Научная статья на тему 'Варфоломеевская ночь – трагическая страница истории Франции, запечатленная мебельщиками Парижа'

Варфоломеевская ночь – трагическая страница истории Франции, запечатленная мебельщиками Парижа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3480
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Варфоломеевская ночь / католики / гугеноты / король / Екатерина Медичи / поставец / резные панно / St. Bartholomew / Roman Catholics / Huguenots / King / Catherine de Medici / postavets / carved panels

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алина Булгакова

Статья посвящена трагическим событиям Варфоломеевской ночи, произошедшей во Франции 24 августа 1572 года в канун дня святого Варфоломея. Происшествия этой ночи, а также пролог и эпилог к ним нашли отражение в резных панно поставца XVI – XIX вв. из Большого собрания изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the tragic events of St. Bartholomew, which took place in France, August 24, 1572 on the eve of St. Bartholomew. Incidents of this night and the prologue and epilogue to them are reflected in the carved panels postavtsa XVI XIX centuries. a large collection of Fine Arts ASG.

Текст научной работы на тему «Варфоломеевская ночь – трагическая страница истории Франции, запечатленная мебельщиками Парижа»

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ - ТРАГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ФРАНЦИИ, ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ МЕБЕЛЬЩИКАМИ ПАРИЖА

Алина Булгакова искусствовед, директор МИА ASG

Аннотация: статья посвящена трагическим событиям Варфоломеевской ночи, произошедшей во Франции 24 августа 1572 года в канун дня святого Варфоломея. Происшествия этой ночи, а также пролог и эпилог к ним нашли отражение в резных панно поставца XVI - XIX вв. из Большого собрания изящных искусств ASG.

Ключевые слова: Варфоломеевская ночь, католики, гугеноты, король, Екатерина Медичи, поставец, резные панно.

Abstract: The article is devoted to the tragic events of St. Bartholomew, which took place in France, August 24, 1572 on the eve of St. Bartholomew. Incidents of this night and the prologue and epilogue to them are reflected in the carved panels postavtsa XVI - XIX centuries. a large collection of Fine Arts ASG.

Keywords: St. Bartholomew, Roman Catholics, Huguenots, King, Catherine de Medici, postavets, carved panels.

Валуа - прославленная династия французских королей, правившая страной с 1328 по 1589 годы, когда ее сменили представители дома Бурбонов. Правление этой династии ознаменовано многочисленными трагическими событиями в истории Франции. Страна, истощенная религиозными и гражданскими войнами, политическими интригами, была сильно раздроблена, а социальное неравенство между представителями высшего сословия и народными массами приводило к многочисленным недовольствам и бунтам. Неравенство это обозначилось и в отчуждении простого народа от культурных ценностей, поскольку искусство полностью оказалось во власти олигархии. Принято считать, что династия Валуа не отличалась большим вниманием к искусству и не отмечена его патронированием. Выделялся в этом смысле король Франциск I (1494 -1547), с именем которого тесно связано французское Возрождение.

ЖАН КЛУЭ Портрет Франциска I 1525 г. Лувр, Париж

В период его правления королевский двор оживает, устраиваются шумные блестящие балы и приемы. После путешествия по Италии король окружает себя художниками, поэтами и учеными, с которыми беседует об искусстве. По его заказам работали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Андреа дель Сарто. Большой любитель книг и языков, в своей резиденции в Фонтенбло он открывает библиотеку для всех желающих, учреждает типографию и школу древних языков

- Коллегиум трех языков. Особой любовью у Франциска I пользовались скульптура и архитектура. Самым роскошными замками периода его правления стали Шамбор и Фонтенбло, над оформлением которых работали лучшие живописцы и скульпторы, в том числе приглашенный Бенвенуто Челлини (1500

- 1571). Эмблемой своего правления король избрал огнедышащую саламандру - древний алхимический символ огненной силы и целомудрия, а также девиз: «Я лелею добро и изгоняю зло». Изображение саламандры Франциска I можно увидеть на створках верхней части поставца из Большого собрания изящных искусств ASG.

