Научная статья на тему 'Влияние политики на французскую моду первой половины XVI века'

Влияние политики на французскую моду первой половины XVI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние политики на французскую моду первой половины XVI века»

К. К. Оя

Влияние политики на французскую моду первой половины XVI века

В последние десятилетия историография обратилась к непопулярным ранее социальным и бытовым аспектам истории, несколько отодвинув на второй план политические и экономические вопросы. Особенно много работ было посвящено положению дворянства и роли двора, однако, изучая подобные сюжеты, исследователи незаслуженно пренебрегали изысканиями в области костюма, в то время как мода неотделима от образа той или иной эпохи и не менее чем литература, живопись, скульптура и другие виды искусств, отражает характер общества. Те же исследователи, чьи труды были направлены на изучение истории костюма, часто ограничивались лишь скупой констатацией факта изменений форм и тенденций, не углубляясь в политические, экономические, социокультурные и другие мотивы этих явлений, что тоже не может считаться справедливым, ибо только в контексте эпохи удается выявить причины перемен в одежде.

В нашей статье будет рассмотрена первая половина XVI в., как один из ярчайших примеров тесной связи моды и политики. Для Франции это было время правления блистательного Франциска I, принесшего культуру Возрождения и придворную пышность. В истории костюма это период прощания с бургундской модой, сильного влияния ренессансных мод и постепенного распространения испанских форм костюма. Французский двор эпохи Франциска I был «богат» знаменитыми женщинами: Маргарита Наваррская (сестра Франциска I), Диана де Пуатье, Анна де Пислё, герцогиня д'Этамп, Екатерина Медичи и другие. Сам Франциск I говорил, что «двор, при котором нет дам, подобен весне без роз».1

Именно в это время европейские интересы стали простираться далеко за свои естественные границы. Из Португалии, Испании и Италии моряки отправлялись в путешествия, чтобы исследовать восток, и, через Атлантику, далекий запад. Их путешествия приносили в Европу несметные сокровища: новые материалы и украшения, которые были использованы в европейской моде.

Франция еще в XV в. испытала влияние Бургундии, чья культура являлась образцом для многих дворов. В Италии на ренессансной основе с привнесением бургундских черт образовались свои неповторимые

1 Цит. по: Эрланже Ф. Диана де Пуатье. пер. с франц. А. В. Лентовской - СПб., 2002. - С. 28.

формы одежды. Испания, не избежавшая подобного же влияния, принесенного императором Карлом V в первой четверти XVI в., тоже сформировала свой особый тип придворной одежды.1

В конце XV - первой половине XVI вв. в результате Итальянских войн, которые были не только взаимодействием политическим, но и формой культурного общения, начинается проникновение мод из Италии и Испании во Францию.

В первый период войн (1493-1513 гг.) французская мода не слишком поддавалась итальянскому влиянию. Но не только отсутствием особого интереса к одежде у Карла VIII и Людовика XII можно объяснить эту «нечуткость» к ренессансу. Это связано еще и с тем, что французские армии изгоняемые из Италии после поражений, побросав на полях битв все награбленное. При Франциске I многое изменилось, ибо сам он был известным модником и поклонником женской красоты, а его армия вернулась с Аппенин с победой и трофеями.

По меркам того времени король обладал достаточно красивой внешностью, умел быть одновременно и величественным, и любезным, особенно с дамами. В августе 1515 г. Франциск I выступил в поход и вскоре овладел Миланом. Из этого похода король привез во Францию замечательных итальянских мастеров, оказавших огромное влияние на развитие французской культуры, и даже самого великого Леонардо да Винчи. Во Франции стремительно развивалась мода на все итальянское, однако простым копированием это назвать нельзя, хотя в некоторых случаях итальянское предпочиталось французскому как факт. Например, в этот период стали чрезвычайно популярны итальянские ткани, хотя во Франции уже изготовляли не менее прекрасный шелк. Во Франции женский силуэт был легок, пластичен и несколько перекликался с античностью, в чем тоже можно усмотреть итальянское влияние.

Интересно, что все это сочеталось с оригинальным декором, принесенным из центральной Европы - разрезами на рукавах и лифе платья, сквозь которые виднелась рубашка. В исследованиях пишется, что такая мода была введена немецкими ландскнехтами, но единого мнения о том, как вообще зародился этот вид украшения одежды, нет, есть лишь несколько версий.2 Приписывание распространения этого типа декора

1 Карлос I для Испании (с 1516), Карл V с 1519 г. император Священной Римской Империи. Родился в 1500 г. в Генте, воспитывался в Нидерландах.

2 По версии Д. Лавера, который опирался на хроники и другие источники, швейцарцы, победив в битве бургундского герцога Карла Смелого, захватили в качестве трофеев большое количество шелка и других дорогих материй, разорвали их на куски и залатали свою разорванную одежду, это превратилось в моду, которую переняли немецкие ландскнехты и разнесли по всей Европе. Другая

именно ландскнехтам, вероятно, связано с тем, что у них он развился до чрезвычайных размеров и выглядел наиболее экстравагантно. Мода на разрезы затронула и женскую одежду, но не достигла такого размаха, как в мужской. Это объясняется тем, что брюки могли быть разрезаны, а юбки не допускали такого обращения, женское платье в этот период более сдержанно в декоративном оформлении.

