Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодые ученые / молодые исследователи / исследовательский климат / эффективность мер поддержки / коронавирус / специальная военная операция / мобилизация / young scientists / young researchers / research climate / effectiveness of support measures / coronavirus / special military operation / mobilization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белоконев Сергей Юрьевич, Печенкин Николай Михайлович

В XXI в. наука является одним из ключевых направлений для развития конкурентной борьбы между ведущими странами. Каждая страна стремится развиваться в соответствии с 4-й промышленной революцией и 6-м технологическим укладом. Развитие науки невозможно без поддержки молодых ученых. В России на сегодняшний день разработан и утвержден «План мероприятий по совершенствованию мер поддержки, оказываемой молодым исследователям» (утвержден 2 декабря 2021 г.). Однако для успешности реализации этой программы необходимо оценивать эффективность данных мер поддержки и их восприятие молодыми исследователями. В настоящей статье отражены результаты изучения исследовательского климата для молодых ученых в России в условиях политико-экономических вызовов 2020– 2022 гг. Данное исследование позволяет оценить эффективность проводимых мер и предложить новые шаги для улучшения исследовательского климата в период политико-экономической турбулентности.В XXI в. наука является одним из ключевых направлений для развития конкурентной борьбы между ведущими странами. Каждая страна стремится развиваться в соответствии с 4-й промышленной революцией и 6-м технологическим укладом. Развитие науки невозможно без поддержки молодых ученых. В России на сегодняшний день разработан и утвержден «План мероприятий по совершенствованию мер поддержки, оказываемой молодым исследователям» (утвержден 2 декабря 2021 г.). Однако для успешности реализации этой программы необходимо оценивать эффективность данных мер поддержки и их восприятие молодыми исследователями. В настоящей статье отражены результаты изучения исследовательского климата для молодых ученых в России в условиях политико-экономических вызовов 2020– 2022 гг. Данное исследование позволяет оценить эффективность проводимых мер и предложить новые шаги для улучшения исследовательского климата в период политико-экономической турбулентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH CLIMATE FOR YOUNG SCIENTISTS IN THE CONTEXT OF POLITICAL AND ECONOMIC TURBULENCE IN RUSSIA IN RECENT YEARS

In the 21th century, science is one of the key areas for the development of competition between leading countries. Each country strives to develop in accordance with the 4th industrial revolution and the 6th technological order. The development of science is impossible without the support of young scientists. To date, Russia has developed and approved an “Action plan to improve the support measures provided to young researchers” (approved on December 2, 2021). However, for the successful implementation of this program, it is necessary to evaluate the effectiveness of these support measures and their perception by young researchers. This article reflects the data of the study of the research climate for young scientists in Russia in the context of political and economic challenges of 2020–2022. The results will help assess the effectiveness of the measures taken and suggest new steps to improve the research climate during the period of political and economic turbulence.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 2. С. 71-84. Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 2, 2023, pp. 71-84.

DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-71-84 Научная статья / Research paper

С.Ю. Белоконев

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)

Н.М. Печенкин

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия), Государственный академический университет гуманитарных наук (Москва, Россия)

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1

В XXI в. наука является одним из ключевых направлений для развития конкурентной борьбы между ведущими странами. Каждая страна стремится развиваться в соответствии с 4-й промышленной революцией и 6-м технологическим укладом. Развитие науки невозможно без поддержки молодых ученых. В России на сегодняшний день разработан и утвержден «План мероприятий по совершенствованию мер поддержки, оказываемой молодым исследователям» (утвержден 2 декабря 2021 г.). Однако для успешности реализации этой программы необходимо оценивать эффективность данных мер поддержки и их восприятие молодыми исследователями. В настоящей статье отражены результаты изучения исследовательского климата для молодых ученых в России в условиях политико-экономических вызовов 20202022 гг. Данное исследование позволяет оценить эффективность проводимых мер и предложить новые шаги для улучшения исследовательского климата в период политико-экономической турбулентности.