Франциск I был первым представителем ангулемской ветви династии Валуа, правившей Францией с 1515 по 1589 гг. Он же был и, пожалуй, наиболее гуманным представителем этого королевского рода, поскольку правление его сына - Генриха II (1519 -1559) было ознаменовано отнюдь не искусством, а огнем и мечом. Война с Италией и испанскими Нидерландами ослабила страну. В это же время начались гонения на усиливавшийся в стране протестантизм, ко-

торые достигли своего апогея в ночь на 24 августа 1572 года (Варфоломеевская ночь), когда по инициативе жены Генриха II - Екатерины Медичи (1519 - 1589) и их сыновей в Париже было вырезано, по различным оценкам, около 30 тысяч человек.

Екатерина Медичи была самой влиятельной женщиной на политической арене Европы XVI века. В историю она вошла как одна из наиболее жестоких правительниц. Сильная и умная, она любыми путями стремилась сохранить у власти род Валуа, поскольку ее сыновья были на это не способны. Все они обладали слабым здоровьем, недальновидностью и мало занимались вопросами управления страной. Обладавшая жестким нравом, она взяла бразды правления Францией в свои руки, будучи регентом при своих юных сыновьях.

ФРАНСУА КЛУЭ Портрет Екатерины Медичи После 1559 г. Бриджменская библиотека искусств

При этом Екатерина как истинный представитель рода Медичи, который издавна славился меценатами и покровителями искусства, поощряла его развитие и умела ценить прекрасное. При ее дворе работал выдающийся портретист Франсуа Клуэ (1515 - 1572), позднее творчество которого близко второй школе Фонтенбло. Именно он после 1559 года написал знаменитый портрет Екатерины во французском капюшоне (головной убор в виде металлического каркаса, имеющего форму сердца).

,, . После смерти во

Поставец (фрагмент) г

Франция, XVI - XVII вв. вРемя тУРниРа К0Р°"

Массив ореха, дуба, резьба ля Генриха II Екате-151x95,5x48 см Рина Медичи надела

Инв. № 18-2867 траур, который не

снимала до конца своих дней, из-за чего была прозвана «Черной королевой». К слову сказать, Екатерина стала первой носить траурные одежды черного цвета, до нее в средневековой Франции траур был белый.

Первым на престол взошел старший сын Екатерины - пятнадцатилетний Франциск II (1544 - 1560). При нем королева-мать занималась государственными делами, принимала политические решения и старалась сглаживать на первых порах доктринальные разногласия, идя на серьезные уступки протестантским лидерам. Но конфликт неминуемо назревал.

Незадолго до своего семнадцатилетия Франциск II скончался от нарыва мозга, вызванного инфекцией в ухе, и следующим на престол вступил его десятилетний брат Карл IX. В 1563 году король был объявлен совершеннолетним, но он никогда не был в состоянии управлять государством самостоятельно. Больной туберкулезом, он страдал от постоянной одышки, был подвержен частым истерикам и приступам ярости.

ФРАНСУА КЛУЭ Портрет Карла IX 1571 г.

Национальная библиотека Франции

Опять же на поставце из собрания ASG, а именно на створках его верхней части, изображены два медальона с портретами Карла IX, даты его коронации: «1560», а также его фаворитки Мари д'Ан-трег Туше (1549 - 1638) с ее инициалами: «М.А.Т.». Карл имел от Мари двух сыновей, один из которых умер в младенчестве.

