Научная статья на тему 'Влияние потребителей на требования СМК предприятий ОПК'

Влияние потребителей на требования СМК предприятий ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПОСТАВЩИК / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова София Владимировна

В настоящей статье рассмотрены основные изменения в отношении предприятий-поставщиков и предприятий потребителей оборонно-промышленного комплекса. Автором разработана модель изменений в системах менеджмента качества предприятий ОПК, основанная на увеличении требований потребителей, и определены направления совершенствования, в частности изменения основных принципов СМК, требований отраслевых стандартов и внутренней структуры документации предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses major changes in the relations be-tween enterprises-suppliers and enterprises-consumers of the military-industrial complex. The author presents a model of changes in the quality management systems of defense companies based on increasing consumer requirements, and identifi es areas for improvement, in particular, in changes to the basic principles of the QMS, requirements of industry standards and internal structure of business documentation.

Текст научной работы на тему «Влияние потребителей на требования СМК предприятий ОПК»

ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ А

УДК 338.24

ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТРЕБОВАНИЯ СМК ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК1

CONSUMER IMPACT ON THE QMS REQUIREMENTS OF THE DEFENSE INDUSTRY COMPANIES

Бочарова София Владимировна

Bocharova Sofia Vladimirovna

Uli

С-

ri

аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, Саратов

postgraduate student of the department of management, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

В настоящей статье рассмотрены основные изменения в отношении предприятий-поставщиков и предприятий - потребителей оборонно-промышленного комплекса. Автором разработана модель изменений в системах менеджмента качества предприятий ОПК, основанная на увеличении требований потребителей, и определены направления совершенствования, в частности изменения основных принципов СМК, требований отраслевых стандартов и внутренней структуры документации предприятий.

Ключевые слова: система менеджмента качества, потребитель, поставщик, оборонно-промышленный комплекс.

The article discusses major changes in the relations between enterprises-suppliers and enterprises-consumers of the military-industrial complex. The author presents a model of changes in the quality management systems of defense companies based on increasing consumer requirements, and identifies areas for improvement, in particular, in changes to the basic principles of the QMS, requirements of industry standards and internal structure of business documentation.

Keywords: quality management system, consumer, supplier, defense industry complex.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-32-01018. Научно-практический журнал. ISSN 2618-6780

В настоящее время все больше авторов рассматривают вопросы удовлетворенности и взаимоотношений с потребителями, методов оценки удовлетворенности и ее повышения. Связано это с тем, что любое предприятие стремится выпускать продукцию, максимально удовлетворяющую требованиям потребителей. И с целью оказания помощи при нахождении оптимальных путей были разработаны международные и отраслевые стандарты на системы менеджмента качества, такие как ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ЕН 9100, ГОСТ РВ 0015-002 для предприятий, выпускающих продукцию военного назначения. На протяжении долгого времени предприятия - потребители продукции оборонного назначения устанавливали наличие сертификата СМК требованиям вышеуказанных стандартов (или одного из них) необходимым условием для приобретения продукции. В настоящее время помимо сертификата соответствия предприятия-потребители разрабатывают собственные требования к СМК предприятий-поставщиков, что, на наш взгляд, является определяющей тенденцией в изменении структуры СМК предприятий ОПК, а также влечет за собой необходимые изменения во всех аспектах менеджмента качества, начиная от подходов и заканчивая требованиями регламентирующих стандартов на СМК.

Таким образом, основной тенденций современного менеджмента качества предприятий ОПК является рост требований потребителей к системам менеджмента качества предприятий -поставщиков военной продукции [2; 3]. Кроме соответствия государственным стандартам на системы менеджмента качества предприятия-

потребители устанавливают внутрифирменные документы по работе с поставщиками, разрабатывают требования к системам менеджмента качества поставщиков, выполнение которых является обязательным условием сотрудничества.

Необходимо также отметить развитие требований к менеджменту качества предприятий и в части ориентации на определение и удовлетворение требований всех заинтересованных сторон, что связано с внедрением изменений в ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Рассматривая требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015, необходимо акцентировать внимание на приложении А: «В настоящем стандарте нет требования о том, чтобы организация рассматривала заинтересованные стороны, которые не были определены данной организацией как имеющие отношение к ее системе менеджмента качества. Организация сама решает, относится ли какое-либо конкретное требование соответствующей стороны к ее системе менеджмента качеств». В случае установления потребителем требований к СМК при решении отклонить выставленные требования предприятия-потребителя с большой вероятностью предприятие-поставщик теряет возможность заключения договора и вынуждено соглашаться даже на те требования, которые заведомо невыполнимы или несут отрицательное воздействие на систему менеджмента качества предприятия.

Данная тенденция значительно повлияла на изменение вектора развития систем менеджмента качества и их функционирование.

Если первоначально СМК можно представить в виде схемы взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности (см. рис. 1),

Рис. 1. Упрощенная модель отражения требований потребителей к СМК предприятий ОПК

Экономическая безопасность и качество. 2019. № 1 (34)

Прочие

несистемные

требования 1 з

договорных

обязательств

в области

качества и

СМК

«М 1, 2и т. д.»

Обязательные процессы «Р 1, 2и т. д.»