Ключевые слова: молодые ученые, молодые исследователи, исследовательский климат, эффективность мер поддержки, коронавирус, специальная военная операция, мобилизация.

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

© Белоконев С.Ю., Печенкин Н.М., 2023

Для цитирования: Белоконев С.Ю., Печенкин Н.М. Влияние политико-экономической турбулентности последних лет на исследовательский климат для молодых ученых современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 2. С. 71-84. DOI: 10.55959/ М8Ш868-4871-12-2023-1-2-71-84.

S.Yu. Belokonev

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow,

Russia)

N.M. Pechenkin

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow,

Russia), State Academic University of Humanities (Moscow, Russia)

RESEARCH CLIMATE FOR YOUNG SCIENTISTS IN THE CONTEXT OF POLITICAL AND ECONOMIC TURBULENCE IN RUSSIA IN RECENT YEARS

In the 21th century, science is one of the key areas for the development of competition between leading countries. Each country strives to develop in accordance with the 4th industrial revolution and the 6th technological order. The development of science is impossible without the support of young scientists. To date, Russia has developed and approved an "Action plan to improve the support measures provided to young researchers " (approved on December 2, 2021). However, for the successful implementation of this program, it is necessary to evaluate the effectiveness of these support measures and their perception by young researchers. This article reflects the data of the study of the research climate for young scientists in Russia in the context of political and economic challenges of2020-2022. The results will help assess the effectiveness of the measures taken and suggest new steps to improve the research climate during the period ofpolitical and economic turbulence.

Key words: young scientists, young researchers, research climate, effectiveness ofsupport measures, coronavirus, special military operation, mobilization.

For citations: Belokonev, S. Yu., and Pechenkin, N. M. "Research Climate for Young Scientists in the Context of Political and Economic Turbulence in Russia in Recent Years," Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 2, 2023, pp. 71-84. (In Russ.) DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-71-84.

Актуальность данной работы определяется двумя ключевыми факторами. Первый фактор — институциональный. Малое коли-

чество молодых ученых и проводимых ими научно-исследовательских работ, низкий процент защит кандидатских диссертаций, относительно невысокий процент студентов, выбирающих для развития карьеры научный трек, — все это результат исследовательского климата, который сформировался на сегодняшний день в России. Второй фактор — политико-психологический. В Российской Федерации определенная часть молодежи не доверяет государству, что связано в первую очередь с недоверием к конкретным властным институтам. Молодые ученые и исследователи обладают пассионарностью, которую необходимо направлять в созидательное русло. Для этого важно больше вовлекать эту социальную группу во взаимодействие с государством через определенные проекты и программы и улучшать исследовательский климат. Государство в лице Правительства Российской Федерации проводит ряд мер для повышения исследовательского климата и вовлечения молодых ученых в развитие страны через науку. Но как эти меры воспринимаются теми, на кого они направлены? Важно понимать, как молодые ученые и исследователи вовлечены в решение глобальных вызовов, с которыми столкнулась Россия в последние несколько лет (в первую очередь пандемия коронавируса и специальная военная операция, которые повлияли на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в стране).

Обзор научных публикаций

В последние десятилетия изучаются различные аспекты проблемы развития поддержки для молодых ученых. В фокусе внимания исследователей следующие вопросы: какие существуют механизмы поддержки молодых ученых в России в разных отраслях, как именно публикационная активность и участие в научных мероприятиях влияют на развитие карьеры молодых ученых.

Г.В. Майер, В.Н. Стегний и В.И. Масловский описывают целевую поддержку молодых ученых со степенью кандидата наук как одну из форм многоуровневой системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в Томском государственном университете2. Авторы приходят к выводу, что такая форма (как

2 Майер Г.В., Стегний В.Н., Масловский В.И. Целевая поддержка молодых ученых со степенью кандидата наук — способ закрепления молодых талантов в научно-педагогической сфере // Градоформирующие технологии XXI века: Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Секция «Организация и обеспечение кадровой поддержки градоформирующих технологий». М.: МАДИ(ГТУ), 2001. С. 116-119.