ФРАНСУА КЛУЭ Портрет Франциска II Ок. 1560 г. Национальная библиотека Франции

Поставец (фрагмент) Франция, филенки -XVI в., каркас - XIX в. Массив ореха, резьба 185x107x49 см Инв. № 17-2614

Книжная миниатюра с изображением Генриха Навварского и Маргариты Валуа Национальная библиотека Франции

ФРАНСУА КЛУЭ Портрет Гаспара де Колиньи Ок. 1565 г. Сент-Луисский художественный музей, США

В это же время Екатерина старалась укрепить положение дома Валуа в Европе. В 1570 году она женила Карла на дочери императора Священной Римской империи Максимилиана II - Елизавете. А для своей дочери Маргариты (1553 - 1615) она подготовила партию в лице Генриха Наваррского (1553 -1610), дабы объединить силы Бурбонов и Валуа, а также в надежде установить мир между католиками и гугенотами. Мать Генриха Наваррского - Жанна д'Альбре - одобрила этот брак с тем условием, что ее сын сохранит протестантскую веру. Сама Маргарита, будучи католичкой, мужа не любила и принимала ухаживания Генриха де Гиза (1550 - 1588), который, впрочем, вскоре женился на Екатерине Клевской. Данному событию немало обрадовалась Екатерина Медичи, поскольку, балансируя между католиками и гугенотами, она боялась усиления католической церкви Франции, во главе которой стояло семейство де Гиз.

Свадьба Генриха Навварского, будущего короля Франции Генриха IV, и красавицы Маргариты стала точкой отсчета в драматической цепочке событий, приведших к Варфоломеевской ночи - массовой резне гугенотов с католиками, произошедшей в канун дня святого Варфоломея.

Вскоре после прибытия в Париж для подготовки к свадьбе заболевает и умирает сорокачетырёхлетняя мать Навварского. Гугеноты обвиняют Екатерину Медичи в умышленном отравлении Жанны с помощью перчаток. Однако несмотря на это, свадьба состоялась 18 августа 1572 г. на паперти Собора Парижской Богоматери

по причине разной конфессиональной принадлежности брачующихся.

Три дня спустя после свадебных торжеств было совершено покушение на одного из вождей гугенотов адмирала Гаспара де Колиньи (1519 - 1572), который был ранен в руку выстрелом из окна близстоящего здания. Наемному убийце Франсуа де Лу-вье де Морвель удалось сбежать, а жизнь адмирала была спасена врачами. И снова в покушении была обвинена Екатерина, а также семья де Гиз, стоявшая во главе наиболее радикальной католической фракции, добивавшейся недопущения присутствия гугенотского лидера при дворе.

Однако Екатерина Медичи вместе со своим сыном Карлом IX всячески пытались охладить воинствующий настрой своих единоверцев. Адмирал Колиньи возглавлял хорошо вооруженную армию гугенотов, которые щедро поддерживали свою аристократию и контролировали такие города, как Монтобан, Ла-Рошель и Коньяк. В интересы Екатерины, чей двор испытывал финансовые затруднения, не входил разрыв дипломатических отношений со столь мощными противниками. Впрочем, ни испанский король Филипп II, ни Папа Римский, ни наиболее рьяные католики Франции не оказали поддержку политике Екатерины Медичи, которая была вынуждена объединиться с зарождающейся на тот момент Католической лигой, возглавляемой Генрихом де Гизом.

Генрих де Гиз - французский военный и государственный деятель, непримиримый сторонник католицизма. Именно он был одним из претендентов на руку Маргариты Валуа. Будучи сыном Франсуа де Гиза, убитого протестантом Польтро де Мере, он отомстит за смерть отца, приняв на себя убийство адмирала де Колиньи.

Портрет Генриха де Гиза Музей Карнавале, Париж

Оба эти события, а именно встреча королевского двора с послами Католической лиги и убийство предводителей гугенотов, запечатлены на панно, украшающих богатый резной поставец из Большого собрания изящных искусств ASG. Поставец был приобретен на французском аукционе Massol 11 марта 2011 г. Сам каркас поставца создан в XIX столетии и украшен в стиле Дюсерсо. Данный стиль, сформировавшийся под воздействием гравюр французского архитектора Жака Андруэ Дюсерсо I (1510/12 - ок. 1585), отличается парадностью, пышностью, причудливостью форм, частым использованием гротесковых мотивов, а также свободной трактовкой элементов античной и итальянской ренессансной архитектуры.