В 1516 году «на сцене» появляется еще один великий монарх запада Карл V над чьими владениями «никогда не заходило солнце».1 Сам Карл V во многом повлиял на испанскую моду, привезя из Нидерландов, где он родился и воспитывался, бургундские традиции, превратившиеся в Испании в сложный придворный церемониал. Поступление огромного количества золота и драгоценностей из колоний позволяло испанской знати одеваться чрезвычайно шикарно.

Карл V был правителем одновременно глубоко католической Испании и Германии, объятой огнем Реформации. Интересно, что столь разные государства имели общие черты в костюме, такие как закрытость и любовь к темным цветам, но католики-испанцы, в отличие от немцев, не скупились на ткани и украшения. Приверженцы Реформации вообще легко переходили к заимствованию одежды испанского образца, столь подходившего им своей строгостью и лаконичностью.

Можно заметить, что в период с 1515 по 1525 гг. дамы Франции, Италии и Испании имели не много возможностей познакомиться с одеждой друг друга, и до них доходили лишь отголоски чужих мод. Однако следующий период был более богат на дипломатические встречи, нежели на битвы, что в большей степени сказалось на взаимовлиянии модных тенденций.

После второго крупного похода в Италию Франциск I оказался в плену в Мадриде, где подписал мирный договор, одним из пунктов которого стала женитьба Франциска I на сестре Карла V Элеоноре Авст-

версия гласит, что одежда ландскнехтов рвалась во время боя, и, чтобы она не выглядела так плохо, её разрезали, дополняя естественные прорези искусственными и превращая дыры в элемент декора. Третья теория говорит, что одежда ландскнехтов была настолько узкой, что они разрезали ее, чтобы было удобно двигаться.

1 Не углубляясь в династические коллизии, скажем что ему в наследство достались Нидерланды (помимо важнейших графств, таких как Брабант, Голландия, Зеландия и т.д., еще и фрейграфство Бургундия), Арагон с Балеарскими островами, Сардинией, Сицилией и Неаполем в качестве вассалов арагонской короны, Кастилия, где он был соправителем своей матери Хуаны Безумной, а также все заокеанские владения испанской короны, которые значительно увеличились уже в его правление, в 1519 г. он был избран императором Священной Римской империи.

рийской. Уже в 1529 г. невеста присутствовала в Камбре на подписании нового мира между Францией и Империей,1 а в 1530 г. приехала во владения будущего мужа. И Элеонора, и дамы из её окружения были одеты по испанской моде, что способствовало распространению этого стиля при дворе Франциска I.

Во Франции представления об идеале женской красоты были несколько иными, так что ни пышность полнотелых итальянок, ни худощавость и чопорность испанок не могли быть просто скопированы, но стали вдохновением и материалом для интерпретации. Дамы при дворе Франциска I создали свой особый костюм, свои пропорции и цветовые решения, используя опыт «соседок». Они преобразовали испанскую воронкообразную юбку вердугос в цилиндрическую форму (сами французы окрестили его впоследствии именем - «уеА^аПе», что означает «галльская добродетель»).

Тяжелые женские платья испанского образца, поначалу надеваемые лишь на церемонии, дамы старались усовершенствовать: оставляли шею открытой (широкий и глубокий вырез оформлялся вставкой и жестким веерообразным кружевным воротником), а верхнее платье делали распашным и богаче отделывали. Длина юбки была короче испанской - «до косточки». Таким образом, в первой половине XVI в. дамский силуэт стал близок к испанской моде. Рукава были узкими у плеча и сильно расширялись книзу, они часто имели меховые манжеты. Мех широко использовался и женщинами, и мужчинами (популярными были рысь, черный енот, калабрийская куница, соболь, также любимым мехом дворян был волк). Из тканей предпочитали бархат, дамаск и парчу.

К 1530 г. шлейф, оставшийся от бургундских мод, использовался только в костюме для особых случаев. Распространение юбок без шлейфа привело к постепенному отмиранию обычая подбирать платье во время ходьбы и танцев. Вместе с этой традицией ушла и мода декорировать нижнее платье по краю. Французские дамы вместо этого разрезали верхнюю юбку посередине от талии до пола, так что была видна нижняя юбка (она специально делалась из дорогой материи целиком). Обувь стали делать с небольшим каблуком, хотя по-прежнему носили и «итальянские» туфли на высокой платформе. Костюм дополнялся полумаской и заимствованным из Италии носовым платком, отделанным тончайшими кружевами.

В 1533 г. во Францию прибыла супруга второго сына короля фло-рентийка - Екатерина Медичи. Истинная дочь Италии, игравшая в пер-

1 Этот мир принято называть «Дамским», ибо его заключили три женщины -Луиза Савойская, Элеонора Португальская и Маргарита Пармская (наместница в Нидерландах, тетка императора Карла).