преддокторантура) является более эффективной для закрепления молодых талантов в научно-педагогической сфере, чем просто предоставление грантов, потому что она привязывает молодого специалиста к кафедре, и после защиты докторской диссертации у него больше шансов остаться в родном университете.

А.В. Марков и Я.С. Миронова проанализировали конкурсы инновационных проектов в России для молодых ученых как одну из мер поддержки со стороны государственных и негосударственных организаций и учреждений3. Авторы раскрывают перечень различных программ финансирования — от грантов и стипендий Президента Российской Федерации до программ научных фондов. Отмечено, что данные программы положительно влияют на стабильный рост сектора молодых исследователей.

Участие молодых ученых в научных конференциях как формат взаимодействия университета и производственных предприятий рассматривает коллектив авторов из РГСУ4. Отмечается, что благодаря такому взаимодействию реализуется тесная взаимосвязь между теоретическими знаниями и их практическим приложением, а научные мероприятия становятся местом объединения теории и практики, что влияет на профессиональную подготовку молодых специалистов. Такой опыт, как подчеркивают авторы, позволяет готовить кадры, способные адаптироваться к меняющимся условиям и реализовывать устойчивое и динамическое развитие производств.

Проблема профессионального самоопределения молодых исследователей разбирается в статье М.С. Чвановой и И.А. Киселевой5. Представленная модель самоопределения будущих ученых показывает в том числе организационно-педагогические условия для этого самоопределения. Ориентация вузов наукоградов на взаимодействие с предприятиями, научно-исследовательскими институтами и бизнесом помогает содействию занятости и трудоустройству студен-

3 Марков А.В., Миронова Я.С. Поддержка инновационной деятельности молодых ученых Российской Федерации (обзор текущих конкурсов инновационных проектов для молодых исследователей) // Вестник современных исследований. 2018. № 8.3. С. 262-266.

4 Белгородский В.С., Гуторова Н.В., Силаков А.В. и др. Научные конференции молодых ученых как важная компонента формирования взаимосвязи современного университета и предприятий текстильной промышленности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2022. № 1. С. 317-322.

5 Чванова М.С., Киселева И.А. Моделирование профессионального самоопределения будущих молодых ученых в процессе профессиональной подготовки в вузах наукограда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 195. С. 7-20.

тов, а различные формы поддержки и сопровождения становятся драйверами образовательного процесса. Практико-ориентированное взаимодействие студентов и работодателей создает определенную экосистему, формирующую исследовательский климат. Интернет-технологии и проектный подход позволяют молодым исследователям развиваться в профессиональных сообществах.

Ряд проблем, стоящих перед молодыми учеными, рассматривается в статье М.А. Балер6. Исследователь отмечает, что поддержка старших коллег и государства для молодых исследователей является одной из важных компонент их успешной деятельности. Автор перечисляет меры, которые принимаются на государственном уровне с 2005 г. для поддержки молодых ученых. Однако ряд проблем ограничивает возможности для раскрытия их потенциала. Реорганизация центров, формальное создание новых научных направлений, не имеющих отношения к центру, распыление усилий молодых ученых на разных направлениях — все это не способствует развитию научной карьеры, а только увеличивает срок самоопределения молодого ученого в научном мире.

С.В. Пирожкова обращается к философским аспектам функционирования академической среды и исследовательских коллективов7. Природа структурной упорядоченности влияет на социально-эпи-стемическую иерархию науки, делит участников на опытных и молодых, что создает предпосылки для разграничения в выполняемых задачах. Система разделения труда в таком случае приводит к жесткой иерархической структуре, ограничивающей возможности для самореализации молодых ученых. При этом важно понимать, что вклад молодых ученых может быть большим, чем он есть сегодня.

Т.К. Ростовская и Е.Е. Письменная рассматривают проблемы академической мобильности молодых ученых Российской Федерации, в частности, в период коронавирусных ограничений8. Проведенное авторами исследование методом экспертного интервьюирования показывает основные проблемы: отсутствие финансовых средств на реализацию академической мобильности, отсутствие мотивации

6 Балер М.А. Молодые ученые: потенциал, проблемы, перспективы // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. № S. С. 171-184.

