на 2-3 минуте.. Начиная с 3-4-й минуты регистрировалось уменьшение тканевой перфузии с возвратом к исходному уровню на 5 минуте.
При проведении пробы с нитро-Ь-аргинином, диклофенаком натрия и ацетилхолином прирост показателей тканевой перфузии запаздывал и начинался лишь со 2-й минуты регистрации. Тканевой кровоток достигал максимальных значений на 3-й минуте (132% от фонового), и к исходному уровню возвращался на 5-й минуте.
При проведении пробы с ТЭА и ацетилхолином объемная скорость кровотока начинала увеличиваться с 1-й минуты регистрации, достигала максимума на 2-й минуте (142 % от фонового), начинала снижаться достоверно быстрее, чем при пробе с ацетилхолином. Уже на 4-й минуте разница с исходным уровнем была незначимой.
При выполнении реактивной постокклюзионной пробы удалось достичь снижения объемного капиллярного кровотока за 3 минуты до 74,4±2,6% от исходного, после быстрого спуска манжеты регистрировался прирост объемной скорости кровотока в начальный момент времени ^п на 63,8±Ю,5% от исходного. В течение последующего времени измерения объемная скорость снижалась постепенно и величина прироста составляла соответственно в момент ¿"зп 38,6±7,7%; *бп 26,2±5,8%; 18,2±5,2%; t12n t12a
10,9±4,0%; £i5d£i5d 5,1±2,5%; 0,9±1,5%; после 180 секунд уровень кровотока
равнялся исходному значению. При выполнении пробы после введения L-NAME картина изменения кровотока отличалась: в момент ^п ^п отмечается незначительный прирост после окклюзии, не доходящий даже до первоначального значения, составляющий 83,6±5,3% от исходного значения, ^зо 85,0±5,0%; f6a 82,4±6,2%; 83,1±6,9%; hlo
82,1±5,0%; 81,8±5,0%; *1Вп 80,9±6,1%; по истечении 180 секунд уровень
кровотока так и не возвращался к исходному и был меньше (эффект действия L-NAME наблюдается в течение 2 часов). Пробы с TEA и диклофенаком натрия не привели к статистически значимым изменениям в сравнении с пробой без ингибиторов.
Статистическа обработка результатов: программный пакет StatSoft Statistica v6.0 Multilingual и IBM SPSS Statistics Version 20.
Выводы.
При проведении фармакологических проб установлено, что в микроциркуляторном русле кожи ацетилхолин-индуцируемая вазодилатация опосредуется, в основном, NO и EDHF (в меньшей степени); простагландин-опосредуемый путь дилатации не выявлен.
При проведении пробы с постокклюзионной реактивной гиперемией в эндотелий-зависимой вазодилатации выявлена ведущая роль оксида азота, в то время как роль EDHF была менее значимой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Brunt V.E., Fujii N., Minson C.T. Endothelial-derived hyperpolarization contributes to acetylcholine-mediated vasodilation in human skin in dose-dependent manner // J Appl Physiol. -1985. - V.119, №9. -.1015-1022.
2. Félétou M., Köhler R., Vanhoutte P.M. Nitric oxide: orchestrator of endothelium-dependent responses // Ann Med. - 2012. - V.44, №7. - P.694-716.
3. Лобов Г.И., Васина Е.Ю., Малахова З.Л., Власов Т.Д. Роль различных эндотелиальных дилататоров в регуляции тонуса артерий у крыс // Российский физиологический журнал им. И.М.Сеченова. - 2018. - Т.104, №3. - С.327-337.
УДК [612.1: 615.273.52:616.16]
ВЛИЯНИЕ ПОСТИШЕМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЭНДОТЕЛИЯ НА КОАГУЛЯЦИОННЫЙ ГЕМОСТАЗ
Горшкова О.П., Шуваева В.Н.
ФГБУН Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН,
Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Резюме. Ишемия головного мозга вызывает разнонаправленные изменения в системе гемостаза, сохраняющиеся на протяжении 21 дня после ишемии. На 3-й день постишемического периода наблюдается изменение активности процессов внешнего каскада системы свертывания крови, проявляющееся в увеличении протромбинового времени, что указывает на гипокоагуляционные сдвиги. С 14 по 21 день происходят изменения в системе общего пути свертывания крови, свидетельствующие о гиперкоагуляции. Обнаружена корреляция нарушений в системе гемостаза с изменениями простациклин-синтетической активности эндотелия мозговых сосудов.
Ключевые слова: простациклин-синтезирующая активность эндотелия, ишемия головного мозга, коагуляционный гемостаз, пиальные сосуды.
THE INFLUENCE OF POST-ISCHEMIC ENDOTHELIAL SYNTHETIC ACTIVITY CHANGES ON COAGULATIVE HEMOSTASIS
Gorshkova O.P., Shuvaeva V.N.
