В. С. Чураков
Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук ул. Ломоносова 4, 426004 Ижевск, Россия email: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ В ОТНОШЕНИИ КАРИНСКИХ АРСКИХ КНЯЗЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ УДМУРТОВ
В истории много примеров тому, как деятельность того или иного правителя приводила к значительным изменениям в этническом составе населения подвластных ему регионов. В настоящей работе мы остановимся на освещении слабоизу-ченной проблемы формирования этнической территории удмуртов, уделив особое внимание влиянию на этот процесс политики великих московских князей в отношении каринских арских князей, сохранявших свою власть над северной группой удмуртов вплоть до 1588 г. Есть все основания полагать, что даже современная картина расселения удмуртов во многом определяется результатами этой политики.
Прежде всего необходимо вкратце осветить историю появления каринских арских князей в пределах Вятской земли. Впервые они фигурируют в письменных источниках в качестве её жителей в летописном описании окончательного «развода» Вятки Иваном III Васильевичем в 1489 г. [1]. В отличии от исследователей, полагающих, что каринские арские князья являются либо потомками былых бул-гарских властителей края, либо наследниками золотоордынских наместников на Вятке, или, наконец, по наиболее распространенной версии, представителями князей города Арска — центра Арской земли, ставшей в XV в. составной частью Казанского ханства, мы в своих работах [2; 3] на основе анализа доступных в настоящее время источников приходим к выводу, что родоначальник династии ка-ринских арских князей некто Кара-бек (он же Шайх-Мансур) был выходцем из улуса Нукус Мангытского юрта. Как следует из легендарной части шеджере (родословной) [4], причиной бегства Кара-бека на Русь явились его противоречия со старшими братьями. Около 1462 г.1 Иван III Васильевич пожаловал его поместьем в пределах Вятской земли на условиях несения воинской службы . Ясно, что район испомещения был выбран не случайно. Незадолго до этого, в 1459 г. [5], отец Ивана III, великий князь Василий II, в очередной раз силой оружия привел к присяге строптивых вятчан. Заступивший на место отца великий князь Иван III безусловно
1 Отнесение нами пожалования к указанному периоду связано как с тем, что великий князь Иван III Васильевич, пригласивший Кара-бека, стал самостоятельно править лишь с 1462 г., так и с тем, что, по рассказам потомков каринских арских князей, у них имелась родословная роспись, где в качестве самой ранней даты был указан 967 г. х., что как раз соответствует 1462/63 г. н. э. (см.: Татар халкы риваятьлэре hэм легендалары. Казан, 2000. С. 79.).
© Владимир Сергеевич Чураков, 2007
ИДНАКАР: Методы историко-культурной реконструкции 2 (2) 2007
был заинтересован в присутствии в неоднократно изменявшем Москве крае лояльных ему сил. Таким образом, выделение поместья для Кара-бека невдалеке от вятского города Слободского является вполне закономерным, учитывая к тому же, что Кара-бек как выходец из Мангытского юрта — восточного соседа Казанского ханства, — мог быть полезен московскому князю именно в этом регионе. Обосновавшийся недалеко от р. Вятки Кара-бек положил начало будущему центру каринских князей, селению Нукрат (т. е. «Вятское» < тат. Нократ ‘река Вятка’), которое удмуртами стало называться по имени своего основателя Карагурт (т. е. «селение, основанное человеком по имени Кара»), откуда, соответственно, произошло и русское Карино.
По-видимому, Кара-бек и его потомки не обманули надежд Ивана III Васильевича. Неслучайным представляется, что, в отличие от вятской верхушки, частью казнённой, частью выведенной в подмосковные земли в 1489 г. [6], когда войска великого князя в очередной раз подавили притязания вятчан на самостоятельность, каринские (по названию селения Карино) князья не только не пострадали, но и после возвращения в 1490 г. [7] из Москвы в «свою землю» уже в начале XVI в. были пожалованы Иваном III огромной территорией вдоль всего течения р. Чепцы2. В своей духовной грамоте (1504 г.) [8] великий князь особо выделяет данную категорию вятского населения, ориентируя своего сына Василия словами «как было при мне» на её дальнейшую поддержку. В условиях противостояния с Казанским ханством Василий III Иванович, как и его сын Иван IV Васильевич, неуклонно следовали этому завещанию, всячески покровительствуя каринским князьям. Была, впрочем, в этих отношениях одна особенность: несмотря на значительные земельные пожалования и предоставление судебной власти над зависимым населением, само это население каринские князья были вынуждены собирать сами. Так в грамоте от 1510 г. Василия III особо оговаривается: «звати ему (каринскому князю Деветьяру, — В.Ч.) в те деревни к себе жити людей из зарубежья, а не из моей вотчины великого княжества» [9]. Схожая формулировка присутствует и в грамоте Ивана IV от 1542 г.: «по сей нашей грамоте из казанских мест казанских людей, которые похотят вотяки и чюваша идти жити на Вятку на мое великого князя имя, и тем арским князем тех казанских людей, вотяков и чюваш, призывати на мое великого князя имя вольно, и которые люди вотяки и чюваша придут на мое на великого князя имя на Вятку за которого за арского князя жити, за тем живет» [10].