7 Пирожкова С.В. Молодой ученый: от управленческой конструкции к со-циально-эпистемической реальности // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 149-165.

8 Ростовская Т.К., Письменная Е.Е. Выявление проблем и барьеров развития академической мобильности молодых ученых Российской Федерации: экспертный опрос // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14. № 6. С. 129-140.

у молодых ученых или отсутствие опыта организации академической мобильности у них или у структурных подразделений, университетская бюрократия, отсутствие партнерских соглашений за рубежом и в России, проблемы с публикацией результатов или со сдачей отчетов. В выводах отмечено, что при всех существующих проблемах нужна определенная воля для их решения.

В статье «Международная мобильность и публикационная активность молодых ученых: что говорят статистика, библиометрия и сами сотрудники»9 коллективом авторов представлены результаты исследования международной мобильности молодых российских ученых, а также роли обучения или работы за рубежом в их научной карьере. Уровень вовлеченности молодых российских ученых в международное сотрудничество является относительно более низким на протяжении последних лет по сравнению со многими странами Организации экономического сотрудничества и развития. Авторы исследования отмечают положительную взаимосвязь между мобильностью и публикационной активностью в международном масштабе.

Карьера молодого ученого в Европе стала предметом исследования Е.В. Водопьяновой10. Постиндустриальное общество с высоким влиянием информационных потоков и цифровизации открывает перед молодежью новые возможности для выстраивания научной карьеры. Поколение «открытой науки» позволяет формироваться сообществам, которые в меньшей степени зависимы от вертикальной иерархии на ранних стадиях академической карьеры. Однако при всей открытости науки сохраняется неравенство возможностей в исследовательском процессе.

В исследовании Ю.В. Ветошкиной показано, что молодые ученые сталкиваются с репутационными рисками, а помогает им преодолевать данные риски сообщество коллег, популяризирующих научную деятельность11. Популяризация научного знания, обмен опытом с профессиональным сообществом, личная заинтересованность в научном просвещении и желание быть полезным обществу

9 Нефедова А.И., Волкова Г.Л., Дьяченко Е.Л. и др. Международная мобильность и публикационная активность молодых ученых: что говорят статистика, библиометрия и сами сотрудники // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 4. С. 98-121.

10 Водопьянова Е.В. Карьера молодого ученого в Европе: постиндустриальная перспектива // Современная Европа. 2022. № 1. С. 196-207.

11 Ветошкина Ю.В. Молодые исследователи о процессе популяризации науки в современной культурной ситуации // Культурный код. 2022. № 2. С. 9-21.

научной деятельностью — важные установки для развития карьеры молодых исследователей.

Историографический анализ показывает, что существует множество работ, посвященных молодым ученым и их поддержке со стороны государства. Поскольку меры государственной поддержки должны соответствовать новым вызовам, то необходимо рассмотреть, какие проблемы сегодня в наибольшей степени волнуют молодых исследователей в России и какие механизмы являются наиболее эффективными на сегодняшний день.

Политико-экономические изменения последних лет

и реакция молодых ученых

Пандемия коронавируса и специальная военная операция России на территории Украины — главные мировые политико-экономические вызовы, которые требуют от властей России более точечной поддержки научно-исследовательской деятельности молодых ученых. Деятельность «недружественных» стран направлена на увеличение миграции научных сотрудников высокого уровня подготовки. Ряд западных стран (США, Великобритания и другие) уже объявили грантовые конкурсы для российских ученых по ряду специальностей. После объявления президентом России в сентябре 2022 г. частичной мобилизации увеличилась тревога и неопределенность у молодых преподавателей, ученых и аспирантов. По мере продолжения специальной военной операции растут вызовы для России как в военно-технологическом, так и в социогуманитарном плане. В данных условиях для российского государства критически важным является обеспечение технологического суверенитета и создание передовых технологических разработок, особенно двойного назначения (с возможностью военного и гражданского применения).