Pavlov Institute of Physiology, Russian Academy of Sciences,
St. Petersburg, Russia [email protected]
Abstract. Cerebral ischemia causes the multidirectional changes in hemostasis system remaining for 21 days after ischemia. For the 3rd day after ischemia there is a change of the external cascade processes activity of coagulative system which is shown in prothrombin time increase and indicating to hypocoagulation. From 14 to 21 days the changes in general way of coagulative system indicating to hypercoagulation are observed. The correlation dependence of hemostasis dysfunction with endothelial prostacyclin-synthetic activity changes of brain vessels was found.
Keywords: endothelial prostacyclin-synthetic activity, cerebral ischemia, coagulative hemostasis, pial vessels.
Введение. Ишемические повреждения эндотелия мозговых сосудов, связанные с изменением его синтетической активности, могут приводить к нарушениям в системе регулирования агрегатного состояния крови [1]. Следствием этого может быть ухудшение гемодинамики в микроциркуляторной сосудистой сети головного мозга и возникновение повторных ишемических поражений мозга [3]. Изменения состояния системы гемостаза в отдаленном постишемическом периоде имеют свои особенности, но в настоящее время изучены недостаточно полно.
Цель работы. Оценка динамики коагуляционного гемостаза и простациклин-синтетической активности эндотелия пиальных артериальных сосудов у крыс на протяжении 21 дня после однократной транзиторной ишемии головного мозга.
Методы исследования. Ишемия воспроизводилась с помощью 12-минутной окклюзии обеих сонных артерий с одновременной управляемой гипотензией [2]. Постишемические изменения исследовали в 4-х отдельных группах крыс: на 3, 7, 14 и 21-й день после ишемии. Для исследования простациклин-синтезирующей активности эндотелия сосудов проводилась проба с индометацином. Состояние системы свертывания крови оценивали по времени образования сгустка в цитратной плазме автоматическим оптическим коагулометрическим методом с использованием скриннинговых тестов определения протромбинового и тромбинового времени и концентрации фибриногена.
Результаты и их обсуждение. Ишемические повреждения эндотелия могут приводить к нарушению синтеза простациклина. Для подтверждения факта изменения простациклин-синтезирующей активности эндотелия пиальных сосудов в постишемическом периоде мы провели пробу с индометацином, ингибитором циклооксигеназного пути метаболизма арахидоновой кислоты, ведущего к образованию простаноидов, в том числе и
простациклина [4]. Блокада циклооксигеназы приводит к снижению синтеза простациклина и вакантному увеличению синтеза лейкотриенов, являющихся активными вазоконстрикторами. Доказательством участия простациклина в регуляции тонуса сосудов может служить возникновение констрикторных реакций на воздействие индометацина. У интактных животных в ответ на орошение поверхности головного мозга раствором индометацина (2*10-5 М) наблюдалось сужение 44,83±13,73% (р<0,05) исследованных пиальных сосудов, что подтверждает участие простациклина в регуляции тонуса этих сосудов. На 3-й день после ишемии достоверных отличий числа сузившихся на индометацин сосудов у интактных и перенесших ишемию животных не наблюдалось. Первые изменения отмечались на 7-й день после ишемии (число сузившихся на индометацин сосудов увеличилось до 72,75±13,77% (р<0,05)). К 14 дню постишемического периода число констрикций снизилось примерно в 2 раза, а через 21 день вновь увеличилось и составило 84,7±1,51%.
Исследование системы гемостаза на 3-й день после ишемии выявило изменение активности процессов внешнего каскада системы свертывания крови, что проявлялось в увеличении (в среднем на 23,99% по сравнению с интактными крысами) протромбинового времени, указывающим на гипокоагуляционные сдвиги. Одновременно повышалось содержание в крови фибриногена до 1,79±0,21 г/л (р<0,05) по сравнению с 0,81±0,19 г/л (р<0,05) у интактных животных, что может свидетельствовать об активации постишемического воспалительного процесса. Новое повышение уровня фибриногена в крови (примерно в 2 раза относительно уровня у интактных крыс), указывающее на гиперкоагуляционные сдвиги, отмечено на 14-й день постишемического периода. На 21 -й день, несмотря на то, что уровень фибриногена достоверно не отличался от значений у интактных крыс, у ишемизированных животных наблюдалось достоверное снижение тромбинового времени (в среднем на 50%, (р<0,05)), т.е. уменьшалось время трансформации фибриногена в фибрин, что также указывает на гиперкоагуляционные сдвиги. Корреляционный анализ зависимости концентрации фибриногена в крови от уровня простациклин-синтетической активности эндотелия пиальных сосудов показал наличие достоверной отрицательной связи между этими показателями (r= -0,337, р<0,05).