Таким образом, можно полагать, что еще со времен Ивана III великие князья наделяя каринских князей землями, но не людьми, ставили перед ними задачу переманивания населения сопредельного государства. И здесь, по-видимому, кроется ответ на вопрос, почему каринские князья одновременно именуются еще и арскими, подобно князьям из Арска, административного центра казанской провинции, непосредственно граничившей с Вяткой: название её жителей («аряне; арские люди»), перешедших во владение каринских князей, вполне могло послужить закреплению за князьями еще и определения арские, т. е. «властвующие над арянами, выходцами из Арской земли». Итак, письменные источники непосредственно указывают на то, что в XV—XVI вв. каринскими князьями с санкции великих
2 К такому выводу мы приходим после анализа информации, содержащейся в грамотах 1520, 1544 и 1553 гг., выданных каринским князьям (подробнее см.: Чураков В. С. Историко-генеалогический аспект арской проблемы // Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России: Материалы X Сафаргалиевских научных чтений. Саранск, 2006. С. 97—107).
князей проводилась политика заселения, очевидно, пустых или малозаселенных земель вдоль р. Чепцы, выходцами из Казанского ханства, по преимуществу удмуртами и бесермянами (в источниках «чюваша»), которые являлись основным населением Арской провинции ханства. Лишь в 1588 г., когда после завоевания поволжского государства и подавления восстаний его населения необходимость в службе каринских арских князей отпала, царь Фёдор Иванович вывел удмуртов из под их власти [11].
Об исходной точке процесса переселения, и о направлении последующих миграций удмуртов представляется возможным судить на основе информации о расселении представителей удмуртских генеалогических родов-выжы [12], которая может быть почерпнута как из данных топонимии (отражение родовых названий в названиях населённых пунктов), так и собственно из фактов фиксации представителей того или иного рода в том или ином селении. Как уже говорилось выше, центральным селением во владениях каринских князей было Карино, возникшее не ранее 1462 г. Вокруг этого населенного пункта сосредоточена группа удмуртских деревень, жители которых принадлежат к таким родам-выжы как Бигра, Дурга, Сюра, Чола и Чабъя. После картографирования населенных пунктов в которых проживали или проживают представители указанных родов образуется схема, представленная на прилагаемой карте (рис .1); на карту нанесены населённые пункты, в названиях которых содержатся перечисленные родовые названия, а также населенные пункты, в которых были отмечены представители интересующих нас родов в конце XIX в. П. М.Сорокиным [13] и в 70-е гг. XX в. членами этнографических экспедиций Удмуртского научно-исследовательского института3. Для иллюстрации расселения рода Бигра обозначены следующие селения: Сизёво (удм. Бигра), Усть-Лёкма, Дизьмино (удм. Биграгурт), Пышкет, Байдалино, Озегвай, Бурино, Ягошур, Исаково, Баграш-Бигра; для рода Дурга обозначены: Дурга, Другинцы, Петровка, Астрахань, Тотош, Зотово; для рода Сюра: Верхняя Сюра, Малая Сюра, Бурино (удм. Сюра), Березник, Сибирь, Нижняя Чура (удм. Чуравыл), Гулеково, Чуралуд; для рода Чабъя: Старая Ципья (удм. Чабъя), Новая Ципья, Сизнер, Нижний Кузьмес, Айдуан-Чабья, Тузьмо-Чабья, Нижняя Чабья, Омсино (удм. Чабъя), Выльгурт, Сибирь, Астрахань, Большое Малагово, Малое Малагово, Лековай, Каравай, Луза, Пудем, Цыпья, Ешмаково, Над р. Дондой, Безум, Качкашур, Большой Вениж, Сепыч, Ягошур, Гурдошур, Исаково, Бозгон, Большой Унтем (удм. Чабъя), Тугей, Ю-Чабья, Старый Унтем (удм. Чабъя), Чуралуд, Шудзялуд, Верхний Шудзялуд, Тыловай, Бадьярово, Динтем-Чабья; для рода Чола: Старый Кушкет, Средний Кушкет, Сола-Кушкет, Поркутеш, Круг-лово (удм. Чола), Дунай, Астрахань, Каравай, Лековай, Зилай, Тотош, Пыбья, Бурино, Дебёсы, Порвай, Исько, Шаркан, Старый Пашур, Вишур-Пурга, Бураново.