В апреле — мае 2022 г. в рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию мер поддержки молодых исследователей, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко 2 декабря 2021 г. № 13061п-П8, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации провел социологическое исследование на тему «Мониторинг исследовательского "климата" в России». В исследовании приняли участие более 1200 молодых ученых (до 40 лет) из 63 субъектов Российской Федерации. По половой структуре опрошенных: соотношение мужчин к женщинам — 46 % к 54 %. В возрастной структуре преобладают молодые люди в возрасте от 26 до 35 лет — 62 0%. 20 % респондентов моложе 25 лет. Старшая возрастная группа

молодых ученых (от 36 до 39 лет) составляет 12 %. Респондентов в возрасте 40 лет не более 6 %.

Половина опрошенных (49 %) имеют ученую степень кандидата или доктора наук. Большинство (62 %) в настоящее время только работают. Чуть больше трети (35 %) совмещают работу и учебу. Остальные 3 % только обучаются. Из числа работающих 70 % заняты в научно-исследовательских организациях, 28 % — в вузах. Из числа совмещающих работу с учебой 65 % опрошенных заняты в научно-исследовательских организациях и 29 % — в вузах. Выборка исследования была обусловлена следующим пониманием молодого ученого — это гражданин в возрасте до 35 лет включительно, профессионально занимающийся научной или научно-технической 12

деятельно стью.

Каждый четвертый молодой ученый ведет свою научную деятельность в сфере физико-математических (26 %) и биологических наук (24 %). Более 20 % опрошенных проводят исследования в области химических (22 %) и технических наук (21 %). Практически шестая часть молодых людей занимается исследовательской деятельностью в области наук о Земле (15 %) и сельскохозяйственных наук (15 %). Чуть менее 10 % начинающих ученых занимаются экономикой (7 %) и медициной (7 %). Меньше всего в выборке представлены ученые в области социологии (4 %), истории (3 %), педагогики (2 %), юриспруденции (2 %), философии (2 %) и политологии (2 %).

Чаще всего молодые ученые утверждали, что занимаются фундаментальными исследованиями (67 %), каждый второй — прикладными исследованиями (49 %). Более четверти опрошенных реализуют поисковые исследования (28 %), а каждый пятый — экспериментальные разработки (20 %). Один процент занимают другие виды научных исследований. Преобладающее большинство молодых исследователей участвовало в заказных научных исследованиях, большинство из которых велись на средства грантов российских научных фондов.

В результате анализа полученных данных выявлено, что большинство опрошенных занимаются научной деятельностью в основное рабочее время (72 %), в то время как четверть молодых ученых занимаются научными исследованиями в свободное от учебы и работы время (28 %). Причем представители первой группы проявляют научную активность и в свободное время, особенно в вечернее

12 Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части государственной поддержки молодых ученых» от 21 апреля 2021 г.

и ночное время, вероятно, потому что в течение рабочего дня они испытывают недостаток времени в связи с основной занятостью.

Более половины опрошенных не проводят занятия со студентами вузов (50,76 %%), около трети молодых ученых занимаются преподавательской деятельностью на постоянной основе (28,16 %), 21,08 % участников опроса редко преподают в высших учебных заведениях. В формальных организациях состоят 54,81 % респондентов. 52,95 % являются членами неформальных научных объединений в социальных сетях, а 19,22 % участвуют в деятельности неформальных организаций. В научных сообществах не состоят 18,04 % опрошенных.

Около половины респондентов (48 %) что-то слышали о мерах государственной поддержки, 40 % хорошо информированы об этом и лишь 12 % опрошенных ничего не знают о данных мерах. Наиболее эффективной мерой поддержки респонденты назвали материально-техническое оснащение (55 %), грантовое финансирование и повышение финансирования исследований в рамках госзаданий (52 %). Менее эффективными мерами названы стимулирование спроса на результаты исследований (27 %), финансовая поддержка научного руководства молодых исследователей (23 %), поддержка международной интеграции (20 %) и целевые субсидии (19 %). Самыми неэффективными мерами государственной поддержки респонденты считают создание единой среды взаимодействия для молодых исследователей (11 %), обеспечение научной и иной информацией, необходимой для проведения исследований (10 %) и предоставление антикризисного финансирования (8 %). Таким образом, молодые исследователи наиболее эффективными мерами государственной поддержки считают меры, связанные с финансированием, а наименее эффективными — меры, связанные с формированием информационной научной среды.