101

вые десятилетия своего пребывания отнюдь не первую роль при дворе, презираемая за «торгашеское»1 происхождение, тем не менее многое привнесла во французскую моду.

Екатерине приписывают изобретение новой моды «кататься на лошадях, подобно амазонкам: левая нога в стремени, а правая закреплена у ленчика седла. Подобная манера ездить позволяла женщинам не отставать от мужчин и следовать за ними повсюду. Раньше женщин усаживали в большие, громоздкие кресла, причем боком, для ног была прикреплена специальная дощечка. Понятно, что в подобном случае не могло быть и речи о быстрой езде. Большой любитель охот Франциск I тут же одобрил это новшество. Ему было приятно травить зверей в «милой кампании этих чертовок».

Для поездок в этом седле надевали специальные юбки, под которыми носили панталоны, сшитые из дорогой ткани и покрытые вышивкой шелком, золотом или серебром, полосками парчи. Особенно быстро с приездом Екатерины стали распространяться кружева. Франция и Италия, в свою очередь, тоже повлияли на испанскую моду. Кружева, вы-делывавшиеся в Испании, подражали различным видам итальянских, фламандских и французских, это же касается и украшений.

Также Екатерина Медичи не могла и не хотела обходиться без духов, пудры и помады, к которым так привыкла у себя на родине. Мода же дошла до того, что стало обыкновением использовать эти средства в огромных количествах, зачастую предпочитая литр духов ванне. По свидетельствам современников Диана де Пуатье (родственница и соперница Екатерины) наоборот принимала ванну и не пудрилась, благодаря чему сохранила белоснежность кожи и красоту, удивлявшую и пленявшую Генриха II и весь двор, даже когда эта дама была не в юном возрасте.

Диана де Пуатье считалась одной из умнейших женщин Франции, а также и редкой красавицей, так что её влияние на влюбленного в нее дофина (будущего Генриха II) и, соответственно, на его окружение выражалось не только в политике, но и в костюмах. Одежда госпожи де Пуатье, иллюстрировавшая её взгляды и политические приоритеты, одновременно прекрасно подчеркивала неувядающую красоту этой женщины. В 31 год (для XVI века возраст уже солидный) Диана стала вдовой и с тех пор до самой смерти носила только траурные цвета (черный и белый). Это, безусловно, резко контрастировало с яркими нарядами других придворных дам, воплощавших в своих платьях дух Ренессанса (особенно красочными были туалеты фаворитки Франциска I Анны де

1 Род Медичи выдвинулся в XIII в., накопив капитал благодаря торговле.

2 Клоулас И. Екатерина Медичи/ Пер. с фр. Ш. Коштиала. - М., 1997. - С. 87.

102

Эйи, герцогини д'Этамп, которой нравились ярко-красные и позолоченные ткани и драгоценности). Черный наряд Дианы противопоставлял её ненавистной ей фаворитке, а также подчеркивал её симпатии к Карлу V и политике мира и союза с ним. Дофин Генрих и вслед за ним его окружение и сторонники стали предпочитать черный остальным цветам. Диана стала эталоном красоты. В моде были тонкая талия, прямые плечи, воплощенная испанская непреклонность, величественная походка, высокая грудь, крепкие ноги и руки, изящные ладони и особенно белая кожа, красота которой умело подчеркивалась моделями черных атласных платьев с большим декольте. Уже после 1547 года, когда влияние госпожи де Пуатье во Франции стало всеобъемлющим, испанские моды прочно обосновались в гардеробах придворных дам.

Остается вопрос о том, чем так привлекал испанцев, а за ними и всю Европу, черный цвет. Исследователи говорят о мраке, засилье церкви, инквизиции, беспросветности в судьбах людей и т. д. Известный историк моды А. Васильев в своих лекциях разумно объяснил это пристрастие не только мрачным характером эпохи. Для получения ткани черного цвета использовали чернила морских каракатиц, соответственно, такая ткань была дорогой. Человек, носивший костюм глубокого черного цвета, одним лишь этим мог показать свое богатство. В начале XVI в. этих каракатиц нашли в Карибском море, и черный стал не таким дорогостоящим, но сохранил еще статус цвета богатства, отсюда и стремление носить его, хотя нельзя отрицать и влияния церкви.

Таким образом, мода в прошлом была связана с политикой больше, нежели сейчас, когда проходят различные показы, издаются журналы, существуют специальные организации для людей, создающих одежду. Костюм напрямую зависел от того, какие политические события (войны, переговоры, заключение союзов, визиты высокопоставленных лиц) происходили в государстве. Война же играла здесь особую роль, ибо она давала возможность не только увидеть другие страны, но и привезти оттуда военные трофеи. Однако мода капризна. Иногда она шла вразрез с интересами страны, подчеркивая личные симпатии монархов и их придворных, а порой, наоборот, служила для того, чтобы показать политические приоритеты. При отсутствии налаженных информационных связей именно война способствовала взаимопроникновению культур и распространению новаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.