен на разрешение кризисных ситуаций, поддержание корпоративной культуры, формирование среди сотрудников высокой лояльности к своей компании. Главное же в ней - соответствие целям, которых компания стремится достигнуть, выстраивая систему взаимоотношений со своей внутренней аудиторией, что улучшает работу организации. Кроме того, создание позитивного имиджа компании в глазах сотрудников влияет на имидж компании во внешнем мире, т.к. персонал является одним из каналов трансляции информации вовне.

Таким образом, внутренний и внешний PR являются частью как маркетинговой, так и кадровой политики и способствуют эффективным коммуникациям организации. Современный бизнес диктует менеджерам такие требования, которые, по всей видимости, заставят одних руководителей развивать Public Relation, а остальных - взяться за их формирование.

Андрюшина Е.С.

ПОНЯТИЕ КРИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И ЕЁ ПРИЗНАКИ

Ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал, обозначаются разными терминами: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые события, травматические события, жизненные кризисы. Каждая из таких ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери, ограничивает активность индивида, предъявляя ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы. В данной статье рассматриваемые ситуации описываются как критические жизненные ситуации.

Психологическая ситуация представляет собой единство внешних условий и их субъективной интерпретации, ограниченное во времени и побуждающее человека к избирательной активности. Критическая жизненная ситуация - это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего разрешения или преодоления.

Критическая ситуация в самом общем плане может быть определена также как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Главное в данной ситуации - та ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Для того чтобы её сохранить, защитить, утвердить субъект прибегает к различным приемам изменения ситуации. При этом, чем более значительное место в смысловой сфере личности занимает ценность и чем более интенсивной воспринимается личностью угроза её потери, тем выше мотивационный потенциал совладения с возникшей трудностью.

Критические ситуации определяются также как ситуации, которые находятся на грани адаптивных возможностей личности и характеризуются появлением неравновесных состояний.

С позиций системного подхода и концепций самоорганизации неравновесные состояния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между личностью и средой. Нарушение симметрии возникают вследствие процессов, обусловленных внесением потока информации и энергии в открытую систему, которой является человек. В результате вследствие самоорганизации складывается новое функциональное образование системы - неравновесное состояние. Оно формируется в виде внезапного скачкообразного ответа системы на изменения внешних условий. Функциональная структура обладает определенным количеством энергии, которая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.