Также респондентам было предложено более детально оценить эффективность мер финансовой поддержки молодых ученых. По шкале от 1 до 5, где 1 — совершенно неэффективно, а 5 — очень эффективно, молодые ученые оценивали такие меры финансовой поддержки, как гранты Российского научного фонда (РНФ), Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Президента Российской Федерации, стипендии и премии Президента и Правительства Российской Федерации. Далее, на основании полученных ответов были посчитаны индексы, значения которых находятся в пределах от 0 до 1. Так, достаточно эффективной мерой финансовой поддержки считаются гранты РНФ и РФФИ (индекс равен 0,73). Относительно эффективными были отмечены стипендии Президента

и Правительства Российской Федерации, гранты Президента Российской Федерации и премии Президента и Правительства Российской Федерации, индекс которых равен 0,54, 0,53 и 0,5 соответственно. В целом респонденты признали, что меры финансовой поддержки молодых ученых являются достаточно эффективными, однако их эффективность может быть выше.

Несмотря на эти оценки, исследование Финансового университета зафиксировало, что среди российских молодых ученых распространены негативные оценки сложившейся социально-экономической обстановки в России, связанной с пандемией коронавируса и специальной военной операцией. Три четверти опрошенных (75 %) оценивают ситуацию в негативном ключе («очень плохая», «плохая», «скорее плохая»). Противоположных позиций («очень хорошая», «хорошая», «скорее хорошая») придерживаются 18 % молодых ученых. Индекс социальных оценок равняется 57 %. По данным ВЦИОМ, в апреле 2022 г. по всей России данный индекс составил 27 %. Такая разница в оценках говорит о высокой чувствительности социальной группы молодых ученых к произошедшим социальным изменениям, по сравнению с россиянами в целом.

Такие оценки социально-экономической ситуации влияют и на положительное отношение к эмиграции. Среди причин для эмиграции молодые ученые называли наличие больших возможностей за рубежом, в том числе сравнительно лучшего материального обеспечения для научных исследований (32 %), отсутствие перспектив работы в российской науке (21 %) и наличие за рубежом более интересных научных задач (12 %). Также 8 % готовы эмигрировать за рубеж с целью получения мирового признания.

Вызовы для российского образования и возможные шаги

государства по поддержке молодых ученых

и их деятельности

Среди ключевых предложений по развитию научно-исследовательского трека для молодых ученых можно выделить следующие: создание дополнительных рабочих мест в научно-исследовательской сфере (в том числе приравнять стипендию аспиранта к двум минимальным размерам оплаты труда (МРОТ)), новые инструменты финансирования (отменить единый социальный налог для молодых ученых при участии в научно-исследовательской работе; для гуманитарных наук — проводить новые конкурсы по аналогии с грантами РФФИ и Экспертного института социальных исследований 2019-2021 гг. для поддержки молодых ученых и развития

конкуренции между молодежными коллективами), развитие отечественного софта для его применения в научных исследованиях и научной коммуникации (от удобных научных систем до сервисов видеоконференций), программы поддержки молодых исследователей для удовлетворения базовых потребностей (особенно важна помощь с жильем для молодых ученых). Данные меры будут способствовать развитию исследовательского климата, увеличению количества молодых ученых и повышению качества их деятельности.

Сегодня важно понимать, что для развития научного трека необходимо не только расширение институциональных мер поддержки со стороны государства, но и изменение требований к диссертационным исследованиям. В частности, существующие требования не позволяют использовать при написании магистерской или кандидатской диссертаций тексты своих научных статей.