Навершие поставца из собрания ASG выполнено в виде герба с тремя геральдическими лилиями, с двух сторон поддерживаемого ангелами. Все сюжетные рельефы поставца разделены бордюрами, декорированными геометрическим и растительным орнаментом в форме пальметт и листьев аканта. В его центральной части - кариатиды, а внизу - четыре парные гермы, поддерживающие верхний ярус.

А вот рельефные филенки, вставленные в каркас поставца, были выполнены в XVI в. и запечатлели всех ключевых персонажей Варфоломеевской ночи, а кроме того пролог и эпилог к ее основным событиям. В верхней части бы видим прямоугольное панно с изображением Екатерины Медичи и ее сына Карла IX с представителями Католической лиги, возглавляемой герцогом де Гизом. В центре изображена Екатерина. В знак сердечного приветствия хитроумная королева прижала руку к груди, а другой -касается плеча своего сына, словно подталкивая нерешительного короля вперед. И действительно, весь облик Карла являет собой непонимание того, насколько серьезны и опасны обстоятельства, сложившиеся в его королевстве. Его поза, широко расстав-

ленные ноги с упором на носки, отстраненность корпуса назад от послов свидетельствуют о полном нежелании действовать, брать на себя ответственность за участь Франции и принимать важные, судьбоносные решения на благо родины. За спиной членов рода Валуа стоят придворные дамы и кавалер, повернувшийся спиной к зрителям. Делегация Католической лиги, изображенная справа, состоит исключительно из мужчин. На переднем плане изображен герцог де Гиз, склонившийся в притворно низком и подобострастном поклоне-приветствии. Интересно, что сцена эта, с деревьями на заднем плане, с обеих сторон обрамлена драпировками, напоминающими раскрытый театральный занавес, преподнося происходящее как театр политических интриг.

Поставец (фрагмент) Франция, XVI - XIX вв. Массив ореха, резьба 270^156x50 см Инв. № 17-2003

А вот в центральной части поставца, слева, расположено панно со сценой убийства адмирала де Колиньи. Брак Генриха и Маргариты послужил поводом к сбору в Париже большого количества именитых протестантов. Но в городе господствовали антигугенотские настроения, и парижане, подавляющее большинство которых было католиками, нашли присутствие гугенотских лидеров неприемлемым. Ко всему прочему ненависть католиков-простолюдинов подкреплялась плохими урожаями, повышением цен на продукты, увеличением налогов. Обыкновенных горожан возмущала показная роскошь, устроенная по случаю королевской свадьбы.

Светские и духовные власти выступали против этого брака. Сам Папа Римский не благословил этот союз, а губернатор Парижа Франсуа де Монморанси (1530 - 1579), чувствуя свою неспособность удержать беспорядки, покинул город за несколько дней до свадьбы.

В этих условиях руки королевской семьи оказались развязаны. Королева-мать, замечая, что де Колиньи оказывает влияние и вызывает симпатии у её по сути своей ведомого сына Карла, решает устранить адмирала, дабы не позволить ему убедить короля поддержать протестантов в борьбе против Испании. Мудрый политик де Колиньи видел в объединении католиков и гугенотов единственную мощную альтернативу гражданской войне, назревающей во Франции, однако это рушило планы Екатерины по налаживанию мира с Испанией, против которой разрозненная Франция выступать не могла.

Первоначально в планы Валуа не входила массовая резня гугенотов, а лишь устранение ее лидеров - де Колиньи, Генриха На-вварского и его двоюродного брата принца де Конде (1552 - 1588). Однако ненависть парижан к гугенотам, а также давняя вражда семейных кланов Гизов и Колиньи спро-

воцировали массовую кровопролитную и беспощадную резню.