Из представленной карты, на которой мы также обозначили территорию основного расселения удмуртов в первой половине II тысячелетия н. э. (подробнее см. [14, 15]), следует, что основным районом из которого во владения каринских князей переходило удмуртское население, является правобережье нижней Вятки. Отсюда удмурты, принадлежавшие к родам-выжы Дурга, Сюра, Чола и Чабъя, переселялись первоначально на земли прилегающие непосредственно к Карино. Именно здесь, в непосредственной близости от центров Вятской земли, в XV в. формиро-
3 В архиве Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН нами были просмотрены отчеты и дневники этнографических экспедиций за №№ 431, 432, 433, 440, 442, 444, 445, 446, 447 по описи 2-Н рукописного фонда (РФ).
валась особая группа удмуртов, называющая себя ватка (удм. ватка ‘житель Вятки, вятчанин’ [16]). После того, как в начале XVI в. великий князь Иван III Васильевич пожаловал каринских князей всем течением р. Чепцы, последние, заинтересованные в освоении новых территорий, предопределили дальнейшее направление миграции удмуртов, что, в конечном итоге, привело к формированию современной этнической территории удмуртов.
Источники и литература:
1. Полное собрание русских летописей. М.-Л., 1965. Т. 26. С. 279.
2. Чураков В. С. Об обстоятельствах появления каринских арских князей на Вятке // Материалы Всероссийской научной конференции «Урал-Алтай: через века в будущее». Уфа: Гилем, 2005. С. 216-219; интернет-версия: <http://www.udmurt.info/library/churakov/ obstoyat.htm>
3. Чураков В. С. Историко-генеалогический аспект арской проблемы // Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России: Материалы X Сафаргалиевских научных чтений. Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2006. С. 97-107.
4. Эхмэтж;анов М. И. Татар шэ^эрэлэре. Казан, 1995. С. 12.
5. Полное собрание русских летописей. М., 1949. Т. 25. С. 276.
6. Полное собрание русских летописей. М.-Л., 1965. Т. 26. С. 279.
7. Полное собрание русских летописей. Л., 1982. Т. 37. С. 97.
8. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI веков. М.-Л., 1950. С. 279.
9. Гришкина М. В. Служилое землевладение арских князей в Удмуртии XVI — первой половины XVIII веков // Проблемы аграрной истории Удмуртии. Ижевск, 1988. С. 35.
10. Гришкина М. В. Служилое землевладение арских князей..., с. 37.
11. Документы по истории Удмуртии XV-XVII веков / Сост. Луппов П. Н. Ижевск, 1958.
С. 354.
12. Чураков В. С. Происхождение названий удмуртских родов // Linguistica Uralica. Tallinn. T. XLI. 2005. № С. 43-57; интернет-версия: <http://www.udmurt.info/library/churakov/ rodov.htm>
13. Государственный архив Кировской области, ф. 170, оп. 1, ед. хр. 126. Интересующие нас сведения из данной работы опубликованы при участии автора настоящей работы: Пётр Матвеевич Сорокин. О расселении удмуртских родов // Электронный научно-практический журнал «ИДНАКАР: методы историко-культурной реконструкции». Ижевск, 2007. № 1. С. 76-100 <http://idnakar.ru/2007/1/sorokin-o-rasselenii.pdf>; печатная версия: Пётр Матвеевич Сорокин. О расселении удмуртских родов // Иднакар: методы-историко-культурной реконструкции. Вып. 1: Сб. статей. Ижевск, Изд-во НОУ «КИТ», 2007. С. 76-100.
14. Чураков В. С. К исследованию этнической истории удмуртов // Цивилизации народов Поволжья и Приуралья: Сб. науч. статей по материалам междунар. науч. конф. Т. I. Проблемы археологии и этнографии. Чебоксары, 2006. С. 275-286; интернет-версия: <http://www.ethnonet.ru/lib/0505-06.html>
15. Чураков В. С. Расселение удмуртов в Вятско-Камском регионе в X-XVI вв. // Электронный научно-практический журнал «ИДНАКАР: методы историко-культурной реконструкции». Ижевск, 2007. № 2. С. 79-100 <http://idnakar.ru/2007/2/churakov-rasseleniye-udmurtov.pdf>
16. Чураков В. С. О времени образования, характере и названиях удмуртских объединений
ватка и калмез (историографическая справка) // Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России. Саранск, 2006. С. 253-258; интернет-версия:
<www.ethnonet.ru/lib/2703-06.html>
Рисунок 1.