Последние годы Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и российские вузы уделяют внимание проблеме подготовки научно-педагогических кадров, в том числе в аспирантуре. Ряд социологических исследований, как и опрос, проведенный Финансовым университетом весной 2022 г., показывают неудовлетворенность аспирантов и студентов материальным положением молодых ученых. Очевидно, что необходима большая поддержка аспирантов со стороны Министерства науки и высшего образования России: увеличение количества бюджетных мест, предоставление служебного жилья, фиксирование стипендии аспирантов в размере, например, не менее 2 МРОТ, возможность преподавания аспирантов на 0,25 ставки со второго года обучения и т.д.

Заключение

Эффективное развитие системы мер поддержки молодых исследователей предполагает использование комплексного подхода к выстраиванию инфраструктуры и регулярный мониторинг эффективности реализуемых мер, позволяющий корректировать меры поддержки. Согласно проведенному исследованию, молодые ученые больше всего удовлетворены отношениями с руководством научных коллективов, организацией научной деятельности в целом и доступностью материально-технических ресурсов для проведения исследования. Меньше всего молодые ученые удовлетворены уровнем финансирования научных исследований и разработок. Большинство молодых ученых негативно оценивают социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в нашей стране сегодня. Они уверены, что происходящие изменения окажут негативное воздействие на

возможность заниматься наукой в России. Большинство молодых ученых ожидают ухудшения обстановки в будущем. Именно поэтому так важно уделять внимание развитию исследовательского климата в нашей стране и поддержке молодых ученых в быстро меняющихся условиях, что невозможно без трансформации системы управления наукой, без проявления гибкости и ориентации в работе на результат.

ЛИТЕРАТУРА

Балер М.А. Молодые ученые: потенциал, проблемы, перспективы // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. № S. С. 171-184.

Белгородский В.С., Гуторова Н.В., Силаков А.В. и др. Научные конференции молодых ученых как важная компонента формирования взаимосвязи современного университета и предприятий текстильной промышленности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2022. № 1. С. 317-322.

Ветошкина Ю.В. Молодые исследователи о процессе популяризации науки в современной культурной ситуации // Культурный код. 2022. № 2. С. 9-21.

Водопьянова Е.В. Карьера молодого ученого в Европе: постиндустриальная перспектива // Современная Европа. 2022. № 1. С. 196-207.

Майер Г.В., Стегний В.Н., Масловский В.И. Целевая поддержка молодых ученых со степенью кандидата наук — способ закрепления молодых талантов в научно-педагогической сфере // Градоформирующие технологии XXI века: Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Секция «Организация и обеспечение кадровой поддержки градоформирующих технологий». М.: МАДИ(ГТУ), 2001. С. 116-119.

Марков А.В., Миронова Я.С. Поддержка инновационной деятельности молодых ученых Российской Федерации (обзор текущих конкурсов инновационных проектов для молодых исследователей) // Вестник современных исследований. 2018. № 8.3. С. 262-266.

Нефедова А.И., Волкова Г.Л., Дьяченко Е.Л. и др. Международная мобильность и публикационная активность молодых ученых: что говорят статистика, библиометрия и сами сотрудники // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 4. С. 98-121.

Пирожкова С.В. Молодой ученый: от управленческой конструкции к со-циально-эпистемической реальности // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 149-165.

Ростовская Т.К., Письменная Е.Е. Выявление проблем и барьеров развития академической мобильности молодых ученых Российской Федерации: экспертный опрос // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14. № 6. С. 129-140.

Чванова М.С., Киселева И.А. Моделирование профессионального самоопределения будущих молодых ученых в процессе профессиональной подготовки в вузах наукограда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 195. С. 7-20.

REFERENCES

Baler, M. A. "Molodye uchenye: potentsial, problemy, perspektivy," Tekhnologii grazhdanskoi bezopasnosti, Vol. 18, No. S, 2021, pp. 171-184.