Сигнал к началу устранения гугенотов прозвучал с колокольни церкви Сен-Жер-мен-л'Оксеруа. Принято считать, что в набат ударили с главной сохранившейся башни, но

КЛОД МОНЕ

Церковь Сен-Жермен-л'Оксеруа 1867 г.

Национальная галерея, Берлин

это не так: католикам просигналила маленькая колокольня с южной стороны церкви.

Одним из первых в ту ночь смерть принял адмирал де Колиньи. Накануне 23 августа Парижский муниципалитет получил приказ закрыть ворота и привести в готовность городскую милицию. Первыми удар понесли гугеноты, находившиеся в Лувре. Их убивали в стенах дворца и за его пределами, отыскивая вдоль луврского рва. Протестанты, облаченные во все черное, были легкой добычей для разбушевавшихся убийц. Самого адмирала убили в Лувре, тело выбросили на ныне несуществующую улицу Бетизи, а затем в воды Сены.

На дверце поставца из Большого собрания изящных искусств ASG адмирал де Ко-линьи изображен уже лежащим мертвым у стен Лувра в окружении католиков. Над телом убитого победоносно стоит Генрих де Гиз с поднятой вверх шпагой, призывая остальных «верных» католиков к истреблению гугенотов, а также ознаменовывая этим отмщение за смерть своего отца. Некоторые из католиков продолжают смотреть в окно, из которого было выброшено тело адмирала, простирая в экзальтации руки.

На следующий день, 25 августа, на одном из парижских кладбищ зацвел сухой боярышник, в чем католики увидели знак божьего одобрения и продолжили резню, не жалея ни женщин, ни детей, ни стариков.

Париж оказался во власти разбушевавшегося плебса. В городе процветало мародерство, многие «под шумок» в хаосе решали свои личные проблемы - убивали надоевших жен, грабили соседей, разделывались с кредиторами. Солдаты и милиция, смешиваясь с простолюдинами, вышли из-под влияния короля, без разбора коля шпагами и католиков, и гугенотов. Восстание перекинулось и на другие города Франции - Лион, Орлеан, Руан, Мо, Бордо. Другие страны, в числе которых были Англия, Германия и даже Россия, высказали Франции свои опасения и недовольства в связи со сложившейся ситуацией.

Первоначально французское правительство пыталось объяснить происходящее давней враждой Гизов и Колиньи, которая переросла в вооруженный конфликт. Однако 26 августа Карл IX официально заявил, что все произошло по его приказу. Остались свидетельства современников о том, что и сам король убивал гугенотов, стреляя из окна своей резиденции. При этом в официальных объяснительных письмах, разосланных за границу, утверждалось, что король с помощью парижан подавил гугенотское восстание и покарал мятежников, при этом не отнимая у них свободы вероисповедания.

Полностью резня прекратилась лишь спустя несколько недель. Гугенотам был нанесён сокрушительный удар, в результате которого они лишились многих из своих видных предводителей. Генрих де Гиз чувствовал себя победителем. Именно в образе триумфатора со штандартом в руке он предстает в центральной части поставца Большого собрания изящных искусств ASG. А над ним мастер разместил изображение Венеры с яблоком, которое по трактовке близко к скульптуре «Диана с оленем» работы французского мастера Жана Гужона (ок. 1510/1520 - ок. 1563/1568). Этот скульптур работал над оформлением той самой печально известной церкви Сен-Жер-мен-л'Оксеруа, а по заказу Генриха II создал скульптурное изображение его фаворитки и вечной соперницы Екатерины Медичи -красавицы Дианы де Пуатье с оленем. Сам Гужон был протестантом и из-за гонений на приверженцев этой веры в 1560-х гг. был вынужден покинуть Париж, умерев в изгнании в Болонье.

Немногим видным предводителям гугенотов удалось выжить в Варфоломеевскую ночь. Избежал страшной участи Генрих Навварский благодаря своему

высокому положению и своевременному обращению в католицизм. После смерти Карла IX от туберкулеза он смог наладить отношения с его братьями Франциском Алансонским и Генрихом III, на коронации которого в Реймсе он присутствовал.