Потребитель Р Выполнение требований Р комплекта государственных и международных нормативных документов

Обязательные

процедуры «Р 1,

2ит. д.»

Обязательные процессы СМК «Р1,2 и т.д.»

Прочие несистемные требования договорных обязател ьств в области качества и СМК «Р 1,2и т. д.»

Рис. 2. Авторская модель современной СМК, основанной на удовлетворении потребителей

и заинтересованных сторон

порядок осуществления которых регламентирован стандартами предприятия, четко установлен и не изменим, то с увеличением влияния потребителя и заинтересованных сторон на формирование менеджмента качества предприятия данный подход трансформируется во многовариативные виды процессов и процедур, характеризующиеся отдельными общими элементами и различными модификациями. Так, авторская модель современной СМК, ориентированной на требования потребителя, представлена на рис. 2.

Требования потребителей, оформленные документально в форме договора, основаны на собственный опыт предприятия-потребителя при изготовлении продукции, на требования конечного потребителя и требования заинтересованных сторон [1; 4]. Требования договоров на изготовление и разработку продукции содержат требования к системе менеджмента качества предприятия, к процедурам и процессам, которые должны соответствовать не только требованиям различных государственных и международных стандартов для конкретного

Научно-практический журнал. ISSN 2618-6780

потребителя, но и внутренним регламентам предприятия-потребителя. В условиях конкуренции предприятиям необходимо обеспечить полное выполнение требований потребителя, что не всегда является наилучшим для поддержания высокого уровня функционирования СМК и качества изготавливаемой продукции.

При развитии данного направления нарушаются и становятся неактуальными принципы процессного (системного) подхода, принципы постоянного улучшения, взаимовыгодного отношения с поставщиками, так как система менеджмента качества из единого отлаженного механизма действия деформируется в разновариантные механизмы - отдельные СМК для конкретного потребителя, что нарушает ее целостность, усложняет порядок доведения дифференцированных требований потребителей до исполнителей и прослеживае-мость выполнения данных требований. Кроме того, предприятия-потребители в большинстве своем имеют требования о распространении своих требований на поставщиков, субподрядчиков и соисполнителей, что способствует воз-

никновению разногласий между предприятиями-потребителями и поставщиками второго уровня. Прослеживаемость уровня постоянного улучшения также становится проблемным вопросом в связи с чем требуют переработки методы оценки результативности функционирования СМК и ее отдельных процессов:

— изменение основных принципов СМК, в частности добавление такого принципа, как адаптивность (возможность реагирования на изменяющиеся условия окружающей среды и требования заинтересованных сторон);

— изменение структуры документации. Система стандартов на предприятиях ОПК в настоящее время состоит из стандартов на процессы и стандартов на процедуры, положения о подразделениях. Необходимо изменение структуры стандартов и приведение ее в вид совокупности процедур для выполнения требований конкретного договора. В связи с этим и выполнение набора процедур под опреде-

ленный заказ будет различаться, что говорит о необходимости усиления вовлечения персонала и усиленного контроля выполнения требований договорных обязательств в области СМК.

В связи с вышесказанным необходимо дополнение отраслевых стандартов требованиями по анализу и внедрению требований потребителей из договора в СМК, планированию внесения изменений в СМК адаптации требований каждого конкретного потребителя в общую систему менеджмента качества.

Коренное изменение структуры системы менеджмента качества оборонно-промышленных предприятий, связанное с высокой степенью ориентации на требования заинтересованных сторон, ведет к необходимости пересмотра действующих нормативных документов в области СМК, существующих подходов к функционированию и изменению порядка оценки уровня улучшений (результативности).

Библиографический список

1. Андреева Т. А. Интеграция менеджмента качества в систему стратегического управления организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 29-34.

2. Глухова Л.В. Особенности практической реализации требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015 для управления процессами СМК // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 1. С. 141-147.

3. Гримашевич О.Н., Скасырский Н.С. Методы стратегического анализа в условиях неопределенности внешней среды // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 4 (63). С. 19-22.

4. Попова Л.Ф. Формула успеха предприятий в условиях неопределенности внешней среды // Информационная безопасность регионов. 2015. № 4 (21). С. 110-116.

References

1. Andreyeva T. A. (2014) Integratsiya menedzhmenta kachestva v sistemu strategicheskogo upravleniya organizat-sii [Integration of the quality management system in the system of strategic management of the organization] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomichesk-ogo universiteta. № 2 (51). P. 29-34.

2. Glukhova L.V. (2017) Osobennosti prakticheskoy re-alizatsii trebovaniy GOST R ISO 9001-2015 dlya upravleniya protsessami SMK [Some aspects of practical implementation of the requirements of GOST R ISO 9001-2015 for managing of QMS processes] // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. Vol. 1. № 1. P. 141-147.

3. Grimashevich O.N., Skasyrskiy N.S. (2016) Metody strategicheskogo analiza v usloviyakh neopredelennosti vneshney sredy [Methods of strategic analysis in the context of the uncertainty of external environment] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 4 (63). P. 19-22.

4. Popova L.F. (2015) Formula uspekha predpriyatiy v usloviyakh neopredelennosti vneshney sredy [Success formula for businesses in the conditions of uncertainty of the external environment] // Informatsionnaya bezopasnost' re-gionov. № 4 (21). P. 110-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.