Belgorodskii, V. S., Gutorova, N. V., Silakov, A. V. et al. "Nauchnye konferentsii molodykh uchenykh kak vazhnaia komponenta formirovaniia vzaimosviazi sovremen-nogo universiteta i predpriiatii tekstil'noi promyshlennosti," Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Tekhnologiia tekstil'noi promyshlennosti, No. 1, 2022, pp. 317-322.

Chvanova, M. S., and Kiseleva, I. A. "Modelirovanie professional'nogo samoopre-deleniia budushchikh molodykh uchenykh v protsesse professional'noi podgotovki v vuzakh naukograda," Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki, Vol. 26, No. 195, 2021, pp. 7-20.

Maier, G. V., Stegnii, V. N., and Maslovskii, V. I. "Tselevaia podderzhka molodykh uchenykh so stepen'iu kandidata nauk — sposob zakrepleniia molodykh talantov v nauchno-pedagogicheskoi sfere," Gradoformiruiushchie tekhnologiiXXI veka: Sbornik dokladov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Sektsiia 'Organizatsiia i obespechenie kadrovoi podderzhki gradoformiruiushchikh tekhnologii'. Moscow: MADI(GTU), 2001, pp. 116-119.

Markov, A. V., and Mironova, Ia. S. "Podderzhka innovatsionnoi deiatel'nosti molodykh uchenykh Rossiiskoi Federatsii (obzor tekushchikh konkursov innovatsi-onnykh proektov dlia molodykh issledovatelei)," Vestnik sovremennykh issledovanii, No. 8.3, 2018, pp. 262-266.

Nefedova, A. I., Volkova, G. L., D'iachenko, E. L. et al. "Mezhdunarodnaia mobil'nost' i publikatsionnaia aktivnost' molodykh uchenykh: chto govoriat statistika, bibliometriia i sami sotrudniki," Zhurnal Novoi ekonomicheskoi assotsiatsii, No. 4, 2021, pp. 98-121.

Pirozhkova, S. V. "Molodoi uchenyi: ot upravlencheskoi konstruktsii k sotsial'no-epistemicheskoi real'nosti," Epistemologiia i filosofiia nauki, Vol. 59, No. 3, 2022, pp. 149-165.

Rostovskaia, T. K., and Pis'mennaia, E. E. "Vyiavlenie problem i bar'erov razvitiia akademicheskoi mobil'nosti molodykh uchenykh Rossiiskoi Federatsii: ekspertnyi opros," Vestnik Iuzhno-Rossiiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, Vol. 14, No. 6, 2021, pp. 129-140.

Vetoshkina, Iu. V. "Molodye issledovateli o protsesse populiarizatsii nauki v sovre-mennoi kul'turnoi situatsii," Kul'turnyi kod, No. 2, 2022, pp. 9-21.

Vodop'ianova, E. V. "Kar'era molodogo uchenogo v Evrope: postindustrial'naia perspektiva," Sovremennaia Evropa, No. 1, 2022, pp. 196-207.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБ АВТОРАХ

Сергей Юрьевич Белоконев — кандидат политических наук, доцент, научный руководитель факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Ленинградский просп., д. 49, 125993, Москва, Россия), e-mail: syubelokonev@fa.ru.

Николай Михайлович Печенкин — научный сотрудник и преподаватель департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Ленинградский просп., д. 49, 125993, Москва, Россия), лаборант Государственного

академического университета гуманитарных наук (Мароновский пер., д. 26, 119049, Москва, Россия), e-mail: nick_pechyonkin@mail.ru.

ABOUT THE AUTHORS

Sergey Yurievich Belokonev — Kandidat of Political Sciences, Associate Professor, Scientific Director, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (Leningradsky prosp. 49, Moscow 125993, Russia), e-mail: syubelokonev@fa.ru.

Nikolay Mikhailovich Pechenkin — Researcher and Lecturer, Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (Leningradsky prosp. 49, Moscow 125993, Russia), and Laboratory Assistant, State Academic University of Humanities (Maronovsky per 26, Moscow 119049, Russia), e-mail: nick_pechyonkin@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.