Отношения новобрачных Генриха Навварского и Маргариты Валуа не заладились с самого начала. Не испытывая чувств друг к другу, они практически не жили вместе, имея многочисленные привязанности на стороне. Генрих, заботившийся более всего о восшествии на престол, не обращал внимания на жену, а отношения с матерью и братьями у Маргариты не складывались.

После смерти Франсуа Алансон-ского Генрих Навварский фактически диктовал свои условия бездетному Генриху III. В такой ситуации в 1585 году Маргарита отправилась в Ажен - собственное католическое графство

Бюст Дианы де Пуатье Отлит по модели Жана Гужона «Диана с оленем» Продукция дома Фердинанда Барбединни Франция, XIX в. Золоченая бронза, литье, чеканка Высота 30 см БСИИ ASG Инв. № 09-4076

Поставец (фрагмент) Франция, XVI - XIX вв. Массив ореха, резьба 270^156x50 см Инв. № 17-2003

Поставец (фрагмент) Франция, XVI - XIX вв. Массив ореха, резьба 270^156x50 см Инв. № 17-2003

на юге Франции, где объявила себя членом Католической лиги и возобновила отношения с герцогом де Гизом, симпатии к которому испытывала с юности. Все это фактически означало выступление против мужа и брата. Год спустя, после провала аженской авантюры, она была взята под стражу отрядами Генриха III и отправлена в замок Юс-сон в Оверни. Здесь в качестве узницы она пробыла два месяца, поскольку герцог де Гиз выкупил ее у коменданта и сделал хозяйкой замка.

Как раз момент выкупа королевы запечатлен на правой створке поставца из собрания ASG. И вновь коленопреклоненный де Гиз у стен замка приносит к ногам своей возлюбленной Маргариты целую гору зо-

лотых монет. Королева Марго (именно так именовал свою сестру Карл IX) изображена справа сидящей в кресле, а рядом с ней стоит королева-мать. Она по старой привычке придерживает за руку свою дочь, дабы не дать ей совершить опрометчивый поступок. Екатерина всегда стремилась контролировать действия дочери, не позволяя ей иметь любовников. А поняв, что Марго ей более не подвластна, исключает ее из своего завещания и не видится с дочерью до конца своих дней.

В 1588 году Генрих де Гиз был убит по приказу короля в замке Блуа, а с ним пало и могущество дома де Гизов. Через год погибает сам Генрих III от рук фанатика Жака Клемана. Маргарита была бездетна, и на престол, согласно завещанию короля, вступает основатель династии Бурбонов -Генрих IV.

Последствия Варфоломеевской ночи были настолько же страшны, насколько и важны для политического курса Европы в XVI веке. С восшествием на престол Бурбонов начался новый виток в истории Франции, подчас не менее кровавый. Варфоломеевская ночь навсегда связала имя династии Валуа с государственным террором и расправами на почве религиозного неприятия. В сознании нескольких поколений протестантов остался неизгладимый след от жесткой несправедливости и бессмысленности массовых убийств, поскольку с помощью крайних мер за одну ночь французским католикам не удалось восстановить повсеместное господство своей веры. Не забываются события той страшной ночи и по сей день. Безжалостные убийства, а также нестандартные, очень непростые для понимания современных людей, внутрисемейные отношения рода Валуа будоражат многие поколения художников, скульпторов, писателей и режиссеров, стремящихся дать свою оценку данных событий. Не остались в стороне от этой темы и французские мастера-мебельщики XVI века, воплотив эту историю в резные панно, получившие вторую жизнь в поставце XIX столетия.

Список использованной литературы:

Шекспир У. Венера и Адонис / пер. с англ. В. Ладогина [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://lib.meta. иа/Ьоок/22637/ (Проверен 26.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.