Развивающиеся повреждения эндотелия также могут быть причиной изменений просвета сосудов. Временные изменения кровотока в результате сужения сосудов, в свою очередь, могут стимулировать агрегационную способность тромбоцитов. Исследование средней площади сечения пиального артериального русла показало изменение этого показателя уже с 7 дня постишемического периода. Площадь сечения сосудов в этот период достоверно увеличивалась в среднем на 55,99% (p<0,01), а на 14-й день после ишемии, напротив, уменьшалась в среднем на 57,9% по сравнению со значениями у интактных животных. Тенденция к снижению сохранялась и к 21-му дню постишемического периода, однако различия были недостоверны. По результатам проведенного статистического анализа была установлена корреляционная зависимость площади сечения пиальных сосудов от уровня простациклин-синтетической активности их эндотелия (r=0.532, р<0,05).
Выводы. Кратковременная глобальная ишемия головного мозга вызывает изменение механизмов системы регулирования агрегатного состояния крови, сохраняющиеся на протяжении 21 дня постишемического периода. Постишемические нарушения в системе гемостаза связаны с изменениями простациклин-синтетической активности эндотелия мозговых сосудов.
Работа выполнена при поддержке Программы Президиума РАН П I.43
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабичев А.В. Роль эндотелия в механизмах гемостаза//Педиатр. 2013. Т.4, №1. с.122-127.
2. Горшкова О.П., Ленцман М.В., Артемьева А.И., Дворецкий Д.П. //Динамика изменения реактивности пиальных сосудов после кратковременной ишемии головного мозга. Регионарное кровообращение и микроциркуляция. 2015. Т. 14. № 1(53). С. 74-78.
3. Cooper D., Chitman K.D., Williams M.C. et al. Time-dependent platelet-vessel wall interactions induced by intestinal ischemia-reperfusion//Am.J.Physiol. Gastrointest. Liver Physiol. 2003. Vol. 284. P. G1027-G1033.
4. Warner T.D., Giuliano F., Vojnovic I. et al. Nonsteroid drug selectivies for cyclo-oxygenase-1 rather than cyclo-oxygenase-2 are associated with human gastrointestinal toxicity: A full in vitro analysis//Proc. Nat. Acad. Sci. USA. 1999. Vol. 96. P. 7563-7568.
УДК 616.36-003.826-07:[616.153.915+616.12-018.74]-078.33
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИСЛИПИДЕМИИ, ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЦИТОКИНОВ И МАРКЕРА ДИСФУНКЦИИ ЭНДОТЕЛИЯ У ПАЦИЕНТОВ С НЕАЛКОГОЛЬНЫМ ЖИРОВЫМ ГЕПАТОЗОМ
Гуляева И.Л.1, Булатова И.А.1, Пестренин Л.Д.1 1ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет им. академика
Е.А. Вагнера Минздрава России, Пермь, Россия
Резюме. Обследовано 30 пациентов с неалкогольным стеатозом печени и 10 здоровых лиц. Проведена оценка липидного спектра. Определяли уровни фактора некроза опухоли а, интерлейкина 6 и васкулоэндотелиального фактора роста.
У пациентов со стеатозом печени концентрация маркера дисфункции эндотелия была значимо повышена и положительно коррелировала с уровнем общего холестерина, липопротеинов низкой плотности и индексом атерогенности. Полученные данные позволяют предположить наличие общих механизмов развития стеатоза печени и дислипидемии в рамках метаболического синдрома.
Ключевые слова: неалкогольный стеатоз печени, дисфункция эндотелия, дислипидемия, метаболический синдром
CORRELATION BETWEEN DYSLIPIDEMIA, PROINFLAMMATORY CYTOKINES AND ENDOTHELIAL DYSFUNCTION MARKER IN PATIENTS WITH
NONALCOHOLIC LIVER STEATOSIS
Gulyaeva I.L.1, Bulatova I.A.1, Pestrenin L.D.1
1Perm State Medical University, Perm, Russia [email protected]
Abstract. We have examined 30 patients with nonalcoholic liver steatosis and 10 healthy people. Lipid spectrum was assessed. Levels of tumor necrosis factor a, interleukin 6 and vasculoendothelial growth factor were studied.
It was found that patients with liver steatosis had increased concentration of endothelial dysfunction marker, which positively correlated with levels of cholesterol, low density lipoproteins and atherogenic index. According to the obtained data it can be supposed, that liver steatosis and dyslipidemia have some common mechanisms in metabolic syndrome.
Keywords: nonalcoholic liver steatosis, endothelial dysfunction, dyslipidemia, atherosclerosis
Введение. По данным Всероссийского исследования DIREG 2, неалкогольная жировая болезнь печени встречается в среднем у 37,1% взрослых людей, а у больных с метаболическим синдромом распространенность этой патологии достигает 75-100% [3].
Известно, что печень играет важнейшую роль в обмене холестерина. Нарушение ее функции при жировом гепатозе, вероятно, может вносить вклад в развитие дислипидемии.